uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 8 9
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«УЧЕНИЕ О НЕВРОЗАХ»

Оглавление


1.Перечислить основные дефиниции (определения) невротических расстройств. 1

2.Перечислить теории и концепции неврозогенеза на современном этапе. 3

3.Перечислить основные положения психоаналитической каузальной сексуальной теории неврозов З.Фрейда. 4

4.Перечислить основные положения теории «невротического превосходства» А. Адлера. 5

5.Перечислить основные положения «автономного комплекса» К. Юнга. 6

6.Перечислить основные положения «невротических наклонностей» К. Хорни. 6

7.Перечислить основные положения ноогенной теории неврозов В. Франкла. 8

8.Роль психической травматизации в возникновении неврозов: определение, современные классификации по Г.К. Ушакову, В.Н. Мясищеву, Holmes-Rahe, Б.Д. Карвасарскому. психической травмы. 9

9.Личностно-характерологический преморбид неврозогенеза. 11

10.Перечислить основные положения антиципационной концепции неврозогенеза. 13

11.Перечислить составляющие триады невротических расстройств по К. Ясперсу. 14

12.Раскрыть клинические формы невротических расстройств с преобладанием тревожно-фобического радикала по МКБ -10: 15

Тревожно – фобические расстройства (F 40) 15

Агорафобия (F 40.0) 16

Социальные фобии (F 40.1) 17

Специфические (изолированные) фобии (F 40.2) 17

Панические расстройства (F 41.0) 18

Генерализованное тревожное расстройство (F 41.1) 18

Смешанное тревожное и депрессивное расстройство (F 41.2) 19

Обсессивно-компульсивное расстройство (F 42) 19

13.Дать краткую характеристику клиническим проявлениям реактивным состояниям на тяжелый стресс и нарушенную адаптацию по МКБ -10: 21

Острая реакция на стресс (F 43.0) 21

Посттравматическое стрессовое расстройство (F 43.0) 22

Расстройство адаптации (F 43.2) 23

14. Дать краткую характеристику клиническим проявлениям диссоциативных (конверсионных) расстройств. 24

Диссоциативная амнезия (F 44.0) 24

Диссоциативная фуга (F 44.1) 25

Диссоциативный ступор (F 44.2) 25

Трансы и состояния одержимости (F 44.3) 25

Диссоциативные расстройства движений и ощущений (F 44.7) 26

Синдром Ганзера (F 44.80) 27

15. Дать краткую характеристику клиническим проявлениям соматоформным расстройствам (F 45) 27

Ипохондрические расстройства (F 45.2) 27

Соматоформная вегетативная дисфункция (F 45.3) 28

Хроническое соматоформное болевое расстройство (F 45.4) 28

16. Дать краткую характеристику клиническим проявлениям неврастении (F 48.0) 29

Синдром деперсонализации – дереализации (F 48.1) 29

17.Раскрыть динамику и указать возможные варианты финала невротических расстройств. 30

18. Дать краткую характеристику методам психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии используемых в неврозологии. 32



  1. Перечислить основные дефиниции (определения) невротических расстройств.


Определение невротических расстройств традиционно строится на двух принципах: позитивной или негативной диагностике. В рамках первой распознавание невротических расстройств базируется на выявлении специфичных клинических проявлений (симптомов и синдромов) и психогенном механизме формирования. По мнению Мясищева, к основополагающим диагностическим критериям неврозов следует относить: 1) зависимость возникновения и течения (динамики) невроза с психогенной ситуацией; 2) связь психогении с личностью больного, с неспособностью пациента в конкретных условиях разрешить конфликтную ситуацию; 3) содержательную связь между характером психотравмы и клиническими проявлениями невроза и патологической фиксацией на фрустрации и переживаниях, связанных с ней. В рамках второй диагностической парадигмы упор делается на факте отсутствия в клинической картине психических нарушений иного уровня, чаще всего указывается на значимость непсихотического уровня реагирования, а также исключения неврозоподобных или псевдоневротических расстройств органического, соматического или шизофренического генеза.

Вследствие этого невроз определяется как психогенное (конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений (Карвасарский, Свядощ и др.).

