uzluga.ru
добавить свой файл
1
Вопрос 5. Искусство эллинизма: появление новых типов архитектурных сооружений, проблемы градостроительства. Основные школы скульптуры.


Эллинизм – III- I вв.до н.э.

К концу IV века до н.э. узость границ маленьких греческих городов-государств – полисов – ощущалась все острее. Классический греческий мир, раздираемый внутренними войнами, практически изжил себя. Наступала новая эпоха: стирались границы, объединялись народы и культуры всей ойкумены. Этому способствовали великие завоевательные походы выдающегося греческого полководца – македонского царя Александра, к 28 годам создавшего огромную империю.

После смерти А. Македонского в 323 г.до н.э. произошел распад македонской державы на области, которыми управляли сподвижники Македонского - диадохи. А Македонский говорил: «Каждый из варваров должен уподобиться эллину», - считал необходимым распространять греческую культуру в завоеванных странах, которая сливаясь с их восточными традициями, дает своеобразные формы (проект 30 Александрий). На местах происходит слияние государственной системы восточной деспотии с системой греческого полиса. Среди свободных граждан – сильное имущественное расслоение. Появляется аристократия.


Эллинистические страны: Сирия с центром в Антиохи на Оронте, Египет (столица-Александрия – центр науки, культуры; в Египте сильно выразился эллинизм, правит династия Птолемеев после смерти Александра Македонского), части Персидской державы, Македония, Греция, некоторые страны Малой Азии – Пергамское царство.

Греция постепенно превращалась в провинцию – мастера находили заказы при дворах новых правителей. Однако она оставалась главным средоточием эллинизма –художественной системы восприятия мира. Запечатленной в творчестве ее великих мастеров.

Искусство эпохи после А.Македонского назвали эллинистическим, потому что местные школы в каждой стране во многом подражали общепризнанному эллинскому стилю.


Основные особенности художественного языка эллинизма.

Были общие черты, роднившие искусство разных областей. В это время осуществлялись фантастические проекты: горы превращались в города, создавались исполины вроде медного Колосса Родосского (бога солнца Гелиоса) в гавани острова Родос.

Стремление выйти за рамки человеческого и прорваться в мир богов – одна из характерных черт эпохи. Дионисийское начало захлестывает искусство. Искусство полно сильных страстей и бурного движения. Искусство не утратило равновесия форм. Художник привержен к греческому идеалу красоты, хотя жизнь предстает более сложной и драматичной, чем в классике.

Пышность и помпезность в архитектуру и скульптуру принесла победа монархического строя. Крушение демократии приводит к преобладанию индивидуального по отношению к общественному. Утратагражданского самосознания приводит к формированию новых представлений человека о мире и иной системы ценностей. Человек отныне «верноподданный» и в то же время частица общего эллинистического мира- ойкумены. Тенденции к смешению различных ордеров и их элементов, утрата архитектурной цельности и органичности содержания и выдвижение вперед проблемы эмоционального воздействия архитектуры. Действительность воспринимается человеком как сила, враждебная человеку, полная опасностей. Это порождало трагическое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний. Внутренний перелом приводит к вычурности и громоздкости. Потеря естественности и простоты. Грациозность переходит в жеманство. Внешний идеал остается, внутренний идеал не найден. Отказ от эстетического идеала греческого искусства. Искусство эллинизма не представляет из себя единого целого. Самостоятельные художественные школы существуют в Александрии (в скульптуре бытовая точность до отталкивающего натурализма), Пергаме, на о-ве Родос (скульпторы предпочитали кровавые, бьющие по нервам сюжеты, тяготели к намеренно театральным эффектам), в городах Сирии и др.центрах.


Архитектура эллинизма.


Повсеместно строились и пышно расцветали города. Которые уже не следовали живописному принципу оформления старых акрополей. Новые города подчиняли местность регулярной планировке: их прорезали прямые и широкие улицы; площади украшали храмы, новые типы зданий общественного назначения: библиотеки, музеи. Широкое развитие архитектуры жилых домов и вилл.


