uzluga.ru
добавить свой файл
В гостиной мягкий полусвет. Двое ведущих сидят за столиком, на котором лежат альбомы, портреты, томики стихов, цветы.
Ведущие начинают повествование.
Звучит "Хоральная прелюдия" И. С. Баха.

1 ведущий: В мире всегда что-то изменяется... Уходят эпохи, разрушая великие цивилизации. Войны сметают города, Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания - это вечные истины, завещанные нам богом и предками. Эти истины учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой души.

2 ведущий: Издавна считается, что хранительницей домашнего очага, основой мира и согласия в доме была женщина. Она защищала своих домочадцев от любой скверны, была их наставницей и опорой.
У каждой эпохи своя женщина - женщина-воительница, женщина-просветительница, гражданка (в великом смысле этого слова), женщина-муза, идеал. Но какой бы она ни была, всегда остается она средоточием всего лучшего и человеческого.

1 ведущий: Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы поговорить о женщине. Женщине как о воплощении самого прекрасного, идеального. Поговорим о прекрасном идеале, вдохновлявшем великих мастеров на создание бессмертных творений. (В разговор ведущих гармонично вливается "Па-де-де Жизели и Альбера" из балета "Жизель" А.Ш. Адана.)

2 ведущий: Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства с Россией XIX века. Россией просвещенной, литературной, музыкальной, мятущейся и ищущей свой идеал. Первая четверть XIX века - яркая страница в истории отечественной словесности и изобразительного искусства (показывает портреты и альбомы по искусству). Эта страница наиболее ярко отражает характер женщины, как представление о нравственном идеале у романтиков. (Читает стихотворение Е.А. Баратынского "Она". /Баратынский Е.А Полное собрание стихотворений. - М 1989. - с 135./).

2 ведущий: Все чувства женщины направлены к доброму началу, терпению и любви к ближнему. Литература, поэзия, живопись, музыка - все виды искусства того времени находили слияние в прекрасном поиске идеала, воплощенного в современнице.

1 ведущий: Итак, Россия XIX века, атмосфера музыки, поэзии, прекрасных дам... В это время в России процветают литературные кружки-салоны, для посетителей которых литература была не профессией, а увлечением и развлечением. Салон как одна из форм. интеллектуальной жизни высшего круга общества.
Салон - очень тонкая и сложная форма общественной жизни, в которой соединились серьезные, глубокие интересы с развлечением, публичная деятельность с интимной обстановкой, личное с общественным, и при этом каждая из сторон не подавляла другую. Умение держать салон П.А. Вяземский называет "искусством". Он отмечает как главную особенность салона то, что им может руководить только женщина.

2 ведущий: "Ум женщины, - пишет он, - тем и обобщает и господствует, что он отменно чуток на чужой ум. Женский ум часто гостеприимен; он охотно зазывает и приветствует умных гостей, заботливо и ловко устраивает их у себя: так проницательная, строгая и опытная хозяйка дома не выдвигается вперед перед гостями, не перечит им, не спешит перебить у них дорогу, а напротив, как будто прячется, чтобы только им было просторно и вольно"".

1 ведущий: Сегодня мы Вас приглашаем посетить знаменитый салон XIX века, познакомиться с гостями, найти своих друзей и единомышленников. Мы: побываем в московском салоне княгини Зинаиды Волконской.
Московский салон Зинаиды Волконской оставил в истории русской общественной жизни, в истории литературы яркий, памятный след.
Итак, войдем в московский дом на Тверской улице, принадлежащий княгине Зинаиде Александровне Волконской. (Этот дом, хотя и перестроенный, существует и ныне и известен москвичам под старинным названием "Елисеевский магазин"). Выбор Москвы, конечно же, не случаен: москвичом был ее отец, друг Карамзина и носивший прозвище "Московский Аполлон". А так велико было желание укрыться от чопорности и принудительности петербургской жизни. Княгиня с головой ушли в мир искусства, поэзии ... (Ведущий читает стихотворение А. Мицкевича "На греческую комнату .../В царстве муз ... -М, 1987. -С. 24./).