Проблематичность использования приведенной выше традиционной дефиниции невротических расстройств заключается, в первую очередь, в том, что не дается четкое и однозначное определение понятия «расстройство», что затрудняет дифференциацию невротических симптомов от психологических феноменов (переживаний).

Уточняющее и углубляющее определение дается Вейном (1982), который, наряду со значимостью для диагностики неврозов психогенного фактора, личностных особенностей, недостаточности психологической защиты и формированием невротического конфликта, выделил те самые специфические клинические проявления, отнеся к ним не только нарушения в эмоциональной, но и в вегетативной и соматической сферах. Данный подход создает базу для дифференциации невротических расстройств со сходными психологическими феноменами (переживаниями), так как фактически переводит проблему психологическую в психовегетативную и психосоматическую, демонстрируя медицинскую составляющую данного вида патологии.

Еще одним подходом в разграничении невротических расстройств и психологических переживаний в рамках нормы считается выбор параметра осознанности психической травматизации. По мнению Юнга, «лица, имеющие проблемы, очень часто бывают невротиками, но было бы серьезным недоразумением смешивать наличие проблематики с неврозом, ибо между ними имеется существенное различие: невротик болен потому, что не осознает своей проблематичности, а человек, имеющий осознанную проблему, страдает от нее, не становясь больным».

Значимой для диагностики и дифференциальной диагностики невротических расстройств считается проблема взаимосвязи, взаимозависимости или альтернативности невроза и невротического характера (стиля поведения, психопатии в старом понимании). Большинство исследователей разделяют точку зрения о том, что «действительный источник этих психических расстройств лежит в нарушениях в области характера. Для отечественной психиатрии принципиальным считалось разделение неврозов и психопатий (расстройств личности). В случаях психопатий невроз выступает как рецидивирующее заболевание, так как психогенные срывы могут возникать в обычных жизненных условиях, становясь как бы предпочтительным типом реагирования. У человека же без психопатических особенностей невроз может быть и единственным эпизодом в жизни, возникающим, однако, под влиянием действительно патогенной психотравмирующей ситуации.

Александровский считает, чтобы реализовались невротические механизмы, требуется сочетание врожденно-конституциональных, соматогенно-органических и личностно-ситуационных факторов в их различной комбинации.

По мнению Личко (1985), наличие акцентуаций характера в условиях психотравматизации может стать благоприятной почвой для возникновения неврозов и невротических развитий. К тому же отдельным типам акцентуации характера свойственны определенные формы невротических расстройств. Астеноневротический и лабильный типы акцентуаций предрасполагают в соответствующих условиях к возникновению неврастении; сенситивный, психастенический и, реже, астеноневротический служат благоприятной почвой для развития обсессивно-фобического невроза. Истерический невроз возникает на фоне истероидной или, реже, при некоторых смешанных с истероидным типах - лабильно-истероидном, истероидно-эпилептоидном, реже, - шизоидно-истероидном.

Готовность к формированию невротических расстройств не исчерпывается структурой или выраженностью характерологических черт. Можно утверждать, что для неврозогенеза необходимым условием является наличие специфических черт так называемого потенциального невротика, а для противостояния становлению невротического конфликта и расстройств - типичных признаков «неврозоустойчивой личности». К невротическим расстройствам, с нашей точки зрения, следует причислять психопатологические симптомы и синдромы непсихотического уровня, сочетающиеся с вегетативной дисфункцией, возникающие вследствие воздействия на личность актуальной психической травмы и несовершенства механизмов антиципации и психологической компенсации. Отличие невротических расстройств от психосоматических заключается как в представленности в клинической картине психопатологических или соматических симптомов, так и в специфичности внутриличностных конфликтов.
  1. Перечислить теории и концепции неврозогенеза на современном этапе.


В теоретическом плане сосуществуют научные направления, пытающиеся трактовать невроз как с психологической, так и с биологической платформ. Существует так же антинозологическая платформа, согласно которой, так называемые невротические расстройства не обладают характеристиками психопатологичности, т.е. не имеется никаких строгих диагностических критериев, позволяющих аргументированно провести разграничение между, к примеру, фобией как невротическим симптомом, и страхом как психическим состоянием.

