uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
БИЛЕТ 1(1). Тенденции развития российской гос-ти первой пол-ны 19в.Общая характеристика периода. В первой половине XIX в. Рос­сия была абсолютной монархией. Верховная государственная власть в стране принадлежала императору. Он издавал указы, назначал на высшие государственные должности, объявлял войну и заклю­чал мир, считался главой армии и церкви, руководил правитель­ством. На это время приходится правление императора Алек­сандра I (1801—1825), которое отличалось по политическим взглядам, стилю уп­равления, пониманию стоящих перед государством задач. Основ­ной опорой самодержавия оставалось дво­рянство. Вместе с тем правительство в своей политике всеми средствами поддерживало нарождающуюся российскую буржуазию. Главными задачами внутренней политики в указанный пе­риод являлись создание необходимых предпосылок для посте­пенной отмены крепостного права и модернизация политичес­кого строя.Крепостной строй мешал созданию рынка свободной рабочей силы, сужи­вал внутренний рынок, задерживал накопление капиталов, препятствовал развитию промышленности и товарного сельского хозяйства, способствовал сохранению полунатурального крестьянского и заведомо убыточного, потреб­ляющего помещичьего хозяйства. Высшие комитеты. На вторую четверть XIX в. приходится рас­цвет деятельности высших комитетов. Подобные госорганы создавались и ранее. Одним из первых в их ряду был Негласный комитет(1801), образованный в начале царство­вания Ал I и обсуждавший проекты преобразований в госаппарате. Деятельность большинства ко­митетов носила секретный негласный характер. Правительственный конституционализм. Воспитанный в либе­ральном духе, Ал I вступил на престол с твердым намере­нием дать стране конституционное устройство. Первым конституционным проектом стала Жалованная грамота российскому народу. Проект носил умеренный характер и про­возглашал новые, прогрессивные принципы судопроизвод­ства.1801-Разрешение на продажу и покупку земли.1803-указ о вольных хлебопашцах - по обоюдному согласию с помещиком крестьянин может быть отпущен с землей за выкуп.В 1809 г. по поручению Александра I его совет­ник М.М.Сперанский подготовил «Введение к Уложению го­сударственных законов». По этому проекту система органов го­сударственного управления строилась с учетом раз­деления властей: законод власть вручалась Госсовету и Гос думе; сполнительная – министрам.1802-1811-коллегии были сменены министерствами.1807 год-Тильзитский мир, присоединение России к континентальной блокаде Англии, что было ей не выгодно(резкое ухудшение экспорта-ухудшение экон. положения в России, инфляция, обесценивание ценных бумаг).1822-указ о запрете масонских лож.1825-1855-Николай I(апогей самодержавия).Внезапная кончина Александра I в Таганроге (1825) и возникшая в стране ситуация междуцарствия побудили членов тайных обществ к попытке захватить власть вооружённым путём.Под впечатлением выступления декабристов новый император Николай I резко ужесточил внутриполитический курс: в 1826 учреждены 3-е отделение Собственной его императорского величества канцелярии, ставшее высшим органом политической полиции, а также Корпус жандармов. Были приняты два суровых цензурных устава («чугунный» устав 1826 и формально менее стеснительный устав 1828), вся печать поставлена под жесткий контроль предварительной цензуры. Усилен надзор за вузами (Николай I воспринимал их как рассадники вольнодумства), сокращено число студентов, запрещено преподавание ряда гуманитарных дисциплин. При этом Николай I сознавал неизбежность преобразований (в частности - отмены крепостного права). Замыслы реформ обсуждались в глубокой тайне в многочисленных секретных комитетах, действовавших в 1830-1850-х гг. Однако разработанные ими проекты клались «под сукно». Время царствования Николая I историки назвали апогеем самодержавия. Мощный бюрократически-полицейский аппарат управления удерживал огромную империю в повиновении. Однако он не мог остановить нарастание кризиса самодержавно-крепостнической государственности, превратившей Россию к середине 1850-х гг. в «колосса на глиняных ногах».

БИЛЕТ 1(2). Особенности революционного процесса в 1917 году.
Февральская революция. В начале 1917 г углубление соц-экономического кризиса привело к взрыву всеобщего недовольства в России. Февральская революция носила стихийный характер. Однако в ходе ее возникли новые органы власти, которым предстояло переустраивать Россию.
