uzluga.ru
добавить свой файл
1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

«СЕЛТИНСКИЙ РАЙОН»


«Веков связующая нить»…


Данная работа выполнена:

Русских Натальей Юрьевной,

Т. 341 59 3-14 - 68


Содержание:

1. Краткая характеристика Селтинского района.

2. Введение.

3. Из истории распространения христианства на территории Удмуртии.

4. История православных церквей на территории Селтинского района.

4.1 с.Селты.

4.2 с.Узи.

4.3 с.Андреевцы.

4.4 с.Валамаз.

4.5 с.Копки.

4.6 с.Старая Монья.

4.7 с. Уть-Сюмси.

4.8 с.Халды.

5. Заключение.

6. Список литературы.


Краткая характеристика Селтинского района

«Деревня моя, деревянная, дальняя»… Оказывается, деревня произошло от слова «дерево» - все дома в деревне были деревянные. Вот и наше село Селты начиналось с нескольких деревянных домов. Потом появилась первая улица. Затем их становилось все больше и больше…

Первыми кирпичными зданиями в районе были храмы: Царево-Константиновский в с.Селты, Вознесения господня в с.Узи, Святой Троицы в с.Валамаз. Всего в районе было 8 церквей.

Село Селты - одно из древнейших сел Удмуртии и располагается в западной части Удмуртской Республики. Его история богата на события и людей и насчитывает более 414 лет (хотя по другим источникам село появилось еще раньше).

Население рассчитывает 13 103 человека. Национальный состав:

- удмурты – 58,4%,

- русских – 39,4%,

- татары – 0,4 %,

- другие национальности – 2,2 % (чуваши, армяне, азербайджанцы, уйгуры и т.д.)

Селтинский район образован 15 июня 1929 года, расположен в западной части Удмуртской Республики и граничит с Игринским, Красногорским, Сюмсинским, Увинским районами и Кировской областью. Климат умеренно континентальный. Средняя температура января – 150 С, июля + 160 С.

Запасы леса составляют 20,7 млн. куб. м, расчетная лесосека 230,3 тыс. куб. м.

Леса дают не только древесину, но здесь растут многие виды ягод: черника, брусника, клюква, смородина и другие.

Население собирает в лесу грибы: белые, грузди, рыжики и другие.

Богата и фауна леса.

На территории района обитают ценные объекты промысла: лось, кабан, медведь, бобр, барсук, выдра, заяц, лисица, куница, енотовидная собака, норка, хорь темный, рысь, волк, горностай, ондатра, белка, глухарь, тетерев, рябчик, серая куропатка.

По территории района протекают 34 речки, крупные из них Кильмезь, Арлеть, Кырчма, Уть, 74 ручейка.

Прудов всего 80, родников 60 единиц. В поймах рек Арлеть, Кильмезь, Уть образовались озера, их площадь 28 га. Общая площадь поверхности вод составляет 1128 га.

Полезные ископаемые.

В районе нет разведанных запасов нефти и других полезных ископаемых. Из общераспространенных ископаемых, которые можно использовать, имеются известь, запас 1 млн. тонн, торф, гравий, щебень.

Почвы дерново-слабо и среднеподзолистые, дерново-карбонатные.

Административное деление.

На территории района 9 сельских поселений, 72 населенных пункта из них 7 сел и 65 деревень. Центр района – село Селты. Село огибает дорога федерального значения Казань-Малмыж-Пермь-Екатеринбург. До г.Ижевска - 130 км, до ближайшей железнодорожной станции «Ува» - 42 км.

Демография.

Численность населения на 1 января 2010 года составила 13949 человек. Плотность населения в пределах 7 человек на 1 квадратный километр. Происходит концентрация населения в с.Селты, плотность 515,7 человек на 1 квадратный километр, самая низкая в Валамазском поселении 1,3 человека на 1 кв. км.

Коммуникации.

Район имеет автомобильное сообщение до г.Ижевска – 130 км, до железнодорожной станции Ува – 42 км, г.Пермь – 200 км, до г. Казань также 200 км по дороге Казань-Малмыж-Пермь-Екатеринбург. Транспортная сеть внутри района включает в себя 225,5 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе с твердым покрытием 151,5 км. Район пересекает 2 магистральных нефтепровода и ЛЭП-500.