2 ведущий: По словам современника "она украшала свой дом оригинальными копиями знаменитейших произведений живописи и ваяния; комнаты своего дома, настоящего музея она раскрашивала фресками в стиле разных эпох". (Звучит вальс и танец «Жизели и Альберта» из балета "Жизель" А.Ш. Адана).

1 ведущий: Познакомимся с хозяйкой этого гостеприимного дома. (Ведущий читает стихотворение И. Козлова "Княгине Волконской" /Гимн любви. Т.1. - М,1961.С56
Она принадлежала к древнему роду князей Белосельских-Белозерских. Княжна рано лишилась матери, и воспитанием дочери занимался отец, прививший девочке любовь к литературе и искусству. Он смог стать любимым и искренним другом этого создания.
1810 году Зинаида Александровна вышла замуж за князя И. Г. Волконского, приближенного царя Александра I. Она блистает при дворе, император оказывает ей особое внимание. Красивая, умная, образованная, обладающая аристократическим талантом и прекрасным голосом, она играет в спектаклях, поет, пишет музыку. Ее пение вызывает восторг у Россини, известная актриса Марс сожалеет, что "такой специфический талант достался на долю дамы большого света".

2 ведущий: Наряду с музыкой и театром Волконская занимается литературой, пишет стихи и прозу.
Своему салону княгиня ЗЕНЕИДА (именно так называли ее друзья) придала музыкально-литературный характер. Этим он резко выделялся среди прочих московских "открытых домов" с их балами, маскарадами, карточной игрой. (Звучит стихотворение А.С. Пушкина "Княгине З.А. Волконской" /В царстве муз ... -М, 1987. -С. 26./).

1 ведущий: "По ее аристократическим связям собиралось в ее доме самое большое общество первопрестольной столицы, литераторы и художники обращались к ней, как бы к некоему меценату, и приятно встречали друг друга на ее блистательных вечерах," - вспоминает Муравьев.

2 ведущий: "Тут соединялись представители большого света, сановники и красавцы, молодежь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли. Бывали в нем чтения, концерты дилетантами и любительницами итальянских опер. Посреди артистов и во главе их стояла сама хозяйка дома. Слышавшим ее нельзя было забыть впечатления, которое производила она своим полным и звучным контральто" - сообщает Вяземский. (очень тихо, но постепенно нарастая, звучит увертюра к опере В.А. Моцарта "Дон-Жуан").

1 ведущий: Грянул 1825 год. Год декабрьского восстания. Реакция лишила Россию самого прогрессивного слоя политиков, поэтов, блестящих военных - цвета общества.
В первый, самые страшные месяцы после расправы над декабристами, над общественной мыслью России, в те дни, когда большей частью общества овладел страх и растерянность, литературные чтения в салоне З.А Волконской приобрели не только литературное значение, но они стали символом жизнестойкости, вольнолюбивого духа" они вселяли веру и надежду на будущее.

2 ведущий: Хочется напомнить вам об одном смелом поступке этой необыкновенной женщины Ее дом в эти тяжелые времена становится центром, куда стекаются сведения о декабристах.
Три дня в конце декабря провела в Москве ехавшая за мужем в Сибирь княгиня Мария Волконская. Она остановилась у своей невестки Зинаиды. 26 декабря Зинаида Александровна устроила в ее честь великолепный музыкальный вечер, который Мария с благодарностью и нежностью опишет в своих воспоминаниях. На этом вечере присутствовал А. С. Пушкин

1 ведущий: Современник писал, что у З.А Волконской "можно было встретить все, что только было на Русском Парнасе". Одно перечисление имен показывает, что посетители ее салона были имениты не только в свое время, но оставили свой след в истории литературы А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, Д.В. Веневитинов, В.К. Кюхельбекер, В.Ф. Одоевский, Каролина Павлова и много-много других.

2 ведущий: Но, конечно же, признанным главой русской литературы был АС. Пушкин.

