uzluga.ru
добавить свой файл

Инновационная деятельность университетов

в научно-технической сфере


В.Карнаков
начальник научно-исследовательской части, доцент
Иркутский Государственный Университет
Россия



Сегодня вопросы развития инновационной деятельности в научно-технической и образовательной деятельности в России широко обсуждаются вузовской и академической общественностью. Ведущие российские университеты, в особенности, классические и технические, считают основными научную и образовательную деятельности, которые неразрывно связаны между собой. Поэтому университеты, наравне с наукоемкими предприятиями и отраслями экономики, призваны активно развивать различные формы инновационной деятельности. Однако, инновационная деятельность в России характеризуется достаточно резким расхождением между достаточно высоким потенциалом для инноваций и крайне низкими результирующими показателями.

Все те, кто, так или иначе, связанны с наукой и техникой, с исполнительной и законодательной ветвями власти, уделяют этим вопросам большое внимание. И это закономерно.

Обратимся к определениям. Инновационная деятельность: это совокупность практических действий по обновлению продукции, услуг и производства, созданию новых продуктов, технологий и услуг.

Инновационный процесс: это процесс создания нового знания, внедрения его в производство с целью получения новой продукции.

Инновация: буквально это нововведение. Это конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой продукции или технологического процесса. Это вложение средств, т.е. инвестиции. Это нововведение технологического характера, когда идея или изобретение в первый раз превращается в коммерческий продукт. По образному выражению Джулио Грата, Инновации– это, прежде всего, состояние ума. Конечным результатом инновации является коммерческий успех. Для реализации инновационной деятельности необходимы практические действия.

Эффективность инновационной деятельности зависит от того, в какой мере его стадии интегрированы в единое целое и обеспечены достаточным финансированием.

Таковы основные понятия. Участие университета в различных конкурсах научных проектов является элементом или звеном инновационного процесса. В узком понимании инновационная деятельность аналогична деятельности по внедрению научных разработок, характерная для советского периода. Однако есть и отличия, причем весьма существенные. Многое в этой деятельности начинается и заканчивается вопросами финансирования.

При рассмотрении инновационной деятельности сразу возникает ряд вопросов. Например, такие:

  1. Имеются ли в ИГУ примеры реализации инновационных проектов.

  2. Это что-то новое или мы этим занимаемся.

  3. Нужны ли классическому университету инновации и в каком объеме.

  4. Какие направления инновационной деятельности необходимо развивать.

  5. Какие инновации и инициативы сотрудников поддерживать в первую очередь.

  6. Насколько университет готов и способен вести инновационную деятельность в широком масштабе.

  7. И самый главный вопрос – как и с какой целью использовать интеллектуальную собственность (ИС), которой обладает университет в форме патентов и ноу-хау. Иными словами, каковы должны быть наши практические действия. Вопросов много, причем таких, на которые очень трудно ответить по существу.

На уровне государственного управления наблюдается “полный порядок”. Например, в структуре правительства имеется “Федеральное агентство по науке и инновациям”, на региональном уровне в администрации Иркутской области действует “Департамента инновационной деятельности, науки и высшей школы”. Есть некоторая законодательная и нормативная база и инфраструктура. С 1996 года издается научно-практический журнал “ИННОВАЦИИ” (сайт: www.mag.innov.ru). Тем не менее, в стране до сих пор не осознается того важного обстоятельства, что инновационной научной деятельностью нельзя заниматься формально, по должности или по распоряжению. Силовые приемы не пригодны для развития инновационной деятельности в науке.

Именно поэтому на региональном и государственном уровнях недостаточно механизмов поддержки инновационной деятельности, эффективно-работающей инфраструктуры и, конечно, финансовых средств. Достаточно только деклараций. Но самое главное, нет заказчиков и инвесторов для превращения научно-технических разработок в товар т.е. их коммерциализация. Таким образом, общий вывод: в России инновационная деятельность в научно-технической сфере находится в зачаточном состоянии. Конечно, всегда есть отдельные успешные примеры. Все ищут простые и быстрые способы оборота средств и получения прибыли. Имеются даже отдельные сферы экономики, где инновации идут успешно. Это банковская и финансовая деятельность, торговля и сфера услуг. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на бурное развитие инновационных процессов в операциях с ценными бумагами, кредитами, деньгами … Никто это не стимулирует, а Правительство РФ даже сдерживает и ограничивает нормативными актами финансовую деятельность в России.

Вопрос крайней точки зрения. Что будет с университетом (университетами), если он не будет заниматься инновациями в научно-технической сфере? Возможный ответ: лучшие научные кадры уйдут и унесут с собой ИС и ноу-хау, не будет притока молодых кадров в научно-техническую сферу.

