uzluga.ru
добавить свой файл
1

Урок биологии тема: "Общая характеристика царства животных" Григорьева Е.В.


Тема: «Общая характеристика царства животных».

Цель: сформировать знания о представителях царства животных.

Задачи: 1. рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности животных

2.составить сравнительную характеристику растительных и животных организмов

3. познакомить с многообразием видов животных и средами их обитания

4. продолжить формирование умения анализировать, классифицировать, делать выводы, работать с таблицами, схемами, дополнительной литературой.

Оснащенность: таблицы, рисунки.


Ход урока.

  1. Организационный момент – 5 минут.

  2. Изучение нового материала.

– Записать на доске определение:

Зоология – наука о животных, имеющая свою историю, свои методы исследования, специальные разделы, включающая специальные науки (учащиеся записывают определение в тетради).

История становления зоологии как науки (сообщения учащихся).

I этап – древнегреческие ученые и врачи (Аристотель, Гиппократ).

II этап – древнеримские ученые (Клавдий Гален).

III этап – ученые эпохи Возрождения.

IV этап – основные представления о строении кровеносной системы животных

(А. Везалий).

V этап – А. Левенгук – открытие одноклеточных животных и микроорганизмов.

VI этап – 1735г. «Система природы» – К. Линнея.

VII этап – 18в. Л. Гальвани открыл «Животное электричество».

VIII этап – 19в. Ж. Кювье – возникновение палеонтологии.

IХ этап – 20в. – отечественные ученые: А.Н. Формозов, В.А. Догель,

А.А. Зенкевич и др.

– На доске учитель составляет схему, учащиеся записывают в тетради.


Схема 1.

сравнительные морфологические физиологические

исторические Методы экологические

палеонтологические генетические зоогеографические


Схема 2. «Разделы зоологии».

герпетология протозоология малакология

орнитология разделы энтомология

териология гельминтология ихтиология


Схема 3. «Специальные науки зоологии».

• анатомия

Зоология • физиология

• экология

• зоогеография

• палеозоология

• систематика

• генетика животных

• секция животных

– Вопрос к учащимся.

• Вспомните черты, являющиеся характерными для животных организмов.

– Заполнение сравнительной таблицы (Работает весь класс. Учитель на доске, ученики в тетрадях).

Таблица №1.

Признаки

Животное

Растения

  1. Питание

Гетеротрофы

Автотрофы

  1. Передвижение

Подвижно

Неподвижно

  1. Раздражимость

Регулируется гормонами и нервной системой

Регулируется только гормонами

  1. Выделения

Есть органы выделения

Специальных органов нет

  1. Рост

Ограниченный

Неограниченный

  1. Отношение: объем/поверхность

Тело компактное

Высокое отношение: поверхность/объем

  1. Строение клетки

Нет жесткой клеточной стенки, вакуоли маленькие, запасной углевод – гликоген, есть центриоли.

Жесткие клеточные стенки, вакуоль большая, есть хлоропласты, Запасное вещество – крахмал, нет центриолей.


– Рассказ учителя: Многообразие животного мира и появление у них приспособлений к разнообразным условиям жизни в ходе исторического развития.

В царстве животных выделяют следующие таксоны:


Подцарство

Тип

Подтипы

надкласс

Класс

подкласс

надотряды

Отряды

подотряды

надсемейство

Семейство

подсемейство

Род

Вид

  1. Закрепление.

– Закончите предложения:

  1. В биосфере насчитывается … видов животных.

  2. Зоология – это наука….

  3. Царство животные делится на два ….

– Предложите варианты классификации животных: жук, мышь, осьминог, змея, заяц, улитка, лягушка, рыба, птица, бабочка, пчела.

– Напишите несколько видов названий животных вашего региона.

– Запишите словарные слова: зоология, лучевая симметрия, двусторонняя симметрия, классификация, эволюция, видовое разнообразие.

  1. Домашнее задание:

• стр. 92 – 93

• вопрос: «Чем животные отличаются от растений и грибов?»

• творческое задание: «Написать историю о встрече с животным, сделать рисунок».