uzluga.ru
добавить свой файл
1
7.4. Имидж менеджера

В карьере любого менеджера предприятия важное значение имеет его деловой имидж, т.е. благоприятное впечатление, которое производит человек на подчиненных, коллег, руководителей, деловых партнеров, клиентов и других лиц, контактирующих с ним в деловом мире.

Деловой имидж менеджера является своеобразной визитной карточкой, показателем его деловых и чисто человеческих качеств, свидетельствует о знании им правил делового этикета и умение их творчески использовать в соответствующей обстановке. Чем привлекательнее деловой имидж, тем выше профессиональный авторитет менеджера и общественная репутация предприятия или фирмы, которую он представляет.

Менеджеру необходимо соблюдать нормы служебной субординации, т.е. служебного подчинения подчиненных руководителям, основанного на правилах служебной дисциплины и разграничения профессиональных полномочий.

Некоторых менеджеров поражает особая «административная болезнь», которую можно обозначить как обольщение властью. Чем скромнее интеллектуальные данные такого менеджера, тем больше он подвержен заболеванию этой болезнью.

Многие менеджеры хорошо знают свое дело, но повышенно амбициозны. В общении они проявляют излишнюю категоричность, не допуская возражений, могут бесцеремонно одернуть и прервать говорящего человека, бравируя своим опытом и профессиональными знаниями.

Грубость и хамство иногда кажутся безобидными формами злоупотребления служебными полномочиями, но подобный стиль общения с подчиненными неизбежно приводит к разрыву межличностных связей и их морально-психологической подавленности, что негативно отражается на имидже такого менеджера.

Нормы служебной субординации призваны облегчить общение между работниками, связанными деловыми отношениями. Они способствуют созданию условий, в наибольшей степени отвечающих интересам дела.

В практической деятельности менеджерам довольно часто приходится приглашать к себе в кабинет подчиненных для деловых бесед. Естественно, в то время, на которое приглашен подчиненный, менеджер должен быть на месте. Однако могут быть серьезные основания, заставившие его куда-либо уйти: например, вызов по неотложному делу. В случае возникновения такой ситуации необходимо найти возможность предупредить подчиненного или, извинившись перед ним через третье лицо, попросить его прийти в другое время.

Нередко менеджер, чтобы подчеркнуть свою занятость, при появлении подчиненного упирает взгляд в бумаги и долго не поднимает головы. Такое поведение свидетельствует о неуважении к подчиненному и отрицательно сказывается на имидже менеджера. Вошедший по приглашению — будь то руководитель рангом ниже или рядовой работник — должен сразу почувствовать уважение хозяина кабинета. Как бы менеджер ни был занят, он должен извиниться за задержку разговора и как можно быстрее закончить дело, отвлекающее его от немедленной беседы с вошедшим. Разговаривая с подчиненным, менеджеру необходимо быть предельно внимательным к нему и не отвлекаться от обсуждаемого вопроса на какие-либо посторонние дела. Так, нужно до минимума свести телефонную беседу, которая неожиданно может состояться, или как можно быстрее закончить диалог с третьим лицом, зашедшим во время беседы.

Со стороны менеджера необходимо серьезное, внимательное отношение к содержанию того, что говорит подчиненный, и не спешить с окончательными заключениями по поводу высказанных предложений. В любом предложении может быть то, что нельзя сразу понять. Совершенно очевидно, что проявление категоричности суждений, раздражительность в разговоре с подчиненным противопоказаны стилю деловых взаимоотношений. Перебивать подчиненного, устраивать, например, разнос «с порога», еще не выслушав объяснений его по тому или иному вопросу, прерывать репликами, в которых в той или иной степени проявляется высокомерие, — значит, делать то, что исключает атмосферу доверия и уважительности во взаимоотношениях менеджера с подчиненным. Каждому старшему по должности менеджеру часто приходится давать оценки труда подчиненных. Такие оценки являются важным методом стимулирования как отдельного работника, так и всего коллектива. Очень значимым признается соотношение положительных и отрицательных оценок, характер их выражения, а также обстановка, в которой эти оценки доводятся до сведения работников.

