uzluga.ru
добавить свой файл
1 2




На правах рукописи


Мелехова Ангелина Юрьевна


Административно-правовой договор

в деятельности органов внутренних дел


Специальность: 12.00.14 – административное право, финансовое право,

информационное право


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук


Орел – 2012

Работа выполнена на кафедре административного права и административной деятельности органов внутренних дел Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»


Научный руководитель -


Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук,

профессор

Шергин Анатолий Павлович


Официальные оппоненты -


Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заместитель директора Института государства и права Российской академии наук

Хаманева Наталия Юрьевна;


кандидат юридических наук, старший эксперт отдела нормативно-правового обеспечения Управления нормативно-правовой работы и экономического планирования Главного управления вневедомственной охраны МВД России

Маликова Ольга Ивановна


Ведущая организация -

ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»



Защита диссертации состоится _________________г. в _______ часов

на заседании диссертационного совета Д 203.005.02 при Федеральном государственном казенном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» по адресу: 123995, Г – 69 ГСП – 5, г. Москва, ул. Поварская, д. 25.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГКУ «ВНИИ МВД России».

Автореферат разослан ________________ года.




Ученый секретарь

диссертационного совета



Кулешов Р.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Наука административного права в настоящее время переживает очередной этап своего развития – происходит обновление взглядов на ценностные ориентиры этой отрасли права, больше внимания уделяется содержанию административного процесса; разнообразными и доступными становятся способы правовой помощи, обогатился арсенал форм и методов управления. Поиск новых подходов к правовой действительности и дальнейшее их исследование неизбежно вызывает обогащение традиционных юридических понятий и выработку соответствующих научных положений.

Долгое время в правовой доктрине считалось, что только сфере частного права присущи отношения равенства и партнерства, а публичным отраслям – отношения власти и подчинения. Проводилось жесткое разделение форм и методов воздействия на общественные отношения. Административные правоотношения рассматривались как вертикальные, однообразные, а наука административного права – как наука об отношениях власти. Однако по мере развития демократических основ управления во всех странах мира данная концепция столкнулась с вызовами. Оказалось, что модели «власть-подчинение» не хватает демократической окраски, а господство односторонней воли не позволяет осуществлять управленческую деятельность на должном уровне. Иными словами, возникла необходимость трансформации формулы науки административного права через совершенствование ее теоретической базы. Равномерное развитие ограничения и стимулирования в механизме административного права должно стать главной тенденцией развития системы современного административного права России.

Поскольку противоречия между субъектами прав и субъектами власти неизбежно возникают, необходимы действенные механизмы для осуществления регулярного координирования, консультаций, диалога и снятия противоречий. Органические соединения названных механизмов или «теория равновесия», «теория мягкого права» должны воплотиться во всех областях и аспектах государственной и социальной жизни. В системе государственного управления необходимо шире использовать дозволения, рекомендации, стимулы; применять договорные методы регулирования общественных отношений; переходить от прямого администрирования к координации деятельности субъектами управления, создавать правовые нормы, которые бы регулировали непринудительные административные действия административных органов. Это касается и органов внутренних дел как органов исполнительной власти, которые по роду своей деятельности наиболее тесно соприкасаются со сферой жизни граждан.

Органы внутренних дел, руководствуясь необходимостью приспособления к новым условиям социально-экономической и политической жизни, уже длительное время активно используют договоры административно-правового характера в своей повседневной практике. Однако, ввиду отсутствия четкого ориентира и нормативной правовой базы, принятой на основе разработанной единой теории административно-правового договора (далее – административного договора), значительно снижается эффективность их применения. Проводимая в стране реформа системы МВД России сделала еще больший акцент на общественное доверие и поддержку граждан; взаимодействие и сотрудничество полиции с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем; формирование партнерской модели взаимоотношений между обществом и полицией, что, в свою очередь, предоставило новые возможности для системного анализа и научного обоснования сущности административных договоров; выявления их отраслевой специфики, содержания, классификации и выработки практических предложений по совершенствованию реализации в деятельности органов внутренних дел.