Поэтому задача университета найти и занять определенную нишу в инновационном процессе. Следовательно, в университете необходима постановка задачи на формирование элементов инновационного процесса. В частности, организация такого менеджмента, которое бы оказывало реальную поддержку инициатив (инноваций) сотрудников и подразделений, а также стимулировало бы привлечение финансовых средств на инновационные и научные проекты.

Вопрос. Что в университете сегодня имеет непосредственное отношение к инновационной деятельности? Ответ. Университет имеет определенные материальные, интеллектуальные и инфраструктурные ресурсы.

Приведем некоторые примеры (инфраструктура …).

  1. В университете имеется “Межвузовская региональная лаборатория экологических исследований”. Лаборатория имеет Лицензию Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Сертификат аккредитации аналитической лаборатории Госстандарта России.

  2. ЦНИТ университета имеет две лицензии Минсвязи на предоставление услуг в области связи и информатизации.

  3. Лаборатория В.Г.Дрокова (НИИПФ) имеет лицензию и сертификат аккредитации Госстандарта на методики и прибор по диагностике авиационных двигателей.

  4. В конце 2004 года Университет и ООО “Сибэкс”, заключили договор о совместной деятельности по созданию, на базе кафедры физико-химической биологии аккредитованной лаборатории “ГМИ – эксперт” для проведения экспертизы пищевых продуктов, сырья и кормов на содержание генетически модифицированных источников с выдачей свидетельства о проведении испытаний в соответствии с ГОСТ р-52174 - 2003. “Сибэкс” в соответствии с договором вложил в ремонт факультетских помещений 300 т.р. и приобрел для лаборатории дорогостоящее аналитическое оборудование. Для университета это новый вид деятельности и без проблем здесь не обходится. Открытие и работа лаборатории может иметь хорошие перспективы для развития биотехнологий и подготовки специалистов в области биотехнологий.

  5. В области информационных технологий разрабатываются новые методы и логические системы обработки знаний и больших информационных ресурсов (естественно-научных текстов) в Интернете. В результате компьютер способен выполнять часть интеллектуальных функций человека.

  6. Наличие в университете научно-исследовательских институтов в области естественных и гуманитарных наук (НИИПФ, НИИБ, НИИНУС и МИОН).

Материальная и приборная базы научных исследований.

В последние 3 года университетом достигнуты определенные успехи в развитии приборной базы научных исследований: закуплены 7 приборов (аналитическое оборудование и экспериментальные установки) на общую сумму более 6,5 млн.руб., из которых 1 млн.руб. средства университета. Средства выделялись Минобразованием, Минпромнауки и РФФИ на конкурсной основе. Закупки 3-х приборов университет проводил в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ. В этой части университет приобрел опыт.

Патентная деятельность. В 1992 году в РФ был принят Патентный закон, который регулирует вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью и ее использованием. Были введены новые понятия. Патентный закон очень скрупулезно разрабатывался с учетом западного законодательства, в нем были введены правильные определения и нормы, но был опущен вопрос, что делать в ситуации, когда ИС создана за счет бюджетных средств. Приватизация выявила множество других вопросов. В частности, если пойти в научные институты и вузы и спросить, что они делают с объектами ИС: ставят ли на баланс, регистрируют, патентуют, - то выявляется масса всяких проблем.

Однако вернемся к университету. За 2000-2004 годы университетом получены 27 патентов, из которых в 2004 году поддерживалось 23 патента. За оформление и поддержку патентов платится пошлина. В советские времена (до принятия в 1992г. Патентного закона) изобретатель за каждое авторское свидетельство получал вознаграждение. Сегодня патентообладатель сам должен платить Роспатенту пошлины.

Авторами патентов (разработчиками ИС) являются, в основном, сотрудники трех научных институтов и естественно-научных факультетов. Всего за 5 последних лет авторами патентов явились 51 чел., из которых 12 преподаватели, 21 научный сотрудник, 10 докторантов и аспирантов и 8 студентов. Участие докторантов, аспирантов и студентов в патентной деятельности разовое, при подготовке диссертаций и дипломных работ.

Университет имеет ряд перспективных патентов. Среди них около 10 патентов Дрокова В.Г. с сотрудниками, в том числе Европейский патент 1998г., действующий в 6 странах ЕС и поддерживаемый в силе до настоящего времени, включающий 4 патента РФ на “Способ определения микропримесей металлов в смазочных маслах, топливах и специальных жидкостях и устройство для его осуществления” и на "Способы диагностики состояния двигателей", позволяющие с достаточной достоверностью и точностью оценить техническое состояние узлов и агрегатов двигателей. Патенты Стома Д.И. с сотрудниками на “Способ очистки и рекультивации загрязненных нефтью и нефтепродуктами почв”, на “Способ определения жизнеспособности коконов земляных червей”. Использование данных способов позволяет перерабатывать отходы жизнедеятельности человека и получать биогумус для сельского хозяйства. Патент Коржовой Е.Н. с сотрудниками на “Способ изготовления стандартных образцов атмосферных аэрозолей, нагруженных на фильтр”, позволяющий определять аттестуемое значение содержания компонентов в синтетических стандартных образцах состава аэрозолей, нагруженных на фильтр, что дает возможность применять их в количественном химическом анализе состава проб атмосферных аэрозолей и газопылевых выбросов промышленных предприятий. Патент Шпейзера Г.М. с сотрудниками на “Способ извлечения бальнеологически активных компонентов для получения лекарственных средств”. Использование предлагаемого способа позволяет создать технологическое производство широкого спектра лечебных препаратов из минеральных вод различного состава без истощения природного сырья. Патенты Огаркова Б.Н. на “Способ получения пигмента красителя из растительного сырья” и др.