Некоторые менеджеры считают, что их обязанность лишь замечать недостатки, ошибки и просчеты в работе подчиненных и строго за это наказывать. Они исходят из порочной педагогики, суть которой сводится к правилу: строгость не помешает. Такие менеджеры полагают, что «выдать на полную катушку» даже за сравнительно мелкое нарушение или ошибку поможет предупредить нарушения в будущем. Однако пытаться стимулировать труд лишь замечаниями и разносами — это способствовать возникновению у подчиненных неприязни к их работе вообще, так как многим работникам свойственны отрицательные эмоции, связанные с оценками их деятельности. Видеть в отрицательных оценках и замечаниях главное содержание своих обязанностей — значит не стимулировать творческого отношения к делу, не развивать у работников самостоятельной инициативы, а, напротив, препятствовать этому. Менеджеру не следует при третьих лицах давать отрицательные оценки действиям подчиненного в его отсутствие, так как здесь вполне реальна опасность дополнения того, что сказал менеджер, различного рода подробностями, которые значительно исказят сказанное. В этом случае подчиненный вместо того, чтобы задуматься над недостатками своей работы, будет стремиться «выяснить отношения» с менеджером или затаит на него обиду, что всегда мешает интересам дела.

Форма высказывания отрицательной оценки, а также тон, каким она дана, даже выражение лица менеджера далеко не безразлично подчиненному. Важно, чтобы работающий увидел в форме выражения отрицательной оценки заботу об интересах дела, а не стремление унизить, поставить его «на место», показать ему силу власти менеджера.

Служебный этикет требует, чтобы ко всем работающим применялись одинаковые мерки и оценки их деятельности. Менеджер, который использует разные критерии в зависимости от личных симпатий или антипатий проявляет несправедливость, т.е. качество, считающееся едва ли не самым отрицательным для него. Поэтому к подчиненным наиболее целесообразен принцип эмоциональной нейтральности, требующий ко всем сотрудникам относиться равно и выдержанно вне зависимости от личных симпатий и антипатий.

Особенно щепетильным следует быть с подчиненными во внеслужебных отношениях. Личные просьбы менеджера к подчиненному, если они с готовностью выполняются, нередко порождают между этими людьми двусмысленные отношения, при которых оказавший мелкую услугу ожидает от менеджера, что тот перестанет замечать его мелкие, а то и не мелкие нарушения. Другое дело, если между менеджером и подчиненным существуют прочные товарищеские или даже дружеские отношения. Здесь, как правило, личные просьбы носят взаимный характер и при наличии принципиальности того и другого не могут идти в ущерб делу. Положительные оценки деятельности подчиненных, выраженные в самых разных формах, являются одним из действенных форм стимулирования труда. Даже простое «спасибо» или «благодарю» может окрылить подчиненного и явиться стимулом для совершенствования его работы. При этом надо помнить, что поощрение в любой форме не должно откладываться в «долгий ящик», следовать непосредственно за тем, что явилось поводом для него. Если речь идет о добром слове со стороны менеджера, то надо иметь в виду не только похвалу за хорошо сделанную работу, но и любое проявление человеческой теплоты. Так, внимательный к сотрудникам менеджер не забудет поздравить их с днем рождения или наступающим праздником. Наиболее зримо способствует созданию благоприятного служебного имиджа менеджера уважение личности каждого работающего. Это означает, что нужно искать подход к каждому отдельному человеку, умения понимать людей, готовности постоянно и терпеливо выслушивать все их замечания и предложения.

Для создания положительного имиджа менеджер должен обладать соответствующими профессиональными, деловыми и личными качествами.

К профессиональным качествам относятся:

· высокий уровень образования, производственного опыта, знания профессии, широта взглядов, эрудиция;

· стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

· поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;

· умение планировать свою деятельность.

К деловым качествам относятся:

· умение поставить задачи перед подчиненными, контролировать и координировать их работу;

· честолюбие, стремление к власти, личной независимости, лидерству;

· смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих позиций;

· контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, повести за собой;

· инициативность, оперативность в решении проблем, способность быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем;

· способность управлять своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;

· стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных.