1 ведущий: Салон Волконской объединял поэтов и писателей, самобытных дарований. Тут главным критерием была талантливость.
Вот этих талантливых ярких личностей мы вам сегодня и представим. Мы поговорим о тех людях, чьи имена не так широко известны и, возможно, Вам не знакомы.
Итак, разрешите представить молодого поэта Дмитрия Владимировича Веневитинова

1 ведущий: Ну, что ж, тогда поведаем историю о перстне Веневитинова (Ведущий берет альбом с фотографией перстня и показывает слушателям).
Перстень Веневитинова, лишенный украшений, слегка приплюснутый, деформировавшийся от времени, невзрачный на вид. Однако его история, нерасторжимо связанная с романтической судьбой владельца, превратила перстень в бесценную реликвию. Дмитрий Веневитинов, таланту которого пророчили великое будущее, едва ли не самый красивый поэт прошлого века, прожил всего 21 год.

2 ведущий: Этот юноша был во всем необычен. Одна его внешность уже поражала современников: "Это был красавец в полном смысле этого слова Высокого роста, словно изваяние из мрамора Лицо его имело кроме красоты какую-то прелесть неизъяснимую. Громадные глаза, опушенные длинными ресницами, сияли умом". (Сергеев С. "Как вы позволили ему умереть?" /Российский календарь знаменательных дат. - 1992. -Март ). (Ведущий показывает портрет поэта).

1 ведущий: Его жизнь стала живым олицетворением романтических представлением о судьбе поэта, а перстень - главным атрибутом "легенды" о Веневитинове.
Юный поэт был страстно влюблен. (Читает стихотворение Д. Веневитинова "Элегия". /В.Д. Веневитинов Стихотворения, -М, 1982, -С. 93./).
В этих стихах узнается прекрасный образ московской красавицы княгини Зинаиды Волконской.

2 ведущий: Княгиня Зинаида не отвечала влюбленному поэту взаимностью, но была к нему привязана, отдавала дань его уму и таланту. В ноябре 1826 года Веневитинов переезжает из Москвы в Петербург.

1 ведущий: На прощание в знак дружеского расположения Волконская подарила ему перстень, найденный в 1706 году при раскопках Геркуланума, погибшего при извержения Везувия. Веневитинов дорожил подарком, всегда носил его с собой.

2 ведущий: Он прикрепил перстень к часам, в виде брелка, объявив, что наденет его только перед женитьбой или смертью. Он как бы предчувствовал второй исход. (Читает стихотворение Д. Веневитинова "К моему перстню" /Д.В. Веневитинов Стихотворения. -М, 1982. -С 86./).

1 ведущий: Тема перстня еще не раз возникает в творчестве поэта. Перстень - это знак любви, любви трагической, поэт мечтает унести с собой в могилу. (Читает стихотворение Д. Веневитинова "Завещание" /Там же, С 84.).
В марте 1827 года Веневитинов простудился и через несколько дней умер. Современники связывали смерть поэта с его неразделенным чувством к Волконской. Горящий чистою, но страстною любовью, он посвящал ей меланхолические свои стихи и безвременно сошел в могилу...
В последние часы жизни Веневитинова друзья надели на безымянный палец его правой руки перстень... (Читает стихотворение Д. Веневитинова "К моей богине" /Там же, С.89./). Комната наполняется пленительными звуками "Ноктюрна" М. Глинки.

2 ведущий: Евгений Абрамович Баратынский. Пушкин писал о нем: "Баратынский принадлежит к числу отличных поэтов". Баратынский происходил из весьма просвещенной семьи. В душе Евгения вопреки окружающей будничной атмосфере таились яркие мечты о морских путешествиях, его влечет романтика бурь и опасностей. Вместе с несколькими друзьями по Пажескому корпусу, где он учился, он составил "общество мстителей". Действия этих "нарушителей спокойствия" выражались в разного рода шалостях и проделках, досаждавших корпусному начальству. РЬ кончились они весьма печально: один из "мстителей" похитил у своего отца золотую табакерку и крупную сумму денег. Соучастников в этом серьезном проступке был Баратынский. За это он был исключен из Пажеского корпуса, и ему было запрещено поступление на какую-либо службу, кроме как рядовым. Для оступившегося подростка это стало настоящей катастрофой, потрясением, последствия которых он ощущал всю свою жизнь.

