uzluga.ru
добавить свой файл



Составила и систематизировала материал

учитель-дефектолог Родина О.В.


Имя существительное

1. Прочитай стихотворение Валентина Берестова. Подчеркни существительные. Вспомни, какие признаки имеют имена существительные. 

               Классная доска 
Скрижаль познанья - классная доска.
И целых десять лет по той скрижали
Рисунки, цифры и слова бежали.
И чья-нибудь стирала их рука.
Налево - окна чуть не во всю стену,
Направо дверь, как будто вход на сцену.
А позади? Но ты гляди вперед.
Не вздумай оглянуться - попадет!


 Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имя существительное может быть собственным или нарицательным, одушевленным или неодушевленным.
Имя существительное может быть мужского, женского или среднего рода и изменятся по числам и падежам. 


Выпиши подчеркнутые существительные и укажи все признаки, которые указаны в правиле. ......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................

2. Напиши небольшое рассуждение на тему "Модная внешность". Подчеркни существительные в своей работе.

4-2-2-1.jpg (12242 bytes)
......................................................................................
......................................................................................
......................................................................................
......................................................................................
......................................................................................
......................................................................................
......................................................................................
......................................................................................
......................................................................................
......................................................................................
......................................................................................


Род и число имён существительных

3. Объясни пословицы:

                    Век живи - век учись.
                    Всякий человек в деле познается.


4. Прочитай отрывок из повести В. Медведева "Баранкин, будь человеком!". Выпиши по три существительных с признаками, отмеченными внизу. 

       На перемене, сразу же после этого злополучного события, Зинка Фокина, староста нашего класса, подошла к нам и сказала: “Ой, Баранкин и Малинин! Ой, какой позор! На всю школу позор!” Потом она собрала вокруг себя девчонок и стала с ними, судя по всему, составлять против нас с Костей какой-то заговор. Совещание продолжалось всю перемену, пока не прозвенел звонок к следующему уроку.
     За это же время Алик Новиков, специальный фотокорреспондент нашей стенгазеты, сфотографировал нас с Костей и со словами: “Двойка скачет! Двойка мчится!”, прилепил наши физиономии к газете, в разделе “Юмор и сатира”.


 


собственные: ...............................................................................................................
нарицательные: ..........................................................................................................
мужского рода: ............................................................................................................
женского рода: ............................................................................................................
среднего рода: ............................................................................................................
единственного числа: .................................................................................................
множественного числа: ..............................................................................................

5. Прочитай. Выпиши существительные, которые употребляются только во множественном числе.

   Брюки, расспросы, вопросы, грабли, косы, игры, шахматы, щипцы, встречи, сокровища, пельмени, сливки, плоскогубцы, споры, карусели, качели, весы, кавычки.

......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................

6. Прочитай слова. Напиши рядом слово во множественном числе.

человек - ....................................
курица - ......................................
лист (бумаги) - ...........................
лист (дерева) - ..........................


фронт - ...............................
порт - ...................................
якорь - ................................
слесарь - ............................


7. Прочитай стихотворение, над существительными укажи их род. Устно назови другие признаки данных имен существительных.

Любо плавать Ване
В белом море - в ванне.
Только вот обидно:
Берега не видно.
Видимость пропала,
Мыло в глаз попало.
            (А. Шлыгина)



Склонение имён существительных

1. Прочитай отрывок повести В. Медведева "Баранкин, будь человеком!" Найди и выпиши по пять существительных 1-го и 2-го каждого склонений  в именительном падеже. Выдели окончания у выписанных существительных. 

      Что здесь началось! Все ребята стали возмущаться, хлопать партами, ругать нас с Костей и кричать, что они ни за что не останутся. Мы с Костей вопили, конечно, больше всех. Это ещё что за порядки? Не успели, можно сказать, получить двойки, и на тебе — сразу же общее собрание, ну, не собрание, так «серьёзный разговор»... Ещё неизвестно, что хуже. В прошлом учебном году этого не было. То есть двойки у нас с Костей и в прошлом году тоже были, но никто не устраивал из этого никакого пожара. Прорабатывали, конечно, но не так, не сразу... Давали, как говорится, опомниться... Пока такие мысли мелькали у меня в голове, староста нашего класса Фокина и главный редактор стенгазеты Кузякина успели «подавить бунт» и заставили всех ребят сесть на свои места. Когда шум постепенно затих и в классе наступила относительная тишина, Зинка Фокина сразу же начала собрание, то есть «серьёзный разговор», посвящённый мне и моему лучшему другу Косте Малинину.

