uzluga.ru
добавить свой файл
2 районная

научная конференция учащихся «Исследователь 2009»


МОУ Нагорская

основная общеобразовательная школа


Тема работы «Забытые деревни».


Автор работы:

Королева Настя

9 класс


Научный руководитель:

Фоминова Галина Николаевна

учитель биологии




Адрес:

157 154

Чухломкий район

с. Георгий


Содержание работы.


1. Введение стр. 3


Основание выбора темы.

Цель работы.

Задачи.


2. Основная часть стр.4


п. 1 – История образования села. стр.4

п. 2 –Волость Егорьевских починков. стр.5

п. 3 – Деревни, которых нет. стр.6


Заключение стр.9



Библиография (литература) стр.9


Приложения стр.9


2


1.Введение

С чего начинается Родина


Начинается Родина с маленькой деревеньки, в которой ты родился и вырос, в которой жили твой родители, твои дедушки и бабушки. Эти маленькие, окруженные полями, лугами, лесами деревеньки, всегда были основой России. Древня кормила и одевала страну, она давала рабочую силу для города, из деревни молодые люди шли служить в армию.

К сожалению, многие годы деревня выживала как могла. Все отдавала стране, ничего порой не получая взамен. И случилось то, что мы сейчас видим. Деревни умирают, умирают очень быстро. На протяжении жизни одного поколения людей деревни практически исчезли, вместо 15-20 деревень осталось 2-3 всего. И пока еще живы люди, которые помнят эти умершие деревни, надо восстановить их историю, чтобы осталась память о прошлом когда-то многолюдного нашего края.


Цель:


Приобщение учащихся к историческому наследию малой Родины.


Задачи:


  1. Воспитание любви к родному краю, уважения к людям труда;

  2. Формирование ценностного отношения к миру, где живет человек, как к своему родному дому;

  3. Воспитание у школьников уважения к историческому опыту предков;

  4. формирование умения общения с людьми.



3


2. Основная часть.

1. Наше село называлось вместе с окрестными деревнями Егорьевской волостью, Егорьевский погост, Егорьевский починок, Егорье, что на Воче. Упоминается о волости в государственных документах, на их основании можно определить, что селу более 400 лет.

2. Егорьевская волость входила в состав Судайской осады и до 1614 года это была черная волость, то есть неосвобожденная (необеленная) от налогов. Принадлежала волость матери царя Михаила Федоровича.

В 1778 году происходит присоединение Егорьевской волости к Солигаличскому уезду. Она увеличивается в размере за счет Воцкой волости: к ней присоединяются деревни, лежащие за рекой Воча- Крючково, Подболотново, Анофриево, Кокарево и другие.

Административно-религиозным центром был Егорьевский погост. Этот населенный пункт еще назывался «Егорье, что на Воче», оно же Митино-Верховье. Сейчас это село Георгий (по названию Георгиевского храма).

Территорию пересекал местный тракт из Солигалича через Судай на Кологрив, а также тракт Судай – Бурдуково - Солигалич.

Галицкие писцовые книги сообщают, что в 1653 году в приходе Георгиевского храма было 172 двора. А переписные книги 1703 года указывают, что в приходе всего 99 дворов - почти в половину меньше. Это было время петровских времен, Северная война, строительство Петербурга, строительство флота. Почти все мужское население забиралось на строительные работы, и мало кто возвращался назад. Только к началу 19 века восстановилось число дворов. В приходе проживало 1637 человек, имелось 174 двора, а 1863 году здесь уже числилось 2585 человек.

К1897 году, как свидетельствует «Список населенных мест Костромской губернии», Георгиевская волость насчитывала 74 населенных пункта, в них 1100 дворов, душ обоего пола 5842 человека.

В результате широко развитого отходнического промысла появились свои мастера: столяры-312 человек, маляры-310, плотники-104, занятые в торговле-64, кузнецы-30, печники-26 человек.


