uzluga.ru
добавить свой файл
1




Министерство транспорта Российской Федерации

МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени адмирала Г. И. Невельского

Центр международных исследований


Б. И. ТКАЧЕНКО


ВОСТОЧНАЯ ГРАНИЦА МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ В ДОКУМЕНТАХ И ФАКТАХ


Владивосток

2010


УДК 341.222(571.6:511)(-04)

ББК 66.4(2)+67.91

Т48


Рецензенты — к. и. н. Забровская Л. В., к. ю. н. Чепцов Н. Р.


Ткаченко Б. И.

Т48 Восточная граница между Россией и Китаем в документах и фактах. – Владивосток: Морской гос. ун-т , 2010. – 364 с.

ISBN 978–5–8343–0631–3

Проанализировано формирование восточной части государственной границы между Россией и Китаем в историко-правовых документах ХVII—ХХ веков. Особое внимание уделено анализу исторических, между­народно-правовых, экономических и политических аспектов Соглашения между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части 1991 года. Показана борьба Администрации Приморского края за отстаивание российских земель на Дальнем Востоке. Публикуются тексты соглашений и других документов по территориально-пограничному размежеванию между Россией и Китаем.

Для историков, правоведов, политологов-международников, научных и практических работников в области внешней политики и междуна­родных отношений, преподавателей, аспирантов и студентов, интере­сующихся проблемами российско-китайских отношений.


Boris I. Tkachenko

East frontier between Russia and China in documents and the facts. – Vladivostok: Maritime State University, 2010. – 364 p.

Formation of east part of frontier between Russia and China in historical-legal documents of ХVII-ХХ centuries is analysed. The special attention is given to the analysis of historical, international legal, economic and political aspects of the Agreement between the USSR and Chinese People's Republic about the Soviet-Chinese frontier on its East part of 1991. Struggle of Administration of Primorski Krai for upholding of the Russian grounds on the Far East is shown. Texts of agreements and other documents on territorial-boundary delimitation between Russia and Chinese People's Republic are published.

For historians, jurists, political scientists, foreign affairs specialists, scientific and practical workers in the field of foreign policy and the international relations, teachers, post-graduate students and the students who are were interested in problems of the Russian-Chinese relations.


Т

0802010100




ББК 66.4(2)+67.91

2010

ISBN 978–5–8343–0631

© Ткаченко Б. И., 2010

© Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Введение


Азиатско-Тихоокеанский регион является сегодня одним из наиболее перспективных и динамически развивающихся регионов современного мира в эпоху глобализации. Здесь соприкасаются экономические, политические, военные и идеологические интересы различных стран.

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) занимает особое положение в структуре международных и международных экономических отношений современного мира. По некоторым оценкам ему в XXI веке будет принадлежать особая роль в глобальной политике и экономике, поскольку он представляет собой зону взаимодействия национальных интересов пяти крупных держав: России, Китая, Японии, США, Индии, а также динамично развивающихся индустриальных стран АТР. Разнонаправленность этих интересов создает основу потенциальной конфликтности этих стран. Китай, Япония, США и другие индустриально развивающиеся страны предъявляют повышенный спрос на разнообразные ресурсы развития. Все это реанимирует территориальные претензии ряда стран к соседям, создает стимулы для появления и усиления претензий на "справедливое уточнение границ".

Неравномерность экономического и военно-политического развития стран АТР служит материальной основой для появления претензий по вопросу о границах.

Поскольку население Земли продолжает увеличиваться, а мировая экономика также растет, растет и возможность потенциального и реального конфликта за природные ресурсы. Это создает взрывоопасный потенциал для конфликтов по поводу границ и территорий.

Несмотря на процессы глобализации в современном мире, национально-государственный суверенитет не упраздняется. Следовательно, международные границы продолжают сохранять свою важность и актуальность для международных отношений и международной политики. Проблемы неурегулированных границ продолжают оставаться главным источником напряжения между нациями и в настоящее время.

Неурегулированность территориально-пограничных споров в конечном итоге может приводить к пограничным конфликтам и к войне, которую необходимо избежать как крайность в международной политике.

Территориально-пограничные споры являются одним из наиболее серьезных источников нестабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Их корни восходят к эпохе колониального правления, мировым войнам и локальным вооруженным конфликтам. Сегодня эти реликты прошлого самым серьезным образом тормозят развитие интеграционных процессов в регионе, мешают установлению добрососедских отношений между странами и замедляют темпы экономического роста. Еще одним серьезным последствием территориальных споров является обусловленное им непонимание или даже неприятие друг друга гражданами конфликтующих государств.

