uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3
Бюллетень №13 Информационного центра коренных народов Республики Алтай «Бирлик»


Право на информацию

Чойский район является местом традиционного проживания коренных малочисленных народов республики Алтай – тубаларов. Тубалары – тюркоязычная этническая общность, которая в научной литературе еще с советских времен принято считать одной из основной групп северных алтайцев. На территории района проживает 520 представителей КМН РА или 6 % от всей численности района. Более 200 человек или 40% от всего коренного населения заняты в традиционных отраслях хозяйствования – охота, сбор дикоросов.

На территории района зарегистрировано 6 общин КМН, основными видами деятельности которых являются охотопромысел, заготовка и переработка древесины. Община «Память» занимается изготовлением сувенирной продукции, сохранением культуры, искусства и этническим туризмом. Имеется Центр тубаларской культуры при Чойском отделе культуры.

В 2007 году специалисты центра правовой информации при центральной библиотеке провели социологическое исследование на тему «Информационные потребности КМН» Результаты исследования показали, что 70% всех опрошенных (было опрошено 150 человек) отмечают наличие информационного «вакуума». Им практически негде получить информацию о своих правах на социально-экономическое и культурное развитие. Каждый представитель КМН, как и любой гражданин, должен использовать свое конституционное право на доступ к информации. Все проблемы коренного населения района начинаются с того, что им через суд приходится доказывать свою национальную принадлежность. ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» фактически не работает, о ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ» люди знали только понаслышке. Подавление гражданской ответственности и самосознания КМН на предыдущем историческом этапе сегодня выгодно используется недальновидными чиновниками, чтобы не решать назревшие проблемы развития социально-экономической адаптации этих народов в современном мире. Нахождение новых путей развития для малочисленных народов сегодня решит наиболее актуальные вопросы. Что, в свою очередь, невозможно без осознания ими необходимости взаимодействия со всем обществом. Поэтому сегодня так необходимо создание Информационного Центра на территории Чойского района, территории традиционного расселения малочисленного народа РА. Поэтому мы совместно с региональной общественной организацией «Информационный центр для коренных народов РА «Бирлик», руководитель И.В. Солодуха, приняли решение открыть при центральной библиотеке Чойского района представительство этой организации. Центр будет выполнять информационные, исследовательские, методические, просветительские, организационные и культурные функции. Мероприятия, которые будут проводиться в рамках проекта, создадут оптимальные условия для удовлетворения конституционного права на доступ к информации КМН РА, проживающих в Чойском районе, для осуществления политических, правовых, социальных, гуманитарных задач. Центр будет способствовать формированию в обществе природосообразного мировоззрения, развитию необходимых человеческих качеств, в том числе самосознания, понимания, воли, объединению разумных сил общества, активизации действий граждан по защите своих прав и свобод.

Основными целями и задачами нашего центра будет:

- повышение информированности КМН, руководителей общин, органов власти, лидеров правозащитного движения;

- создание условий для позитивного сотрудничества общественных организаций, КМН, органов власти, объединение их усилий для конструктивного решения конкретных проблем, связанных с восстановлением и сохранением традиционного образа жизни и хозяйствования.

Наши задачи будут таковы:

- распространение информации о практическом применении всего объема законодательства для решения конкретных проблем коренного населения;

- распространение информации о методах эффективного обучения практике правоприменения для руководителей общин;

- создание условий для осознания гражданами значения своевременного получения, осознанного восприятия и необходимого распространения общественно-значимой информации.

Для достижения поставленных целей мы будем:

- обеспечивать оптимальные условия для удовлетворения конституционного права на доступ к информации КМН;

- обеспечивать свободный доступ потребителей информации о КМН к информационным ресурсам Центра для профессиональной, учебной, общественной и другой деятельности на основе современных компьютерных технологий;

- расширять фонд информационных ресурсов (книжный фонд, фонд периодики, электронных изданий и других документов) освещающих вопросы КМН;

- для подготовки национального кадрового резерва района содействовать профессиональному самоопределению молодежи из числа КМН;

- сохранять историко-культурное наследие КМН, воспитывать подрастающее поколение на основе национальных ценностей;

- содействовать созданию благоприятных условий для межнациональных и межконфессиональных отношений в целях развития толерантного сознания.

