uzluga.ru
добавить свой файл
1

Глава 2

Брак появился после грехопадения Адама и Евы. - Как размножались бы люди в раю? - Человеческая нагота до и после грехопадения. - С зачатием передается склонность ко греху. - Для чего Церковь молится о "женеродильнице". - Брак установлен Богом. - Мука и радость чадородия. - Церковное Таинство освобождает брак от "скверны". - Честное материнство почетно и спасительно. - Почему это важно помнить матери-христианке.

Святые отцы согласно учат, что брак в том виде, как мы его знаем (соединение полов, зачатие с наслаждением и рождение в муках), появился только после грехопадения человека. Адам и Ева в раю не знали его. "Первоначальным намерением Божиим, - пишет св. Афанасий Великий, - было, чтобы мы рождались не чрез грех и тление". А вот слова св. Иоанна Златоуста: Адам "нуждался в помощнике, и он был ему дан. Но тогда даже не было нужды в браке... Желание полового общения, зачатие, муки чадородия и любая форма тления были чужды их душам". Так же учит св. Григорий Нисский и другие отцы и учители Церкви.
Но как в таком случае следует понимать Божие повеление, обращенное к людям: "Плодитесь и размножайтесь" (Быт. 1, 28)?.. Действительно, во исполнение воли Божией, люди должны были размножаться, но, несомненно, совершенно иным, неведомым нам способом. Церковь учит, что в раю первые люди жили подобно Ангелам, и способ их размножения "неизречен и немыслим" для нас... Во всяком случае, первоначально рождение должно было быть совершенно бесстрастным, свободным от плотской похоти.
С грехопадением все изменилось. Адам и Ева познали свою наготу, которой прежде не замечали, и устыдились ее. Прежде чувство стыда вообще не было ведомо людям. Вот что пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): "Адам, сотворенный бесстрастно из земли, Ева, заимствованная бесстрастно от Адама, сообразно бесстрастному началу бытия своего, были бесстрастны. Они до того были бесстрастны и невинны, что, при ближайшем содружестве и непрестанном обращении друг с другом, не нуждались в одежде, даже не понимали наготы своей, несмотря на то, что непрестанно видели ее" (Быт. 2, 25).
Что это значит: не понимали, хотя и видели? Для нас это остается одной из тайн райской жизни. Возможно, приблизительно так, как видит и не понимает наготу совсем маленький ребенок, младенчик... Св. Иоанн Златоуст предлагает духовное объяснение: "Доколе не привзошел грех и прослушание, они были облечены вышнею славою, потому и не стыдились; после же нарушения заповеди привзошел и стыд, и сознание наготы". После грехопадения Адаму и Еве потребовалась одежда для прикрытия обнаженного тела - прежде всего, несомненно, его "срамных удов" (то есть детородных членов тела). В самом деле, срам обнажения этих членов перед людьми ощущает даже едва вышедший из младенчества ребенок, не знающий их назначения.
Грех наложил отпечаток на историческое бытие всего человечества. Страстное (то есть сопровождающееся страстным зачатием) рождение от семени по образу низшей твари стало неотъемлемой частью той биологической, скотоподобной жизни, на которую осудил себя человек. Таким образом, вместе с зачатием, соединенным с плотским удовольствием, ребенку от родителей из поколения в поколение передавался и грех произволения (первородный грех), и немощь естества. Рождение, - говорят православные богословы, - стало "каналом", который приобщал человека с самого начала его бытия к потоку греховной жизни. Через него все люди получают в наследство порчу природы и склонность ко греху. Вот что означают слова святителя Игнатия (Брянчанинова) о "заразе, которую источает человеческое падение во всех человеков посредством унизительного зачатия по подобию зверей и скотов, зачатия во грехе..."
"В беззакониих зачат семь, и во гресех роди мя мати моя", - восклицает св. пророк Давид от лица каждого человека. Потому в Православной Церкви никогда не культивировалось восторженное умиление по поводу зачатия и рождения, как чего-то высокого и прекрасного. Наоборот, Уставом предусмотрено 40-дневное очищение родильницы от нечистоты рождения, после чего над ней читается священником специальная "молитва жене-родильнице". В этой молитве иерей просит Бога очистить женщину "от скверны телесной и скверны душевной". Только после этого мать может ходить в церковь и причащаться Святых Христовых Тайн.
Многие ли матери, крещенные в Церкви и считающие себя христианками, знают это? Увы, есть среди них даже и такие, что приходят в храм "за молитвой" через 20-30 лет после того как родят, по какому-то особому случаю...
Вот и хотелось бы напомнить обо всем этом матери-христианке, которая желает, чтобы на ней самой и на новорожденном почила благодать Божия.