К личным качествам относятся:

· высокие моральные стандарты;

· физическое и психологическое здоровье;

· высокий уровень внутренней культуры;

· отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям;

· оптимизм, уверенность в себе.

Требования к менеджерам в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших уровнях, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, а на высших — на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, критически оценивать ситуации, ставить новые цели, организовывать эффективную работу подчиненных. Внешняя привлекательность менеджера существенно влияет на впечатление, возникающее от его зрительного восприятия, и, таким образом, является составляющей его имиджа. Внешний вид менеджера — это не только его личное дело, так как по его внешнему виду складывается первое впечатление (а оно иногда имеет решающее значение) не только о нем, но и его предприятии. В связи с этим важное значение имеет умение выбирать и носить одежду и прическу, постановка элементарных манер, выразительность мимики, жестов, поз, осанки. Известно выражение: «По одежде встречают». В нем точно подмечена роль одежды в социальном представлении о человеке. Деятельность менеджера диктует особые требования к одежде. Внешний облик — это первый шаг к успеху, так как для потенциального партнера или клиента одежда менеджера является своеобразным сертификатом, свидетельствующим о степени его солидности и надежности. У менеджеров высшего звена сложился определенный стереотип в отношении одежды. Посетив любую международную выставку, замечаешь, что большинство менеджеров проявляет удивительное сходство взглядов в выборе цвета галстука, сорочки или костюма. Важным требованием к одежде является ее опрятность. Плохо завязанный или сдвинутый набок галстук, нечищенные ботинки, мятый костюм или мятая рубашка вызывают ощущение суетливой поспешности или лени, нетребовательности к себе или безразличия к окружающим. Портят впечатление мятый, несвежий носовой платок, полуоторванная пуговица или привычка протирать очки концом галстука; надо отбросить отечественную привычку дополнять пиджачную пару босоножками, избегать слишком пахучих одеколонов и лосьонов после бритья, излишней яркости и пестроты в одежде.

Предприниматели и менеджеры крупных фирм достаточно консервативны по отношению к моде. Но они строго придерживаются определенных правил, отвечающих принятым в мире требованиям к одежде, в значительной степени определяемых модой. Мода в деловом мире не есть что-то обязательное для всех. Однако если подавляющее большинство людей начинает носить одежду нового стиля, то проявляемый в одежде консерватизм может оказаться нелепым.

Мода должна соответствовать индивидуальности человека. Платье и костюм значительно меняют пропорции тела. Правильно подобранные фасон, цвет, ткань смягчают физическое несовершенство и подчеркивают достоинство фигуры. Красиво и изящно одеваться человеку помогает его вкус, выражающийся в умении подобрать фасон, покрой и цвет одежды, которые соответствовали бы особенностям его фигуры, лица, цвету волос, возрасту, времени года и назначению одежды.

Наибольшей популярностью у деловых людей пользуется строгий костюм. В нем допустимо появляться в любое время дня и в любом обществе. В рабочее время рекомендуется носить не слишком светлые костюмы. Тона костюмов летом должны быть светлее, чем зимой. Темно-синий или темно-серый костюм в темную полоску является наиболее распространенным типом костюма для каждого случая. Так, менеджер за границей нередко утром не знает, куда его пригласят вечером и удастся ли ему еще вернуться в гостиницу или домой для того, чтобы переодеться.

Менеджер должен иметь костюм на каждый день из материала неброского цвета в мелкую клетку или полоску и другой костюм, более строгий, из темно-серого, темно-синего и черного материала, в котором можно присутствовать на праздничных или торжественных мероприятиях.