Экономика.

Ведущее место в экономике района занимает сельское хозяйство. Природно-климатические условия района, трудовые ресурсы позволяют развивать сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности АПК.

Сельское хозяйство в районе имеет молочно-мясное направление и занимается возделыванием зерновых культур для фуража, кормовых культур и льна-долгунца.

Для развития промышленности на территории района имеются трудовые и природные ресурсы. Наличие расчетной лесосеки в количестве 230,3 тыс. куб. метров в год, из них хвои 50 %, месторождение извести, торфа.


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, когда общество переживает такой сложный и драматический период в своей истории, особую актуальность и значимость приобретают вопросы религии. На протяжении всех веков церковь большое внимание уделяла вопросам морали и нравственности, распространению просвещения, развитию культуры, поэтому вполне закономерно, что современная молодежь постепенно возвращается к духовным истокам, к вере, проявляет интерес не только к настоящему, но и к прошлому христианства, воссоздавая историю забытых или исчезнувших храмов. Преобразования, происходящие во всех сферах социально - экономической и культурной жизни, являются самыми глубокими причинами, обусловившими интерес к возрождению духовности в России.

Жизнь человека - только миг

В безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Все это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки.

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений -

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.


И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется,

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

Целью данной работы является собрать и систематизировать имеющийся материал по истории церквей Селтинского района.


ГЛАВА 1.

ИЗ ИСТОРИИ РАСПОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА

НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТИИ

После окончательного вхождения Вятской земли в Московское Великое княжество (1489) правительство, заинтересованное в скорейшем освоении края и превращении его в укрепленный форпост, форсирует переселение сюда русского населения, прежде всего с территории Русского Поморья. Интенсивная русская колонизация края приводила к дальнейшему вытеснению удмуртов с их исконных земель (крестьяне, с ХVIII в. - промышленники, в некоторой степени монастыри).

Проникновение христианства на удмуртские земли шло двумя путями: вятско-пермское - с севера и казанское направление - с юга.

Ассимилятивные процессы начались на территории рано, особенно на севере Удмуртии. Всегда стоявшая дилемма - или принять христианство, получить русское имя, научиться сносно говорить по-русски, или быть изгнанным с места своего обитания, ограбленным и преследуемым насмешками - заставляла выбирать в пользу последнего. Не случайно уже в 1557 г., когда церковные иерархи и правительственные органы еще только начали задумываться над необходимостью крещения удмуртов и других “инородцев”, 17 семей северных удмуртов приняли христианство (дальнейшая судьба этих семей неизвестна). Пример Ожмека Черного и Зубаря Дуина, возглавивших в1557 г. движение за переход в христианство, был заразителен, и кровь русских жителей была заметно разбавлена бесермянским и удмуртским вливаниями.

С конца ХVI в. и до 40-х гг. ХVIII в. случаи обращения удмуртов в христианство были единичными. Хотя в это время создаются более благоприятные условия для его распространения:

- податная реформа 1588 г. облегчила экономическое положение удмуртов;

- деятельность преподобного Трифона Вятского в деле устройства им монастырей в Хлынове, Слободском, Вятских Полянах способствовала распространению русского влияния среди удмуртского населения;

- учреждение в 1657 г. Вятской епархии активизировало миссионерскую деятельность.

Волна христианизации развернулась во всю силу в 40-е годы ХVIII в. Была создана Новокрещенская контора, обеспеченная внушительным штатом проповедников и воинскими командами, которые создавали нужную атмосферу для восприятия язычниками учения Христа. По донесению высокопоставленного чиновника А.И.Свечина, в 60-х годах ХVIII в. присланного Сенатом для расследования причин волнений населения, “проповедники и помощники их, ездя по новокрещенским жительствам, тех кои еще и поныне не крестились, не через проповеди слова Божия оных приводили в закон, но совершенным разорением, а именно: окна и двери рубили, печи и трубы ломали, били плетьми без всякого милосердия и сему подобные дела делали…”Подобным делам, среди которых было и подвешивание вниз головой, и выдирание волос, и многие другие истязания, посвящены десятки страниц исследования П.Н.Луппова о христианизации удмуртов. Применялись меры и экономического принуждения: новокрещеные получали освобождение от податей и рекрутской повинности, денежное вознаграждение. В результате таких мер церковные власти смогли к концу ХVIII в. рапортовать о поголовном крещении удмуртов. Но новоиспеченые христиане не знали догматов своей новой веры, христианским обрядам предпочитали свои языческие и стали объектом новых бесконечных преследований и унижений, теперь уже со стороны церковных служителей.

