uzluga.ru
добавить свой файл
1
Урок биологии в 9 классе


Тип урока: изучение нового материала через исследовательскую деятельность учащихся.


Тема урока «Клетки прокариоты и эукариоты»

Дата проведения: 1.11.08 г.


Цель урока:

  • создание условия для осознания и осмысления блока новой информации, применения знаний в знакомой и новой ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Задачи:

  • создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений;

  • стимулировать поисковую деятельность;

  • создать условия для систематизации знаний о клетке;

  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений устанавливать причинно-следственные связи;

  • сравнивать и обобщать изучаемые объекты;

  • развивать коммуникативные способности через работы в группах, показав, что взаимосвязь деятельности ученика, одноклассников, учителя, их интересов и знаний – важнейшее условие успешной работы.

Оборудование: учебник А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию» 9 кл., справочный текст, кроссворды.


Ход урока


Организационный момент (3 мин.)


Учащиеся класса делятся на рабочие группы.


Актуализация знаний (5 мин.)


Для актуализации знаний используется определение, в тексте которого пропущено слово (клетка)


_________ структурная и функциональная единица живого.

Беседа проводится по следующим вопросам:

  • Какое слово, определяющее тему урока, должно быть в этой строке?

  • О какой биологической теории идет речь?

  • Сформулируйте положения клеточной теории.


Далее учитель предлагает обсудить в группах следующий вопрос:

  • Может ли сбой в работе одной или группы клеток привести к нарушению работы всего организма? Приведите примеры, доказывающие вашу точку зрения.

В процессе обсуждения делается вывод

«Жизнь организма зависит от жизнедеятельности отдельных клеток и групп, выполняющих особые, специализированные функции»


Основное содержание урока (20 мин.)

Учитель: «Мир живой природы чрезвычайно многообразен, и в основе этого многообразия лежит отличие в строении клеток, образующих организмы. Вместе с тем все клетки имеют много общих признаков. Прежде всего, клетка – это целостная система, состоящая из трех основных отделов. Подумайте и назовите эти отделы».

Учащимся предлагается составить схему

Строение клетки







? ? ?


После завершения этой работы учитель проверяет правильность заполнения схемы.

Учитель задает вопрос: «Какое положение клеточной теории подтверждает ваша схема?»

Учитель. По строению клетки делятся на прокариотические и эукариотические. Прокариот – клетки, не имеющие ядра. Эукариоты – клетки, имеющие в своем составе ядро.

Задание. Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу


Органоиды

Прокариоты

Эукариоты







растительные

животные

Клеточная мембрана










цитоплазма










ядро










митохондрии










Эндоплазматическая сеть










лизосомы










Комплекс Гольджи










рибосомы










Клеточный центр










Пластиды










вакуоль











После завершения работы, учащимся предлагается обсудить результаты работы в группе.

Для проверки выполнения этого задания предлагается выполнить работу в группе

Разгадать кроссворд (7 мин.)

Органоиды, входящие в состав животной клетки





м

























ц













































































































































Органоиды, входящие в состав растительной клетки





р










ц
































































































































Рефлексия (5 мин.)

На этом этапе урока учащимся предлагается составить коллективный текст. Методика выполнения задания следующая: школьникам предлагается рассказать о клетке, опираясь на положения клеточной теории.






м

е

м

б

р

а

н

а




ц

и

т

о

п

л

а

з

м

а




т
















о

х




о

н




я

д

р

о




р

и

б

о

с

о

м

ы

и




л

и

з

о

с

о

м

ы










р




в




ц

и

т

о

п

л

а

з

м

а




б







л




к




е




о

а

у

м

с

с

о

б

о

т

л

р

м

и

и

а

ы

д




н




ы

а