uzluga.ru | Тип урока: урок изучения нового материала. Технология: элементы игровой технологии Цели урока: 1) усвоить значения отрицательных местоимений на основе их сопоставления с вопросительными, от которых они образованы, а также морфологические признаки отрицательных местоимений; 2) формировать умение распознавать приставки «не»и «ни» в отрицательных местоимениях; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами; 3) способствовать развитию мыслительных способностей, внимания учащихся; 4) способствовать воспитанию интереса к родному языку. Оборудование: листы со словами для разминки-эстафеты, карточки со словами для морфологической «путаницы», магниты, листы с кроссвордами для каждой группы, шкатулка, квадратики трех цветов. Ход урока.
Перед началом эстафеты вспоминаем с учащимися, что изучает орфография. Каждый ряд получает лист, на котором написаны слова с пропущенными буквами или со скобками. Рядом со словом учащиеся должны написать правильный вариант. Количество слов соответствует количеству игроков в ряду. Побеждает команда, правильно справившаяся с заданием. Слова для эстафеты (Кое)кто (кое)(у)кого Кто(либо) чью(то) Кое(о)чем какой(нибудь) (Не)которые (кое)(от)чего Куда (нибудь) когда(либо) - Со словами какой части речи вы работали? ( С местоимениями). - Местоимения какого разряда встретились вам в эстафете? -Как образуются неопределенные местоимения? - Объясните написание данных местоимений с помощью правила.
Ночь, кто-то, вами, растение, наше, себя, кое-что, старый, некто, красивый, высокий, который. Задача учащихся: записать слова группами, устранив морфологическую «путаницу». (Два ученика соревнуются у доски, остальные записывают группы в тетрадях). -Какие группы у вас получились? -Докажите, что слова первой группы – существительные, а слова второй группы – прилагательные. - Чем местоимение отличается от других частей речи? - Определите разряды местоимений. III. Открытие нового знания. 1)Разгадывание кроссворда. (Работа в группах). - Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одним разрядом местоимений. Ключевое слово кроссворда и есть название этого разряда.
11. Личное местоимение 1 лица мн.ч. дат.п. - Итак, какое слово у вас получилось? ( Отрицательные). Запись темы урока в тетрадях. - Вы, наверное, уже заметили, что название местоимений говорит само за себя. Что вы можете сказать о значении этих местоимений? (С их помощью мы отрицаем). - Найдите в учебнике «Теория» на стр.168, на что указывают отрицательные местоимения. Прочитайте. ( Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета, признака или количества). 2) Задание: Распределите примеры с выделенными отрицательными местоимениями по группам. Некого спросить. Ни папы, ни мамы нет. Ничего я не хочу, ни каши, ни молока. Какой свитер тебе купить? Красный? – Никакой. Нечего есть. Торт съели вчера. Сколько конфет ты съел? – Нисколько! Чей это котёнок? Катин? – Ничей. Никто сегодня не гуляет! Все дети в школе.
3) Выпишите из предложений выделенные местоимения. Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам. (Л.Толстой). 2. Человеку, который сам ничего не знает, не о чем и рассказывать людям. (Б.Горбатов). 3. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. (А.Макаренко). - К какому разряду относятся выделенные местоимения? - Выпишите эти местоимения и укажите, как они образованы. Никогда – когда? Ничего – чего? Никакое – какое? - Сделайте вывод, как образуются отрицательные местоимения. - Какая еще приставка может образовывать отрицательные местоимения? Прочитайте об этом в учебнике «Теория». 4) Выполнение упр. 647. - Найдите в предложениях отрицательные местоимения и выпишите их в тетрадь. 1. Нет злейшего страдания, как ничего не делать. (А.Герцен) 2. Скучен день до вечера, коли делать нечего. (Пословица) ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() - Произнесите их вслух. - В каком из них в приставке имеется орфограмма, в каком – нет? Почему? - Сделайте вывод. Запишите предложение в тетради, вместо пропуска вставьте подходящие слова. В отрицательных местоимениях не пишется …, ни - …. - Прочитайте местоимения. Найдите общее и различное в правописании в каждой группе. Никто некого Никого некем Никем не с кем Ни у кого не у кого Ни с кем - Какое правило нужно запомнить? IV. Игра «Верю – не верю». ( Устная отработка правила). Правила игры: несколько участников становятся в одну шеренгу. На слух ученики должны определить правильность утверждения и сказать «Верю» или «Не верю», если утверждение неверно. При правильном ответе ученики делают шаг вперед. Выигрывает тот, кто дошел до определенной черты. Проведение игры
V. Домашнее задание. VI. Рефлексия. В шкатулку учащиеся опускают квадратики 3-х цветов: красный («очень понравился»), синий («ничего нового не узнал»), желтый («было неинтересно»). |