Проблемы территориально-пограничных споров имеют комплексный характер. Задача их разрешения не имеет простого и однозначного решения. История показывает, что одних усилий профессиональных политиков и дипломатов недостаточно. Активную роль в этом процессе должны играть местные органы власти, представители бизнеса, науки и культуры, средства массовой информации.

Особая ответственность лежит на научном сообществе. Научное сообщество может и должно выявлять и объяснять суть территориальных проблем, давать рекомендации о путях скорейшего разрешения территориальных споров с учетом национальных интересов взаимодействующих стран региональным лидерам, политикам и бизнесменам, которые в силу перегруженности повседневными делами не имеют возможности самостоятельно вникнуть в различные аспекты, связанные с территориальными противоречиями, а также активно развивать научное и культурное сотрудничество с зарубежными коллегами, способствовать повышению уровня толерантности в отношениях между народами стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Спокойный диалог в отношении территориально-пограничных споров необходимо начать, прежде всего, между специалистами (учеными и практиками) заинтересованных стран. Необходимо изучение истории формирования и изменения границ этих стран, истории появления территориально-пограничных проблем, обоснованности правовой принадлежности каждой стране "спорных" территорий.

Территориальные вопросы — одни из наиболее острых и болезненных вопросов в российской внешней политике. Изучение территориально-пограничных проблем России с сопредельными странами: Китаем, Японией и США — необходимо для отстаивания российских интересов в регионе Северо-Восточной Азии.

Изучение стратегии и тактики этих стран в отношении территориально-пограничных проблем и "спорных" территорий отвечает долгосрочным национальным интересам России, прежде всего для понимания всего спектра этих проблем и понимания внешнеполитических шагов этих стран в отношении указанных проблем, уточнения позиций сторон, снятия вопросов и т. п.

Дальний Восток занимает особое положение в Северо-Восточной Азии, поскольку представляет собой зону взаимодействия национальных интересов России, Китая, Японии и США. Разнонаправленность этих интересов создает основу потенциальной конфликтности этих стран.

После разрушения СССР и резкого ослабления России как государства и самостоятельного субъекта международных отношений на Дальнем Востоке стимулируется потенциально опасный для России рост активности ее соседей — Китая и Японии как центров силы.

Для Российской Федерации основные приоритеты политики федерального центра по отношению к Дальнему Востоку и в обозримом будущем будут заключаться в рассмотрении его как сырьевого региона, необходимого как источника выживания государства в условиях развала экономики. Поэтому возрастает значение Дальнего Востока для России, прежде всего как территории с колоссальными запасами природных ископаемых и как транспортного фактора, а отсюда — необходимость защиты этой территории от возможной внешней экспансии. В практическом и идеологическом плане необходимо научное доказательство историко-правовой принадлежности России "спорных" территорий, на которые претендует ряд сопредельных государств.

Прежде всего, речь идет о территориальных спорах между Китаем и Россией на восточной части государственной границы двух стран. В сфере российско-китайских взаимоотношений до последнего времени не были разрешены проблемы островов в районе Хабаровска и в верховьях реки Аргунь. Их реальное разрешение в 2004 году наносит геополитический ущерб интересам России в настоящее время и в будущем. Потенциальные опасности заключаются в не высказываемых пока явно, но сохраняющихся претензиях Китая на обширные российские регионы Дальнего Востока.

Непрерывная разработка этой темы представляет несомненный практический интерес для всех приграничных дальневосточных субъектов Российской Федерации — Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области, Амурской и Читинской областей. В частности, для Приморского края, как края пограничного с Китаем, представляет интерес весь комплекс территориально-пограничных взаимоотношений России с Китаем.

Территориально-пограничные проблемы актуальны и результаты их исследования имеют большую практическую значимость для государственных интересов России на Дальнем Востоке и в Северо-Восточной Азии и с точки зрения обеспечения национальной безопасности по всем составляющим: геополитической, военно-политической, экономико-стратегической и др. Утрата указанных важнейших территорий путем уступки их сопредельным странам нанесет непоправимый ущерб геополитической, военной и экономической безопасности России на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время и особенно в перспективе.