1 ведущий: В первый год он пользуется все-таки некоторыми поблажками, жил не в казарме, а на частной квартире вместе с Антоном Дельвигом, который и ввел молодого человека в "семейство муз". (Читает стихотворение Е. Баратынского "О своенравная София ...", /Е.А. Баратынский. Полное собрание стихотворений. -Л., 1989. -С 106./).
Дельвига и Баратынского объединяла любовь к прелестной женщине Софье Дмитриевне Пономаревой. Оба друга "томились жаждой счастья", понимая ее невозможность с предметом своего обожания и поклонения. (Читает стихотворение Е. Баратынского "Приманкой ласковых речей ..."/Там же, С 83./).

2 ведущий: Однако друзья бывали у нее каждый день, и казалось, другие женщины перестали для них существовать. Баратынский молил ... (Читает стихотворение Е. Баратынского "Не искушай меня без нужды". /Там же, С. 79./).
Позднее муки сомнений утихли, но годы дружбы сделали свое дело, и послания Баратынского потеряли свою мрачную укоризну. Ранняя смерть его вдохновительницы оставила безутешных друзей искренне и долго ее оплакивать. (Читает стихотворение Е. Баратынского "Когда неопытен я был ...". /Там же, С. 75./. Комната наполняется нежными звуками Симфонии № 84 И. Гайдна).

1 ведущий: Василий Андреевич Жуковский - имя этого великого романтика, конечно же, Вам знакомо. Но сегодня мы хотим рассказать о волнующей и прекрасной любви, осветившей жизнь поэта
Поиск романтического идеала был близок всему творчеству Жуковского, и он нашел его в близком человеке, своей воспитаннице Машеньке. Можно сказать, что он сам воспитал идеал, который стал величайшим счастьем и горем всей его жизни.
В личности Маши воплотилась романтическая героиня Жуковского, основными чертами которой становиться одухотворенность, глубина и сила чувств.

2 ведущий: Посмотрите на рисунок поэта - очаровательная девушка с мягкими чертами лица, с характером отзывчивым и добрым.
Жуковский умел подчеркнуть пленительную женственность Маши в повороте головы, в мягких рассыпающихся локонах, чуть соприкасающихся с круглой щечкой. ЬЬ еще больше нежных чувств высказано стихами. (Читает стихотворение "Мой друг, хранитель - ангел мой ..." /В.А. Жуковский. Соч. в 3-х т. Т.1-М,1980.-Сб8У).

1 ведущий: Жуковский решился сделать предложение своему идеалу. Но получил отказ, так как церковь запрещала родственные браки.
1812 год - война. Жуковский - в действующей армии, а Маша и ее сестра Саша самоотверженно ухаживают за ранеными в лазарете.
Отгремела война, и снова началась мирная жизнь, заполненная поэзией и любовью. В 1814 году Жуковский опять делает предложение, но получает более решительный отказ.

Зачем, зачем вы разорвали
Союз сердец?
Вам розно быть! - Вы им
сказали. Всему конец!

Идеал Жуковского не был выдуманным. Им явилась живая женщина - прекрасная во всех проявлениях своей души и поступках Мировая поэзия не знает такой любви, и Беатриче Данте, и Лаура Петрарки были во многом плодом воображения. Воображение же Жуковского питалось реальностью, и он знал об этом.

2 ведущий: От надежды к отчаянию. И все же надежда не покидала до тех пор, пока к Маше не посватался профессор медицины И.Ф. Мойер. Мать настаивала на свадьбе. (Читает стихотворение "Песня" ("Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье...")/В.А. Жуковский, Там же, С. 67/).

1 ведущий: Печаль ее была непреходяща, печаль о том, что не сбылось. Все в прошлом, в детских воспоминаниях, а в настоящем только долг.
Маша жила воспоминаниями, тщательно скрытыми чувствами. Всю полноту этих чувств она пережила летом 1822 года, когда снова попала в Муратово, где все напоминало о Жуковском. (Читает стихотворстве "Песня." ("Минувших дней ...") /В.А. Жуковский Там же, С 109./).

2 ведущий: Она много гуляла по дорогим сердцу местам и вспоминала, вспоминала...
И в борьбе между чувством и долгом побеждала любовь: "Везде, в других местах я умела подчиняться рассудку, но здесь, в Муратове в ваших комнатах, - признаюсь тебе! Сердце даже отказывалось верить происшедшему! Оно чувствовало себя настолько покинутым, что не осмеливалось обращать глаза на прошедшее ... Я знала, что я для тебя была!" - писала Маша.