Пергамский акрополь – алтарь Зевса Пергамский алтарь – пример синтеза архитектуры и скульптуры.. Пергам – столица Пергамского царства (ныне г.Бергама в современной Турции). Был одним из самых красивых городов той поры. Строительство на акрополе велось в III-II века. Расцвет царства – II век. Главная святыня города- храм богини мудрости Афины имел весьма внушительный вид. Другие постройки прекрасно сочетались с уступами почти голой скалы и были рассчитаны на восприятие с моря. Алтарь Зевса- самое знаменитое сооружение на акрополе, воздвигнут во IIв. До н.э. в честь победы над галлами. Терраса алтаря находилась на 25 метров ниже прочих зданий и была видна со всех сторон. С террасы открывался прекрасный вид на нижний город с храмом бога врачевания Асклепия. Святилищем богини Деметры и другими сооружениями. Новшество состояло в том. Что алтарь был вынесен за пределы храмов и превращен в самостоятельное архитектурное сооружение. Его выстроили на высоком цоколе в виде прямоугольной ограды, замыкавшей жертвенное место со всех сторон, кроме передней. Ко входу вела широкая лестница. Внутри алтарь был украшен рельефами на тему мифа о Телефе- сыне Геракла. Который почитался царями Пергама как их родоначальник.

Алтарь состоял из 2-х частей: нижняя часть – массивный цоколь, основание. На нем – скульптурный рельеф (фриз), верхняя часть, более легкая, окружена ионическим портиком. Черты пафоса, роскоши, грандиозности. Ионический, Коринфский ордера. Архитектура не теряет цельности.

Рельеф на цоколе – горельеф. Высота – 3,59м. – Очень сильно выступающий рельеф, почти круглая скульптура. «Битва богов с гигантами»- изображение на фризе. Сплошное поле фриза обходило все стены ограды и поднималось вдоль ступеней. По которым шли участники ритуала. Композиция утратила отчетливую ясность, становится запутанной, перегруженной фигурами, но принцип равновесия сохраняется. Гиганты. Утратившие человекоподобные формы. Наделены героическими торсами и змееподобными хвостами – ведь они сыновья Геи. Сама она наполовину поднимается на поле, чтобы. Ужаснувшись, увидеть страшное побоище и гибель своих детей. Непреклонная Афина хватает за волосы гиганта Энкелада. Богиня охоты Артемида в сопровождении зверей преследует врага. Богиня ночи Нюкс и богиня призраков Геката. С 3 телами и 6 руками. Вступают в бой с гигантами. Сильная динамика. Богам и гигантам тесно, играют мускулами тел. Фигуры сильно переплетены между собой. Тела остаются классически прекрасными (похожи на классику). Сцена исполнена огромного напряжения и не знает себе равных в античном искусстве. То, что у Скопаса в IV веке до н.э. лишь намечалось как ломка классической идеальной системы, здесь достигает наивысшей точки. На лицах самые разнообразные оттенки чувств: отчаяние, боль. муки и т.д.


Скульптура.

Мелкая пластика –камеи, около Танагры найдены статуэтки, которые изображали изящных, грациозных девушек, закутанных в плащи. Стилистически они связаны с искусством Праксителя.

«Камея Гонзага» - двойной портрет царя Птолемея II и его жены. Одна из самых красивых камей.


Раннекласическое искусство до Фидия тоже любило драматические темы. Но там конфликты не доводились до жестокого конца. Богини, как Афина у Мирона, лишь предупреждали провинившихся о последствиях непослушания. В эпоху эллинизма они физически расправляются с врагом, карают его.


Скульпторы стали показывать, как казнят Марсия, поднявшего, несмотря на запрет , флейту, чтобы выучиться играть на ней. Марсий вступил в музыкальное состязание с Аполлоном и потерпел поражение. Его вешают на дереве. И палач-скиф отвратительной наружности точит нож, чтобы содрать с него кожу.


Широкое распространение получают многофигурные группы с запутанными мифологическими сюжетами.


«Лаокоон с сыновьями», создана греч.скульпторами с о-ва Родос (Агесандр, Афанодор, Полидор) в I в до н.э., (римская копия найдена в термах императора Тита, Ватикан). Группа рассчитана на восприятие в анфас. Лаокоон- троянский жрец, который пытался спасти Трою вопреки воле богов. Лаокоон предупреждал сограждан, сто нельзя вводить в город подарок ахейцев- деревянного коня. Боги наслали по морю двух огромных змей, которые смертельно ужалили Лаокоона и задушили его сыновей. Фигуры - обвиты змеями, лица искажены страданием. Динамичная композиция – попытка освободиться от змей. Несмотря на тяжесть ситуации- яд уже разлит по телу жреца, один из сыновей уже погибает, жрец сохраняет благородство и величие. Группа кажется грузной, сложной по силуэту, запутанной. Детали идут в ущерб цельности. Анатомия передана с невиданной ранее тщательностью, доходящей почти до натурализма. Фигуры детей – всего лишь уменьшенные копии взрослых.