Нейрофизиологическая научная платформа базируется на классических представлениях Павлова, выраженных в следующих абзацах: «Всюду и всегда необходимо идти к физиологическому основанию как в отношении болезнетворных агентов, так и в отношении реакций на них со всеми их последствиями, т.е. переводить всю психогению и симптоматику на физиологический язык». Представители этого направления говорят о наличии характерных психофизиологических и психогуморальных соотношений при неврозах.

Нейрофизиологами подчеркивается важная роль «мягких неврологических симптомов» в патогенезе невротических нарушений, в то время как «грубые крупноочаговые либо диффузные проявления мозговой недостаточности» препятствуют, по их мнению, формированию невротических форм поведения посредством грубой деформации условий жизни и прочих сопутствующих тяжелой неврологической патологии микросоциальных факторов.

Психологическая платформа является на современном этапе преобладающей как в западной психиатрической и психологической литературе, так и в отечественной. Строится на принципиальной патогенетической значимости психологической составляющей для возникновения и проявления невротической симптоматики (Мясищев).

Учитывая очевидный факт «фрагментарности» западных и отечественных теорий неврозогенеза, отсутствие в них универсального характера (кстати как и в наиболее популярной в течение многих лет в отечественной клинической психологии и психиатрии теории личности В. Н. Мясищева), следует признать, что идея создания единой теории неврозогенеза носит характер утопичности. Общественный уклад жизни, социально-политические процессы и даже морально-этические и религиозные воззрения людей способны изменять понимание и суть этиологии и в еще большей степени - патогенеза неврозов. Именно эта аксиома позволила некоторым ученым вывести невроз за рамки психической патологии.

Теории: психоаналитическая каузальная сексуальная теория неврозов Фрейда; теория «невротического превосходства» А. Адлера; теория «автономного комплекса» К. Юнга; теория «невротических наклонностей» К. Хорни; ноогенная теория неврозов В. Франкла.

  1. Перечислить основные положения психоаналитической каузальной сексуальной теории неврозов З.Фрейда.


Фрейд сосредоточил свое внимание на проявлениях невротических расстройств, считая, что их возникновение не является случайным и каждый симптом имеет для пациента особый смысл. При этом смысл симптома «всегда и везде» неизвестен больному, скрыт от него, являясь производным бессознательных процессов, так как «из сознательных процессов симптомы не образуются». «Невротические симптомы, - писал он, - по-своему связаны с жизнью лиц, у которых они обнаруживаются. Они представляют собой заместитель того, что не осуществилось... и было вытеснено из сознания». Их основой является чрезмерная фиксация на определенном отрезке прошлого из жизни конкретного человека, невозможность освободиться от него, стремление «спрятаться» от проблем. Именно аффективная фиксация на определенной фазе прошлого определяется наиболее существенной характеристикой невроза. Механизмом же является вынужденный отказ человека от удовлетворения его сексуальных желаний, связь либидо с их инфантильными сексуальными переживаниями.

По мнению Фрейда, при нормальной сексуальной жизни не может быть актуального невроза. При этом невротизирующий механизм начинает формироваться в раннем детстве (обычно в первые три года жизни), когда у ребенка появляется ряд сексуальных влечений, которые он расценивает как запретные, недозволенные (аутоэротизм, гомосексуальные или инцестуальные влечения). В процессе воспитания ребенок узнает о запретности всех этих влечений, и они подавляются, не допускаются им до сознания, вытесняясь так называемой цензурой в бессознательную сферу. Таким образом, формируются комплексы, углубляющиеся по мере взросления и формирующие готовность к невротическим симптомам. Последние могут возникать тогда, когда «энергия вытесненного сексуального влечения» не переводится (не сублимируется) в иные допустимые «цензурой» виды деятельности.
  1. Перечислить основные положения теории «невротического превосходства» А. Адлера.


Неполноценные органы и их оценка в виде чувства неполноценности стимулируют развитие человека, направленное на удовлетворение желания, которое Адлер считал основополагающим. Это - стремление к превосходству как стремление к совершенству. Стремление к превосходству означает необходимость преодолевать самого себя, развивать свои способности, потенциально заложенные возможности. Стремление к превосходству является врожденным. Его проявлением является социальный интерес (социальное чувство, чувство общности, чувство солидарности) - врожденный инстинкт отказываться от своих эгоистических целей ради целей сообщества.