Удмурты в первой половине ХVIII в. крестились единицами, поэтому специально для них церквей не строили. Новокрещеных приписывали к старорусским приходам или к приходам церквей, построенных для других “инородцев.”

Переломным моментом в деле христианизации удмуртов явился указ Анны Иоановна от 11 сентября 1740 г. “для умножения христианского закона и вящшаго утверждения в вере новокрещеных инородцев”. По этому указу в Казани создана Контора новокрещенских дел, увеличивались ассигнования на миссионерское дело, определялась денежная награда и льготы для новокрещеных, вводилось восприемничество русских, поощрялись смешанные браки, объявлялось об устройстве церквей, школ и переселении новокрещеных, отбывании податей и повинностей в течение 3 лет перекладывалось с новокрещеных на некрещеных.

Увеличение числа новокрещеных вызвало необходимость строительства для них церквей. Селением для постройки первой новокрещенской церкви на территории Удмуртии избрана д.Еловская, так как в ней было больше всего новокрещеных.

Образование удмуртских приходов и строительство церквей осуществлялись по представлениям Конторы новокрещенских дел в Св.Синод.

К 60-м гг. ХVIII в. в Казанской епархии основаны 13 удмуртских приходов. В 1762 г. крещеных удмуртов насчитывалось уже 25707 человек.

За период с 1764 по 1799 гг. в истории распространения христианства среди удмуртов стал временем постепенного сокращения мер, принятых правительством ранее. Поэтому крещений удмуртов в это время было мало. Новых приходов не образовывалось.

В 1791 г. территория, где проживали удмурты (Елабужский, Малныжский, Уржумский уезды) передана из Казанской епархии в Вятскую.

Итогом миссионерской деятельности ХVIII в. явилось крещение большинства удмуртского населения Вятской губернии четырех уездов: Глазовского, Елабужского, Слободского, Малмыжского.

Начало ХIХ в. характеризуется как период затишья, но, как видно из документов, процесс христианизации не прекращался и образование новых приходов началось с 1826 г. (например, с.Узи Малмыжского уезда). Шел процесс разделения прежних больших приходов и создание новых.

К концу ХIХ в. на территории Удмуртии создана четкая церковная структура: в 1868 г. открыто Сарапульское викариатство, крупнейшее в Вятской епархии, а в 1889 г. - Сарапульское духовное правление с учреждением викарной епископской кафедры. В 1889 г. в г.Глазове открыто викариатство.

К началу ХХ в. в Удмуртии действовали свыше 300 церквей, молитвенных домов и часовен, объединявшихся в 23 благочиннических округа. При церквях были открыты церковноприходские попечительства, православные братства, церковноприходские, миссионерские и воскресные школы, школы грамоты, общества трезвости, библиотеки, богадельни. Церкви Удмуртии снабжались своими кадрами священнослужителей, их готовили 2 духовных училища в г.Глазове (с 1843 г.) и в г.Сарапуле (с 1819 г.)

Таким образом, к началу ХХ в. в Удмуртии сложилась стройная церковная структура, влившаяся в общероссийскую церковную иерархию. Удмуртия вошла в ХХ в. воспринявшей христианство, а Русская православная церковь занимала прочные позиции и располагала большими как материальными, так и духовными возможностями.



  1. с. СЕЛТЫ






На территории нынешнего Селтинского района в прошлом веке были построены и действовали восемь церквей: в Селтах, Копках, Уть-Сюмсях, Андреевцах, Халдах, Узях, Валамазе и Старой Монье.

Первое упоминание о церкви в Селтах относится к 1839 году. Называлась она Сергиевская и была деревянной. В приход входило 22 селения. Ранее здесь была только часовня.