Итак, по учению Церкви, человеческая жизнь после грехопадения Адама и Евы .начиналась неправедным удовольствием зачатия (зачатком развития всяческих страстей), а кончалась постепенным разрушением тела и смертью... Какая страшная и безнадежная картина! Сколько в ней греха и страдания!..
Однако и в этой реальности действует благой Промысл Божий. Благодаря браку человек не только сохранил способность к биологическому выживанию, но и получил утешение иметь потомство - утешение столь великое, что оно превозмогает боль и муку чадородия.
А главное - падшему человеку было дано обетование Божие о том, что из его потомства произойдет Спаситель... Эта надежда поддерживала и нравственно укрепляла множество поколений людей до начала новой эры, наступившей с Рождеством Христовым.
Наконец, христианский брак освящает Святая Христова Церковь. В Церковном Таинстве "унизительное зачатие по подобию зверей" как бы покрывается Божественной благодатью и не имеет того срама, который вообще сопровождает "половые отношения"...
При этом физическая, телесная сторона супружеской любви в православной среде никогда не являлась предметом публичного обсуждения. Наоборот, она по традиции замалчивалась. Не случайно, например, в богатейшем русском языке, "великом и могучем", практически не существует слов (если не считать медицинских терминов и непристойностей) для обозначения половых органов, эмоций и действий. Это теснейшим образом связано с многовековой традицией православной культуры.
Мать, родившая в законном браке много детей, окружена общим почетом и уважением. Церковь же, устами св.апостола Павла, учит, что женщина "спасется чадородием, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1 Тим. 2, 15). Так что материнство не только почетно, но и спасительно, хотя, как следует из слов Апостола, его одного недостаточно для спасения души и наследования жизни вечной.

Конечно, всего этого не понять, да и не нужно знать, маленькому ребенку. Но зато мать-христианка, занимая церковную позицию в вопросе о браке и рождении, сможет найти верный тон в разговоре с ребенком. Тогда беседа на "скользкую" тему получит некое духовное освещение.  c:\documents and settings\рўрµсђрірµр№\local settings\temporary internet files\content.ie5\gbug89d8\design\b1.gif

 

Глава 3

Несколько предварительных советов. - Отношение к предмету беседы и ее тон. - Не "половые", а брачные отношения. - Подходящее время для беседы. - Начало беседы. "Цветочная семья". - Совершенство творения Божия. - Тычинки с плодоносной пыльцой. - Пестик с завязью. - Семя - "яйцо" растения. - Как и для чего происходит оплодотворение? - В "яйце" (семени) хранится "дитя" (будущее растение). - "Семейные" отношения между частями растения.

Прежде чем приступить к самой беседе, хотелось бы предложить нашей читательнице, матери-христианке, несколько советов.
Разъяснения должны даваться ребенку осторожно и целомудренно, но без робости и стыда. Не стоит чрезмерно восторгаться "высшей творческой способностью" человека (способностью к деторождению), якобы уподобляющей его Самому Творцу. Ребенок быстро смекнет, что той же способностью к деторождению наделены и кошка, и собака, что уж в этом-то "царь природы" мало отличается от своих "подданных".
Не следует также называть брак и деторождение "самым прекрасным, что только есть в человеческой жизни" (считать так склонны некоторые матери), потому что это, как показано выше, не согласуется с учением Православной Церкви. Но не надо, видимо, и пугать дитя "скверной", "срамом" и "семенем смерти" (впрочем, уж если мать-христианка решится на такую беседу, вряд ли она пойдет по этому пути).
Тон беседы не должен быть ни легкомысленно-шутливым, ни, тем более, таинственно-заговорщическим - желательно, чтобы он был в меру серьезным и спокойным. Где речь идет о "биологии" и "физиологии", там уместен настрой научно-популярной книги. В отдельных случаях можно и пошутить, чтобы разрядить напряжение (прежде всего свое собственное). Наконец, не увлечься бы и самой рассказчице одной "плотской" стороной вопроса. Наоборот, она должна подняться над нею и, давая научно-популярные объяснения, говорить с ребенком не только о творении (природе), но и о ее Премудром Творце. ;
Хочется предложить еще один совет. Не лучше ли в словосочетаниях "половая жизнь", "половые отношения", "отношения полов" слово "половой" заменить на "брачный" (брачные отношения и т.д.), а "полы" - на "супругов"? Отношения мужчины и женщины в браке - вот наша тема, а то, что вне брака, есть грех и блуд, о чем можно позже побеседовать с подростком отдельно...
Надо ли, наконец, напоминать, что, приступая к ответственному разговору, мать должна испросить в молитве помощи Божией и вразумления?..
Важно также выбрать подходящее время для беседы.
Было бы ошибкой, обрекающей беседу на "провал", прерывать детскую игру, брать ребенка "за шиворот" и усаживать рядом с собою: "Слушай!" Выслушивая мать "по обязанности", дитя вряд ли сможет воспринять ее рассказ.
Детские психологи полагают - да и сами родители убедились на опыте, - что наилучшее время для доверительных бесед с ребенком - это время болезни или перед сном, когда ребенок лежит в постели, но не хочет спать, а просит маму посидеть с ним и что-нибудь рассказать. Плотское начало личности в это время смиряется, дневная суета отступает, и детская душа становится особенно восприимчивой. Удобное время можно найти и днем, но только если ребенок сам ищет доверительного разговора с матерью. Или, устав играть, хочет послушать какую-нибудь сказку...
Господи, благослови!..

