uzluga.ru
добавить свой файл



Волгоградское муниципальное учреждение культуры

«Централизованная система городских библиотек»

Отдел библиотечного маркетинга


дайджест:

«Музейная деятельность публичных библиотек как инновационное решение»


По страницам библиотечной печати 2010 г.


Волгоград, 2011


Кузнецова Т.В. Музейная деятельность библиотек: культурная инициатива или социальная закономерность на примере общедоступных библиотек Санкт-Петербурга1


Статья посвящена, казалось бы, частному во­просу — музейной деятельности, одному из многих направлений работы современной библиотеки. Но выбрана данная тема в настоящий момент неслу­чайно. Специалисты многих библиотек и публичных, и научных сегодня обеспокоены дальнейшей судьбой её развития. Около 15-20% библиотек России зани­маются этой деятельностью в той или иной мере. Од­нако сегодня в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 мая 2010 г. №83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенство­ванием правового положения государственных (му­ниципальных) учреждений» музейная деятельность, не являясь уставным направлением работы библио­теки, зачастую не рассматривается учредителем как профильная для финансирования. Учредители пред­упреждают о правовых последствиях культурных инициатив библиотек в сфере музейной деятельно­сти. В связи с этим неслучайно в июле этого года в Санкт-Петербурге прошла Всероссийская конферен­ция «Музейная деятельность публичных библиотек», в рамках которой библиотечные специалисты сообща пытались найти выход из создавшейся ситуации. Идея организации конференции продиктована была не только проблемой легитимности музеев, мемори­альных фондов, библиотек-музеев; работы с книж­ными памятниками в общедоступных библиотеках и необходимостью выработки правовой регламента­ции для их деятельности. Стоит дальнейшая задача формирования единого информационного и интел­лектуального пространства библиотек, музеев, архи­вов, создания интегрированных информационных ресурсов, взаимодействия этих трёх информацион­ных центров в электронной среде при обслуживании одного и того же пользователя. Это обеспечит рас­ширение и взаимообогащение единого культурного пространства.

В настоящее время во всех сферах жизни (в том числе и в сфере культуры) наблюдается явление взаи­мопроникновения различных направлений и видов деятельности. В музеях хранятся фонды редкой книги и документальные фонды, которые могли бы храниться в библиотеках и архивах; музейные биб­лиотеки обладают уникальными фондами, а нему­зейные библиотеки организуют собственные музеи.

Но потребителю не важно, где именно хранится тот или иной документ или изображение — в библиотеке, музее или архиве, ему необходимо получить доступ к интере­сующей его информации.

Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского активно работает в этом направлении. Например, разнообразие информации стало объектом поддержки международного проекта публичных библио­тек «Пульман» в рамках программы ЕС «Электронная Ев­ропа», в котором Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского принимала активное участие. Одной из важнейших задач публичных библио­тек участники проекта назвали поощрение чувства соци­альной общности на местном уровне, интереса к семейной истории и родному краю в условиях роста ми­ровой глобализации, оказание помощи в создании, пре­доставлении доступа и сохранности для будущих поколений цифровых копий документов, находящихся в местных архивах, библиотеках, музеях.

Важно отметить также и создание Центральной го­родской публичной библиотекой им. В. В. Маяковского базы данных «Путеводитель по ресурсам петербурговедения», которая содержит сведения о собраниях петер-бурговедческой тематики, которыми располагают не только многочисленные библиотеки, но и музеи и другие организации города. Ведётся она Центром петербурговедения Центральной городской публичной библиотекой им. В. В. Маяковского на основе анкетирования держа­телей краеведческой информации, где одним из постав­ленных вопросов был вопрос о возможностях перспективы сотрудничества (обмен БД, печатными ма­териалами, в том числе и создание музейных экспозиций в библиотеке). Кроме того, библиотека инициировала из­дание сборника «Малые музеи Санкт-Петербурга».