Как отмечал председатель Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В. Илюхин, "анализ политической и экономической жизни Российской Федерации, состояния обороны, геополитического положения и дипломатической деятельности говорит о наличии угроз для безопасности нашей страны. Все больше возрастают масштабы и глубина разрушения экономического и военного потенциалов России.., что чревато утратой нашим народом независимости и свободы, превращением страны в полуколонию" [Error: Reference source not found, с. 1].

Кардинальных вопросов внешней политики во второй половине 1980-х годов — 2000-х годах накопилось немало. За последние 25 лет во внешней политике сложилась губительная для национальных интересов страны практика международных отношений, когда за спиной российского народа подписывались договоры и соглашения, вводились санкции, наносившие ущерб безопасности и интересам России. При этом было неясно, кто же конкретно разрабатывает концепцию и направления внешней политики, подготавливает международные договоры и соглашения и несет персональную ответственность за принимаемые внешнеполитические решения.

Со второй половины 80-х годов в СССР и России проводился курс предательства отечественных интересов путем действий, направленных на нарушение территориальной целостности страны путем распродажи ее территории.

Триумфальные зарубежные поездки бывших высших руководителей СССР (М. Горбачева, Э. Шеварднадзе) были оплачены развалом системы внешней политики нашего государства, подрывом его международных позиций и роли на мировой арене, разрушением государственности страны и подрывом ее обороноспособности.

Реальные и трезвые оценки подобного рода внешней политики показывают существенные экономические потери для нашей страны, не говоря уже об общем ухудшении геостратегической стабильности в мире и связанных с этим локальных международных конфликтах. Это курс предательства отечественных интересов путем действий, направленных на нарушение территориальной целостности страны путем распродажи ее территории. Таким образом в жертву иностранным державам приносятся коренные интересы народов России, безопасность страны. Это курс проведения на международной арене политики национал-предательства путем односторонних, ничем не оправданных уступок и в конечном итоге сдачи стратегических международных позиций, забвения и даже предательства национальных интересов России, дешевой распродажи того, что накапливалось и формировалось столетиями.

Последствия этого нового курса в сфере международных отношений не замедлили сказаться.

Именно поэтому, на мой взгляд, пора нам откровенно говорить о "рентабельности" внешней политики. То есть безусловно необходимо просчитывать эффективность внешнеполитических решений политиков и правительства с позиций экономики.

Анализируя взаимосвязи внешней политики и экономики, можно прийти к вполне определенным выводам об экономической эффективности внешнеполитической деятельности правительства М. Горбачева и в последующем, проводившейся в русле "нового политического мышления" и "нового места России в современном мире".

Именно поэтому проблема анализа эффективности внешнеполитической деятельности государства и экономической оценки последствий мероприятий в области внешней политики весьма актуальна для России и других стран Дальнего Востока, Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, который характеризуется множеством сложных взаимосвязей, их взаимным переплетением и взаимозависимостями экономического, политического, военно-стратегического, культурно-этниче­ского и других порядков. Эта научная проблема имеет также большое практическое значение. Сама постановка подобной проблемы вполне обоснована, так как любой вид деятельности человека, общества или государства предполагает возможность и необходимость определения степени его эффективности.

Актуальность данной работы определяется конкретными первоочередными планами реализации новой политической стратегии, раскрытой в Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года [Error: Reference source not found], а именно: "Наша внешняя политика должна быть исключительно прагматичной. Её эффективность должна оцениваться по простому критерию: способствует ли она улучшению жизненных стандартов в нашей стране?.. Поручаю Правительству до конца текущего года разработать чёткие критерии оценки результатов внешнеполитической деятельности… Нашему МИДу нужно перевести эту работу на системную основу и по её итогам подготовить программу эффективного использования внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития".

Таким образом, проблема представляет интерес в научном и практическом отношениях.

Проблема анализа эффективности внешнеполитической деятельности государства — это научная целина, никем и никогда в отечественной науке ранее не разрабатывавшаяся. По нашим данным, в начале 1990-х годов — начале XXI века в головных институтах Отделения проблем мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР и Российской академии наук (РАН) и секции международных отношений Отделения общественных наук РАН такого рода исследования не проводились. По данной проблеме в отечественной литературе отсутствуют какие-либо научные публикации, за исключением публикаций автора [см., например: Error: Reference source not found; Error: Reference source not found].

