uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3
Олимпиада для школьников по русскому языку

Школьный тур 2011-2012

11 КЛАСС


1. Напишите в транскрипции слова имидж, картридж, паб. Иногда эти слова произносятся с нарушением одного из фонетических законов русского языка. Что это за нарушение? Почему так происходит?


2. Слово свидетель первоначально писали сведетель. Какова этимология этого слова, судя по устаревшему написанию?

Почему сведетель стал свидетелем?


3. Как вы объясните тот факт, что бессоюзные предложения чаще используются в художественных текстах, а сложноподчинённые в научных?


4. В каких случаях слова тысяча, миллион существительные? В каких - числительные? Ответьте кратко на вопрос, сопроводив ответ примерами употребления этих слов.


5. 1) Как известно, во фразе Казнить нельзя помиловать двоякая пунктуация возможна в зависимости от смысла. Как в каждом варианте этой фразы меняется грамматическое значение одной и той же глагольной формы?

2) Ниже приводится название конференции работников образования:

ЕГЭ: Отменить нельзя усовершенствовать.

Как видите, формула Казнить нельзя помиловать может порождать новые тексты. Уместна ли она в названии конференции? Попробуйте привести свой пример перифрастического использования формулы.


6. Какие типы придаточных предложений в составе сложноподчинённого предложения соответствуют в простом предложении второстепенным членам?

Приведите примеры синонимичных синтаксических конструкций, в которых средством синонимизации выступали бы второстепенный член в простом предложении и придаточное предложение в сложном.


7. Разграничьте формы слова и разные слова среди выделенных словоупотреблений.

Рабочий момент, подойти к рабочему, рабочая ситуация, забастовка рабочих, моя мама рабочая, в рабочем состоянии.

Сколько слов подчёркнуто?


8. Какое самое длинное слово вы знаете? В чём измеряется длина слова? Известный филолог, специалист в области поэтики М.Л. Гаспаров выделяет «длинношеие» слова и «длиннохвостые»? Как вы думаете, что это за слова? Приведите пример того и другого слова.


9. Рассмотрите примеры существительных в парах.

Печник – сапожник

Пианист – фигурист

В каких словах лексическое значение не выводится из значения составляющих слово морфем?

Приведите свои примеры подобных пар (2-3 примера).


10. Опишите 3-4 типичные ситуации, в которых однословные обозначения родственников (отец, брат, тётя и т.п.), включая слова с суффиксами субъективной оценки (мамаша, братишка и т.п.), используются в качестве обращения к незнакомым людям или к знакомым людям, не состоящим в родстве с говорящим.

Дайте оценку этим ситуациям с точки зрения стилистики и норм речевого этикета. В каких случаях такие обращения уже устарели и встречаются только в текстах русских классиков?

Может ли слово тематической группы «Родственники» быть междометием?


11. Расставьте знаки препинания, дайте общую характеристику предложения.

Как писал Ф.И. Тютчев умом Россию не понять.


12. В одном из своих значений (не первичном) слова именинник и новорождённый используются в повседневной речи как синонимы. Что это за значение? Какое употребление является нормативным?


13. Диплом выдан Трубе. Почему написание фамилии в этой фразе является неоднозначным?


14. Орфографическая комиссия Российской академии наук рекомендует писать новые заимствования так: риелтор ‘специалист по недвижимости’, карате, фитнес - вместо риэлтор, каратэ, фитнесс (такие написания активно встречаются в прессе). В выработке этих рекомендаций лингвистам помогли уже существующие написания других заимствованных слов.

Какие слова могли послужить образцом для написания слов риелтор, карате, фитнес?


15. Сравните два сочетания: автомобиль марки «Ауди» и новенькая ауди. Оба варианта («Ауди» и ауди) являются правильными. Как вы объясните различия в написании слова?

Как называется тип переноса (переносного значения слова), который отражается в варианте ауди? Действует ли этот тип переноса в других, «не автомобильных» сферах? Приведите 2-3 примера.


Олимпиада для школьников по русскому языку

Школьный тур 2011-2012


10 КЛАСС


1. Напишите в транскрипции слова имидж, картридж, паб. Иногда эти слова произносятся с нарушением одного из фонетических законов русского языка. Что это за нарушение? Почему так происходит?


2. Слово свидетель первоначально писали сведетель. Какова этимология этого слова, судя по устаревшему написанию?

Почему сведетель стал свидетелем?


3. Как вы объясните тот факт, что бессоюзные предложения чаще используются в художественных текстах, а сложноподчинённые в научных?


4. В каких случаях слова тысяча, миллион существительные? В каких - числительные? Ответьте кратко на вопрос, сопроводив ответ примерами употребления этих слов.


5. Какие типы придаточных предложений в составе сложноподчинённого предложения соответствуют в простом предложении второстепенным членам?

Приведите примеры синонимичных синтаксических конструкций, в которых средством синонимизации выступали бы второстепенный член в простом предложении и придаточное предложение в сложном.


6. Разграничьте формы слова и разные слова среди выделенных словоупотреблений.

Рабочий момент, подойти к рабочему, рабочая ситуация, забастовка рабочих, моя мама рабочая, в рабочем состоянии.

Сколько слов подчёркнуто?


