uzluga.ru
добавить свой файл
Тема урока: «Отрицательные местоимения»(1-ый урок по данной теме)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: элементы игровой технологии

Цели урока: 1) усвоить значения отрицательных местоимений на основе их сопоставления с вопросительными, от которых они образованы, а также морфологические признаки отрицательных местоимений;

2) формировать умение распознавать приставки «не»и «ни» в отрицательных местоимениях; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;

3) способствовать развитию мыслительных способностей, внимания учащихся;

4) способствовать воспитанию интереса к родному языку.

Оборудование: листы со словами для разминки-эстафеты, карточки со словами для морфологической «путаницы», магниты, листы с кроссвордами для каждой группы, шкатулка, квадратики трех цветов.


Ход урока.


  1. Орфографическая разминка-эстафета.

Перед началом эстафеты вспоминаем с учащимися, что изучает орфография.

Каждый ряд получает лист, на котором написаны слова с пропущенными буквами или со скобками. Рядом со словом учащиеся должны написать правильный вариант. Количество слов соответствует количеству игроков в ряду. Побеждает команда, правильно справившаяся с заданием.


Слова для эстафеты

(Кое)кто (кое)(у)кого

Кто(либо) чью(то)

Кое(о)чем какой(нибудь)

(Не)которые (кое)(от)чего

Куда (нибудь) когда(либо)


- Со словами какой части речи вы работали? ( С местоимениями).

- Местоимения какого разряда встретились вам в эстафете?

-Как образуются неопределенные местоимения?

- Объясните написание данных местоимений с помощью правила.


  1. Морфологическая «путаница».

Ночь, кто-то, вами, растение, наше, себя, кое-что, старый, некто, красивый, высокий, который.

Задача учащихся: записать слова группами, устранив морфологическую «путаницу». (Два ученика соревнуются у доски, остальные записывают группы в тетрадях).

-Какие группы у вас получились?

-Докажите, что слова первой группы – существительные, а слова второй группы – прилагательные.

- Чем местоимение отличается от других частей речи?

- Определите разряды местоимений.


III. Открытие нового знания.


1)Разгадывание кроссворда. (Работа в группах).


- Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одним разрядом местоимений. Ключевое слово кроссворда и есть название этого разряда.





1













2










3

























4






















6













7
















8
















9




























11































  1. Указательное местоимение, антоним слова «этот».

  2. Личное местоимение 2 лица ед.ч. им.п.

  3. Вопросительное местоимение: какой по порядку.

  4. Личное местоимение 3 лица мн.ч. им.п..

  1. Личное местоимение 2 лица мн.ч. дат.п..

  2. Неопределенное местоимение, синоним местоимения «кто-то».

  3. Возвратное местоимение.

  4. Определительное местоимение, синоним местоимений «каждый, всякий».

11. Личное местоимение 1 лица мн.ч. дат.п.

- Итак, какое слово у вас получилось? ( Отрицательные).

Запись темы урока в тетрадях.

- Вы, наверное, уже заметили, что название местоимений говорит само за себя. Что вы можете сказать о значении этих местоимений? (С их помощью мы отрицаем).

- Найдите в учебнике «Теория» на стр.168, на что указывают отрицательные местоимения. Прочитайте. ( Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета, признака или количества).


2) Задание: Распределите примеры с выделенными отрицательными местоимениями по группам.


Некого спросить. Ни папы, ни мамы нет.

Ничего я не хочу, ни каши, ни молока.

Какой свитер тебе купить? Красный? – Никакой.

Нечего есть. Торт съели вчера.

Сколько конфет ты съел? – Нисколько!

Чей это котёнок? Катин? – Ничей.

Никто сегодня не гуляет! Все дети в школе.

Указывает на отсутствие

 

предмета

                                          

признака

 

количества

 


3) Выпишите из предложений выделенные местоимения.


Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам. (Л.Толстой). 2. Человеку, который сам ничего не знает, не о чем и рассказывать людям. (Б.Горбатов). 3. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. (А.Макаренко).


- К какому разряду относятся выделенные местоимения?

- Выпишите эти местоимения и укажите, как они образованы.


Никогда – когда?

Ничего – чего?

Никакое – какое?

- Сделайте вывод, как образуются отрицательные местоимения.

- Какая еще приставка может образовывать отрицательные местоимения? Прочитайте об этом в учебнике «Теория».


4) Выполнение упр. 647.

- Найдите в предложениях отрицательные местоимения и выпишите их в тетрадь.

1. Нет злейшего страдания, как ничего не делать. (А.Герцен) 2. Скучен день до вечера, коли делать нечего. (Пословица)


– нчего

- Произнесите их вслух.

- В каком из них в приставке имеется орфограмма, в каком – нет? Почему?

- Сделайте вывод. Запишите предложение в тетради, вместо пропуска вставьте подходящие слова.


В отрицательных местоимениях не пишется …, ни - ….


- Прочитайте местоимения. Найдите общее и различное в правописании в каждой группе.

Никто некого

Никого некем

Никем не с кем

Ни у кого не у кого

Ни с кем

- Какое правило нужно запомнить?

IV. Игра «Верю – не верю». ( Устная отработка правила).


Правила игры: несколько участников становятся в одну шеренгу. На слух ученики должны определить правильность утверждения и сказать «Верю» или «Не верю», если утверждение неверно. При правильном ответе ученики делают шаг вперед. Выигрывает тот, кто дошел до определенной черты.


Проведение игры

    1. Отрицательные местоимения образуются от относительных местоимений прибавлением частиц «не» или «ни», которые превращаются в приставки.

    2. Отрицательное местоимение «некого» указывает на предмет.

    3. В отрицательном местоимении «никакого» пишу «ни», т.к. без ударения.

    4. В относительном местоимении «некого» пишу «не», т.к. приставка под ударением.

    5. Местоимение «ни с чем» пишу в три слова, т.к. есть предлог.

    6. В местоимении «ни о чем» пишу приставку «ни».

    7. В местоимении «ничем» пишу приставку «не».

    8. Местоимение «ни у кого» пишу в три слова, т.к. есть предлог.

    9. В местоимении «не с кем» пишу «не», т.к. приставка ударная.

    10. В местоимении «ни в чем» пишу частицу «ни», т.к. она ударная.


V. Домашнее задание.


VI. Рефлексия.


В шкатулку учащиеся опускают квадратики 3-х цветов: красный («очень понравился»), синий («ничего нового не узнал»), желтый («было неинтересно»).