uzluga.ru
добавить свой файл


ЕАГ-VI



ОП (2010) 2



ПЕРВАЯ ВЗАИМНАЯ ОЦЕНКА ТАДЖИКИСТАНА


Третий отчет о прогрессе

по выполнению рекомендаций взаимной оценки ЕАГ


I. ВВЕДЕНИЕ


1. Цель данного документа – представить Пленарному заседанию ЕАГ третий отчет Таджикистана, который описывает меры, предпринятые Таджикистаном по исправлению недостатков, выявленных в ходе взаимной оценки. Пленарное заседание заслушало первый отчет о прогрессе в июне 2009 г., второй отчет о прогрессе – в декабре 2009 и попросило Таджикистан представить очередной отчет к июню 2010 г.

2. Среди базовых и ключевых Рекомендаций ФАТФ (Core and Key Recommendations) Таджикистану была выставлена оценка «частичное соответствие» по Рекомендации 3 (Конфискация и обеспечивающие меры), Рекомендации 4 (Банковская тайна), Рекомендации 10 (хранение данных) и оценка «несоответствие» по Рекомендации 1 (Криминализация отмывания денег), Рекомендации 5 (Надлежащая проверка клиентов), Рекомендации 13 (Сообщение о подозрительных операциях), Рекомендации 23 (Регулирование, надзор и мониторинг), Рекомендации 26 (ПФР), Рекомендации 35 (Конвенции), Рекомендации 36(Взаимная правовая помощь), Рекомендации 40 (Другие формы сотрудничества), Специальной Рекомендации I (Применение инструментов ООН), Специальной Рекомендации II (Криминализация финансирования терроризма), Специальной Рекомендации III (Замораживание и конфискация террористических активов), Специальной Рекомендации IV (Сообщение о подозрительных операциях) и Специальной Рекомендации V (Международное сотрудничество). В связи с данными рейтингами и в соответствии с п. 46 Процедур взаимных оценок ЕАГ (ЕАГ/ПЛЕН(2007) 4 вер.4) Таджикистан подпадает под процедуры особого мониторинга1 и обязан представлять отчеты о прогрессе с периодичностью, установленной Пленарным заседанием. Таджикистану были выставлены оценки «частичное соответствие» и «несоответствие» по 44 Рекомендациям, как указано ниже.


Частичное соответствие (ЧС)

Несоответствие (НС)


Р.2 (Преступление ОД – ментальный элемент и ответственность юридических лиц)

Р.3 (Конфискация и обеспечивающие меры)

Р.4 (Банковская тайна)

Р.10 (Хранение данных)

Р.18 (Банки-оболочки)




Р.1 (Преступление ОД)

Р.5 (Надлежащая проверка клиентов)

Р.6 (Политически значимые лица)

Р.7 (Корреспондентские отношения)

Р.8 (Новые технологии и бизнес без прямого контакта)

Р.11 (Необычные операции)

Р.12 (ОНФПП – Р.5, 6, 8-11)

Р.13 (Информирование о подозрительных операциях)

Р.14 (Защита от ответственности и запрет информирования клиента)

Р.15 (Внутренний контроль, комплайенс

и аудит)

Р.16 (ОНФПП – Р.13-15 и 21)

Р.17 (Санкции)

Р.19 (Другие формы сообщений)

Р.20 (Другие НФПП)

Р.21 (Особое внимание к странам более высокого риска)

Р.23 (Регулирование, надзор и мониторинг)

Р.24 (ОНФПП - регулирование, надзор и контроль)

Р.25 (Информационные руководства и обратная связь)

Р.26 (ПФР)

Р.29 (Надзорные органы)

Р.30 (Ресурсы, добросовестность и обучение)

Р.31 (Национальное сотрудничество)

Р.32 (Статистика)

Р.33 (Юридические лица – бенефициарные собственники (выгодоприобретатели))

Р.35 (Конвенции)

Р.36 (Взаимная правовая помощь)

Р.37 (Двойная преступность)

Р.38 (ВПП по конфискации и замораживанию)

Р.39 (Экстрадиция)

Р.40 (Другие формы сотрудничества)

СР.I (Применение инструментов ООН)

СР.II (Криминализация финансирования терроризма)

