uzluga.ru
добавить свой файл
МОДУЛЬ 1

Зарубежный и региональный опыт обучения математике и информатике


«Белая книга образования»нормативный документ, ориентирующий европейские страны на реформирование образования, в основе которого – две цели: способствовать приобретению новых знаний и добиваться овладения тремя основными европейскими языками. Документ подготовлен Европейским Советом и принят в Страсбурге в 1995 году.


«Декларация прав ребенка» – международный правовой акт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, основной целью которого является объединение усилий государств мира в деле защиты прав и интересов детства. Декларация исходит из того, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.


«Лига плюща» – (от англ. – Ive League) ассоциация восьми старейших и богатейших частных американских университетов, получившая название от побегов плюща, которым, по традиции, выпускники обвивают университетские здания. Юридически была зарегистрирована в 1954 году. В состав Лиги входят: Гарвард, Принстон, Йель, Браун, Коламбия, Корнел, Дартмут и Пенсильвания. (На фото – здание Колумбийского университета).Абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. Считается, что члены лиги отличаются высоким качеством образования. Университеты Лиги плюща (или просто «Плющи») постоянно находятся среди 15 лучших колледжей и университетов США по рейтингу журнала U.S. News and World Report. Так в 2010 году тройку лидеров среди лучших вузов США составили Гарвардский, Принстонский и Йельский университеты соответственно из Лиги плюща. Университеты Лиги также находятся среди самых богатых академических заведений мира, что позволяет им привлекать лучших студентов и преподавателей.


«Лондон Компэкт» – профориентационный проект в Великобритании, стартовавший в 1987 году, цель которого – помощь учащимся при получении квалификации и работы соответственно их потенциалу и возможностям.


«Магнитные школы» – разновидность альтернативных школ в Западной Европе и США, учебные центры для углубленного изучения конкретной области знания – учебные центры, привлекающие к себе уч-ся для углубленного изучения конкретной области знания (учебного предмета, практического курса). Будучи по сути внепрограммными учебными заведениями, они организуются при местных университетах, фабриках, больницах


«Международный бакалавриат» – проект, направленный на создание учебных заведений, выпускники которых приобретают диплом, дающий право поступать в университеты любой страны мира. В 1996 году учебные заведения «международного бакалавриата» действовали почти в 80-ти государствах, включая Россию.


«Мерит» – американская программа по отбору одаренных детей в средней школе. Ежегодно по этой программе отбирают до 600 тысяч наиболее толковых учеников, из числа которых примерно 35 тысяч одаренных подростков получают различные льготы для продолжения образования (стипендии, гарантии поступления в престижные университеты и т.д.).


«Педагогический сборник» – ежемесячный педагогический журнал, издаваемый Главным управлением военно-учебных заведений в Петербурге в 1864-1918 гг. Один из популярных педагогических журналов России, содействовал развитию педагогической теории и методики, большое внимание уделял вопросам практики обучения и воспитания. В журнале помещались описания образцовых уроков, публиковались статьи по истории обучения и воспитания, освещался педагогический опыт зарубежных стран. В журнале сотрудничали русские педагоги К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, Н.Х. Вессель, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Модзалевский, А.Н. Острогорский, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров и др.


«Скандинавская модель» – система присуждения академических и ученых степеней, принятая в большинстве стран Северной Европы (Швеция, Финляндия, Норвегия и т.д.), характеризующаяся наличием лиценциата (промежуточная между магистром и доктором наук).


«Снежные школы» – учебные заведения во Франции, располагающиеся в горах, где большинство школьников страны ежегодно проводят несколько недель. Начало организации «снежных» школ датируется 1953 годом (поездка учащихся начальной школы г. Ванв вместе с учителем на время каникул в горы). Во время каникул ребята не только отдохнули, но и расширили свои представления о родной природе, жизни, быте населения. Полученные впечатления стали прекрасным дополнением и мотивацией на занятиях в школе. «Снежным», «морским», «лесным» школам суждена долгая жизнь. Ежегодно в них бывает до 200 тыс. школьников.


«Школы без стен» – разновидность альтернативных школ в Западной Европе и США, ориентированных на широкое использование условий местной общины. Ее смысл – организация параллельного обучения в обычной школе и за ее пределами. «Школа без стен» позволяет сократить наполняемость классов. Для занятий используются не только школьные помещения, но и деловые конторы, промышленные предприятия и пр. Первая «школа без стен» была создана в 1968 году при коллеже Паквей (Филадельфия). Учащихся можно было встретить в офисах и научных лабораториях, музеях и театрах, универмагах и закусочных, где они выполняли те или иные учебные задания. В итоге город становился для них местом обучения- Базовые академические дисциплины изучались в коллеже на двухчасовых групповых занятиях четыре раза в неделю. Еженедельно проводились итоговые собрания, в которых принимали участие ученики, учителя, директор. Как считают инициаторы «школы без стен», подобная организация обучения вносит в жизнь школьника разнообразие, обостряет интерес к учебе.