Концептуально-теоретических работ в этой области до настоящего времени не было также и за рубежом. Однако потребности оптимизации внешнеполитической деятельности обусловили в отдельных странах за рубежом ряд практических мероприятий аналитического характера. Так, в США в 1980-е годы имелись некоторые практические разработки с дальнейшим использованием ЭВМ для просчитывания внешнеполитических ситуаций и получения выводов о приемлемости вариантов стратегий международного развития и политики правительства в сфере международных отношений. Эти разработки осуществлялись на базе научно-аналитического центра "РЭНД корпорейшн". Кроме того, в некоторых странах (США, Англии — в Международном институте стратегических исследований, Японии) применялись конкретные оценки эффективности внешнеполитической деятельности на основе критерия качества. Соответственно в этих странах по результатам реализации данных мероприятий должны быть и публикации конкретно-эмпирического характера.

В СССР, России и республиках СНГ не было и нет даже намека на подобного рода исследования. Оценки же эффективности и результативности внешнеполитических мероприятий осуществляются субъективно, на сугубо личностном уровне. Так, Э. Шеварднадзе, бывший министр иностранных дел СССР, оценил "экономическую эффективность" деятельности возглавлявшегося им внешнеполитического ведомства так: "Наши расчеты показывают, что в нынешней пятилетке (т. е. во второй половине 80-х годов. — Прим. авт.) суммарный "мирный дивиденд" от реализации внешнеполитического курса, основанного на новом мышлении, может составить 240—250 миллиардов рублей" [Error: Reference source not found, с. 2]. Однако реальные и трезвые оценки показывают существенные экономические потери, не говоря уже об общем ухудшении геостратегической стабильности в мире и связанных с этим локальных международных конфликтах.

Между тем проблема анализа эффективности внешнеполитической деятельности и экономической оценки последствий мероприятий в области внешней политики весьма актуальна для России и для других стран, ведущих на международной арене активную внешнеполитическую деятельность. Дело в том, что внешняя политика крупных держав — это весьма ресурсоёмкая сфера деятельности.

Если говорить о конкретно-практическом уровне анализа частных внешнеполитических ситуаций, имеющих локальный (по территории их действия) и краткий (по времени их действия) характер, то количественно оценить внешнеполитические решения политиков и соответствующих правительственных органов и их реализацию в практике международных отношений с позиций экономики огрублённо возможно уже сейчас, без предварительной разработки специального формализованного методического инструментария для оценки и соответствующего математического аппарата.

Таким образом, современная наука позволяет просчитать в первом приближении к реальности экономическую эффективность внешней политики государства. Другими словами, с позиций экономической целесообразности приблизительно оценить последствия тех или иных решений правительства в международных отношениях.

Переходя к частной (региональной) проблеме анализа эффективности внешних связей России на Дальнем Востоке со странами Восточной Азии, необходимо отметить, что привлечение аппарата экономических оценок вкупе с качественным анализом международной ситуации в Дальневосточном регионе позволяет осуществить научно-аналитические и прогностические функции блока науки для управления внешнеполитической деятельностью Российского государства на Дальнем Востоке.

В этом плане в Дальневосточном регионе по линии азиатско-тихоокеанских связей с сопредельными государствами в процессе реализации внешней политики в русле горбачевского "нового мышления" и "приоритета общечеловеческих ценностей над национальными интересами СССР и России" можно выделить такую акцию, имеющую локальный (по территории ее действия) характер, оценить последствия осуществления которой тем или иным образом возможно и политически, и экономически. Она касается российско-китайских отношений (ревизия территориально-пограничных договоров прошлого века между Россией и Китаем с передачей Китаю территорий России на островах по пограничным рекам и на сухопутных участках в Приморском крае в соответствии с соглашением, подписанным А. Бессмертных с санкции М. Горбачева в 1991 году).

В области российско-китайских территориальных проблем имеются обобщающие монографии ряда авторов: В. С. Мясникова (М., 1967 [Error: Reference source not found], 1996 [Error: Reference source not found]), А. Прохорова (М., 1975 [Error: Reference source not found]), Б. И. Ткаченко (Владивосток, 1996 [Error: Reference source not found], 1998 [Error: Reference source not found] и 1999 [Error: Reference source not found]), Ю. М. Галеновича (М., 2001 [Error: Reference source not found]) и др.