Предположим, к примеру, что на столе в вазе стоит цветок; он может послужить своего рода "наглядным пособием" для популярного урока по ботанике. Указывая ребенку на этот цветок, мать спокойно и доброжелательно начинает свой рассказ:

- Я хочу рассказать тебе о семье, которая живет в этом цветке. Цветок - это как бы дом; он называется венчиком. Венчик можно снять - и тогда на стебле останутся маленькие зеленые листики, или чашечка. Этот венчик, который мы рассматриваем, похож на многоцветную вазу, удивительно изящную. Посмотри, какая красота?
Какой тонкий и приятный аромат! Какой нежный цвет!.. Человек, сколько ни старайся, такую "вазу" не вылепит, не выточит и даже не нарисует. А в природе подобные вещи встречаются на каждом шагу - знаешь, почему? Потому что природу создал не человек, а Бог.
А теперь - смотри: если мы с тобой осторожно отогнем эти цветочные лепестки наружу, то увидим пять тоненьких ниточек, которые прикреплены к нижней плоскости венчика. Это тычинки. На самом верху каждой из них находится головка - пыльник. Откуда такое название? "Пыльник" - от слова "пыль". Эта головка наполнена как раз пылью, только не такой, которая поднимается от ветра на улице, а особой, плодоносной пылью - пыльцой. О ней я тебе еще расскажу.
Загляни-ка теперь внутрь нашей прекрасной "вазы" - венчика. Видишь там выступающий маленький стебелек?.. Это пестик, состоящий из трех различных частей. Столбик, совершенно пустой внутри, так и называется - столбиком; несколько шероховатый узелок сверху - рыльце, а утолщение внизу - завязь, или аварий. Это означает "яичник". Ты такого слова еще не знаешь...
Тебе хорошо известно, что бывают куриные яйца, из которых появляются цыплята; и другие птицы тоже высиживают яйца; страусы появляются на свет из огромных яиц; и даже маленькие крокодильчики вылезают из своих, крокодильих, яиц. А с сегодняшнего дня ты будешь знать, что и растения появляются из яиц, только особенных - мы называем их семенами.
Помнишь, мы с тобой сажали огуречные семена в землю, и потом оттуда вылезали зеленые кустики, а на них появлялись плоды - огурчики? И мы. видели, что в каждом огурце - и в большом, и в самом малюсеньком - тоже прячутся семена, как бы "яйца" новых будущих растений...
Но вернемся к нашему цветку. В "яичнике" (то есть в завязи) как раз и хранятся "яйца"-семена для нового растения - "детки" нашего большого цветка. Когда все уже готово для образования этого нового растения, то пыльник открывается, плодоносная пыльца спадает вниз, в рыльце пестика, через рыльце - в завязь, где дает жизнь семенам (или "яйцам"): благодаря этому они оживают, начинают расти. Это оживление и называется оплодотворением, без которого семена не получили бы возможности расти.
Смотри, как удивительно устроено растение - маленький, ничтожный цветочек, который и живет-то всего несколько дней! В нем заключается целый мир, сложнейшая организация, похожая на человеческую семью: папу и маму, которые рождают деток. Вот как премудро устроил все Господь!..
Если бы мы могли открыть семечко (а сделать это можно только после размачивания его в течение нескольких часов в воде), мы бы обнаружили там "дитя", будущее растение, окруженное студенистым веществом, необходимым ему для питания. Когда семя попадает в землю, оно находит там воду и впитывает ее в себя, увеличиваясь в объеме. "Дитя"-растение хочет жить и стремится к свету и воздуху. Оно выбирается из своей скорлупки, лезет вверх, и наконец над поверхностью земли показывается слабенький-слабенький зеленый росточек. Это мы так думаем - что он "слабенький". На самом деле Господь наделил его великой жизненной силой. Иногда можно увидеть, как нежная весенняя травка вылезает из-под асфальта, пробив его толщу!.. Но чтобы все это было возможно, плодотворная пыльца из пыльника должна соединиться с семенами в завязи (или, как мы их назвали, "яйцами" в "яичнике"), то есть должно произойти оплодотворение.
Ты спросишь: "А где же семья?" Да вот же она! Все, что растет, должно иметь мать и отца. Так и здесь: тычинка со своими различными составными частями - это "отец" будущего растения; пестик - это его "мама". А завязь - это как бы такая специальная кроватка, где лежат "детки".
Иногда "мать" и "отец" находятся в одном и том же цветке, как, например, у колокольчика, а иногда - в различных цветах, растущих на одном дереве или кустарнике. А бывает, что цветок-"мать" находится на одном растении, а цветок"отец" - на другом. Но ведь "дети"-растения не смогут расти, если плодотворная пыльца растения-"отца" не попадет на рыльце растения-"матери"! Как же соединиться "родителям"? Им помогают пчелы,
или другие насекомые, или даже ветер: они приносят "отцовскую" пыльцу растению-"матери".
Видишь, получается, что и "дитя"-растение имеет своих "родителей" и даже собственную постельку. Одного у него нет - родительской любви. Растения не имеют души и не могут любить так, как мы, люди, любим своих детей...