uzluga.ru
добавить свой файл
  1 2 3

Вера Тадыкина


Чувствуя себя как дома, знай, что в гостях
Алтай - один из прекраснейших уголков нашей зеленой планеты. Мне иногда кажется, что именно здесь находится райский уголок. Голубое небо, по ночам мерцающие звезды, высокие, вечнозеленые горы и прозрачные реки, поющие прекрасные песни о вечном Алтае. Здесь живут прекрасные люди, охраняющие красоту и хранящие загадку вечного Алтая. Они от природы молчаливы, горды и чистосердечны. Мне иногда кажется, что природа создала себе подобных людей. Хранители Алтая, испокон веков почитая природу, не позволяли себе осквернять священные места. Хотя нет построенных храмов для духов горы. Для алтайцев понятие бога - это присутствие человеческой души в сердце. Мы никогда не любили богатых, заевшихся, которые считают себя выше всех, но ценили и любили скромных и благородных.
Я все это пишу для того, чтоб люди, приезжающие в наш прекрасный уголок, знали характер, нрав и уважали нас. Меня очень возмущает то, что чиновники говорят, что надо сегодня развивать туризм, а сами не создают условия для этого. Приезжие гости теряют разум от красоты наших уголков и начинают вести себя безобразно. Бросают мусор там, где останавливаются, а останавливаются там, где им нравится. Нет определенно отведенных мест для них. Они не знают, что тот маленький клочок поляны, истоптанный ими, дает корм для местного жителя  на месяц. Высокопоставленные лица, которые давно забыли, что есть сельский житель, который живет только за счет собственных сил, не могут понять, почему ругаются, стреляются из-за такой маленькой земли. Гости, приезжающие на второй год, уже чувствуют себя хозяевами и ведут себя очень нагло, мол, мы не первый раз. А человеку, который прожил здесь всю свою сознательную жизнь и который охраняет наследие предков, приходится все это терпеть. Лазят на священные горы, загрязняют родники, привязывают разное тряпье, не понимая смысла всего этого, пишут свои инициалы на камнях гор. Не каждый добрый хозяин все это вытерпит. Взять хотя бы такой простой пример, собираясь в гости к уважаемому человеку, гость тщательно готовится к этому. Постарается узнать, что ему нравится, как поступать в его доме, что говорить и о чем лучше промолчать. Из этого надо делать выводы.

Дарья Курускановаd:\office\бюллетени\бюллетень_бирлик_2009\бюллетень_алтай_2009\курусканова_даша.jpg


Забытая история

Годы идут, меняется власть, но жизненные проблемы остаются. Кто-то умирает, рождаются дети, и это по закону природы правильно. Но среди множества проблем, не могу быть равнодушной к проблеме алкоголизма. Алкоголизма среди детей, школьников, студентов, женщин. Да я знаю, что об этом много пишут, по телевизору говорят, но эта проблема в послеперестроечное время актуально как никогда. Все знают, как бороться, принимаются программы на федеральном и региональном уровнях власти, но никто не может помочь.

Я не хочу кого-то винить, а кого-то оправдывать и тем более учить, как правильно жить, а просто хочу написать простой рассказ, когда-то рассказанный одной бабушкой. А рассказ простой, о народе и о былых годах.

Коренные народы Алтая от природы очень мужественные, сдержанные люди. А еще есть положительная черта - никогда не бросать человека в беде - это основной закон тайги. И здесь оказывают влияние наши традиции и мировоззрение. Все наши традиции и жизнь, так тесно связанны с природой, что иногда задумываешься, кто кем руководит. Почитая природу, ты приобретаешь гармонию души, и нельзя терять связь с природой. Неуважение и ненависть нарушает все, и люди начинают терять контроль, идут друг на друга с ружьем, забывая, что они часть природы и часть друг друга.

Наверное, так повелось, что люди на земле без войны жить не могут. Война - это самое страшное, что есть на всем белом свете, когда ЧЕЛОВЕК убивает человека. Здесь в основном страдают женщины, дети. И в такие страшные времена начинаешь не жить, а выживать. Кругом нищета, горе и голод, не знаешь, кому помочь, кому высказаться. Работали от зари до зари, успевая растить детей. Детей не делили на «своих» и «чужих», все они были детьми. Помогали друг другу всем, чем могли.

А женщина – мать, потерявшая сына, мужа от бессилия, от горя не знала чем лечить душевную рану. В «запои» никто не уходил. Но горе есть горе, от него не убежишь и не избавишься, плакать вечером и ночью строго запрещалось, так как этим ты привлекаешь в дом «нечистых духов». И наверно в такие годы появилось выражение «почернеть от горя». Словами горю не поможешь, но в каждой семье и у каждого рода были почитаемые люди. Видя, что ей очень плохо, он мастерил новую трубку, шил кисет, набивал табаком и приходил к женщине домой. Усаживаясь вокруг очага, он прикуривал трубку и со словами: «Знаю, что горе тебя съедает изнутри. И в такой трудный момент тебе надо чем – то лечить душу. Есть на земле два зла - это алкоголь, и табак. Я как старший, даю тебе эту трубку, чтоб ты хоть как – то подавляла горе. Если ты выберешь второе, то ты потеряешь уважение, опозоришь наш род, и не сможешь на ноги поставить своих детей». Так женщина начинала курить. Если девушка или женщина курила просто так (как правило, такого не бывало) её обвиняли в том, что она нарекает себе страшную судьбу, и на ней не каждый женится. Потому что считалась она нечистой женщиной (кокымай бала).