Мы надеемся, что при создании нашего Центра, повысится правовая культура КМН, а органы республиканской и муниципальной власти почувствуют ответственность за традиционный образ жизни КМН и, наконец-то, на территории района, где проживают представители коренного малочисленного народа республики, начнут действовать федеральные и местные правовые акты.

d:\office\бюллетени\бюллетень_бирлик_2009\группа № 13\маркова_надежда.jpg


Надежда Маркова


Через века читаем историю

Мы, потомки древних тюрков, по праву гордимся тем, что живем на земле, которая является прародиной всех тюркских народов. Одним из доказательств являются археологические раскопки в урочище Пазырык. Здесь было найдено пять больших курганов. Все они были разграблены еще в древности с целью похищения вещей из ценного металла. Пазырыкский курган известен в мировой науке и культуре своими раскопками, сделанными в 1865 году археологом, этнографом, тюркологом В.В. Радловым. Пазырык прославился еще и тем, что там были найдены огромный ворсовый ковер размером 6,5 метров, пазырыкская арфа-Jадан (дьадаан) - 5 метров, четырехколесная повозка, которая в народе называется «летучей колесницей» выполненная без единого гвоздя и многое другое. Все эти находки хранятся в Эрмитаже (г. Санкт-Петербург). Все эти находки смело утверждают о том, что быт, искусство, военное дело людей того времени были на очень высоком уровне. Об этом М.П. Завитуха в своей статье «Пазырык древняя самобытная культура алтайских кочевников» пишет следующее: «Мастерство исполнения, проявленное алтайскими художниками во всех областях творчества, поражает и по сей день. Оно отработано на протяжении нескольких поколений на основе подлинно народного творчества. Лучшие достижения не были секретом одного или нескольких мастеров.

До сих пор алтайское искусство является одной из вершин композиционного мастерства. Вызывает восхищение работы резчиков по дереву, кости и рогу непринужденно располагать любой сюжет в заданную форму украшаемого предмета. Они смело удлиняли и уменьшали части тел животного, перекручивали передние, задние части тел. Древние алтайские скульпторы одинаково успешно владели всеми жанрами, от плоского рельефа, резного рисунка до объемных фигур.

Раскопки оледенелых курганов Горного Алтая открыли древнюю самобытную культуру алтайских кочевников, которая, безусловно, оказала большое влияние на все искусство скифского мира. Произведения алтайских мастеров вошли в сокровищницу шедевров мирового искусства».

Как же обстоит дело сегодня на самом деле? Теленгиты, проживающие на территории Улаганского района, являются продолжателями пазырыкской культуры. В районном музее есть уникальная колесница, скопированная с пазырыкской культуры, сделанная местными мастерами тоже без единого гвоздя. Но это всего лишь единичные случаи. Но хотелось бы, чтобы таких «вещей-находок» было как можно больше. Ведь туризм в нашем регионе развивается быстрым темпом. Желанием многих туристов «издалека» является отдых на Телецком озере со стороны Улаганского района. И как раз по пути они знакомятся с достопримечательностями урочища Пазырык. Было бы еще лучше, если бы в этом урочище был создан этнокультурный парк или же музей под открытым небом, или что-то в этом роде для сохранения курганов. Ведь ни для кого не секрет, как туристы неуважительно обращаются с местными достопримечательностями. И для решения таких проблем общественные объединения, общины играют немаловажную роль.