Интересна легенда о чудотворной иконе из Селтинского Дома божьего, которая ходила в народе еще до революции 1917 г. Якобы, в одно прекрасное летнее утро жители села увидели в поповском саду на высокой сосне красующуюся в лучах солнца икону божьей матери в золотой оправе. Священники с крестным ходом сняли эту икону и возвратили ее на иконостас в храме. Однако через некоторое время икона опять ушла из церкви на ту же сосну. Это было объявлено чудом из чудес, божьим гневом. Приехавшее из города Вятки высшее духовенство вместе с губернатором и местными богатеями решило построить на угодном этой чудотворной иконе месте новую церковь. В присутствии тысяч верующих прихожан, с большим молебствием с сосны была снята “святая” икона и установлена в новой церкви на иконостасе среди других икон. С тех пор, как гласит сказание, и шел христианский народ из глухих далеких мест в Селтинскую церковь “богу молиться, кресту поклониться, поцеловать святую икону”.

Самостоятельный приход связан с отделением Селтинского от Мултанского прихода в 1845 г. Церковь переименована в Митрофановскую в честь святителя и чудотворца Митрофана, епископа Воронежского и освящена 18 ноября 1846 года (теплая церковь), а в 1848 году освящена холодная церковь в честь Св.Пророка Илии.

В Селтинский приход отчислено 30 селений и причта из священника, дъякона, дъячка и пономаря. Однако священник служить в приходе не стал из-за отсутствия жилья.

Пророко-Ильинская церковь перевезена из Мултана в 1846(8) г. духовенство Мултана сначала уступало церковь с утварью за 500 рублей, но по убеждению миллионера протоиерея Иосифа впоследствии от замысла и денег отказалось. Мултанцами был дан такой отзыв:”...что мы деньги 500 рублей, желанные получить в церковную казну за старую церковь, по недостатку тех прихожан, которые намерены перенесть оную в дер.Селты, не нуждаемся взыскивать потому более, что оная церковь выстроена не прихожанами, а Казанской конторой”. Эта церковь числилась по клировым ведомостям до 1904 г.

17 января 1846(8) года Мултанская причта рапортовала благочестивому о переводе церкви в Селты. Перевозимая церковь была снабжена в достаточном количестве почти всеми необходимыми церковными принадлежностями и утварью.

В 1871 году в Селтах была построена новая каменная церковь на средства Елабужского купца I гильдии Чернова Ф.Г.(10 тыс.руб. серебром) Название вернули старое - Митрофановская. В ней было три престола. Первый престол освящен 11 ноября 1871 г. в честь Св.Митрофана, епископа Воронежского, второй престол освящен в честь Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста 13 ноября 1872 г. Холодный храм освящен 8 октября 1879 г. во имя Св.Равноапостальных царей Константина и Елены. При церкви служили священник, дъякон, два дъячка. Земли при церкви не было. В приход входило 27 селений. Прихожан насчитывалось 2247 мужского пола и 2353 женского.

В 1869 году в селе была открыта церковно-приходская школа, а в 1877 г. земская школа на 78 ученических мест.

Новое название церковь в Селтах получила в 1879 году (по случаю покушения на царскую семью) и стала называться Царево-Константиновская (до 1939 г.). Хотя, по другим документам сказано, что Главный престол освящен в 1910 г. и стал носить новое название с этого времени.

Царево—Константиновская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 10 января 1939 г., но служба проводилась до 1955 г. Затем храм разрушили, а кирпичи использовали на строительство льнозавода. На месте разрушенной церкви был построен деревянный кинотеатр «Луч».



Царево-Константиновская церковь

фотография с картины селтинского художника Лукьянова А.А.






  1. с. УЗИ

Церковь построена в 1825 году, строительство велось на протяжении трех лет. Но не возвышаться бы ей в селе Узи, а стоять, может быть, в Глазове или Тюмени, если б не счастливая случайность. Вспоминают старожилы, что остановился на отдых в Ямской человек, везший проект церкви куда-то дальше по Сибирскому тракту. В Узях встретили его хлебосольно, подпоили и выкупили чертежи.