Интеграция библиотек, музеев, архивов — факт не­оспоримый. Происходит интеграция этих трёх основных социально-культурных институтов-хранителей истори­ческой памяти. В рамках конференции из всех вышеупо­мянутых задач анализировалось только одно из направлений этого большого «магистрального пути раз­вития» (так охарактеризовал его В. В. Фёдоров, будучи директором РГБ) — взаимопроникновение музейных форм в библиотечную деятельность, на основании кото­рых развиваются новые формы работы библиотек. Целью конференции являлось определение роли, места и пра­вового статуса библиотек-музеев и музеев библиотек в современном культурном пространстве. Без определения библиотечными музеями и библиотеками — музеями своей роли и нахождения ими места в этом пространстве, невозможна их полноценная деятельность. Эта тема до­статочно важна, как отмечалось выше, для дальнейшего их функционирования в условиях госзаказа в структуре библиотек.

Идея создания музея в библиотеке уходит в прошлое и принадлежит русскому мыслителю Н. Ф. Фёдорову, ко­торый был противником отделения библиотеки от музея и считал, что они должны составлять одно целое и по духу, и по содержанию. Н. Ф. Фёдоров писал об огромном значении библиотек и музеев как очагов духовного наследия, центров собирания, исследования и просвеще­ния, нравственного воспитания. «В библиотеках про­исходит общение с великими предками, и они должны стать центром общественной жизни, аналогом храмов, местом, где люди приобщаются к культуре и науке». Разработанная Н. Ф. Фёдоровым концепция музейно-библиотечного образования стала основой педагогиче­ских программ Международного общества «Экополис и культура».

Сегодня анализируя музейную деятельность обще­доступных библиотек Санкт-Петербурга, нужно гово­рить о следующих видах проводимых работ в библиотеках:

  • исследовательская работа с редкими и ценными из­даниями как объектами музейной деятельности,

  • использование методов музейной экспозиции в соз­дании мемориальной книжной выставки в библио­теке,

♦ создание музейных экспозиций, мемориальных уголков,

  • организация и развитие комбинированных форм (библиотек-музеев, музеев библиотек), которые иг­рают весомую роль в формировании культурного слоя своих районов обслуживания,

  • изучение истории создания библиотеки и формиро­вания её коллекции как объекта исследовательской и музейной деятельности,

  • изучение библиотеки как объекта культурного историко-архитектурного достояния города и экскур­сионной деятельности (история зданий, её бывших владельцев),

  • организация выездных собственных экспозиций му­зейных учреждений, в т. ч. федеральных, в библио­теках,

  • участие музейных учреждений в создании совмест­ных музейных экспозиций в библиотеке,

♦ участие библиотек в музейной акции, («Ночь музеев»).

В рамках данного обзора предпринята попытка не только охарактеризовать ситуацию на текущий момент и тенденцию развития музейной деятельности в условиях мегаполиса, но и предложить видение дальнейшего раз­вития этого направления для общедоступных библиотек Санкт-Петербурга. И ответить на вопрос: что же есть на самом деле для библиотек музейная деятельность — куль­турная инициатива библиотек или социальная законо­мерность?

Опыт развития музейной деятельности в общедо­ступных библиотеках Санкт-Петербурга неоднократно представлялся на всероссийских конференциях («Биб­лиотеки в музейном измерении: проблемы учета доку­ментов» (Оленегорск) и др.), заседаниях Круглого стола РБА «Библиотеки-музеи, музеи библиотек», описывался в научно-популярных и методических публикациях2.

Обсуждались тенденции «музейного движения в библиотеках» на общегородских конференциях3, семи­нарах (например, «Работа с неопубликованными доку­ментами в библиотеках» (совместно с РНБ) и др.), на заседаниях Методобъединения общедоступных библиотек Санкт-Петербурга. И это неслучайно. Анализируя свой опыт, мы пытались разобраться в таком достаточно противоречивом явлении развития библиотек Санкт-Пе­тербурга, как музейная деятельность, и задавались во­просом: «Зачем городу музеев музеи в библиотеках?».