1 ведущий: Шел последний год жизни нежного существа. Силы Маши были на исходе, наследственная болезнь - туберкулез - уже давала себя знать, дни ее были сочтены.
17 марта 1823 года ее не стало. Умирая, Маша все время звала Жуковского. Письмо к нему осталось недописанным: "Друг мой, это письмо получишь ты тогда, когда меня подле вас не будет, но когда я еще буду к вам душою. Тебе обязана я своим живейшим счастьем, которое только ощущала! ... Одна мысль, которая меня беспокоит, есть то, что я не больно была полезна на этом свете, не исполнила той цели, для которой создана была По это чрезмерное желание, которое всю жизнь меня не покидало, - делать что-нибудь полезное. - неужели оно не во что не причтется? Друзья, не жалейте обо мне, я уверена в милосердии ..." Па этом письмо обрывается.

2 ведущий: Маши не стало, но та поэзия, те возвышенные чувства, которые она породила, обессмертили ее имя. (Читает стихотворение В.А. Жуковского "Привиденье" /В.А. Жуковский Там же, С 229/).

1 ведущий: Сегодня мы приоткрыли для вас печальные страницы судеб поэтов, прочли пламенные и нежные строки из стихов. У каждого из них была Муза, но это не созданные воображением, а живые женщины со своим характером и образом мыслей.

2 ведущий: Женщины, о которых мы сегодня говорили, не могли пройти незамеченными - настолько высок был их духовный потенциал, что свет, исходящий от них, находил отражение в творчестве художников. (Читает стихотворение Д. Давыдова "Не пробуждай, не пробуждай ..." "Гимн любви". (Том I. -М, 1991. С64.)).

1 ведущий: На этой печальной, но бесконечно светлой ноте, хочется закончить нашу встречу. И пусть слова замечательных поэтов и образы их героинь, их идеалов оставят в вашей душе самые светлые, добрые воспоминания. (Звучит "Маленькая ночная музыка соль мажор" В.А. Моцарта).

Задача вечера - рассказать о культурной жизни России XIX века, показывая ее на основе жизни литературного салона столицы. Рассмотреть салон, как одну из основ развития духовного потенциала и интеллектуального роста человека. Познакомить слушателей с прекрасной классической музыкой, поэзией, изобразительным искусством XIX века, представляя знаменитых гостей модных столичных салонов.

Вечер расскажет о талантливых женщинах - литераторах, о роли женщины, как вдохновительницы великих мастеров.

Музыка, стихи, великолепные портреты не смогут оставить равнодушными молодых слушателей.


--------------------------------------------------------------------------------

ОФОРМЛЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ:
Мероприятие проводится в литературно-музыкальной гостиной.

Мягкий свет ламп. Уютные отблески огня в камине. Вся обстановка в гостиной располагает к доверительному разговору, настраивает слушателей на поэтический лад

Стены комнаты украшены портретами и видами мастеров этой эпохи. На низких столиках лежат художественные альбомы и виды Москвы Художественная атмосфера гостиной поможет молодым слушателям проникнуть в волшебный мир свечей, цветов и поэзии.