В строительство, вспоминают, включилось все население. Поставили фундамент, на осадку которого определяли два года, затем за год возвели стены. Получились они очень прочные, так как в раствор для кладки добавляли яйца. И кирпич обжигали сами, используя глину, которую брали здесь же, у церкви. Большую помощь в строительство храма внес богатый крестьянин Иван Тарбеев. Приход был открыт по его ходатайству в 1826 г. Люди просили епископа Вятского Амвросия закрыть село Старые Зятцы в 13 верстах, а открыть село в Узях на Сибирском тракте. Мотивация казалась весьма милосердной и убедительной. По Сибирскому тракту очень редки селения. Идущие по тракту арестанты умирают без напутствия”.

Для строительства храма узинцам была рекомендована, как образец, постройка Никольской церкви в Вавоже. В Узях ее воспроизвели по чертежам С.Е.Дудина. В Вавоже церковь не сохранилась и была уничтожена в 1950-х годах, поэтому узинская постройка приобретает выдающееся значение. Ничего подобного во всем архитектурном наследии Удмуртии более не встречается. Здесь оригинально соединились вятское барокко, ранний классицизм и русский романтизм.

Самый первый - левый придел теплого храма освятили в 1826 году во имя Михаила Архангела, а через четыре года - правый, во имя Рождества Христова. Главный холодный храм освятили только в 1843 году во имя Вознесения Господня, так как огромных затрат требовал высокий резной иконостас. до этого года церковь называлась Михайло-Архангельская.

В ризнице и на престоле храма с.Узи имелись свои редкости: серебряный потир 1784 года и печатные евангелия 1760 и 1796 годов. На колокольне висели чудо-колокола. Большой “Воскресный’ в 24 пуда отлили на заводе Бакулевых в 1902 году. Его украсила надпись:”Благовествуй земле радость велию хвалите небеса Божию Славу. Колокол «Полиелей» в 103 пуда отлит там же в 1854 году и сопровождался надписью”Сосижду церковь мою и врата адова не одолеют его’. Все семь узинских колоколов уничтожены в 1930 году по настоянию воинствующих безбожников - общественной организации при обкоме ВКП(б).

Храм обслуживал более 50 населенных пунктов. Большую часть населения составляли новокрещеные, причем последний язычник крестился в 1850 году. В 1841 году иерей Иоанн Капачинский организовал здесь первую школу, ставшую в 1869 году земской. В 1895 году открыта женская церковноприходская школа.

Храм Вознесения Господня прекратил свое существование на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 26 декабря 1940 года.


З. с. АНДРЕЕВЦЫ





Деревянная церковь в Андреевцах

(селоУть-Сюмси,Селтинский район)

снимок 1970 года

(в настоящее время церковь

не существует)


Вятская духовная консистория 2 октября 1906 г. утвердила решение прихожан об открытии нового самостоятельного прихода и села при д.Андреевской Копкинской волости. В состав прихода вошли 9 населенных пунктов.

Закладка храма проведена 2 октября 1907 года. Деревянная церковь построена в 1910 году на средства прихохан с одним престолом и освящена 3 февраля 1911 года в честь Св.Апостола Андрея Первозванного. В 1909 г. при церкви учреждена братская школа Св. и Чудотворца Николая. Андреевская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 13 марта 1941 года. Здание использовано под клуб.


3. с. ВАЛАМАЗ

В глубинке Удмуртской Республики стоит удивительной красоты русский православный храм - Валамазская церковь Святой Троицы.

Приход с.Валамаз открыт по определению Св.Синода от 9 (31)1 декабря 1845 г. В его состав вошли 18 населенных пунктов. Церковные службы совершались в молитвенном доме.

Проект храма был составлен в 1855 г. Примерно с этого же времени начинается строительство храма с небольшой деревянной церковью на самом высоком и видном месте села.

Первая деревянная церковь была построена в 1847 г. на средства прихожан с одним престолом и освящена 3 ноября 1847 г. во имя Святой Троицы. В 1863 году вследствие маловместительности эта церковь была разобрана, кроне алтаря, и построена новая деревянная более обширная церковь во имя Св.Троицы. Эта церковь существовала до окончания строительства каменного храма и в 1899 г. перевезена во вновь открытое с.Монья Малмыжского уезда. В это время церкви было отведено 48 десятин пахотной и 17 десятин сенокосной земли.