d:\office\бюллетени\бюллетень_бирлик_2009\группа № 13\токоеков_александр.jpg


Александр Токоеков


Улаган. Теленгит

Свою статью я хочу начать с истории своей родины с. Улаган. Про название Улаган сложено много известных легенд. О том, что в реке Улаганчик когда-то утонул сын великого хана и с тех пор начали называть речку «уул аккан» Улаган. И о том, что некогда здесь жил Улу-Каан – Великий Правитель. Погребен он был в одном из Пазырыкских курганов, которые своими богатыми убранствами прославили наш Алтай на весь мир. Сочные травы высокогорных пастбищ с повышенным содержанием минеральных солей, обилие зверей и дичи, огромное количество рек и озер с множеством и разнообразием рыб, изобилие ягод, съедобных и лекарственных растений, наличие рудных месторождений – все эти факторы в совокупности еще в незапамятные времена привлекали сюда внимание кочевников-скотоводов и охотников. Высокогорные хребты, которые окружают территорию Улаганского района, являлись в те времена как бы естественными крепостями, которые помогали предкам современных улаганцев обороняться от незваных гостей. 253 года назад основная часть населения нашего Горного Алтая добровольно вошли в состав Великой России. Но Улаганские и Кош-Агачские теленгиты еще 109 лет определялись – с кем им быть, и были двоеданцами и платили дань России и в то же время Китаю. И наши зайсаны сделали мудрый выбор: два теленгитских отока – Чуйский (Кöбöкский) во главе с зайсаном Чичканом и Улаганский (Тöлöсский) во главе с зайсаном Тадышем подают летом 1864 года прошение на имя русского императора Александра Второго о принятии их в состав России. Царским указом от 10 октября 1864 года Кöбöкский, затем таким же указом от 12 января 1865 года Тöлöсский отоки принимаются в подданство Российской империи. С тех пор сменилось три поколения. Может быть, поэтому у Улаганских теленгитов сохранились в нетронутом почти виде этнографические и бытовые особенности кочевников-скотоводов, в их обычаях, традициях и фольклоре есть определенное своеобразие и самобытность.

Если взять площадь территории района на современном этапе, то она составляет 18394 кв. километров, что равно площади государств Бруней, Гваделупа, Мальта и Пуэрто-Рико вместе взятых. По занимаемой площади в Республике Алтай наш район незначительно уступает только соседнему Кош-Агачскому району, и почти половину территории занимает Алтайский Государственный заповедник.

Районным центром является село Улаган, основанное в 1765 году, и расположенное в 420 км от столицы республики г. Горно-Алтайска. Высота над уровнем моря составляет 1230 м. Плотность населения района составляет меньше 0,6 человека на 1 кв.км. На начало 2009 года в районе проживали 12 213 человек в 13 населенных пунктах, т.е.7 сельских поселений.

Климатические условия Улаганского района имеют резко континентальный характер, с коротким летом и продолжительной холодной зимой. Абсолютная температура воздуха достигала зимой минус 58 градусов по Цельсию (январь 2002 года), летом в ясные дни – до плюс 42 градусов. Ночные заморозки с выпадением инея продолжаются иногда до конца июня, после чего ночные заморозки начинаются с конца первой декады августа. Таким образом, безморозный период в центральной части района длится в среднем 42-50 дней. На значительной части высокогорной территории района лето бывает прохладным, для этих мест приемлемо выражение: - «у нас три месяца бывает прохладно, в остальное время – холодно». Зимы в большинстве бывают малоснежные – на открытых участках снег сдувается ветрами, в защищенных от ветра местах средняя глубина снежного покрова достигает 15-20 см, в отдельных случаях – до 40 см. В этом году после 16 марта за день в Улаганском районе выпало резко 90 см снега. Со слов старожилов такой снег выпадал в 1945 и 1966 годах. Уникальность природы и климата Улаганского района состоит в том, что там летом можно наблюдать абсолютную белизну сверкающих ледников, кедровые леса, лиственничную тайгу, высокогорную степь и любоваться зреющими плодами различных ягод. И тем самым притягивает с каждым годом всё больше и больше туристов.

Улаганский район занимает одно из первых мест не только по красоте своей природы, но в то же время первое место занимает по проблемам нерешенных и медленно решаемых земельных вопросов.

Для каждого народа земля – это самое ценное и святое. Если нет земли, то и не будет истории и культуры жителей теленгитов. Из-за земли велись великие войны, которые длились даже веками. А как мы относимся к вопросу земли сегодня? Улаганский район это единственный район в республике, где граждане не реализовали свои права на паевые земли. Хотя 90 процентов населения работали в совхозах и колхозах, и им должны были выдать земельные паи бесплатно, а также и работником медицины, культуры и образования. И совсем уже скоро мы можем потерять право на землю навсегда. Дело в том, что в 2003 году Госсобранием - Эл Курултай РА был принят закон под №15-7, где говориться, если местные жители и юридические лица не оформят свои земельные паи до 01 января 2010 года, то могут автоматически потерять право на землю, как долевые паи. Все земли, которые не оформлены, автоматически перейдут в введение Министерства имущества. И это даст право продавать земельные участки с аукциона жителям других регионов, а мы в этих аукционах не сможем участвовать, так как у нас нет таких больших денег. Повториться ситуация как в Чемальском, Турачакском, Майминском районах, когда представители других городов России и из Москвы взяли земли в аренду на 49 лет не спрашивая мнения местных жителей. Местные жители остались без сенокосных угодий, а при обращении в суды жители проигрывают дела, так как всё сделано документально и законно (но не по совести). Чтобы не допустить этого, нам надо учиться на ошибках наших соседей.

