uzluga.ru
добавить свой файл
1
28. Контент-анализ как метод количественного и качественного изучения содержания политической информации. Этапы и методика проведения контент-анализа;

Контент анализ подразумевает перевод качественной информации в количественную. Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.

Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном. Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных.

Контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.

Виды контент-анализа (Роберт Мертон "Социальная теория и социальная стр-ра"): 1. основан на подсчете слов или ключевых символов, которые содержаться в СМИ; 2. дальнейшая разработка 1 - классификация символов по отн-ию к чему-либо; 3. анализ по элементам, классификация отдельных частей "пропагандистского материала"; нужно определить главную и второстепенную части сюжета, как они затрагивают интересы аудитории; 4. тематический анализ=выявление явных и скрытых тем текста; 5. структурный анализ=связан с взаимоотношением различных тем в материалах. Они могут быть: взаимодополняющимим, объединенными, сталкивающимися (тематика материалов рабоатет на пересекающиеся цели); 6. взаимоотношение различных материалов, док-тов на одну тематику, направленные на достижение единой общей цели; 7. в зависимости от процедуры: количественный (частоста появления в тексте определенных характеристик)/качетсвенный (ориентирован на учет состояния качественных и количественных характеристик); направленный (предусматривает предварительное составление перечня понятий, конкретизирующих каждую отдельную категорию)/ненаправленный (основывается на гипотезе, что некоторые слова текста, названные репрезентативными, могут быть репрезентативны по отношению ко всему тексту).

Процедура контент-анализа, этапы: 1. выборка документов (что будем изучать?) 2. определение категорий анализа (смысловых единиц, обозначающих эмпирические признаки текстовой информации, которая является рез-татом операционализации опорных теоретических понятий); 3. выделение единицы анализа (то, что мы будем считать, напр, названия тем, имя, фамилия и пр. Может быть - кол-во абзацев, ширина строк, кол-во символов и пр.); 4. выделение единиц счета (=измерение категории, частота упоминания слова, ее отсутствие)

В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относятся:

1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть: а) понятия, выраженные в отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.; в) имена, фамилии людей; г) события, факты и т. п.; д) смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть: а) физическая протяженность текстов; б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или ТВ; д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях, е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Политический контент-анализ проводится в четыре этапа.

Этап первый. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение: тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы), тип сообщений (статьи, заметки, плакаты), стороны, участвующие в процессе коммуникации [отправитель, получатель (реципиент) или они оба вместе], размер сообщений (минимальный объем или длина), частота появления сообщений, способ распространения сообщений, место распространения сообщений, время появления сообщений. Например, если нас интересует, как освещалась в газетах определенная избирательная кампания, искомая совокупность может включать в себя все предвыборные газетные публикации (тип сообщений) размером от одного газетного столбца (размер сообщений), опубликованные в ежедневных газетах (частота появления сообщений), которые были доставлены подписчикам (способ распространения сообщений) данного города или округа (место распространения сообщений) в течение месяца до начала выборов (время появления сообщений). При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.

Этап второй. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучить всю определенную на первом этапе совокупность, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из более крупной совокупности. В целом размеры выборок обычно превосходят те, которые необходимы для проведения других видов исследований (благодаря доступности и относительной дешевизне исходных данных).

Этап третий. Определение единицы анализа — отдельного элемента или признака того сообщения, которые мы собираемся изучать. Простейший элемент сообщения — слово, и оно может быть использовано в контент-анализе наиболее непосредственным образом.

Этап четвертый. Непосредственное проведение процедуры анализа.

В зависимости от целей исследования можно применять содержательный или структурный контент-анализ.