Низкий социальный интерес указывает на невротический путь развития и связан со стремлением к личному превосходству, желанием быть лучше всех. Высокий социальный интерес указывает на стремление преодолевать трудности и стремление к конструктивному превосходству. Социальный интерес - по Адлеру - является показателем психического здоровья, "барометром нормальности" и критерием различения типов превосходства.

Понятия социального интереса, жизненной цели связаны со стилем жизни и общей идеей Адлера о целостности человека. Признаками здоровой личности по Адлеру являются - движение от центрированности на себе к социальному интересу, стремление к конструктивному превосходству, кооперация.

Причинами нарушения прогрессивного развития человека являются:

  1. физическая неполноценность, которая ведет к изоляции, развитию эгоизма, чувства центрированности на себе, некооперативного стиля жизни;

  2. избалованность, как результат гиперопеки, которая приводит к снижению социального интереса, умения сотрудничать, личному превосходству;

  3. отверженность как состояние, вызванное изоляцией от родителей и сопровождающееся снижением социального интереса и уверенности в себе.

Следствием влияния этих причин может стать невроз как естественное, логическое развитие индивидуума с низким уровнем активности, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющему задержку в развитии социального интереса.

Так же как и Фрейд, Адлер обнаруживал у человека первые признаки формирования готовности к невротическим расстройствам в детские годы. Однако в отличие от психоаналитического взгляда, усматривавшего причину в вытеснении в бессознательную область недопустимых сексуальных влечений, он обращал внимание на неправильные формы воспитания, в частности отношения к себе и окружению. Основой же этого неправильного отношения служило обретенное чувство неполноценности, компенсируемое впоследствии стремлением к превосходству.

  1. Перечислить основные положения «автономного комплекса» К. Юнга.


По мнению Юнга, высказанному им в конце двадцатых годов двадцатого столетия, не существует всестороннее удовлетворительной точки зрения на сущность неврозов. Сравнивая теории неврозогенеза Фрейда и Адлера, этот автор указывал на тот факт, что каждый из подходов подходит в качестве объяснительного принципа для довольно большого числа людей, соответствует определенным психическим реалиям, но не охватывает «душевную реальность» в целом. Вследствие чего каждая из них обладает «относительной истинностью».

Юнг обратил внимание на то, что теории неврозогенеза, как правило, ориентированы на молодых людей и способны быть полезными при анализе невротических симптомов исключительно данного возрастного периода. Тогда как для лиц среднего и пожилого возраста они не могут быть успешно применены. Вследствие этого им была отмечена существенная значимость возраста пациента, который он назвал «в наивысшей степени важным показателем». По мнению Юнга, «молодой невротик пугается жизни, тогда как старый отступает перед смертью». Именно поэтому он отметил, что около трети невротических пациентов страдают от бессмысленности и беспредметности своей жизни.

В основе неврозогенеза Юнг видел образование т.н. автономного комплекса бессознательного содержания, которое не может быть подчинено сознательной воле. Продолжая традиции психоанализа, ученый настаивал на том, что причина невротических симптомов кроется в бессознательном. Однако в происхождении неврозов он не придавал особого значения вытесненному сексуальному влечению, а обращал внимание на «мощные психические воздействия, лежащие в основе духовной установки и ее самых влиятельных, направляющих идей». «Автономные содержания бессознательного, или доминанты бессознательного, - писал он, - это не врожденные представления, а врожденные возможности, даже необходимости, направленные на воссоздание тех представлений, которые с давних пор выражались через доминанты бессознательного». К. Юнг обозначил эту сферу коллективным бессознательным.
  1. Перечислить основные положения «невротических наклонностей» К. Хорни.



К. Хорни, автор «теории невротических наклонностей», выделила невротическую структуру характера с невротическими наклонностями, которые порождают специфическую тревожность, специфические формы поведения, специфический образ «Я» и представление о других людях. Сущностью невроза, по мнению К. Хорни, является невротическая структура характера, а его центральными звеньями - невротические наклонности, каждая из которых составляет своеобразное ядро этой структуры внутри личности, и каждая из этих подструктур тесно взаимодействует с другими подобными подструктурами.