Состояние разработанности проблемы. Вопросы, непосредственно относящиеся к теме диссертационной работы, первоначально исследовались с позиций изучения административного договора как отраслевой административно-правовой категории (института), интерес к которой появился в 20-х годах прошлого столетия, в период развития НЭПа. В этот период элементы договорного регулирования в деятельности советских исполнительно-распорядительных органов рассматривались А.И. Елистратовым, В.Л. Кобалевским, К. Сперанской. Новый этап развития теории административных договоров пришелся на конец 40- начало 50-х годов, когда появились работы Н.Г. Александрова, В.И. Новоселова, Ц.А. Ямпольской и других ученых-административистов. Термин «договорные формы и методы управления» был впервые введен в научный оборот в 1981 году на Московском совещании, посвященном организационным и правовым вопросам использования и развития договорных форм и методов в государственном управлении1. В данное понятие вкладывалось все многообразие идей и взглядов на нетрадиционные (не связанные с отдачей и выполнением прямых предписаний) формы и методы управления. В дальнейшем проблемам развития теории административного договора уделялось большое внимание в учебных пособиях, научно-практических справочниках, публикациях и иных работах: А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, А.В. Демина, В.В. Иванова, И.И. Евтихиева, А.А. Кармолицкого, А.Н. Колокольцева, С.И. Кожейкина, А.П. Коренева, Б.П. Курашвили, А.Н. Козырина, В.М. Манохина, И.И. Маскаевой, Б.И. Нефедова, О.Н. Ординой, И.А. Остапенко, К.А. Писенко, Л.Л. Попова, В.Г. Розенфельда, Б.В. Россинского, А.А. Савостина, Ю.Н. Старилова, А.И. Стахова, Н.Ю. Хаманевой, Б.Б. Хангельдыева, К.В. Ходаковского, А.В. Широкова, В.А. Юсупова; в диссертациях А.А. Абдурахманова, Н.В. Балицкой, В.М. Безденежных, А.В. Демина, Т.С. Красильникова, Н.С. Климкина, С.В. Курчевской, А.С. Ротенберга, И.Ю. Синдеевой, Е.В. Хахалевой, С.В. Шорохова.

Проблемы регулирования федеративных отношений на договорной основе исследовались в публикациях Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф. Болтенковой, М.В. Золотаревой, Б.П. Елисеева, И.В. Лексина, А.Н. Черткова и других.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе заключения и реализации административных договоров в деятельности органов внутренних дел.

Предметом диссертационного исследования являются правовые нормы, регулирующие административно-договорные правоотношения; доктрина об административно-правовых формах деятельности и практика реализации административных договоров в сфере функционирования органов внутренних дел.

Целью диссертационного исследования является разработка концепции административного договора и предложений по совершенствованию административно-договорных правоотношений в деятельности органов внутренних дел.

Исходя из указанной цели, поставлены следующие основные задачи исследования:

изучить юридическую природу административного договора;

исследовать содержание административного договора и возникающие на его основе административно-договорные правоотношения;

выяснить соотношение административного договора с иными формами управленческой деятельности;

изучить виды и практику заключения органами внутренних дел административных договоров;

провести анализ существующего нормативного обеспечения административно-договорных правоотношений в системе функционирования органов внутренних дел;

исследовать особенности реализации отдельных видов административных договоров в деятельности органов внутренних дел;

разработать предложения по совершенствованию нормативного обеспечения административного договора в деятельности органов внутренних дел как самостоятельной административно-правовой формы реализации управленческих решений.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют современные достижения теории познания и положения диалектического материализма. В работе использован комплекс методов научного исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, логико-теоретический, конкретно-социологический, системно-функциональный анализ и другие.

