uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3
А.И. Гатауллина


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИХ И ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ УДМУРТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА «АСТРОНОМИЯ» И ВУЗОВСКИХ ДИСЦИПЛИН НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.


Особенности методики преподавания курсов

с астрономическим содержанием

Задачи повышения уровня образования, приближение содержания курсов к современному уровню науки, удовлетворение запросов жизни и практики предполагает особый подход к изучению дисциплин с астрономическим содержанием.

В астрономии в настоящее время наблюдается бурный рост научной информации. Возникшая ещё в середине прошлого века астрофизика из небольшого раздела астрономии превратилась в наши дни в доминирующую её часть, что подтверждается глубиной её проблем и обилием открытий. Перед курсом астрономии и дисциплинам с астрономическим содержанием поставлены следующие основные задачи:

- дать обучающимся систему знаний по основам астрономии и показать её значение для практики;

- способствовать выработке правильного научного мировоззрения, чёткого представления о научно-естественной картине окружающего мира.

    • В основе астрономии лежат наблюдения астрономических явлений, поэтому необходимо проведение наблюдений астрономических объектов.

    • На протяжении всего курса, начиная с вводной части и кончая заключительными разделами, необходимо разъяснять учащимся различия между кажущимися (видимыми) и действительными явлениями.

Большую роль при преподавании астрономии в Удмуртии по нашему мнению, может сыграть этнокраеведческое приложение, при помощи которого учащиеся знакомятся с представлениями предков современных удмуртов о явлениях, происходящих вокруг них, параллельно этому даётся научная трактовка данного явления.

Астрономия изучает объекты материального мира с учётом их развития, поэтому конечной целью курса является формирование у обучающихся представления о развивающейся вселенной, которое соответствует современным астрофизическим и радиоастрономическим данным.

О некоторых астрономических познаниях удмуртов


В какой бы точке земной поверхности мы ни находились, нам всегда кажется, что все небесные тела находятся от нас на одинаковом расстоянии, а точнее на внутренней поверхности некоторой сферы, которая в просторечии называется «небом». В безоблачную ночь на тёмном небе мы видим звезды, Луну, планеты, иногда кометы и другие небесные тела. Первое впечатление от наблюдения звездного неба – это бесчисленность звезд и беспорядочность расположения их на небе. В действительности, звезд, видимых невооруженный глазом, примерно 6000 на всем небе, а на каждой половине его – не более трех тысяч. Млечный Путь – проекция звезд нашей Галактики на небесную сферу. 250 миллиардов звезд, по современным оценкам, входят в состав нашей звёздной системы. Если же учесть число открытых галактик (около I млрд.), то общее число звезд во Вселенной будет задаваться числом 20-го порядка.

Взаимное расположение звезд на небе меняется очень медленно. Смещение звезды на небесной сфере за год называется собственным движением звезды . Из-за малости собственных движений изменение видимых положений звезд незаметно для невооруженного глаза. Поэтому яркие звезды нашими предками были давно объединены и легко запоминаемые группы, называемые созвездиями.

В названиях звезд, созвездий прослеживается большая наблюдательность удмуртов. Можно заметить, что в привычных очертаниях звезд, созвездий им видятся, как правило, предметы обихода и быта.

В северном полушарии можно наблюдать созвездие Северная Корона, отличающееся большой компактностью и удивительными очертаниями, получившие у удмуртов название «Исьникут кизили».

Полярная звезда и созвездие Большой Медведицы в древности удмуртами называлась «Йыр йыл кизили» и «Кузьбыжо кизили» соответственно.

Часть созвездия Орион – пояс Ориона получил у удмуртского народа название «Љок кук кизили». Самая яркая звезда северного неба Сириус – это «Зоринча кизили» по-удмуртски. (2, 3)

Луна. Почему на Луне видны пятна?

Поверхность Луны довольно темная. На поверхности выделяются светлые (материки) и темные (моря) области.

Различия в коэффициенте отражения лунных пород «морей» (А=0.079), занимающих 40% видимой поверхности Луны и «материков» (А=0,120) является причиной разной освещенности лунной поверхности. Поэтому на Луне и видны лунные пятна.

В расположении лунных пятен удмурты увидели «девицу с ведрами» (7, 8).

В сказке «Плешивый мужик», записанной Г. Верещагиным и другой удмуртской сказке «Дочь хозяина мира» удмурты обожествляют небесные объекты и явления, определяя им большую значимость и силу в сравнении с земными.

В приложении (4) приведено около 40 загадок о Луне, ряд пословиц, поговорок о ней. Удачная подборка загадок, пословиц, поговорок вызовет дополнительный интерес к объекту изучения.

Радуга

Объяснить появление радуги можно, рассмотрев дисперсию света.

Существование дисперсии света в среде обусловлено тем, что ее показатель преломления зависит от частоты, т. е. теоретическое описание дисперсии сводится к установлению зависимости . При прохождении пучка белого света через призму, изготовленную из какого-либо прозрачного материала, на экране, установленном за призмой, наблюдается радужная полоса, которая называется призматическим или дисперсным спектром (открыл явления нормальной дисперсии И. Ньютон).

Природное явление, возникающее аналогичным образом, называется радугой. Радуга возникает в результате преломления и отражения солнечных лучей в каплях дождя.

Вуюись, вукарнан называют удмурты радугу. «Принарядится, приоденется – под небосводом пристроится» - одна из удмуртских загадок о радуге. В представлении удмуртов радуга то доброе, то злое существо. Распространённый вариант тканого узора удмуртских женщин – эффектная разноцветная радуга.



следующая страница >>