Каменный храм построен в 1893 - 1894 году ( по другим источникам в 1896 г.) а средства прихожан, Елабужского комитета Ф.Г.Чернова и материальной помощи г.Бердинского и освящен 12 декабря 1896 г. в честь Св. троицы. Именно в это время везли колокола из Глазовского уезда на подводе, запряженной 12 парами лошадей. Звон тех колоколов раздавался в округе на 25-30 километров. Последний печальный звон колоколов люди слышали в 1935 г. Именно в этом году церковь была закрыта. Колокола

разбивали в течении З дней. Одна из старых женщин вспоминает:”Каждый удар по колоколу раздавался как удар по сердцу’.

В селе 12 марта 1862 г. открыто приходское училище, 9 декабря 1877 г. - церковно-приходское попечительство.

Свято-Троицкая церковь бездействовала с 1937 года. Здание ее было занято под склад “Заготзерно”, хотя юридически церковь закрытой не являлась.

В 1991 году церковь ожила, но ненадолго, всего на несколько месяцев. По невыясненным до сих пор обстоятельствам погиб священник отец Василий.

В апреле 2009 года состоялось незабываемое для жителей Селтинского района и Удмуртии событие – открыта отреставрированная церковь. Хочется надеется. Что с возрождением Храма Святой Троицы произойдет и возрождение села.


5. с.КОПКИ

Приход с.Копки открыт по определению Св.Синода от 22 января 1845 г. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Сюмси Малмыжского уезда и Уни Глазовского уезда.

Вначале для богослужений устроен молитвенный дом, затем в 1846 г. по разрешению Св.Синода от 14 марта 1845 г. построена временная деревянная церковь в честь Св.Михаила Архангела.

В 1853 году на средства прихожан и при пособии прикладной церковной суммы’ построен каменный храм с двумя престолами: главный в холодном храме - освящен во имя Св.Трицы 5 октября 1864 г., в теплой церкви - в честь Св. Архистратига Михаила - 20 марта 1854 г. До освящения главного престола церковь называлась Михайло-Архангельская, только с 1865 г. - Свято-Троицкая. Посещали церковь как русские, так и удмурты, но на территории прихода проживало 243 раскольника. В церковном причте был священник и два дъячка. Священник имел квартиру, у дъячков были свои дома. На содержании причты имелась мукомольная мельница на реке Сардык.





В 1868 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство.

Свято-Троицкая церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 13 февраля 1941 г. Здание передано под клуб.


6. с. СТАРАЯ МОНЪЯ

Приход с.Старая Монья открыт по указу Св.Синода от 16 октября 1898 г. (из воспоминаний старожилов с 1880 г., вернее всего был открыт молельный дом). В его состав вошли селения, ранее входившие в приход с.Мултан. Деревяная церковь перевезена из с.Валамаз, строительство начато 5 сентября 1899 г. и закончено 10 ноября 1900 г. Церковь построена на средства прихожан с одним престолом и освящена 25 ноября 1900 г. в честь Знамения Пресвятой Богородицы. При возведении стен вообще не использовалась пила, а торцы бревен обрабатывались топором. Лес возили с р.Кильмез. При чем зимой строили ледяную дорогу”, т.е. обливали обычную дорогу водой, чтоб лошади могли везти больший груз.

Церковь стояла на высоком месте, чтобы жители деревень могли видеть ее и слышать колокольний звон. Церковь не имела ограды и была со всех сторон обсажена тополями и сиренью.

По приговору прихожан от 18 сентября 1945 г. при церкви открыто церковноприходское попечительство.

Знаменско-Богородицкая церковь не действовала с 1938 г. Здание использовали под склад. 1974 г. стал последним годом ее существования - пожар в считанные минуты уничтожил ее до основания.