Подробно знакомит с культурной жизнью XIX века тематическая выставка "На Московском Парнасе", (см. приложение №1)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Баратынский Е.А Полное собрание стихотворений /Вступ. Ст. Тойбина-Л: Сов. Писатель, 1989. - 64 с./
Веневитинов ДВ Стихотворения. /Сост. вступ. статья и примеч. В И Сахарова -М: Сов. Россия, 1982. - 176с./
Жуковский В. А Стихотворения. В трех т. - М: Худож. лит., 1950. - Т.1. Стихотворения. - 438 с./
Афанасьев В. Свободной музе приношенье. - М: Современник, 1988. - 344 с./
В царстве муз.: Московский литературный салон Зинаиды Волконской. 1824-1829гг. /Сост. Рл. Муравьев. - М: Моск. рабочий, 1987. - 574 с./
Вечерний альбом.: Стихи русских поэтесс. /Сост. Л.Г. Баранов-Гонченко. М: Современник, 1990. - 447 с./
Гимн любви.: 3-х томное издание избр. лирики поэтов мира Т.1. Лирика русских поэтов, - М: Мол. гвардия, 1991. - 542 с./
Дача на Петергофской дороге.: Проза русских писательниц первой половины XI Х века - М: Современник, 1986. - 542 с./
Друзья Пушкина: Переписка: Дневники. В 2-х т. Т.1. - М: Правда 1984. - 640 с./
Евсеева М Перстень Веневитинова Календарь "Круг чтения". - М: Полит. литература" 1991. - 84 с./
Кайдаш С.Н Сила слабых Женщины в истории России (Х1-Х1Х вв.) - М: Сов. Россия, 1989. -288 с./
Колосова Н Е А Баратынский. Календарь "Круг чтения". М, Полит, литература 1990.-34 с./
Русские поэтессы XIX века - М: Сов. Россия, 1979. - 256 с./
Сергеев С. "Как вы позволили ему умереть?": 165 лет со дня кончины выдающегося русского поэта, критика, мыслителя Д В Веневитинова 1805-1827. /Российский календарь знаменательных дат. - 1992, Март. - 33-38 с./
<1ьнштейн МФ. Писательницы пушкинской поры.: (И^торико-литературные очерки). - Л: №ука 1989. - 175 с./
Чижов ИВ "Души волшебное светило ...". - Л: Лениздат, 1988. - 351 с./
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Живопись XVIII - начала XX века из фондов Государственного русского музея. -Л.: Художник РСФСР, 1978. - 298 с.
Московская изобразительная Пушкиниана: Государственный музей АС. Пушкина - М: Изобр. искусство. 1986. - 386 с.
Музей Тропинина В. А и московских художников его времени. - Л: Художник РСФСР, 1987.-216 с.
Русская акварель в собрании Государственного Эрмитажа, Ленинград. - М: Изобразительное искусство, 1987. - 176 с.
Русский акварельный и карандашный портрет первой половины XIX века из музеев РОФСР. - М: Изобр. искусство, 1983. - 336 с.
Русское искусство ХУ-ХХ веков .: Из фондов Государственного русского музея. - Л.: Художник РСФСР, 1989. - 280 с.
ГРАМПЛАСТИНКИ
Алан А.Ш. Па-де-де Жизели и Альбера, Вальс и танец Жизели и Альбера, - На грп.: А.Ш. Алан "Жиэель": балет в 2-х деист. - М: Мелодия. - (Комплект из двух пластинок).
Бах И.С. Хоральная прелюдия. - На грп.; Музыкальный телетайп. 8,-М: Мелодия, 1990.
Гайдн И. Симфония № 86. - На грп.: Гайдн И - Берлин, ГДР.
Глинка М. Ноктюрн. - На грп. Константин Новицкий. Бандура. - М: Мелодия, 1986.
Моцарт В.А. Маленькая ночная музыка соль мажор. - На грп.: Музыкальный телеграф. - М: Мелодия, 1990.
Моцарт В.А. Увертюра к опере "Дон-Жуан". - На грп.: Генри Вуд. Дирижеры. Из сокровищницы мирового исполнительского искусства - М: Мелодия, 1982.
Приложение№1. ВЫСТАВКА "НА МОСКОВСКОМ ПАРНАСЕ"
Цитата:
Судьба в дарах своих богата,
И не один у ней закон:
Тому поцвесть развитой силой,
И смертью жизни след стереть,
Другому - рано умереть,
Но жить за сумрачной могилой.
Д.В. Веневитинов.

I Раздел ЧУДЕСНЫЙ ОБРАЗ ВДОХНОВЕННЫЙ

Цитата:
Ее уж нет!
Все было в ней прекрасно!
И тайна в ней великая жила,
Что юношу стремило самовластно
На видный путь и чистые дела...
В.А. Жуковский.

В этот раздел входят книги, посвященные женскому образу начала XIX века, художественные альбомы, сборники лирики, произведения женщин-литераторов.

II Раздел: ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ МОСКОВСКОГО САЛОНА

Цитата:
Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.

Этот раздел включает в себя книги о поэтах, писателях, музыкантах, художниках - тех, кто был гостем салона, либо мог бы им быть. Обязательно должны быть представлены книги тех авторов, о которых идет речь на вечере.