uzluga.ru
добавить свой файл
Разработка урока музыки в 1 классе , 3 четверть

Тема урока: « Музыкальные портреты»

Учитель музыки

МОУ «СОШ№50 г.Саратова

Лысакова И.А.


Цель урока – знакомство с музыкальными произведениями, в которых ярко выражено жизненное содержание, определение их характера и настроения .

Задачи -

1. Пробудить интерес обучающихся к музыке .

2. Развитие умения воспринимать музыкальные произведения, развитие творческих способностей.

3. Воспитание эстетического вкуса.


Музыкальный материал:

1. « Баба-Яга» П.И.Чайковский

2. «Менуэт» Л.Моцарт

3. « Болтунья» С.С.Прокофьев

4. « Зверобика»

Иллюстрации, презентация.

Ход урока:


Организационный момент. Музыкальное приветствие « Добрый день»


Актуализация опорных знаний

Что такое МУЗЫКА? (Звуки)

А какие звуки? (Музыкальные)

А чем отличается музыкальный звук от обычного? (Высотой).

Кто принимает участие в появлении музыки на свет? (Композитор, исполнитель, слушатель)

Как можно исполнить музыку? (Голосом или на музыкальном инструменте)

Какие слова спрятаны в слове МУЗЫКА? (Мама, Любовь, Уши, Узы, Звук, КА –душа, так считали египтяне в древности), поэтому в каждом музыкальном произведении спрятана душа человека. А душа человека – это его чувства, мысли. Слушая музыку, мы стараемся «услышать» чувства и мысли, которые вкладывает композитор, исполнитель и слушатель.


Сейчас мы закроем глаза и каждый представит свою маму. Какая у вас мама?

Каждый из вас увидел свою маму, ее внешность, как она выглядит, то есть вы увидели ее портрет.

А что такое вообще портрет? ( Изображение какого-либо человека или существа).

Обычно портреты рисуют красками, но музыка тоже может нарисовать только своими музыкальными красками.


Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы будем угадывать музыкальные портреты, которые нам будет рисовать музыка.

Давайте представим, что к нам в класс по очереди входят незнакомцы. Ваша задачка – узнать кто они – обычные люди, наши современники или персонажи сказок. У меня на доске спрятаны портреты под листочками. Обратите внимание – в помощь вам я написала слова на доске. Вы должны выбрать правильный на ваш взгляд ответ, характеризующий героя. За правильный ответ будет открываться картинка.

Итак, первый портрет.

Слушание. «Баба – Яга» П.И. Чайковский

Как звучала музыка? ( стремительно, решительно, с акцентами)

О ком она рассказала? ( о сказочном персонаже)

Какой характер у этого незнакомца? (злой, недовольный, сердитый).

(По ходу правильных ответов открываются листочки на картинке. Итог – иллюстрация Бабы-Яги).

Вот мы и раскрыли замысел великого русского композитора П.И.Чайковского. С его музыкой вы наверняка уже знакомились на уроках. Он написал знаменитые балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро».

Кто исполнял музыку? (пианист или фортепиано)

Итак, мы слушали музыку Чайковского «Баба-Яга».

Узнаем следующий музыкальный портрет.

Слушание. «Менуэт» Л.Моцарт.

Как вы думаете, эта музыка современная или старинная?

Что вы можете об этой музыке рассказать? (танцевальная)

Известно, что многие танцы исполняются парами.

Как вы думает, сколько людей исполняют этот танец ? (двое)

В каждой музыкальной интонации спрятан человек и по характеру можно определить пол, возраст и характер героя.

Так как героев двое, то мы попробуем узнать о них побольше.

Исполняется верхний голос – это первый герой

Исполняется нижний голос – это второй герой

Какая из этих мелодий характеризует женщину, а какая – мужчину? Почему?

Какие черты характера присущи танцующим? (спокойствие)

Переговариваются ли они во время танца или молчат?

О чем их беседа?

Чем заканчивается танец – согласием или конфликтом, ссорой?

(По ходу правильных ответов открываются листочки на картинке. Итог – иллюстрация - танцующие менуэт).

Это старинный танец называется Менуэт. Это старинный французский танец. Переводится как маленький, мелкий, маленький шаг. В 17 -18 веках был очень популярен.

И сочинил его Леопольд Моцарт, отец знаменитого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Давайте попробуем некоторые движения танца выучить и станцевать.

Разучивание танцевальных движений менуэта.

Дети танцуют, при этом соблюдаются разные движения у мальчиков и девочек.


И наконец, последний незнакомец, чей музыкальный портрет мы слушаем и угадываем.

Слушание. «Болтунья» С.С.Прокофьев.

Музыка нарисовала нам портрет девочки Лиды.

Что она вам рассказала? (она очень любила болтать, но при этом успевала хорошо учиться, посещала все кружки в школе и еще была в классе старостой и только Вовка называл ее болтуньей ).

Как музыка изобразила характер девочки? (музыка быстрая, пение скороговоркой, но не всегда. Иногда пение становилось спокойнее и размереннее)

Музыкальный портрет «Болтуньи» сочинил композитор С.С.Прокофьев.

(По ходу правильных ответов открываются листочки на картинке. Итог – иллюстрация девочки – болтуньи).

Слайд 14

Итак, мы угадали музыкальные портреты всех незнакомцев. Давайте назовем их Баба-Яга, пара, танцующая менуэт и девочка-болтунья.

Физминутка.

Вокально - хоровое исполнение

Мы были слушателями и угадывали портреты, а теперь мы будем сами рисовать портреты только руками и голосом.

Упражнение « Динозавр»

Представим, что мы видим семью динозавров – папа-динозавр.мама-динозавр и сынок-динозавр. (с помощью движений рук и смены высоты голоса изображаем каждого динозавра. Голова – а, туловище – о. ноги – у)

Гимнастика на артикуляцию.

Для того, чтобы правильно говорить слова, нужно разогреть губы и язык. Для этого мы делаем гимнастику для губ и языка.

На гласные звуки – а, о, у, и.

На согласные звуки – м.н,п,к,л.р. Дети повторяют за учителем упражнения.

Ребята, а как нужно правильно петь сидя и стоя? (Читаю стихи «Петь приятно и удобно)

Исполнение песни «Зверобика».

Подведение итогов и рефлексия.

Наш урок приближается к концу. Что вы на уроке узнали нового?

Какие герои вам больше всего понравились?

Что наиболее ярко запомнилось?

Что больше всего понравилось?

Мне урок очень понравился, все были активными – отвечали на вопросы , угадывали, пели. Молодцы! Каждый получает за работу на уроке маленький символ красоты – бабочку.

Я надеюсь, что этот урок музыки у вас оставит только приятные и хорошие воспоминания. Наш урок закончен. Спасибо! До новых встреч!