Разделяя неврозы на «простые ситуативные» и «неврозы характера», К. Хорни писала о том, что «патогенный конфликт, подобно вулкану, спрятан глубоко внутри человека и неведом ему». Вследствие чего понимание невроза невозможно без прослеживания его глубинных корней - невротических наклонностей. К невротическим наклонностям, по мнению К. Хорни, относятся:

1. Невротическая потребность в любви, привязанности и одобрении; неразборчивая потребность угождать и нравиться другим, получать одобрение; непроизвольное стремление оправдывать ожидания окружающих; боязнь враждебности со стороны других или враждебных чувств внутри себя.

2. Невротическая потребность в «партнере», который примет руководство жизнью невротика в свои руки; перенесение центра тяжести на «партнера», боязнь оставаться одному.

3. Невротическая потребность заключить свою жизнь в узкие рамки; настоятельная потребность быть нетребовательным, довольствоваться малым и ограничивать свои честолюбивые стремления и желания материальных благ.

4. Невротическое стремление к власти: страстная жажда господства над другими; преданность делу, долгу, хотя и играет определенную роль, но не является движущей силой; боязнь беспомощности.

4а. Невротическая потребность контролировать себя и других людей посредством разума и предусмотрительности; вера во всемогущество интеллекта и разума; отрицание могущества эмоциональных сил и презрение к ним; боязнь «глупости» и неправильного суждения.

4б. Невротическая потребность верить во всемогущество воли: ощущение силы духа, проистекающее от веры в магическую силу воли; реакция безысходного отчаяния при любой фрустрации желания.

5. Невротическая потребность в эксплуатации других и оценка других людей в основном с точки зрения их полезности или возможности эксплуатации; различные сферы эксплуатации: деньги (заключение сделок становится болезненной страстью), идеи, сексуальность, чувства; боязнь самому подвергнуться эксплуатации и таким образом оказаться «в дураках».

6. Невротическая потребность общественного признания или престижа (может сочетаться со страстным желанием власти): оценка всех и всего только в соответствии с их престижностью; самооценка, целиком зависящая от характера публичного признания; боязнь потери привилегированного положения в обществе («унижение»).

7. Невротическая потребность в восхищении своей особой: раздутое представление о себе (нарциссизм); потребность в лести и восхищении своим воображаемым образом; самооценка, целиком зависящая от соответствия этому образу и от восхищения этим образом другими людьми; боязнь утратить восхищение и испытать «унижение».

8. Невротическое честолюбие в плане личных достижений: потребность превосходить других не посредством того, что ты собой представляешь или каков ты есть на самом деле, а посредством своей деятельности; стремление быть самым лучшим спортсменом, любовником, писателем, рабочим - особенно в собственных глазах, однако признание со стороны других также имеет важное значение, и его отсутствие вызывает обиду; страх неудачи.

9. Невротическая потребность в самодостаточности и независимости; настоятельная потребность никогда ни в ком не нуждаться, или же не поддаваться никакому влиянию, или не быть абсолютно ничем связанным; наличие дистанции и обособленность - единственный источник безопасности; боязнь потребности в других людях, близости, любви.

10. Невротическая потребность в достижении совершенства и неуязвимости: неослабевающая погоня за совершенством; навязчивые раздумья и самообвинения в связи с возможными недостатками; чувство превосходства над другими на основе собственного совершенства; боязнь обнаружить в самом себе недостатки или совершить ошибки; боязнь критики или упреков.

Основой неврозогенеза, по мнению Хорни, чаще всего становится конфликт нескольких невротических наклонностей, когда следование одним наклонностям будет постоянно препятствовать осуществлению противоположных, В такой ситуации человек «заходит в тупик» и, даже несмотря на самостоятельные поиски путей компромисса, невротическая структура характера не позволит ему разрешить невротический конфликт наклонностей. Это обусловлено тем, что, как правило, по мнению Хорни, невротик даже не подозревает, что именно эти невротические наклонности являются движущими силами в его жизни. Становление же их самих является продуктом еще более ранних расстройств, конфликтов, которые имели место в человеческих взаимоотношениях.


следующая страница >>