Жители нашего района этим законом так и не воспользовались, но есть еще немного времени. И что же послужило причиной этого? Незнание законов жителями нашего района, неумение отстаивать свои права или бездействие властей, работающих в то время? Этот вопрос задает себе каждый житель района. Но в соседнем Кош-Агачском районе выдали земельные паи всем, кто работал в совхозах и колхозах, а так же в образовательных, культурных и медицинских учреждениях.

Призываю всех жителей своего района серьезно задуматься и искать выход из сложившейся острой проблемы земли. А если начнут продавать наши земли с аукциона, тогда что же останется нашим детям, внукам? Думаю, что люди старшего поколения давно задают себе данный вопрос, особенно в последние пять лет, когда в районе стало модным развитие туризма. Будем сами хозяевами своей Родины, родного уголка, пока есть возможность сохранить и приумножить.

d:\office\бюллетени\бюллетень_бирлик_2009\группа № 13\тазрашев_айдар.jpg


Айдар Тазрашев


Доброта хуже воровства

Впервые с вопросами коренных малочисленных народов я столкнулась, будучи Председателем общественной организации «Когутей» в конце 90-х годов. В это время работать было действительно тяжело, в буквальном смысле слова. Связь только телефонная, отсутствие Интернета, незнание законов по коренным малочисленным народам, незнание иностранного языка и многие другие причины являлись препятствиями в деятельности. Но, тем не менее, с помощью наших ученых-активистов, таких как Светлана Тюхтенева, нам приходилось делать некоторые шаги и учиться чему-то.

И вот волею судьбы, за активную деятельность по правам коренных малочисленных народов, мы со Светланой были делегированы в г. Стокгольм (Швеция) на Международный Форум коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Об этой поездке много было материалов в республиканских СМИ.

И вот на этом форуме отдельно рассматривался вопрос о выпуске книги о шаманизме Ольги Харитиди. Коротко затронем, о чем книга. Ольга Харитиди работала простой медсестрой в г. Новосибирске. Летом, как и все новосибирцы, приехала отдыхать в Турочакский район. Здесь она познакомилась с женщиной-шаманкой, которая при знакомстве сказала, якобы у О. Харитиди есть данные научиться шаманизму. Она, уволившись с работы, переезжает в Турочакский район и осваивает секреты шаманки. В своей работе она подробно описывает, что ей пришлось пережить, что она испытывала во время познания или так скажем, просвещения.

После распада Советского Союза ее работа за рубежом была принята как «великое первооткрытие» и была переведена на несколько языков. На заработанные деньги она переезжает в Европу, как бы для дальнейшего изучения данного мировоззрения. Но дело здесь тоже не в этом. А в том, что мы, представители коренных народов, об этом узнаем, участвуя в различных международных мероприятиях, или же совсем не знаем. В последние годы на Алтай приезжает очень много ученых, исследователей, писателей с разных уголков земного шара. Мы, как нас учили предки, встречаем гостей, откуда бы они ни были, зачем бы они не приезжали. Делимся самыми сокровенными за просто так. А на самом деле не знаем, для чего вся эта информация будет использована. Сейчас конечно всем известно, что все ученые из «далека», пользуясь нашими бесценными источниками информации, на этом зарабатывают немалые деньги. Кто-то с предлогом изучения алтайского языка открывает здесь филиалы различных вероисповеданий, кто-то отрабатывает свои гранты обучения, кто-то пишет книгу и многое другое. Но мы, коренные народы, которые живем на своей земле такой жизнью и бытом, как нас учили наши родители, предки, порой даже не оцениваем ценность культуры, которую мы несем.

Проходя стажировку в Информационном центре «Бирлик», я для себя открыла очень много интересного, полезного. Здесь собрались те люди, которым не безразлично судьба своего народа, которые хотят знать и пользоваться своими правами и научить этому других. Нашему куратору, руководителю информационного центра «Бирлик» И. В. Солодуха, от имени всех стажеров хочу выразить огромное спасибо за те знания, которые мы здесь получили. Надеюсь, что мы всегда будем сотрудничать, в какой бы организации мы не работали. А остальным участникам желаю больше трудиться, учиться, не останавливаться перед трудностями.


следующая страница >>