Авторская школа – экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом. Термин употребляется с конца 80-х гг. ХХ века, тем не менее, корни этого педагогического явления уходят в традиции мировой педагогики. Авторскими по существу были воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, школы В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского и др.


Академия – тип специализированного высшего учебного заведения или научного учреждения. В США – название престижного типа частной школы. Слово «академия» происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где в 4 веке до н.э. Платон читал лекции своим ученикам (т.н. Платоновская академия).


Альтернативные школы – (от лат. – другой) «свободные школы», в странах Западной Европы и США неполные средние и средние школы, действующие параллельно или взамен обычных школ и обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию или формам и методам работы с учащимися.


Андрагогика (педагогика взрослых) – отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания, обучения, образования и самообразования взрослых людей в различных организационных формах.


Аниматор – (от ит. – воодушевленный, оживленный) организатор досуговой деятельности детей после школы (термин, принятый в Англии, Франции, Швейцарии и некоторых других европейских странах и переводящийся как «вдохновители»).


Антиэгалитаризм – концепция демократического воспитания, ориентированная на различия субъектов воспитательного воздействия и сведение до необходимого минимума их равенства. Сторонники такого подхода исходят из того, что система воспитания должна выполнять две функции: собственно воспитания и социального отбора. В первом случае речь идет о приобретении знаний, умений, формировании характера, во втором – о распределении по различным профессиональным и общественным стратам. Такой подход разделяют в наши дни ведущие страны мира.


Бакалавр – первая академическая степень, приобретаемая студентом после освоения программы базового высшего образования (3-5 лет обучения). Во Франции – выпускник полной средней школы. «Бакалавр – магистр – доктор» отличает западную систему степеней.


Бакалавриат – первый цикл (ступень) вузовского образования. В виде экзамена на получение степени бакалавра (аттестата зрелости) был учрежден в 1808 году Наполеоном I.


Билингвальное обучение – дидактическая система, в которой сочетается изучение двух языков. Получила официальную поддержку в Австралии, США, Канаде и некоторых других странах. (В Канаде, например, билингвизм состоит в обучении на двух официальных языках – английском и французском),


Бинарное исследование – тип сравнительно-педагогических исследований, строящийся на основе парных сопоставлений (например, сравнение образовательных систем России и Великобритании, Японии и США и т.д.).


Болонский процесс – движение, цель которого заключается в «гармонизации» систем образования стран Европы. Болонский процесс начался с подписания Всеобщей хартии университетов 18 сентября 1988 года в итальянском городе Болонья и изначально был ориентирован на сближение и унификацию систем высшего образования. Россия в нем участвует с 2002 года.


Большие школы – (от фр. – grandes ecoles) неформальное название престижных частных вузов Франции, формирующих элиту нации, являющихся альтернативой университетскому образованию. Появились в конце XVIII века по инициативе государства.


ВИСБИ – североевропейская программа по расширению сотрудничества в сфере образования. Была принята в 1997 году и включила Швецию и пять стран Балтии (Эстонию, Литву, Латвию, Польшу и Северо-запад России).


Время развития региональной педагогической науки – внутренняя характеристика, познание которой позволяет изучать необратимый процесс перехода от одного уровня к другому.


Всероссийские съезды преподавателей/учителей математики. В период Рождественских каникул с 27 декабря 1911 года по 3 января 1912 года в Санкт-Петербурге состоялся 1-ый Всероссийский съезд преподавателей математики. Через 2 года в Москве с 26 декабря 1913 года по 3 января 1914 года состоялся 2-й Всероссийский съезд преподавателей математики. В 21 веке Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова возродил традиции проведения Всероссийских съездов учителей-предметников. 28-30 октября 2010 года в МГУ состоялся Всероссийский съезд учителей математики, на котором прошло обсуждение состояния и перспектив развития школьного математического образования в контексте основных принципов Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В съезде приняли участие: учителя математики общеобразовательных и специализированных школ; специалисты по педагогике и методике преподавания математики; руководители образовательных учреждений; представители органов управления образованием; учителя информатики, физики и других дисциплин естественнонаучного цикла. Работа Съезда была организована в виде тематических секций (Организационная и информационная поддержка математического образования. Математика и общее развитие учащихся. Математика для будущих исследователей (Углубленное изучение математики). Непрерывное математическое образование. Преподавание математики) и круглых столов, посвященных различным аспектам современного математического образования. Традиция Всероссийских съездов учителей, которая начиналась в начале прошлого столетия как особый феномен учительского диалога, в 21 веке обрела новую актуальность. Сегодня съезды учителей – это: инструмент восстановления сущностного единства средней и высшей школы. Через диалог школьного учителя и вузовского преподавателя происходит согласование качества образования, наполнения его содержания научным дыханием и пониманием высоких интеллектуальных стандартов, которые должны быть едиными для школы и вуза. Это – действенный инструмент восстановления статуса учителя. Получая возможность прямого обсуждения с представителями власти, профессорами и преподавателями вопросов развития школьного предмета и методик воспитания детей, учитель осознает свою реальную роль в формировании будущего нашей страны. Это – инструмент включения школы в процессы инновационного развития страны. Уникальной чертой съездов, которые проходят в МГУ, является соединение на одной площадке учительского и вузовского сообщества с лидерами отраслевых и профессиональных организаций. Таким образом, навстречу школе выходит не только наука, но и реальная экономика - понимание учителем предмета наполняется информацией о трендах индустрии, о перспективах становления каждого ребенка в будущей профессии.