В 2004 году Кимом Е.Х и Шмидтом Ф.К. поданы 4 заявки на способы промышленного получения синтез-газа с использованием катализаторов, которые позволяют получить исходное сырье для химической промышленности.

Практически все патенты университета оформлены на способы. Университет, имея патент, может использовать его путем продажи патента или выдачи лицензии на его использование. Примеров такого использования патентов у нас нет. Это связано с тем, что патентуемые научные разработки, как правило, носят исследовательский, лабораторный характер, в лучшем случае воплощаются в образцы, лабораторные установки и способы, которые требуют доработок и дорогостоящих НИОКР. Поэтому патенты не находят покупателя, не являются конкурентноспособным товаром, несмотря на высокий научно-технический уровень. Кроме того, в каждом патенте и научной разработке содержится ноу-хау, которым обладает только разработчик.

Патенты и патентная деятельность сегодня приносят университету, в основном, лишь моральное удовлетворение. Сегодня назрела необходимость постановки вопроса об использовании патентов для создания законченных разработок и технологий, т.е. наукоемкого товара. В противном случае интеллектуальная собственность не будут востребована на рынке или уйдет из университета.

Примеры участия университета в конкурсах инновационных проектов.

На конкурс РФФИ 2005 года ориентированных поисковых исследований фундаментального характера поданы 4 заявки (Стом, Дроков, Латышев). Результаты конкурса пока не объявлены. На региональный конкурс 2005 года инновационных научно-технических проектов поданы 3 заявки (Дроков, Латышев, Стом). Проект Латышева В.П. “Внедрение технологии получения генераторного газа для замены мазута в локальных системах теплоснабжения” получил поддержку администрации области в числе 8 проектов по Иркутской области. На региональный конкурс 2006 года поданы 3 заявки (Огарков, Стом, Кузеванов). На конкурс 2006г. по программе СТАРТ “Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере”, (Фонд Бортника), поданы 4 заявки (Дроков, Огарков, Мельник, Шпейзер). В настоящее время это фактически единственный государственный фонд, который на безвозмездной основе финансирует в течение 3-х лет создание малых предприятий в научно-технической сфере с выпуском реальной товарной продукции. Проект проф. Огаркова Б.Н. (разработка технологии получения природного полимера меланина) получил поддержку фонда в числе 5 проектов по Сибирскому федеральному округу в области биотехнологий. В области приборостроения по программе СТАРТ подана одна заявка. Итоги конкурса будут известны в ближайшее время.

Каковы перспективы развития инновационной деятельности и что необходимо предпринимать университету для организации эффективной инновационной деятельности. Представляется следующее. Во-первых, вести мониторинг результатов научно-технической деятельности. Необходимо выявлять перспективные научные работы и разработки с целью их развития, продвижения и поиска средств на НИОКР. Во-вторых, проводить оценку и контроль эффективности бюджетных вложений в научно-техническую деятельность. Это задача университета как государственного учреждения. В третьих, формировать в университете инновационный менеджмент для поиска партнеров и продвижения разработок, технологий, продукции и услуг на рынок. В четвертых, формировать в университете инфраструктуру, например технопарк, с помощью которой университет будет обеспечивать поддержку инноваций сотрудников и подразделений университета.


У всякого заказчика, всегда есть выбор между "хороший проект - плохой менеджмент", "средний проект - хороший менеджмент" и он часто выбирает в пользу очень хорошего менеджмента, потому что плохой может любое дело провалить. Кроме того, заказчик всегда смотрит на то, кому принадлежит интеллектуальная собственность. Если разработчику, то она вносится в инновационный проект.

И в заключение, о будущем. Университет, выполняя научные исследования и поддерживая патентную деятельность, входит в процесс, когда созданная интеллектуальная собственность требует вовлечения ее в хозяйственный оборот. Поэтому, в будущем наиболее вероятно то, что эффективное привлечение финансовых средств в университет будет возможно только в рамках инновационно-ориентированных проектов не только в научно-технической, но и образовательной сферах деятельности университета.