3. В окрестностях села, где сейчас находится наша школа, много деревень, от которых остались одни названия. Несколько лет назад члены географического кружка нашей школы решили создать карту «Забытых деревень». Для того чтобы собрать нужный материал ребята пошли к пожилым людям, к пенсионерам, которые когда-то жили в тех деревнях. Бабушки и дедушки вспоминали годы своего детства, годы молодости. Рассказывали, как трудно жилось в деревне тогда. У каждой семьи было свое хозяйство, держали скот, коров, овец, лошадей. Главным животным была лошадь, без нее крестьянин не мог обработать землю, убрать урожай.

Дети с малых лет помогали родителям по хозяйству, старшие работали в поле, младшие управлялись с домашними делами, с огородом. С алых лет

дети знали, что надо работать, чтобы был хлеб на столе, чтобы был корм для скота. Трудились все лето. Ходили в лес за ягодами и грибами. 4

Но умели жители деревень и отдохнуть. В каждой деревне был свой престольный праздник, к которому готовились заранее. В день праздника люди шли в церковь, а потом устраивали гулянья с песнями, плясками.

С вечера часов с 7 местный гармонист растягивал меха своей тальянки. На эти зазывные звуки собирался народ со всех окрестных деревень. Первым делом грянет знаменитая, семизарядная, а то и девятизарядная «Козуля». В круг выходили мужчины, Выбирали себе напарницу – и понеслась веселая, азартная, потрясающая танцоров до глубины души, пляска! Труженик, вечный беззаветный работник забывал на время круг забот, и вновь становился молодым, ловким, беззаботным кавалером.

Жили , трудились отдыхали наши бабушки и дедушки в своих родных деревеньках, от которых теперь остались только названия на нашей карте.

Результатом работы кружковцев стала карта и альбом с воспоминаниями старожилов.





У карты забытых деревень.


5


Деревня Крусаново.


Вспоминают Белова М. А. и Свистунова Е. И.

Деревня Крусаново находится в 5 км от села. В настоящее время деревня забыта, а когда-то эта деревня была самой большой в округе. В деревне было две улицы, домов около сорока. Среди жителей деревни было много умельцев: кузнецы, горшечники. Из хозяйственных построек были ферма, конюшня, овин. До 30-х годов в деревне была школа. Магазина не было, за продуктами ходили в село. Возле деревни протекала речка. В каждом доме было хозяйство, приходилось много работать и на колхозных полях и на своих участках. Взрослым помогали дети. И, хотя жилось трудно, приходилось много работать, но люди умели и весело отдохнуть, в приспособленном помещении был клуб, где собирались на беседы, танцевали и смотрели немое кино.

Деревня Крусаново и Климово были пожалованы в 1667 году «иноземцу» Ивану Петровичу, сыну Френтеберхову, переводчику в посольском приказе. Позднее Крусаново было передано драгуну Мичурину Я. М., здесь стояла усадьба Мичуриных.

В деревне был очень хорошо развит гончарный промысел, жители делали из глины посуду, игрушки, свистульки. Был ло развито смолокурение.


Деревня Изыменово.


Вспоминает Салий Лидия Павловна.

Деревня была большая, домов больше 10. Стояла на горе, на красивом месте. Народа в деревне было много, весело справляли праздники. В праздник восьмой пятницы, после Пасхи устраивали праздники всей деревней на улице, приглашали всех бедных, нищих и угощали. Отсюда пошло выражение «Изыменовская рванина».

Был праздник в Михайлов день.


6


Деревня Высоково.


Рассказывает Салий Лидия Павловна.

В военные годы в деревне было домов 12. Один дом 3- этажный был, правда, недостроенный. Это был дом Надежды Моториной, ее родителей. Семья была богатая, их потом раскулачили.

В деревне совсем не было воды, приходилось ходить на родник к Петряеву. Колодец в деревне был, глубокий, 17 м, но воды так и не было. Воду для скота брали из пруда. Из хозяйственных построек в деревне был телятник.


Деревня Коршигино.


Рассказывает Салий Лидия Павловна.