 


1-е склонение 2-е склонение
....................................... ......................................
....................................... ......................................
....................................... ......................................
....................................... ......................................
....................................... .......................................

2. Прочитай слова, подчеркни существительные 3-го склонения. 

          Дочь, дверь, медаль, душ, мяч, степь, грач, печь, молодежь, мощь, товарищ, глушь, чушь, роскошь, ложь, скатерть, мелочь, речь, ерш, сыч,  крепыш, мякиш, тишь.   

  Мягкий знак после шипящих пишется только у существительных 3-го склонения: мышь, ночь.

3. Спиши слова, дописывая Ь там, где нужно.  Составь и запиши с одним из этих слов предложение.


           Камыш..., дрож...., брош..., роскош..., упряж..., мелоч..., меч..., богач..., ландыш..., плач..., лещ..., рож....


..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................



Падежи, падежные вопросы


1. Прочитай стихотворение Михаила Яснова "Надувная такса". Подчеркни существительные. Повтори падежные вопросы. Выпиши существительные по падежам. 

Надувная такса -
Брюхо между ног.
Надувную таксу
Полюбил щенок.

С надувною таксой
Он весь день играл -
Он зубами таксу
Осторожно брал.

Косточку для таксы
прятал в уголок,


А на ужин таксе
Миску приволок.

С надувною таксою
Спал - к щеке щека...
Как я понимаю
Моего щенка!

Жизнь совсем иная,
Мир совсем иной,
Если рядом братик -
Хоть и надувной!


И.п. (кто? что?) ........................................................................................................................
.....................................................................................................................................................
Р. п. (кого? чего?) ...................................................................................................................
Д.п. (кому? чему?) ...................................................................................................................
В.п. (кого? что?) ......................................................................................................................
.....................................................................................................................................................
Т.п. (кем? чем?) .......................................................................................................................
П. п. (о ком? о чем?) ...............................................................................................................

2. Прочитай пословицы. Определи падеж существительных, надпиши его над словами.  Выпиши три любых пословицы. 
 

Кто за правду горой, тот настоящий герой.
В правде сила наша.
Правда шутки не любит.
Кто правдой живет, тот честным слывет.
Без правды не житье а горе. 
Правде всюду должно быть место.


......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................  

3. Напиши небольшой рассказ о том, какие обязанности ты выполняешь дома. Подчеркни существительные, определи их падеж, надпиши его над словами. 

......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................
......................................................................................................................................................  


4. Прочитай шуточное стихотворение А. Грачева. Выпиши существительные с предлогами, определи их падеж.

У норы добычи ждет,
Притаившись серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.


Крыса старая - и та,
Видя грозного кота,
Убежит в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там сидит и в темноте
 Вспоминает о коте.


.......................................................................................................................................................
.......................................................................................................................................................
.......................................................................................................................................................
.......................................................................................................................................................
.......................................................................................................................................................

5. Напиши в таблицу примеры. Можешь пользоваться художественной литературой или придумай сам..

падеж, вопросы

предлоги (основные)

примеры

Именительный падеж
(кто? что?)

-

................................................................
................................................................
................................................................

Родительный падеж
(кого? чего?)

у, от, до, с, из, без, для, около, из-за, возле, после

................................................................
................................................................
................................................................

Дательный падеж
(кому? чему?)

к, по, благодаря, вопреки

................................................................
................................................................
................................................................

Винительный падеж
(кого? что?)

в, за, на, про, через, под, сквозь

................................................................
................................................................
................................................................

Творительный падеж
(кем? чем?)

за, над, с, под, перед, между, согласно с

................................................................
................................................................
................................................................

Предложный падеж
 (о ком? о чем?)

в, о, на, об, при

................................................................
................................................................
................................................................

6. Составь и напиши словосочетания, используй, если нужно, предлоги. Определи падеж существительных.

       Ветка (дерево), ходить (школа), гулять (парк), стакан (молоко), украсить (цветы), следить (игра), перейти (граница), плыть (озеро).

.......................................................................................................................................................
.......................................................................................................................................................
.......................................................................................................................................................
.......................................................................................................................................................
.......................................................................................................................................................


Имена существительные 1-го склонения. Безударные окончания у имён существительных 1-го склонения

1. Прочитай стихотворение. Поставь существительные в именительный падеж единственного числа, выпиши и просклоняй существительные 1-го склонения. Выдели окончания.