Теоретическую базу исследования составили научные труды о концептуальных основах и значении договора, доктрина об административно-правовых формах деятельности, литературные источники по вопросам административной деятельности органов внутренних дел. В своем исследовании автор опирался на труды видных ученых-административистов, разрабатывающих общие проблемы теории административного договора и вопросы административно-правовых форм управленческой деятельности. В силу специфики темы диссертации потребовалось обращение к научным трудам в смежных областях государствоведения и правоведения следующих ученых: С.С. Алексеева, Г.В. Атаманчука, Ю.М. Козлова, A.M. Кононова, Б.М. Лазарева, А.Е. Лунева, Е.Б. Лупарева, Л.А. Мицкевич, Л.Л. Попова, Н.Г. Салищевой, С.С. Студеникина, М.С. Студеникиной, Ю.А. Тихомирова, А.П. Шергина (вопросы государственного управления); М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, О.С. Иоффе, С.И. Истомина, М.Ф. Казанцева, Н.И. Клейна, Д.И. Сафиуллина, А.П. Сергеева, Р.О. Халфиной (вопросы гражданского и предпринимательского права), а также к трудам ведущих зарубежных юристов в области административного права: Э. Аннерсена, У. Апельта, Г. Брэбана, Ж. Веделя, Л. Дюги, В. Еллинека, П. Лабанда, Д. Остина, С. Поповича, Е. Старосьцяка.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти. Проанализированы договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, договоры о передаче полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоры о финансировании между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоры о дружбе и сотрудничестве между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Важную роль в качестве источников информации в исследовании сыграли межведомственные соглашения.

Эмпирическую базу исследования составили обобщение и анализ административно-договорной практики подразделений центрального аппарата МВД России (Главного командования внутренних войск МВД России, Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России); территориальных органов МВД России (Главного управления МВД России по Приволжскому федеральному округу, Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу, МВД по Кабардино-Балкарской Республике, МВД по Удмуртской Республике, МВД по Чеченской Республике, МВД по Республике Марий Эл, МВД по Республике Бурятия, МВД по Республике Хакасия, МВД по Республике Адыгея, МВД по Республике Мордовия, Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Главного управления МВД России по Пермскому краю, Управления МВД России по Хабаровскому краю, Управления МВД России по Орловской области, Управления МВД России по Амурской области, Управления МВД России по Новгородской области, Управления МВД России по Омской области); образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России (Академии управления МВД России, Московского университета МВД России, Омской академии МВД России, Воронежского института МВД России, Орловского юридического института МВД России, Белгородского юридического института МВД России, Всероссийского научно-исследовательского института МВД России); Федеральной миграционной службы России, Управления Федеральной миграционной службы России по Орловской области, а также данные Главного информационно-аналитического центра МВД России о результатах служебной деятельности подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации за 2006-2011 гг. При подготовке диссертации было изучено 200 административных договоров (соглашений), заключенных органами внутренних дел с различными субъектами управленческой деятельности: органами исполнительной власти, государственными организациями, негосударственными организациями, гражданами. Использовалось программированное изучение договоров административно-правового характера с участием органов внутренних дел, интервью сотрудников органов внутренних дел (Управления МВД России по Орловской области, Управления МВД России по Курской области, Управления МВД России по Брянской области, Главного управления МВД России по Московской области)1 и сотрудников иных правоохранительных органов.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем ставятся и комплексно рассматриваются вопросы теории административного договора, которая должна стать частью общего учения о договоре, а сам административный договор занять свое место среди других видов договоров. Доказывается, что применение административного договора как самостоятельной формы управления, наряду с применением правового акта управления и иных юридически значимых действий, возможно в управленческой деятельности органов внутренних дел. Обосновывается, что органы внутренних дел, обладая сложной внутренней структурой, вправе выступать в административно-договорных правоотношениях в качестве единых публично-правовых образований. Представляются разработанные автором предложения по совершенствованию действующего законодательства в части, касающейся контрактной основы службы в органах внутренних дел (в свете требований Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), взаимодействия и сотрудничества полиции (в свете требований Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» и Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»), разработки Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по заключению административных договоров органами внутренних дел, а также порядка опубликования рассматриваемых договоров в официальных изданиях и электронных средствах массовой информации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Договор является универсальной правовой категорией и поэтому может использоваться как в сфере частного, так и в сфере публичного права. Административному договору, обладающему наиболее универсальными признаками, характерными для общей теории договора, присущи и собственные (специальные) признаки, характеризующие его как самостоятельный вид договоров. Предложено авторское определение административного договора –урегулированное нормами административного права в публичных целях соглашение государственно-властного субъекта с иными участниками управленческой деятельности (физическими и юридическими лицами) по реализации управленческих функций путем установления, изменения или прекращения административных прав и обязательств, влекущих правовые последствия.

