uzluga.ru
добавить свой файл
«Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года»

В качестве учителя русского языка и литературы работаю на гуманитарном отделении (2 класса) и химико-биологическом отделении (4 класса) лицея. Для всех отделений русский язык является очень важным предметом, так как русский язык как родной является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

В целях повышения грамотности учащихся при прохождении курса русского языка опираюсь на государственную программу под редакцией М. Т. Баранова и Т. А. Ладыженской, которая хорошо зарекомендовала себя за долгие годы. Данная программа дает учащимся хорошую базу знаний по русскому языку, опираясь на которую, можно идти вглубь при изучении русского языка на профильном отделении или при работе с заинтересованными учениками на непрофильных отделениях. В 8 – 9 классах в качестве базовых учебников, обсужденных и одобренных на заседании кафедры гуманитарного цикла МБОУ «Лицей № 39», выбраны учебники под редакцией С. Т. Бархударова и С. Е. Крючкова. Конечно, помимо основного учебника, использую в своей работе дополнительные материалы, побуждаю учеников обращаться к дополнительной литературе, анализировать и конспектировать теоретический материал, уровень сложности материала подбирается в зависимости от специфики отделения.

В 10 – 11 классах курс русского языка ориентирует на повторение и систематизацию имеющихся знаний и на подготовку учащихся к ЕГЭ. Основным учебным пособием является учебник Н. Г. Гольцовой и И. В. Шамшина, помимо этого, использую задания из пособия под редакцией В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, а также разнообразные пособия по подготовке к ЕГЭ.

Согласно учебному плану, на изучение русского языка в 8 классах отводится 4 часа, в 9 – 3 часа; в 10 – 11 на гуманитарном отделении – 2 часа, на химико-биологическом – 1 час в неделю.


Преподавание литературы на гуманитарном отделении очень сильно отличается от того, что дается на химико-биологическом отделении. В непрофильных классах используются государственные программы: 8 класс – под редакцией В. Я. Коровиной, 9 – 11 классы – Т. Ф. Курдюмовой. Гуманитарное отделение работает по авторской программе Рашидовой З. М. и Аубекировой А. Р. На гуманитарном отделении измененная очередность тем, гораздо более расширенное и углубленное их изучение, добавляются часы на изучение зарубежной литературы, тогда как на химико-биологическом отделении изложение идет по программе общеобразовательной школы. В связи с отсутствием учебников по данной авторской программе теоретический материал излагаю самостоятельно. Тем самым учащиеся учатся конспектировать рассказанное, усиленно работает память ввиду отсутствия учебника, напрямую связанного с имеющейся программой. Основным плюсом данной программы является то, что учащиеся приучаются к самостоятельной работе с текстом произведения, развивают в себе навыки вдумчивого, осмысленного чтения, обращаются к полному тексту, не ограничиваясь материалами хрестоматии, а также постоянно изучают дополнительную литературу при подготовке к уроку.

Согласно учебному плану, на изучение литературы в 8 гуманитарном классе отводится 3 часа, в 8 химико-биологическом – 2 часа; в 9 гуманитарном – 4 часа, в 9 химико-биологическом – 3 часа; в 10 – 11 гуманитарном – 5 часов, в 10 -11 химико-биологическом – 3 часа.

Кроме этого, на гуманитарном отделении отводятся часы на изучение профильных предметов: культуры речи (10 класс - 1 час; тематическое планирование составлено преподавателем ДГУ, доцентом Г. Н. Сивриди), стилистики (11 класс - 1 час; тематическое планирование составлено преподавателем ДГУ, доцентом Г. Н. Сивриди), введения в литературоведение (10 класс – 1 час; тематическое планирование составлено Аубекировой А. Р.). Такая работа дает достаточно неплохие результаты.

В своей каждодневной работе считаю, что умение направлять усилия своих воспитанников на овладение новыми способами добывания знаний, понимания, так как сформированность умственной самостоятельности обнаруживается у школьников в их умении анализировать информацию, привлекать и использовать научную литературу.

Все это помогает формировать у учащихся самостоятельность суждений, мышления, убежденность и желание доказать свою правоту.

Основными направлениями своей работы как в профильных, так и в непрофильных классах считаю:

— формирование универсальных учебных действий учащихся;

— подготовка к выпускным (ЕГЭ) и вступительным экзаменам в вузы с повышенными требованиями по литературе;

— применение на уроках проблемных методов в целях активации творческой активности учащихся.

Из урока в урок я стараюсь сформировать на уроке триединую дидактическую цель, включающую в себя обучающий, развивающий и воспитывающий характеры. В процессе работы: а) обучающие цели формируются исходя из требования программ; б) развивающие цели ставятся с намерением заставить учащихся постоянно задаваться вопросом, что, как почему, зачем и т.д.; в) воспитательные задачи решаются как при работе с упражнениями и текстами на уроках русского языка, так и при анализе произведений и изучении биграфии писателей на уроках литературы.

В 8-м классе почти всю первую четверть работа направлена на подведение учащихся к такому уровню, чтобы они смогли усваивать материал 8 гуманитарного класса, предусмотренный программой. Первые два месяца идет насыщенная работа по пяти направлениям:

  1. Корректирование материала полученного обучаемыми до поступления в профильные классы лицея (недоработки, не прохождение, улучшение, углубление и др. на более сложных примерах из курса 7-го класса).

  2. Работа по развитию памяти (учим наизусть стихотворения. Прозаические тексты, определения литературоведческих терминов и т.д.).

  3. Развитие логического мышления.

  4. Развитие творческого воображения и нестандартного мышления, творческих способностей, устной и письменной речи учащихся. Это достигается за счет того, что я не предлагаю ученикам готовых решений, а ставлю проблемные вопросы, на которые им самостоятельно надо найти ответы.



В своей работе постоянно обращаю внимание на повышение показателей, влияющих на формирование творческих способностей подростка. Это такие показатели, как:

  1. Определенный фонд знаний и степень их обобщенности.

  2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития и творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения; именно эти качества, по данным психологов, являются основой продуктивного мышления.

  3. Уровень развития мышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и т.д.), которые он способен производить в процессе учебно-познавательной деятельности.

  4. Поисковая и творческая деятельность учащихся.

  5. Привитие самостоятельности в работе.


За высокие результаты и достижения учащихся в обучении, олимпиадах, конференциях я как учитель-предметник и классный руководитель этих учащихся имею следующие поощрения:

2010 год – 2 Почетные грамоты Министерства Образования и Науки Республики Дагестан за подготовку призеров республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников.

2011 год – Почетная грамота Министерства Образования и Науки Республики Дагестан за подготовку призера республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников.

2011 год – Грамота Министерства Образования и Науки Республики Дагестан «за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся».


Кроме вышеперечисленных методов применяемых мною в работе, использую также мониторинг качества знаний учащихся в отдельно взятом классе, прямо или косвенно влияющего на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

С помощью мониторинга мною отслеживается качество знаний учащихся из года в год. Но это еще отслеживание результатов моего труда.

(Таблица прилагается)


Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей № 39»________________________Люгай Е. А.


Директор

МБОУ «Лицей № 39» __________________Абдулжалилова Г. Г.