Ника Самофракийская и Венера Милосская как 2 варианта представления о художественно –содержательной программе эпохи (подчеркнутая чувственность и повышенная драматичность).


«Ника Самофракийская», мрамор, оригинал, созд. во II в. до н.э. ( ок.190 г.до н.э.статую на о.Самофракия воздвигли жители Родоса в память о победе над флотом сирийского царя). Изображена спускающейся с небес, чтобы возвестить о победе. Передана живость движения, динамика и порыв. Автор неизвестен. Богиня представлена слетающей с постамента в форме кормы корабля. Ее прекрасное мощное тело облегают намокшие одежды, могучие крылья Ники трепещут за спиной, каждое перо на них показано отдельно. Винтообразный поворот, широко применявшийся со времен Скопаса. Как бы прорезает воздух, наполненный брызгами моря.


Воплощавшаяся в искусстве идея грандиозности мира и происходивших в нем катаклизмов – лишь одна из сторон эллинизма.

Другой стороной был уход в личный духовный мир. Появились камерные образы, главным содержанием которых стала духовная жизнь. Одним из лучших памятников такого рода является статуя богини Афродиты. Найденная на острове Мелос (ныне Милос).


«Венера (Афродита) Милосская» . статуя II века до н.э. (ок.120 г.до.н.э) (находится в Лувре). Скульптор Александр. Богиня изображена полуобнаженной. Так. Что одеяние, закутывая ноги и низ торса, является постаментом для открытых рук, которые показаны в движении. Возможно. В одной из них Афродита держала яблоко. В эпоху эллинизма она была одной из любимых богинь. Плавность линий. Складки плаща по контрасту с плавностью линий. S-образный силуэт. Удлиненные пропорции. Бесстрастное спокойное лицо с идеально правильными чертами. Цельность – связывают скульптуру с классическим стилем. Отсутствие бурной динамики – отличие от других скульптур эллинизма.


Об интересе к духовному миру человека говорят портретные статуи, появившиеся уже в IV веке до н.э. В I веке до н.э. портрет- один из ведущих жанров. Однако теперь они стали более выразительными. Особенно выделяются портретные головы эллинистических правителей, часто показанные в необычных ситуациях и в некоторых случаях отличавшиеся подлинным психологизмом. К ним можно причислить портрет Евтидема Бактрийского. Отсутствие нарочитости и идеальности, а также глубина образа- новое слово в портрете.

Бронзовая голова с о-ва Делос – один из выдающихся образцов портретного искусства. Она принадлежала статуе, отлитой ок. 190 г до н.э. (бронза). С необычной мягкостью скульптор моделирует черты лица немолодого мужчины, его полные щеки. Губы. Оплывающий подбородок. Складка на лбу. Полуоткрытый рот, выразительный взгляд создают ощущение тревожного раздумья и озабоченности. Это лицо отличается от спокойных и безмятежных образов V века до н.э., когда человек не знал сомнений и неуверенности. Характерных для духовной жизни конца эпохи эллинизма.

До нас дошли статуи портреты греческих философов. Демосфена работы Полиевкта, III в. до н.э. Философ стоит, бессильно соединив кисти рук и склонив голову. Полуобнаженная фигура искусно выполнена. Героика, прежде свойственная греческим портретам, отсутствует. Он не молод, не красив, просто полон достоинства. В его позе- отрешенность, горечь поражения в жизненной борьбе. Безысходность. Однако, сохраняется благородная красота и тихое величие- качество, присущее, согласно И.Винкельману, всем эллинским творениям.

Портреты философов знаменуют отход от классической системы, приверженной к героическим идеалам, когда было принято изображать только прекрасных и доблестных граждан. Мир стареет. Стареет и культура. Художники эллинизма любили изображать то морщинистых, обнаженных стариков, пьяных старух (александрийская школа), то женщин с томным выражением глаз и пухленькими губками. А иногда смешивали жанры – прекрасных богинь и старых сатиров. В Афинском музее хранится группа «Афина и пан» (ок.100г.до н.э.).


Постепенно побежденная Римом ойкумена входила в новый, последний этап своего античного развития – в рамках древнеримской культуры.