В ночь на 28 февраля Временный комитет Гос Думы обратился к народам России с воззванием, в котором заявил, что он берет на себя инициативу "восстановления государственного и общественного порядка". Временно, до образования нового правительства, Временный комитет назначил для руководства отдельными участками государственного управления комиссаров из членов Думы.
В этой ситуации Временный комитет пришел к убеждению, что только отречение царя спасет страну. 2 марта депутаты Думы  прибыли в Псков, чтобы убедить императора отречься от престола. Николай II передал власть брату Михаилу, но тот отказался принять престол, и Манифестом от 3 марта царь предоставил решение вопроса о форме власти в России будущему Учредительному Собранию. 3 марта -опубликована декларация о составе и программе Временного правительства. Сразу после победы революции в стране были упразднены жандармерия, полиция и цензура.
Двоевластие. Существовало два двоевластия: конец февраля - начало марта   1917 года. Революция обусловила создание и смену двух двоевластных политических систем: 1) царского правительства и Временного правительства Гос думы (27 февраля -  2 марта) и 2) Временного правительства и Петроградского Совета -  со 2 марта 1917 г.
Февральская революция свергла монархию, но не решила главного вопроса революции - вопроса власти. Несмотря на создание общероссийской власти в лице Временного правительства, в стране установилось двоевластие. Одна власть была представлена Временным правительством и его учреждениями, другая - Советами. Петроградский совет наблюдал за деятельностью Временного правительства до начала июля 1917 г., когда Советы утратили реальные рычаги воздействия на Временное правительство.
Новое правительство провозгласило себя временным, так как должно было довести страну до созыва Учредит собрания, перед которым обязывалось сложить с себя властные полномочия. Декларация Временного правительства, обнародованная 3 марта, содержала программу первоочередных мер: амнистия по политическим и религиозным делам, включая террористические покушения, военные восстания и аграрные преступления; свобода слова, печати, собраний и стачек; отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений; подготовка созыва Учредительного собрания; замена полиции народной милицией; выборы в органы местного самоуправления. Решение фундаментальных вопросов: о форме правления, о государственном устройстве, аграрной реформе и т.д. - откладывалось до созыва Учредительного собрания.
Либерально-буржуазные и правосоциалистические партии, находившиеся у власти с марта по октябрь 1917 г., не поняли всей глубины соц. напряженности в стране и не удовлетворили требования народа(не вывели Россию из войны, не решили аграрный, рабочий и национальный вопросы). Экономический и социальный кризис, разочарование масс в результатах деятельности Временного правительства, паралич государственного аппарата усилили тоску по "сильной руке" в обществе. На этом социально-политическом фоне произошел переход от буржуазно-демократической республики к диктатуре пролетариата, диктатуре большевиков.

БИЛЕТ 2(1).Реформы 1850-1870 годов. Эпоха Великих реформ.На период правления Александра 2 приходится решение наиболее важных, назревавших веками вопросов, главнейшим из которых является крестьянский вопрос. Здесь столкнулись интересы двух огромных сил: народа и помещиков. Александр, осознавая нежиснеспособность Николаевской системы, и видя образовавшегося в связи ней отставание России от Европейских держав (пример – неудача в Крымской кампании), взял политический курс на реформы. И Александр не прогадал: Россия была готова к ним, ждала их. Отмена крепостного права стала центральным событием царствования Александра 2. Потом последовали реформы местного самоуправления, системы судопроизводства, реорганизация армии, реформа финансов, народного просвещения, цензуры и т.д.Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 года с создания очередного Секретного комитета. В ноябре 1857 года был подписан рескрипт на имя виленского генерал-губернатора Назимова, который объявлял о начале постепенного освобождения крестьян и предписывал создать в каждой губернии дворянские комитеты для внесения поправок и предложений в проект реформы. 