В рощах птичье пение,
А в классе - тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется весна.


Склоняем вслух весна, весны...
А за окном ручьи слышны.
На парте не сидится мне,
А тут весна, весны, весне...


Весна, весны, весне, весну,
Весною, а весне...
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце по стене.


Под крышей носятся стрижи,
Смеются надо мною -
У них не спросят падежи:
Весна, весны, весною!


 

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................

 

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................

Составим таблицу окончаний существительных 1-го склонения:

падеж

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

окончания

 

 

 

 

 

 

2. Составь и напиши словосочетания, если нужно - используй предлоги. Определи падеж существительных,  выдели окончания существительных.

       Слетел (голова), написал (ошибка), подарил (сестра), увидел (папа), вершина (гора), сделать (неделя), прочитал (книга), увидел (улица), разукрасил (картинка).

....................................................................................................................................................
....................................................................................................................................................
....................................................................................................................................................
....................................................................................................................................................


Имена существительные 2-го склонения. Безударные окончания у имён существительных 2-го склонения

3. Прочитай стихотворение Ю. Карасева "Приключения зеленого листа". Поставь существительные в именительный падеж единственного числа, выпиши и просклоняй 6 существительных 2-го склонения. Выдели окончания.

Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зеленого листа.
Ветер нес его и нес,
Бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес
Шмыг - к зеленому листу.


Лапой - хвать зеленый лист,
Дескать, поиграем.
"Не хочу", - парашютист
Головой качает...
Ветер вмиг с листом зеленым
Над землей взметнулся снова.
Но шалун листок устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под кленом
Стих с листике зеленом.


 

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................

 

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................

Составим таблицу окончаний существительных 2-го склонения:

падеж

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

окончания

 

 

 

 

 

 

4. Составь и напиши словосочетания, если нужно - используй предлоги. Определи падеж существительных,  выдели окончания существительных.

       Крыша (дом), полет (самолет), увидеть (море),  выполнить (месяц), ходить (зоопарк), радоваться (солнце), любоваться (закат), говорить (друг).

....................................................................................................................................................
....................................................................................................................................................
....................................................................................................................................................
....................................................................................................................................................


Имена существительные 3-го склонения. Мягкий знак у имён существительных 2-го и 3-го склонений

1. Прочитай предложения. Поставь существительные в именительный падеж единственного числа, выпиши и просклоняй 6 существительных 3-го склонения. Выдели окончания.

       1) Старшая дочь тети Тани учиться в десятом классе. 2) Ямщик поправил упряжь и сел на козлы.  3) Бабушка украсила платье красивой брошью. 4) Иван Иваныч привык жить в роскоши. 5) Печник только что закончил выкладывать печь. 6) Молодежь стремится получить хорошее образование. 7) Тиха украинская ночь! 8) В глуши лесов стояла ветхая сторожка.

 

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................

 

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................

Составим таблицу окончаний существительных 3-го склонения:

падеж

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

окончания

 

 

 

 

 

 

2. Прочитай и напиши слова, близкие по значению. Определи склонение и падеж этих существительных. Выдели окончания существительных.

       1) Правило, норма, закон. 2) Сторона, бок, поверхность. 3) Осадок, гуща, муть. 4) Рухлядь, старье, ветошь. 5) Печаль, грусть, тоска, горе, боль, скорбь, кручина. 6) Список, опись, перечень, каталог. 7) Ограда, забор, изгородь, плетень.   

....................................................................................................................................................
....................................................................................................................................................
....................................................................................................................................................
....................................................................................................................................................
....................................................................................................................................................
....................................................................................................................................................
....................................................................................................................................................


Сводная таблица окончаний существительных в ед. числе

3.  Прочитай отрывок из стихотворения "После уроков". Впиши окончания.  

...И вот звонок, 
Пустеет быстро школьный дом. 
В звенящей тишин...  последние шаги. 
Но в тихом класс... все сидишь ты за стол..., 
И вновь перед тобой твои ученики.


 Когда-то сам на третьей парт... у стен... 
О будущем мечтал и взрослым стать спешил – 
Уже тогда ты быть учител..... решил, 
Нелегкий выбрал путь, но знал, что хватит сил. 
 
В твоих руках судьба стран..., судьба земл..., 
Твоих ученик...... исполнятся мечт.... 
Им сеять хлеб, вести по курсу корабл..., 
Жизнь дет..... посвятить, как это сделал ты...