Неопровержимый факт, что Санкт-Петербург — город музейный. И всемирно известные Эрмитаж, Кунст­камера, Русский музей, и небольшие музеи, например, музей воды, музей хлеба привлекают множество заинте­ресованных посетителей, ведут большую работу. Но яркую музейную палитру Петербурга дополняют своими красками и музеи в библиотеках. Зачем городу музеев ещё и музеи в библиотеках? Почему в последние годы возник музейный бум в библиотеках России, особенно в небольших, понятно. Но почему в Петербурге эта тен­денция также присутствует?4

Ответ на этот вопрос обусловлен и особыми функ­циями современной библиотеки, и её ролью в социуме, и особенностями мегаполиса. Город поделён на большое число административных районов, что обуславливает некую разобщенность жителей. Уровень культурных предложений очень высок, но большинство учреждений культуры расположены в историческом центре города; в окраинных районах города отсутствует развитая инфра­структура культуры. Жители, переехавшие из старых коммуналок центра города в новостройки, испытывают ностальгию по тем временам, чувствуют себя оторван­ными от прошлого. И наоборот, некоторые новостройки возводились на местах бывших сёл. Коренные жители этих районов стали обращаться в библиотеку за помо­щью сохранить историю их малой Родины. Ведь инфор­мационная функция библиотеки не единственная, далеко не все читатели приходят в библиотеку только за информацией.

Кроме того, для современного человека важно — не­зависимо от возраста, профессии, особенности среды обитании — будь то мегаполис или маленькое село — не­посредственное общение. Отсюда функция библиотеки — коммуникативная. В условиях мегаполиса особо ощутим дефицит общения.

Вместе с тем, библиотека — это хранилище духов­ного, исторического и литературного наследия народа. Это её мемориальная функция. Отдельные документы приобретают особую социальную ценность, вплоть до музейных экспонатов, если они непосредственно связаны с тем или иным историческим лицом, тем или иным со­бытием (имеют автографы, пометки на полях, экслиб­рисы, легенды, относящиеся к ним и т. д.). Очень важно не только сохранение, но и передача социальной памяти. Благодаря упорядочению и продвижению уникальных документов и предметов по крупицам разыскиваемых энтузиастами-библиотекарями, сбору свидетельств оче­видцев событий, привлечению личных коллекций жите­лей появляются в библиотеках музейные экспозиции. Если наряду с книгой одним из официально заявленных приоритетов библиотеки является формирование и рас­крытие вещно-иллюстративного ряда, меняется статус библиотеки: она принимает на себя исследовательские функции и получает музейную специализацию. Нельзя не отметить также, что в основе любой музейной экспо­зиции в библиотеке находится, прежде всего, книга. В за­висимости от направленности коллекции — книга либо сама является бесценным экспонатом, либо раскрывает сущность другого музейного предмета.

Почему музейные экспозиции стали создаваться в библиотеках?

  1. В первую очередь это определено в современном обществе миссией библиотеки. Библиотека сегодня — это гуманитарное учреждение, социальной функцией кото­рого является активное участие в образовании и воспи­тании человека, в формировании его интеллектуальной и практической деятельности, в развитии науки и культуры, в обеспечении прав личности всемерно пользоваться ду­ховными ценностями.

  2. Официальную возможность для претворения этой миссии в жизнь в 1992 г. дал документ «Основы законо­дательства Российской Федерации о культуре» (1992). Ра­бота по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей определена в нём как «культурная деятельность», там же (ст. 4) отмечены ос­новные направления этой деятельности. К ним отно­сятся: изучение, сохранение и использование памятников истории и

культуры, художественное творчество, народ­ные промыслы, музейное дело и коллекционирование, книгоиздание, библиотечное дело, а также «иная дея­тельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности». «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» не ставили никаких ограничений в области культурной деятельности. Таким образом, на основа­нии вышеназванного документа библиотеки получили право заниматься всеми видами культурной деятель­ности, включая музейную. Это послужило катализато­ром для свободного развития музейной деятельности в библиотеках.

  1. Подтверждено это было и положениями Федерального закона о библиотечном деле в 1994. В статье 13 Закона указывается, что библиотеки сами определяют «содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах».

Почему музейные экспозиции стали создаваться именно в библиотеках?