В этой деревне у нас был дом, большой, обшитый тесом, под железной крышей. У каждого дома в деревне было по два колодца: чистый и для скота, а также колодцы на въезде и выезде из деревни. Это для проезжих людей, возле этих колодцев они поили своих лошадей.Престольный праздник в деревне – Фролов день (31 августа).

Была в деревне ручная пожарная машина, при чем такие машины были в каждой деревне.


Деревня Индино.


По воспоминаниям Беловой М. А. .Деревня в довоенные годы была довольно большая, домов 10. Люди жили зажиточно, дома были большие,

добротные. В этой деревне жили Белякова, Иванова М. А.. Как вспоминают старожилы, деревня была снесена, жителям было предложено уехать. Возле деревни есть место, называют Ямники. Оказывается, жители деревни делали там ямы, в которых хранили картофель.

Рассказывает Киселев Борис Михайлович. В деревне была школа. Мужчины занимались гончарным ремеслом. А еще гнали смолу, была смолокурня, где получали деготь, а он был необходим в крестьянском хозяйстве. Деготь гнал отец Шерабьевой Антонины. Были мастерские, где делали горшки, корчаги.


7


Деревня Палачево.


Интересна история деревни Палачево. В 1907 году здесь был 21 двор, 108 жителей. Имелась богатая часовня во имя Петра и Павла, школа начальной ступени. В 1911 году было выстроено новое просторное здание школы. В 40 –е годы здесь работали Успенские Иван Васильевич и Анна Михайловна, затем до ее закрытия Полина Михайловна Козлова. Закрыли школу в 1962 году. На территории школы стоял бюст царя Александра-освободителя.

Несколько на отшибе находилась усадьба в каменном исполнении. Интересна судьба этого дома. Живо предание о том, что некогда бедного мальчика взяли в дом зажиточные люди, увезли в Петербург и дали медицинское образование. У него появились средства, и он выстроил в Палачеве каменную усадьбу. Судьба хозяев неизвестна, но в советское время в доме в начале 30-х годов был детский сад. Детей ходило 20 человек. Позднее в деревне был построен маслозавод, заведовал им Соболев Петр Петрович.

Главной особенность д. Палачево являлось то, что впервые в нашем сельсовете в 1928 году ее жители (5 семей) организовали общественную обработку земли. Снесли свои семена, у кого что было, государство передало отнятую у кулаков технику: жатку, лобогрейку, конную молотилку, льнотрепалку, веялку. Осенью урожай обработали, сдали часть государству, остальное разделили по едокам. В 1929 году коммуна пополнилась еще шестью хозяйствами. Государство поддерживало коммунаров одеждой, обувью, работу оплачивали деньгами. В 1930 году коммуна была реорганизована в колхоз, коммунары разъехались по домам, а некоторые и совсем уехали в город.

В 70-е годы деревня стала неперспективной, народ разъехался, а в 1982 году умерла последняя жительница, и деревни не стало.


8


Заключение.

На нашей карте вокруг села Георгий 24 деревни. В настоящее время только в 6 есть постоянные жители, причем в 3 деревнях по 1-2 человека. Если допустить, что в каждой бывшей деревне было 7-8 домов, а в семье в среднем по 5 человек, то в нашем крае проживало около 1000 жителей. А в некоторых деревнях (по воспоминаниям) было и до 30 домов, да и детей в семьях было по 3-5 человек, а то и больше.

А что сейчас?

На всей территории нашей администрации проживает около 250 человек, включая и старых и маленьких. Вот история нашей деревни, которая из кормилицы стала никому не нужной обузой. Маленькие деревни не перспективны, колхозы практически прекратили свое существование, не имея возможности выжить в современных условиях. Закрываются дома культуры, детские сады, школы. Молодежь в таких условиях в деревне не задерживается.

Можно ли остановить умирание деревни?


Литература



1. Воспоминания старожилов.

2.Газета «Вперед» август 2001г.


Приложение



Презентация «История забытых деревень».


9