7. с. УТЬ - СЮМСИ

Приход в с.Уть-Сюмси открыт по указу Синода от 21 июня 1862 года. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход с.Копки. До завершения строительства церкви богослужения совершались в молитвенном доме, устроенном на средства прихода. Деревянная церковь построена в 1862 г.на средства прихожан с одним престолом. Освящена 26 января 1863 г. в честь Св.Бессребренников Космы и Дамиана. В ее приход входило 12 селений. На содержание духовенства прихожане с каждого двора собирали по пуду ржи, ячменя и овса в год.

При церкви 13 апреля 1869 года открыто церковноприходское попечительство, в 1885 г. - церковноприходская школа.

В советское время церковь официально не закрывалась, но и не действовала. По ходатайству прихожан и согласно постановлению СНК УАССР от 21 сентября 1945 г. церковь открыта вновь. На основании постановления Совета Министров УАССР от 19 июня 1961 г. община Космо-дамианской церкви снята с регистрации.


8. с. ХАЛДЫ

Приход с.Халды открыт по указу Св.Синода от 13 марта 1861 г. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Мултан, Селтьи, Сюмси (18). Деревянная церковь с одним престолом построена в 1861 г. (по другой версии в 1860 г.) на средства прихожан и освящена 3 февраля 1862 г. в честь Св.Сергия Радонежского.

В 1870 г. при церкви открыто церковноприходское попечительство, в декабре 1884 г. церковоприходская школа.

Все священнослужители - священник, дъякон и два дъячка имели в селе свои дома. На территории прихода в 1873 г. проживало 516 раскольни -ков.

В 1907 году в д.Лекшур построена приписная церковь с одним престолом и освящена 3 июня 1907 года в честь Св.Димитрия Солунского Чудотворца.

На строительство каменного храма на средства прихожан 10 мая 1914 т. получено разрешение Вятского епархиального начальства. Однако строительство задержано из-за войны.

Сергиевская церковь закрыта на основании постановления президиума Удмуртского облисполкома от 30 марта 1930 г. Здание передано под клуб.

С этого времени церковь снова стоит одинокая и печальная.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уничтожены, разграблены, разрушены... Так заканчивается история почти всех православных храмов не только на территории Селтинского района, но и по всей Удмуртии. Я считаю, что истоки культуры, духовности надо искать в возрождении того, чего нам сейчас так не хватает - в возрождении веры человека. Все негативные явления общества - озлобленность людей и осквернение памятников старины, могил, убийства и зависть, ложь и унижения человеческого достоинства (не принижая, конечно, экономических причин) и т.д. происходят потому, что люди начали терять веру в свое будущее, терять ту теплоту и душевность, что так ярко характеризует русского человека (чуть ли не самобытность и национальные особенности).

Церковь была, естъ и будет проповедником всех лучших традиций, которые заложены еще в далекой древности. Церковные заповеди сейчас звучат по особому актуально.

Процесс возрождения храмов начался и хочется верить, что мы переживем страшные времена безверия и научимся ценить свою историю и культуру, понимать и любить других, уважать себя.


Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. М.В.Гришкина “Удмурты: этюды из истории IХ - ХIХ в.” Ижевск, ‘Удмуртия”, 1994 г.

2. М.Г.Иванова “Истоки удмуртского народа”. Ижевск, Удмуртия, 1994 г.

З. Памятники Отечества. Полное описание России. Альманах. г.Можайск, 1995 г.

4. Православные храмы Удмуртии. Справочник-указатель. Ижевск, Удмуртия, 2000 г.

5. С.Мусихина «О церквях района», газета “Октябрь, 29.02.1996 г.

6. Е.Шумилов “Уцелеет ли 40-колонный храм Вознесения?” газета “Октябрь”, 23.05.1993 г.

7. Л.Кабанов “Ярмарка в Митрофанье”, газета “Октябрь”, 20.10.1989 г.

8. А.Семакин «Валамазская церковь святой Троицы», газета “Октябрь”, 21.06.1994 г.

9. В.Ватлин “Из истории церквей района”, газета “Октябрь, 12.02.1991 г.

10. А.Семакин «Стояла в Узях церковь» газета “Октябрь”, 15.01.1991 г.

11. Е.Шумилов «Православная Удмуртия». Ижевск, 2000 г.


В работе использованы документы Госархива УР (г.Ижевск), Госархива г.Кирова.