2. Содержание административного договора необходимо рассматривать в «широком смысле», как совокупность элементов договора: его объекта, предмета, целей, участников (сторон), формы, условий договора, определяющих состав подлежащих совершению сторонами действий, требования к порядку и срокам их выполнения, прерогативные полномочия государственно-властного субъекта, а также как процессуально-правовой режим возникновения, исполнения и прекращения административно-договорных правоотношений. Предложена следующая последовательность договорных стадий: 1) заключение договора (преддоговорная подготовка, предложение заключить договор, принятие предложения заключить договор, согласование условий договора, заключение договора); 2) исполнение договора (исполнение обязательств, реализация предоставленных по договору правомочий, контроль); 3) разрешение договорных споров; 4) анализ и обобщение договорной практики, первые две из которых носят обязательный характер, а две последующие – факультативный.

3. Административные договоры не являются неким однородным массивом и подразделяются на виды. Представлена классификация административных договоров по следующим основаниям: юридические свойства; основания заключения; субъекты договора; характер взаимоотношений участников договора; предмет договора.

4. Авторский вывод о самостоятельности административного договора относительно иных правовых форм управленческой деятельности (правового акта управления и иных юридически значимых действий). Каждая из форм административно-правовой деятельности заключает в себе определенные преимущества как для органа государственного управления, так и для субъекта, взаимодействующего с ним, однако оптимальные пропорции, а также однозначные и бесспорные правовые критерии их разграничения на сегодня пока отсутствуют. Доказывается, что административный договор как универсальное средство правового регулирования (универсальная правовая категория) способен к трансформации в различные виды юридически значимых действий: разрешение, административный надзор, административную юрисдикцию, документирование, аттестацию.

5. Обосновывается, что органы внутренних дел являются обособленными, персонифицированными субъектами административно-договорных правоотношений. Заключая внутри Российской Федерации с разнообразными субъектами управленческой деятельности договоры административно-правового характера, органы внутренних дел выступают в качестве государственных коллективных субъектов (участников) административно-договорных правоотношений, представляя собой организованные, самоуправляемые группы людей, наделенные соответствующими административными правами и обязательствами.

В целях решения управленческих задач и реализации функций по эффективному управлению внутренними делами органы внутренних дел вправе заключать: 1) договоры о сотрудничестве (взаимодействии) с органами внутренних дел; органами исполнительной власти; правоохранительными органами, не являющимися органами исполнительной власти; государственными организациями; негосударственными организациями; гражданами, 2) договоры о компетенции, 3) контракты о прохождении службы в органах внутренних дел, 4) договоры по охране имущества и объектов, учитывая при этом конкретные жизненные обстоятельства и реальные возможности (ресурсы) сторон.

Выявлены особенности реализации отдельных видов административных договоров: контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, договоров Федеральной миграционной службы России, договоров по охране имущества и объектов подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, договоров образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России.

6. Авторский вывод о недостаточном нормативном обеспечении административного договора в деятельности органов внутренних дел. Действующие административно-правовые нормы, посвященные рассматриваемому правовому институту, немногочисленны, разрознены и не систематизированы. Целесообразно рассматривать совокупность материальных, процессуальных и компетенционных норм административного права, регулирующих отношения по поводу заключения, исполнения и расторжения административных договоров в качестве отдельного института административного права, максимально регламентировав на законодательном уровне, используя общие требования договорного права, установленные гражданским законодательством.

7. Предложения по совершенствованию административного законодательства:

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ (ред. от 6 декабря 2011 г. № 410-ФЗ) «О полиции» в ч. 7 ст. 9 после словосочетания «призваны обеспечить», ч. 3 ст. 1 после слов «в защите их прав», ч. 1 ст. 10 после слов «организациями и гражданами», а также абзац «б» п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 (ред. от 22 июня 2010 г. № 773) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» после слов «осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности» дополнить словами «в том числе посредством заключения административно-правовых договоров»;

п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ (ред. от 8 декабря 2011 г. № 424-ФЗ) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» дополнить примечанием «в том числе на административно-договорной основе»;