21 февраля 1858 года Секретный комитет переименовали в Главный комитет по крестьянскому делу. Началось широкое обсуждение реформы в печати. Оживление крестьянского движения в 1858 году под влиянием слухов об освобождении вынудило правительство пойти на радикализацию готовящейся реформы. Для переработки представленных в Главный комитет проектов в феврале 1859 года в Петербурге были учреждены редакционные комиссии. Уже к осени 1859 года комиссии составили проект «Положение о крестьянах» и начали вносить в него изменения по замечаниям губернских комитетов. Не дав помещикам возможности обсуждать этот проект, Александр 2 19 февраля 1861 года подписал «Положение крестьян, вышедших из крепостной зависимости». Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу. Земля полностью сохранялась за помещиками до заключения выкупной сделки, крестьяне пользовались усадьбой и угодьями за повинности (временнообязанное состояние).Дворовые люди объявлялись свободными без выкупа, но в течение двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа прежних своих усадеб и наделов.В реорганизации системы гос управления одним из первых шагов стала земская реформа. 1 января 1864 ода было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения – земства. Являясь представительными учреждениями, земства внимательно относились к местным нуждам. Главной проблемой земств, помимо ограниченной компетенции, было скудное финансирование их деятельности, осуществлявшееся за счет местных налогов. Работа в земствах способствовала формированию гражданского сознания, развитию российской интеллигенции. Служащие земств и часть дворянства составили земское движение, главным требованием которого было создание центрального земского учреждения. Правительство, стремясь избежать возникновения оппозиции не допускало контакта между земствами разных губерний. Губернаторам поручалась цензура земских докладов. Подготовка к городской реформе началась в 1861 году. Проект, представленный в 1864 году долго обсуждался и переделывался. Правительство опасалось превращения городских дум в политическую трибуну. «Городовое положение» было утверждено 16 июня 1870 года. В городах создавались бессословная городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган) под предводительством городской головы.В компетенцию городского управления входило городское благоустройство, попечение о развитии торговля, устройство больниц, школ, противопожарные меры и городское налогооблажение. Городские думы находились под контролем правительственных чиновниковНаиболее последовательной из реформ 60х гг. стала судебная реформа, подготовка которой началась уже осенью 1861 года. 20 ноября 1864 года были обнародованы указ о судебной реформе и новые судебные уставы. Они вводили общие судебные учреждения для лиц всех сословий, с общим порядком судопроизводства. В Росси утверждались суд присяжных, гласность и состязательность судопроизводства, равная ответственность всех сословий перед судом, независимость суда от администрации. Страна была разделениа на 108 судебных округов. Вводились 2 вида судов: мировые и общие.Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение 30 с лишним лет. В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат. В 1857 году была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет. В течение 12 лет осуществлялись преобразования в армии ( 1862-1874 гг.). Инициатором и руководителем военной реформы был генерал Милютин, возглавлявший военное министерство с 1861 по 1881 год. В 1862 году началась реформа военного управления. Для оперативного руководства войсками страна была разделены на 15 военных округов. Были реорганизованы военное министерство и Главный штаб. За три года – с 1864 по 1867 год – численность армии снизилась с 1132 тыс. чел. до 742 тыс при сохранении военного потенциала. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.После долгих дебатов 1 января 1874 года бы утвержден Устав о воинской повинности, коренным образом изменивший систему комплектования армии. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность всего мужского населения по достижении 21 года.