Эти два костюма может дополнить комбинированный костюм на каждый день. Такой костюм состоит из брюк и пиджака, которые могут отличаться по цвету и рисунку, но должны гармонично дополнять друг друга. Так, к пиджаку в клетку или полоску лучше всего подходят однотонные брюки, а к брюкам в клетку или в полоску — однотонный пиджак. Для мужчин среднего роста и нормального телосложения ограничений в одежде не существует. Для полных мужчин более приемлемы гладкие ткани неярких тонов и с рисунком в узкую полоску, расположенную вертикально. Желательно, чтобы менеджер имел не менее 10—12 сорочек. Чаще всего в деловом мире используется белая или светлая (голубая, бежевая) сорочка. Пестрые или клетчатые сорочки обычно носят без галстука. Существуют специальные требования по подбору галстуков, обуви, шляп, пальто, плащей, перчаток и т.п. Одежда для приемов имеет более строгие правила ношения, чем одежда для повседневной работы. Эти правила определяются временем и назначением приема. Так, если прием начинается до 20 часов, можно надевать костюм любого неяркого цвета, после 20 часов — костюм черного или темного цвета. Для вечерних приемов используются фрак и смокинг. В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут на верхнюю пуговицу. В застегнутом пиджаке ходят к знакомым, в ресторан, в кабинет на совещание, в театр, сидят в президиуме или выступают с докладом. Нижнюю пуговицу пиджака не застегивают никогда. Расстегнуть пуговицы пиджака можно во время завтрака, ужина, обеда или сидя в кресле. Если мужчина сидит, закинув ногу на ногу, беседуя, он должен следить за тем, чтобы выше носка не была видна его голая нога; не принято раскачивать ногой, обнимать колени руками; неприлично сидеть развалясь в кресле, покачиваясь на стуле, сидеть на самом краю стула, кресла, дивана. Шляпа всегда должна соответствовать верхней одежде. Шляпы весной и летом носят более светлые, зимой — темные. Что касается обуви, то для строгих костюмов рекомендуется надевать полуботинки или ботинки темно-коричневого или черного цвета. В летнее время к нетемному костюму можно надевать цветную обувь. На приемы нельзя надевать сандалеты или сандалии. Лакированные ботинки надеваются только к смокингу. Перчатки лучше всего иметь светло-коричневые, так как они подходят к темно-коричневому или серому зимнему пальто. Черные перчатки надевают только к совсем темному пальто. К деловому костюму следует подобрать и соответствующее пальто, которое не приобретают так часто, как другие предметы одежды. Покупая пальто, надо учитывать, что оно служит не только для вечерних выходов, но и предохраняет от дождя и снега.

Российские менеджеры, в основном высшего звена управления, а также участники различных международных выставок и ярмарок должны разбираться в подобного рода правилах, а находясь за рубежом, они из вежливости должны приспосабливаться к действующему там относительно костюма регламенту.

В заключение приведем конкретные рекомендации, которые помогут менеджеру создать привлекательный деловой имидж:

· Следует выполнять в срок все обещания. Если что-то не удалось выполнить, необходимо согласовать новый срок, который надо выдержать.

· Будучи уверенным в себе, следует избегать самоуверенности.

· Помните, что ваше мнение не единственное и не всегда правильно. Анализируйте предложения подчиненных и коллег.

· Учитывайте, что знание личных побудительных мотивов людей — одно из важнейших условий взаимодействия.

· Будьте терпимы к недостаткам людей, если они не мешают эффективной работе.

· Занимайтесь только теми вопросами, в решении которых ваше участие обязательно.

· Хвалите на людях, порицайте с глазу на глаз.

· Умейте слушать, имейте бесконечное терпение.

· Отклоняйте ненужные предложения, но тактично и вежливо.

· Помните, что ничто так не компрометирует менеджера, как его растерянность.

· Не оставляйте без тщательного анализа ни один случай промаха.

Вопросы для проверки

1. Каково значение имиджа менеджера?

2. Что понимается под нормами служебной субординации?

3. Какие поступки менеджера оказывают положительное воздействие на его имидж?

4. Какие поступки менеджера оказывают отрицательное воздействие на его имидж?

5. Каковы составляющие служебного этикета?

6. Перечислите правила применения положительных и отрицательных оценок менеджером поступков подчиненных.

7. Что относится к профессиональным качествам менеджера?

8. Что относится к деловым качествам менеджера?

9. Что относится к личным качествам менеджера?

10. Из каких составляющих складывается внешняя привлекательность менеджера?

11. Перечислите конкретные рекомендации, создающие привлекательный деловой имидж менеджера.