  1. Библиотека осталась единственным бесплатным социальным институтом, по-настоящему общедоступ­ным, открытым всем и каждому.

  2. Психологический фактор: в музеи ходят далеко не все, и выставляется в нём далеко не всё. В то время как библиотека всегда рядом, доступна, и посещают её люди с разной мотивацией, всех возрастов и профессий. На одной из конференций, проходившей под эгидой Меж­дународной федерации библиотечных ассоциаций и уч­реждений (ИФЛА), прозвучало такое утверждение: «В этот дом-убежище люди приходят и уходят, а непре­кращающийся поток историй и знаний согревает их сердце и просвещает умы. И как найти ещё безопасное

место для исследований, размышлений и открытий, где бы потом эти открытия оставались в целости и со­хранности».

  1. Музейные экспозиции в библиотеках, как правило, создаются по инициативе самих владельцев раритетов, а не на основе научно проработанной концепций, как это происходит в музейных учреждениях. Воссоздаётся в них история повседневности. И самое главное, в этом про­цессе постоянно можно участвовать самому владельцу переданных раритетов. В этом случае сохраняется связь владельца со своей коллекцией, и кроме того появляется возможность контакта с другими заинтересованными людьми и расширения сферы своего интереса и т. д.

  2. Основными источниками формирования музей­ных коллекции в библиотеках являются частные дары. Библиотеки, как правило, пользуются авторитетом и до­верием, и именно им, чаще всего, люди готовы передать свои коллекции или семейные реликвии.

  3. Кроме того, в библиотеки можно передать рари­теты не только в дар, навсегда, но и на временное хране­ние.

  4. Ещё одна, не менее важная причина — активиза­ция краеведческой деятельности библиотек. Изучая ис­торию своих районов, своей библиотеки, библиотекарь, наряду с письменными документами, начинает собирать предметы материальной культуры. Вначале в библиотеке появляется небольшая выставка, затем в результате по­исковой работы она пополняется, а в итоге, получается экспозиция. Это повышает статус общедоступной биб­лиотеки.

Анализ музейной деятельности показывает, что начало интенсивного развития этого направления в общедоступных библиотеках Санкт-Петербурга и Ленинградской области в основном относится ко второй половине 90-х годов XX в.

Инициатива создания музейных экспозиций ис­ходила:

  • от родственников писателя, поэта

  • от жителей района города

  • от общественных деятелей, краеведов

  • от деятелей науки, образования, культуры

  • от коллекционеров, библиофилов.

  • от библиотек после присвоения имени известной

личности (писателя, поэта, героя)

Характеризуя ситуацию развития музейной дея­тельности в общедоступных библиотеках Санкт-Петер­бурга, мы в библиотеках употребляем следующие понятия:

  • «библиотека-музей»

  • «музей-библиотека»

  • «музей (музейная экспозиция) при библиотеке»

♦ «мини-музей»

♦мемориальные уголки.

Однако Федеральный закон «О Музейном фонде Рос­сийской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996) дал определение «музея», как некоммерческого уч­реждения культуры, созданного собственником для хра­нения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций», то есть организации, имеющей утверждённое название, регистрационное удостоверение, устав, самостоятельный баланс и смету. И таким образом, лишив права на существование все музеи без прав юридического лица.

В связи с этим правомерно музейную деятельность и организацию музейных экспозиций в библиотеках рас­сматривать как одно из направлений культурно-просве­тительской и научно-исследовательской деятельности.

Какие музейные экспозиции созданы в библиотеках Санкт-Петербурга?

По функциональной задаче выделяем следующие группы:

» мемориальные (посвящены писателю, поэту, исто­рическому событию, месту)

♦ предметно-тематические (музей рекламы, музей муравья)

По тематической направленности:

  • историко-краеведческие

  • литературные

  • историко-книжные и библиотечные

  • экологические

Общероссийская тенденция сохраняется и в Санкт-Петербурге, где в первую очередь тоже организуются ис­торико-краеведческие музейные экспозиции. В нашем городе такие экспозиции имеют свои особенности.