БИЛЕТ 2(2). Октябрьская революция: причины, сущность, хронологические рамки Восстание в столице России началось 24 октября 1917 г. Большевики повели вооруженный народ на штурм Зимнего, рассчитывая на мировую соц революцию. Это было так, поскольку голод, разруха, обнищание трудящихся многих стран вследствие 1й мировой были доведены до предела. Кризис экономики и власти загонял в тупик дальнейшее развитие мировой цивилизации, большевики были уверены: еще несколько месяцев, и революция захлестнет весь мир, с капитализмом будет покончено раз и навсегда. Обнищание людей, усугубленное войной, вызвало небывалый хаос. Бастовали сотни предприятий, в городах почти не было хлеба. С фронта сотни тысяч вооруженных солдат бежали в родные деревни, чтобы успеть к разделу помещичьей земли. Успехом Октябрьского переворота большевики во многом были обязаны поддержке партии левых эсеров, имевшей огромное влияние на различные слои трудящихся, особенно на крестьянство. Левые эсеры входили в военно-революционные комитеты и участвовали в восстаниях против сил Временного правительства практически во всех крупных городах, промышленных и сельскохозяйственных районах.Октябрьская революция коренным образом отличается от всех предшествующих революций. Она свергла власть капиталистов и помещиков, установила диктатуру пролетариата, ликвидировала в России капитализм, уничтожила эксплуатацию человека человеком, социальный и национальный гнёт, открыла дорогу строительству социализма и коммунизма. Октябрьская революция прорвала фронт мирового империализма, открыла эру торжества социализма и коммунизма. В результате Октябрьской социалистической революции мир раскололся на две противоположные системы - систему социализма и систему капитализма.Октябрьская революция раскрыла всемирно-историческую роль рабочего класса как знаменосца и главного борца за социализм, как самой передовой и самой боевой классовой силы современности. Она дала могучие стимулы революционному движению международного рабочего класса, выдвинув его в центр современной эпохи" (там же, с. 17).Октябрьская революция явилась переломным рубежом в развитии национально-освободительного движения. Она положила начало кризису колониальной системы, открыла эпоху национально-освободительных революций в колониальных и зависимых странах

БИЛЕТ 3(1).Отмена крепостного права в России. Реформа и её последствия.На период правления Александра 2 приходится решение наиболее важных, назревавших веками вопросов, главнейшим из которых является крестьянский вопрос. Александр, понимая, что крепостное право уже стало главной причиной отставания России от Европейских держав, а в будущем может еще сильнее усугубить ситуацию, принял решение о необходимости отмены крепостного права (ярким примером отставания России от Англии и Франции явилась неудача в Крымской кампании, где русское оружие просто не могло вынести конкуренции с новейшим оружием и техникой европейских армий). Александр не прогадал: Россия была готова к реформам, она ждала их. В марте 1856 года был заключен Парижский мир, и это означило, что все внимание правительства и народа обратится к внутреннему устройству страны.Первые меры правительства: амнистия 9 тысяч заключенных (в т.ч. декабристов), снятие некоторых введенных Николаем запретов, ослабление цензуры, освобождение крестьян от налоговых недоимок и на 3 года от рекрутского набора.1857 г., январь – создание Секретного комитета: разработка проекта закона об отмене крепостничества1857 г., ноябрь – рескрипт о начале постепенного освобождения крестьян, в котором предписывалось в каждой губернии создать дворянские комитеты по разработке проектов и поправок - начало открытой подготовки проекта, широкое обсуждение его подготовки в печати.На заседании 4 декабря Александр, несмотря на неодобрение дворянами идеи освобождения с выкупом крестьянами земли заставил их безоговорочно принять новую программу.Однако для детальной подготовки проекта необходима была организация молодых инициативных либералов. Такими организациями становятся Редакционные комиссии, принятые 2 февраля 1859 года. В их задачи входило рассмотрение проектов, разработанных в местных дворянских комитетах, а так же определение норм земельных участков, в зависимости от региона и плодородности почв. Наконец 19 февраля 1861 года император Александр 2 подписал Манифест об освобождении крестьян. Однако принятие законов об освобождении крестьян ознаменовало лишь начало перехода крестьянства от крепостной зависимости к состоянию свободных сельских обывателей и земельных собственников. В течение этого периода крестьяне «обязаны были отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работой или деньгами». Крестьяне в этот переходный период назывались временнообязанными. Переходный период был введен для того, чтобы не разорять помещиков. Расчеты реформаторов оправдали себя: через 20 лет после вступления в силу манифеста 1861 г. большинство крестьян внутренних губерний перешли на выкуп или уже выкупили усадебную и надельную землю. Реформа 1861 г. привела к катастрофическому обезземеливанию русских крестьян. При предоставлении им земли закон исходил из того, что площади отводимых наделов должны быть такими, какими крестьяне пользовались до реформы. Однако фактически они сократились вдвое, а то и втрое. Т.о. реформаторам не удалось сделать из крестьян полноценных и независимых земельных собственников. Отныне российские крестьяне станут испытывать постоянный и мучительный «земельный» голод.Если сопоставить цели реформы: превращение крестьян в свободных земельных собственников - и ее результаты, то реформа 1861 г. провалилась.Но гос-во стало более сильным, получив колоссальный резерв дешевой рабочей силы из обнищавших крестьян, а значит и возможность быстрого промышленного развития; мощную армию, а впоследствии – и стабильные финансы.


следующая страница >>