Гайденс – психолого-педагогическая служба в США, действующая на федеральном уровне и в отдельных учебных заведениях, помогающая школьникам определиться в окружающей социальной среде, в выборе будущей профессии. В состав службы входят социолог, психолог, преподаватель, юрист, врач и т.д.


Гимназия – среднее общеобразовательное учебное заведение, как правило, гуманитарно-филологического направления, дающее учащимся классическое общее образование. Термин заимствован из Древней Греции, где в т.н. гимнасиях обучались дети привилегированных слоев общества.


Глобальное образование – одно из направлений в теории образования и в практике обучения в школе и вузе, возникшее в США в 70-гг как ответ образовательного сообщества на необходимость подготовки человека к жизни во взаимосвязанном мире


Грамматическая школа – в современной Великобритании и некоторых странах Британского содружества средняя общеобразовательная школа академического типа, готовящая к поступлению в университет и дифференцированная по гуманитарному и естественнонаучному профилям.


Дальтон-план – система индивидуального обучения, разработанная американской учительницей Еленой Паркхерст в первой четверти ХХ века. Дальтон-план предусматривал один час общих установочных занятий, а затем индивидуальные занятия в предметных мастерских. Роль учителя состояла в консультировании учеников.


Демократизация образования – процесс утверждения и внедрения принципов демократии в образовательной сфере. Демократическая система воспитания предполагает ориентацию на ряд важных педагогических условий: равенство членов общества независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности. Ей присуща такая организация учебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать.


Дескулизация – (от англ. – «обесшколивание») концепция упразднения школы как социального института и замены ее нетрадиционными формами социализации молодежи (в промышленности, сельском хозяйстве и т.д. на основе ученичества). Выдвинута в 60-70-е годы ХХ века И. Илличем, П. Гудменом (США), Э. Раймером (Великобритания), П. Фрейри (Бразилия).


Децентрализация в образовании – система управления, при которой часть функций центральной власти переходит к местным органам самоуправления. Децентрализованная система управления образованием присуща Канаде, США, Австралии, Бельгии, Великобритании, ФРГ, Швейцарии.


Дзюку – частная репетиторская школа в Японии, дающая полноценное общее образование, в которых запрещено работать учителям общественных учебных заведений. Система обучения в Японии предполагает 16 лет занятий, если не считать детского сада. Шесть лет уходит на начальную школу, еще три года – на среднюю школу. Эти девять лет учения являются обязательными. Далее – по желанию. Примерно 94% окончивших среднюю школу поступает в высшую; высшая школа в Японии по своей сути соответствует колледжу или старшим классам российской школы. Курс занятий там рассчитан на 3 года. После этого выпускник высшей школы получает возможность поступить в университет, где будет учиться еще 4 года. Вступительные и выпускные экзамены на каждой из этих стадий обучения становятся важнейшими вехами в жизни каждого молодого японца: многочисленные экзамены, контрольные, тесты, каждый из которых в какой-то степени может повлиять на будущую жизнь, становятся неотъемлемой частью жизни японских мальчишек и девчонок. Все молодые годы японца проходят под знаком «экзаменационного ада». Для иных это становится непосильным грузом, они срываются, бросают школу, а иногда решаются и на крайний выход – самоубийство. Чтобы помочь детям пройти через все круги «экзаменационного ада», в стране создана фактически параллельная система образования – «дзюку». Это репетиторские курсы (школы), на занятия в которых дети отправляются после возвращения из обычной школы. В отличие от школьной программы, дзюку ориентированы не столько на обучение различным наукам, сколько на умение сдавать экзамены по этим предметам. Мало кто из нынешних японских школьников рискнет появиться на экзамене, не проработав с преподавателем в дзюку ответы на сотни каверзных вопросов, задаваемых экзаменаторами (если в государственных учебных заведениях вопросы редко выходят за рамки прослушанного курса, то в частных школах и университетах, особенно в наиболее престижных, абитуриентам можно ждать любого подвоха).