п. 6 Положения о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 года № 567 (ред. от 25 ноября 2003 г. № 1389) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» после слов «издание совместных приказов, указаний» дополнить словами «заключение административно-правовых договоров»;

п. 13 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 (ред. от 19 сентября 2011 г. № 1204) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», дополнить правом МВД России заключать административно-правовые договоры с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами;

в Федеральном законе от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормативно закрепить процедуры:

1) вручения сотруднику органов внутренних дел письменного уведомления об отказе в продлении (перезаключении) с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел на новый срок не позднее двух месяцев до окончания срока действия контракта, с указанием конкретных причин и условий отказа;

2) приложения уведомления об отказе в продлении (перезаключении) контракта о прохождении службы в органах внутренних дел к тексту первоначального контракта и к приказу об увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел;

3) установления продолжительности испытательного срока для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, по соглашению между сторонами (гражданином и органом внутренних дел);

4) взыскания с лиц, нарушивших условие контракта об обязательном сроке службы в органах внутренних дел по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России, стоимости выданных предметов вещевого имущества личного пользования с учетом сроков носки и денежного довольствия в сумме, исчисляемой пропорционально срокам обучения;

разработать и утвердить Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по заключению административно-правовых договоров органами внутренних дел;

в рамках Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по заключению административно-правовых договоров органами внутренних дел определить Типовые формы договоров;

в системе МВД России сформировать единую статистическую базу данных в целях учета количества, сроков и условий заключенных контрактов о прохождении службы в органах внутренних дел, а также анализа и контроля состояния работы по применению контрактной формы приема граждан на службу в органы внутренних дел и прохождения службы;

разработать и утвердить Порядок опубликования административно-правовых договоров в официальных изданиях и электронных средствах массовой информации.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Автор делает попытку представить единую концепцию административно-правового договора и показать значимость данного института для практической деятельности органов внутренних дел. Сформулированные положения относительно материальных, процессуальных и компетенционных основ договора административно-правового характера являются отправными точками для выработки наиболее оптимальных пропорций применения административно-договорных форм в системе МВД России. Реализация конкретных предложений по совершенствованию действующего законодательства позволит расширить практику заключения рассматриваемых договоров органами внутренних дел.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе предложения позволят органам внутренних дел обосновать применение ими административно-договорных конструкций при принятии управленческих решений, способствовать правильному разрешению последними управленческих дел, выработать обоснованные позиции при отстаивании своих интересов в суде. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем совершенствовании нормативного обеспечения административной деятельности органов внутренних дел, в научно-исследовательской деятельности по проблемам административно-правовых форм управления, в учебном процессе образовательных учреждений МВД России по учебным дисциплинам «Административное право», «Административно-процессуальное право», «Административная деятельность органов внутренних дел», «Государственная служба в органах внутренних дел», «Государственная служба Российской Федерации», при разработке научно-методических и учебных пособий и рекомендаций для подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел.

Апробация результатов исследования и внедрение. Основные материалы диссертационного исследования изложены в сообщениях на международной научно-практической конференции «Стратегия инновационного развития России в посткризисный период» (Орел, 2010 г.); на IV международной научно-практической конференции «Государственное управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние и проблемы совершенствования)» (Орел, 2010 г.); на научно-практической конференции «Проблемы юридической науки и правоохранительной практики: взгляд молодых исследователей» (Тюмень, 2010 г.); на научно-практической конференции «Современное состояние борьбы с правонарушениями в России и за рубежом» (Орел, 2011 г.), на научно-практической конференции «Совершенствование административно-правового обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел» (Орел, 2011 г.); на международной научно-практической конференции «Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений» (Воронеж, 2011 г.); на VI Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы административного права и процесса» (Небуг, 2011 г.); отражены в восьми научных статьях, три из которых опубликованы в изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии. Положения диссертации внедрены в учебный процесс Орловского юридического института МВД России и Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, в научную деятельность Орловского юридического института МВД России и в практическую деятельность УМВД России по Орловской области.

Структура и объем диссертации определялись целями и задачами исследования. Диссертация состоит из ведения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и двух приложений.



следующая страница >>