Позиции китайских исследователей в работах конца XX века в отношении погранично-территориальных проблем Китая с Российской империей, СССР и Российской Федерацией и русско-китайских отношений подробно исследованы в работах А. Д. Воскресенского [Error: Reference source not found, с. 48—68; Error: Reference source not found, с. 50—82].

Автор отмечает, что интерес китайских исследователей заключается в обосновании "неравноправности русско-китайских договорных актов" о территориально-пограничном размежевании двух стран. Считая, что "все русско-китайские договоры за исключением Нерчинского и Буринского, являются неравноправными, то есть навязанными царской Россией Китаю" [Error: Reference source not found, с. 52], китайские исследователи в серии работ со своих позиций соответствующим образом обосновали характер русско-китайских отношений. Так, утверждается, что "Россия отторгла огромные территории Китая, в результате чего граница XIX века заменила собой просуществовавшую более 150 лет и сыгравшую свою роль границу XVII века", а основной особенностью границы XIX века являлось то, что она носила "характер насильственного раздела и была несправедливой и нерациональной", так как определялась Айгуньским и Пекинским договорами, которые, как считают китайские исследователи, являются "неравноправными договорами, заключенными при таких условиях, когда сильная держава — Россия — в соответствии со своими экономическими потребностями, опираясь на свое политическое и военное превосходство, принудила к несправедливому разграничению слабую сторону — Китай, который оказался в условиях внутренних и внешних затруднений, а Китай был вынужден уйти из районов, на которые распространялась его юрисдикция, что привело к крупномасштабным территориальным изменениям" [Error: Reference source not found, с. 59], потеряв "более 1 млн. кв. км китайской территории — к северу от Хэйлунцзяна и к востоку от р. Уссури (включая о. Сахалин)", а в 1864 году — 440 тыс. кв. км территории западной части Китая и в 1881 и последующих годах — "еще более 70 тыс. кв. км территории западной части Китая". Китайские исследователи утверждают, что "менее чем за полвека царская Россия отторгла в общей сложности 1,5 млн. кв. км китайской территории" [Error: Reference source not found, с. 62].

А. Д. Воскресенский отмечает, что и после нормализации российско-китайских отношений в 1990-е годы в массовой периодической китайской печати и в учебных материалах, по которым получает знание подрастающее поколение, некоторые китайские авторы вновь говорят о "территориальных претензиях". Во влиятельных периодических изданиях и специальных исследованиях последних лет снова поднимается вопрос о территориальных претензиях к России, а территориальный вопрос рассматривается среди актуальных проблем российско-китайских отношений, требующих неотложного решения. При этом не появилось ни одной статьи, в которой были бы поставлены хотя бы под сомнение концепции прошлых лет, а продолжается публикация весьма спорных точек зрения о российских территориях, что "северная и северо-западная периферия" в прошлом была отторгнута от Китая. При этом приоритет сегодняшнего Китая заключается в национальном возрождении, предусматривающем возвращение в лоно Китая всех якобы отторгнутых от него в прошлом территорий [Error: Reference source not found, с. 73].

Представляет также существенный интерес монография японского исследователя А. Ивасита [Error: Reference source not found], в которой собраны результаты работы автора в течение 10 лет по исследованию отношений между Россией и Китаем в пограничных районах и, в частности, проблемы пограничного размежевания.

По направлению российско-китайских территориально-погранич­ных проблем автором монографии опубликована глава "Историко-правовые проблемы восточной границы между Россией и Китаем" в комплексной монографии "Проблемы эффективности внешней политики России на Дальнем Востоке" 1996 года издания [Error: Reference source not found, с. 95—129] и 2 монографии: "Восточная граница между Россией и Китаем в договорах и соглашениях XVII—XX веков" [Error: Reference source not found] и "Россия — Китай: восточная граница в документах и фактах" [Error: Reference source not found], а также несколько десятков статей. В упомянутых работах проанализировано формирование восточной части государственной границы между Россией и Китаем в историко-правовых документах XVII—XX веков. Особое внимание было уделено анализу исторических, международно-правовых, политических и экономических проблем Соглашения между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части 1991 года. Позиция автора на эти проблемы заявлена и сформулирована, а именно: критическое отношение к внешнеполитическим акциям, заявлениям и соглашениям руководства СССР в период М. Горбачева (вторая половина 80-х годов) и российского руководства в 90-е годы.