СР.III (Замораживание и конфискация террористических активов)

СР.IV (Сообщение о подозрительных операциях)

СР.V (Международное сотрудничество)

СР.VI (Требования ПОД/ФТ для услуг перевода денег/ценностей)

СР.VII (Правила электронного перевода)

СР.VIII (Некоммерческие организации)

СР.IX (Трансграничное декларирование и информирование)



3. По итогам обсуждения второго отчета о прогрессе Таджикистана в декабре 2009 г. был отмечен прогресс Республики Таджикистан в части создания подразделения финансовой разведки – Департамента финансового мониторинга при Национальном банке Таджикистана (НБТ), а также необходимой законодательной базы для его функционирования. По результатам обсуждения Пленарное заседание ЕАГ приняло решение оставить Таджикистан на режиме усиленного мониторинга (ЕАГ/ОП (2009) 6). В этой связи Республике Таджикистан было рекомендовано до конца февраля 2010 г. принять в отношении кредитных организаций дополнительные нормативно-правовые акты, необходимые для начала работы национальной системы ПОД/ФТ. Республике Таджикистан также было рекомендовано принять базовый закон о ПОД/ФТ, включающий все аспекты функционирования национальной системы ПОД/ФТ в соответствии с Рекомендациями ФАТФ, до сентября 2010 г (см. ЕАГ/ОП (2009) 6).


II. ОБЗОР ПРОГРЕССА ТАДЖИКИСТАНА С ДЕКАБРЯ 2009 Г.


4. Данный раздел выделяет наиболее значимые шаги, которые были предприняты Таджикистаном с декабря 2009 г. с целью исправления недостатков, выявленных в ходе взаимной оценки.


5. В соответствии с рекомендациями Пленарного заседания за отчетный период Таджикистаном были разработаны и приняты следующие законы и нормативные акты:

  • Закон о внесении изменений и дополнений в Закон «О Национальном банке Таджикистана», № 548 от 5 августа 2009 года. В соответствии с данным Законом Национальный банк наделяется полномочиями по надзору и санкциями в области ПОД/ФТ.

  • Постановление Правления Национального банка Таджикистана от 15 февраля 2010 года №33 « О создании Департамента финансового мониторинга НБТ». Данным Постановлением было утверждено Положение «О Департаменте финансового мониторинга Национального банка Таджикистана», в котором изложены полномочия, функции и структура Департамента финансового мониторинга НБТ.


6. Вместе с тем, поскольку тексты данных нормативных актов не были представлены, проанализировать их в контексте отдельных Рекомендаций ФАТФ не представляется возможным.


III. РЕКОМЕНДАЦИИ И ВЫВОДЫ


7. Необходимо отметить, что в настоящее время проект базового Закона о ПОД/ФТ Таджикистана находится на стадии разработки. Однако существующая законодательная база позволяет функционировать отдельным элементам системы ПОД/ФТ уже на данном этапе, в частности, в отношении кредитных организаций. Вместе с тем, какой-либо информации о том, что данная работа начата, не предоставлено. В этой связи Таджикистану настоятельно рекомендуется учесть в практической работе рекомендации Пленарного заседания (ЕАГ/ОП (2009) 6).


8. С учетом этого Пленарному заседанию предлагается обсудить возможность включения следующего текста в публичное заявление ЕАГ по итогам 12-го Пленарного заседания:

  • Ввиду отсутствия полноценной системы ПОД/ФТ на территории Республики Таджикистан продолжают существовать риски отмывания денег/финансирования терроризма. В этой связи Республике Таджикистан рекомендуется в срочном порядке принять нормативно-правовые акты, необходимые для начала работы национальной системы ПОД/ФТ, в том числе до сентября 2010 года – комплексный закон по ПОД/ФТ, включающий все аспекты функционирования национальной системы ПОД/ФТ в соответствии с Рекомендациями ФАТФ. ЕАГ по-прежнему выражает готовность принять миссию высокого уровня Республики Таджикистан с целью обмена опытом и обсуждения вопросов развития национальной системы ПОД/ФТ.


9. Также представляется целесообразным поручить Республике Таджикистан представить очередной отчет о прогрессе на 13-ое Пленарное заседание ЕАГ.


Секретариат ЕАГ

18 мая 2010 г.