Мне кажется, если в такие тяжелые и страшные годы люди могли устоять перед трудностями и не спиться, то сегодня, нужно возрождать традиции и обычаи своего народа, с помощью которых решать эту нарастающую проблему российского общества.

d:\office\бюллетени\бюллетень_бирлик_2009\бюллетень_алтай_2009\шурова_галина.jpg


Галина Шурова


Размышление о настоящем и будущем

В Турочакском районе Республики Алтай на противоположных берегах Телецкого озера находятся два села. На правом берегу - с. Артыбаш, на левом - с. Иогач. Их соединяет мост, разделяющий Телецкое озеро и р. Бия.

Телецкое озеро считается одним из красивейших мест Горного Алтая. Своеобразие климата, богатство растительного и животного мира, удивительное сочетание высоких гор и большой массы чистейшей озёрной воды создаёт неповторимый по красоте природный комплекс, который привлекает огромное количество туристов. На территории с. Иогач и с. Артыбаш действуют многочисленные турбазы, многие из которых действуют без соблюдения технических, санитарных и прочих требований: «Золотое озеро», «Эдем», «Старый замок», «Жемчужина», «Серебряный берег», «Юрток», «Исток», «Тайга», «Турсиб» и другие.

На территории Артыбашского сельского поселения отсутствуют поля фильтрации, существует несанкционированная свалка в с. Иогач, куда со всех турбаз вывозят твердые и жидкие отходы. Свалка находится недалеко от истока реки Бия, на расстоянии 500 метров. В период таяния снегов и проливных дождей со свалки все смывается в р. Бия, тем самым загрязняя питьевые источники сельских жителей. Они, кстати, проживают в ста метрах от свалки, там и пасется скот. Были случаи падежа скота из-за отравлений на свалке. А одна из причин таких нежелательных случаев – это свалка мусора на не отведенных местах.

В результате деятельности турбаз загрязняется окружающая среда на землях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов тубаларов, которые не получают никакой компенсации за нанесенный материальный ущерб. Хотя здоровье нельзя оценивать в денежном отношении.

Общины коренных народов, которые находятся на территории Артыбашского сельского поселения, неоднократно поднимали проблему биоотходов, которые сливались в озеро. Был случай обращения к Президенту РФ. Но проблема осталось нерешенной до сих пор. Увеличился поток отдыхающих из других регионов России, в том числе и “диких” туристов. С постоянным увеличением количества лодок, катеров озеро загрязняется нефтяными отходами. С одной стороны, для местных жителей появилась возможность заработка, но необдуманная туристическая инфраструктура на озере ведет к экологическим проблемам, нарушая биобаланс окружающей среды. Для решения вышесказанных проблем по инициативе Алтайского государственного заповедника было создано Некоммерческое Партнерство «Совет Телецкого Озера». Борис Сапкин, председатель Союза Общин «Бия», представляет коренных малочисленных народов - тубаларов, челканцев, кумандинцев, шорцев.

Вопрос создания территории традиционного природопользования коренных народов тубаларов на сегодня остается открытым.

Также очень болезненно стоит проблема о сохранении языка, обычаев и традиций тубаларов. На данный момент у нас в селе некоторые представители коренных народов занимаются вопросами земли и леса для личной выгоды, мало кто задумывается, что станет в будущем, если продадим землю и вырубим священное дерево-кедр, и что оставим мы своим потомкам, сможем ли мы сохраниться в будущем как этнос. Уже больше 5 лет прошло, как было принято решение о строительстве культурного центра в с. Артыбаш. Но до сих пор строительство не начато, и причин здесь несколько. Во-первых, сельская администрация села долгое время препятствовала выделению и оформлению земельного участка. Во-вторых, нет согласованности в действиях между общинами.

Принята Республиканская программа по развитию коренных малочисленных народов 2009-2015гг. Это всего лишь часть многочисленных проблем тубаларов, проживающих на этих двух «перспективных» и «развивающихся» сел. А их насчитывается бесчисленное множество. В решении вопросов, от малых до глобальных, немаловажную роль играют общины коренных малочисленных народов. И, хочется надеяться, оценивая всю ситуацию - общины и местная власть найдут общий язык и будут найдены пути решения этих проблем, препятствующих развитию и сохранению исчезающих народов.

d:\office\бюллетени\бюллетень_бирлик_2009\группа № 13\едуеков.jpg


Денис Едуеков

<< предыдущая страница