Целью работы является комплексный анализ исторических, международно-правовых, политических и экономико-стратегических аспектов межгосударственных отношений России на Дальнем Востоке с КНР по территориально-пограничным проблеме на предмет объективного освещения этой проблемы и выработки практических рекомендаций с позиций оценки эффективности внешней политики. Основное внимание при этом сосредоточено на анализе современного состояния российско-китайской территориально-пограничной проблемы во взаимосвязи с историей ее возникновения.

Основное внимание в монографическом исследовании сосредоточено на анализе конкретных шагов и эффективности внешнеполитических мероприятий по указанному направлению внешней политики и международных отношений государственного руководства СССР и России — с одной стороны и Китая — с другой стороны.

Объектом исследования в работе явились российско-китайские взаимоотношения по территориально-пограничным проблемам в новейшее время с анализом договорно-правовой базы формирования российско-китайской границы с XVII века.

Главным предметом анализа в монографическом исследовании явились территориально-пограничные проблемы между Россией и КНР с точки зрения эффективности внешней политики и внешнеполитических мероприятий СССР и России на Дальнем Востоке.

Хронологические рамки исследования охватывают для российско-китайского территориально-пограничного спора период XVII — начала XXI веков. Для выбранного периода характерно формирование восточной части государственной границы между Россией и Китаем за весь исторический период двусторонних межгосударственных отношений России с Китаем. При исследовании территориально-пограничной проблемы с Китаем сделан краткий предваряющий основное исследование исторический экскурс, необходимый для понимания историко-правовой базы этой проблемы и для обоснованного анализа ее современного состояния.

Методологической и теоретическая основой выполненного исследования является концепция национальной безопасности и национальных интересов страны и народа как фундаментальная основа внешней политики любого прагматически ориентированного в сфере международных отношений государства в диалектической гармонии с нормами международного права и на базе оценок эффективности внешней политики и конкретных внешнеполитических мероприятий, направлений и доктрин внешней политики. В работе использована методология системного и структурно-функционального анализов, идеи общей теории систем и системного подхода к анализу сложных объектов действительности. Автор опирался также на работы российских, советских и зарубежных ученых в областях, совпадающих с предметом исследования.

Автор различает исторический и политико-правовой подходы к анализу межгосударственных взаимоотношений по территориально-погра­ничным проблемам и считает, что решение этих актуальных и практически значимых современных проблем для России необходимо производить на основе анализа историко-правовой доказательной базы.

Основными источниками для анализа в монографии явились тексты межгосударственных договоров и соглашений, заключенных Россией, СССР и Российской Федерацией в разные периоды времени с Китаем по территориально-пограничным вопросам, международные документы, относящиеся к указанным проблемам, документы руководящих государственных органов, тексты заявлений и выступлений руководящих государственных деятелей по указанным проблемам, официальные отчеты о переговорах и др., а также использована текущая информация средств массовой информации, ИТАР-ТАСС, научные публикации других авторов по указанному направлению научных исследований.

В монографии читателю предлагается практический анализ проблемы эффективности внешней политики России на Дальнем Востоке применительно к российско-китайским отношениям на примере территориально-погранич­ных споров.

Через призму экономических оценок рассмотрены Соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части 1991 года и Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской границе на ее Восточной части 2004 года. Здесь на конкретных примерах показан потенциальный и реальный экономический ущерб, понесенный бывшим СССР и в настоящее время Россией или который Россия может понести в будущем.

Проанализированы политико-правовые проблемы восточной границы между Россией и Китаем и в этой связи рассмотрено формирование восточной части государственной границы между Россией и Китаем в договорных документах XVII—XXI веков, проанализированы Соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее восточной части 1991 года и Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе 2004 года, раскрыто содержание политической борьбы при реализации Соглашения между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части 1991 года.


Научное издание


Ткаченко Борис Иванович


ВОСТОЧНАЯ ГРАНИЦА МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ В ДОКУМЕНТАХ И ФАКТАХ


Монография публикуется в авторской редакции


Отпечатано с оригинал-макета, подготовленного автором


Подписано к печати 20.10.2010 г. Формат 6084/16.
Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman. Печать офсетная.
Объем: 22,75 физ. п. л.; 21,23 усл. п. л.; 22,01 уч.-изд. л.
Тираж 450 экз. Заказ 215.


Отпечатано в типографии редакцтонно-полиграфического комплекса Морского государственного университета
имени адмирала Г. И. Невельского.

Россия, 690059, г. Владивосток, ул. Верхне-Портовая, 50-а.