7. Какое самое длинное слово вы знаете? В чём измеряется длина слова? Известный филолог, специалист в области поэтики М.Л. Гаспаров выделяет «длинношеие» слова и «длиннохвостые»? Как вы думаете, что это за слова? Приведите пример того и другого слова.


8. Рассмотрите примеры существительных в парах.

Печник – сапожник

Пианист – фигурист

В каких словах лексическое значение не выводится из значения составляющих слово морфем?

Приведите свои примеры подобных пар (2-3 примера).


9. Лингвисты отмечают, что в последнее десятилетие этикетные формулы прощания заметно пополнились новыми речевыми формулами. Что это за формулы? Почему они появились в речи?


10. Расставьте знаки препинания, дайте общую характеристику предложения.

Как писал Ф.И. Тютчев умом Россию не понять.


11. В одном из своих значений (не первичном) слова именинник и новорождённый используются в повседневной речи как синонимы. Что это за значение? Какое употребление является нормативным?


12. Синонимами или паронимами являются слова схожий и сходный? Объясните свою точку зрения.

Какое из них литературное, какое – разговорно-просторечное?


13. Диплом выдан Трубе. Почему написание фамилии в этой фразе является неоднозначным?


14. 21 октября 2009 г. Государственная дума постановила писать слова, обозначающие Олимпийские игры для спортсменов с ограниченными возможностями, так: паралимпиада, паралимпийские (игры), мотивировав это наличием в английском языке слова Paralympic Games. Насколько корректны такие написания?


15. Сравните два сочетания: автомобиль марки «Ауди» и новенькая ауди. Оба варианта («Ауди» и ауди) являются правильными. Как вы объясните различия в написании слова?

Как называется тип переноса (переносного значения слова), который отражается в варианте ауди? Действует ли этот тип переноса в других, «не автомобильных» сферах? Приведите 2-3 примера.


Олимпиада для школьников по русскому языку

Школьный тур 2011-2012


9 КЛАСС


1. Напишите, какие слова исторически родственны слову кудесник.


2. Напишите синонимы к этому слову.


3. Напишите в транскрипции слова имидж, картридж. Иногда эти слова произносятся с нарушением одного из фонетических законов русского языка. Что это за нарушение? Почему так происходит?


4. Слово свидетель первоначально писали сведетель. Какова этимология этого слова, судя по устаревшему написанию?

Почему сведетель стал свидетелем?


5. В каких случаях слова тысяча, миллион существительные? В каких - числительные? Ответьте кратко на вопрос, сопроводив ответ примерами употребления этих слов.


6. Разграничьте формы слова и разные слова среди выделенных словоупотреблений.

Рабочий момент, подойти к рабочему, рабочая ситуация, забастовка рабочих, моя мама рабочая, в рабочем состоянии.

Сколько слов подчёркнуто?


7. Какое самое длинное слово вы знаете? В чём измеряется длина слова? Известный филолог, специалист в области поэтики М.Л. Гаспаров выделяет «длинношеие» слова и «длиннохвостые»? Как вы думаете, что это за слова? Приведите пример того и другого слова.


8. Помощник. Сколько орфограмм в этом слове? Какая из них в этом слове является «незаконной», несистемной? Аргументируйте свой ответ.


9. Рассмотрите примеры существительных в парах.

Печник – сапожник

Пианист – фигурист

В каких словах лексическое значение не выводится из значения составляющих слово морфем?

Приведите свои примеры подобных пар (2-3 примера).


10. Почему некоторые формулы речевого этикета используются в форме родительного падежа? Что это за формулы?


11. Расставьте знаки препинания, дайте общую характеристику предложения.

Как писал Ф.И. Тютчев умом Россию не понять.


12. В одном из своих значений (не первичном) слова именинник и новорождённый используются в повседневной речи как синонимы. Что это за значение? Какое употребление является нормативным?


13. Синонимами или паронимами являются слова схожий и сходный? Объясните свою точку зрения.

Какое из них литературное, какое – разговорно-просторечное?


14. Диплом выдан Трубе. Почему написание фамилии в этой фразе является неоднозначным?


Олимпиада для школьников по русскому языку

Школьный тур 2011-2012


8 КЛАСС


1. Напишите, какие слова исторически родственны слову кудесник.


2. Напишите синонимы к этому слову.


3. Слово свидетель первоначально писали сведетель. Какова этимология этого слова, судя по устаревшему написанию?

Почему сведетель стал свидетелем?


4. В каких случаях слова тысяча, миллион существительные? В каких - числительные? Ответьте кратко на вопрос, сопроводив ответ примерами употребления этих слов.


5. Разграничьте формы слова и разные слова среди выделенных словоупотреблений.

Рабочий момент, подойти к рабочему, рабочая ситуация, забастовка рабочих, моя мама рабочая, в рабочем состоянии.

Сколько слов подчёркнуто?


6. Какое самое длинное слово вы знаете? В чём измеряется длина слова? Известный филолог, специалист в области поэтики М.Л. Гаспаров выделяет «длинношеие» слова и «длиннохвостые»? Как вы думаете, что это за слова? Приведите пример того и другого слова.


7. Помощник. Сколько орфограмм в этом слове? Аргументируйте свой ответ.


8. Рассмотрите примеры существительных в парах.

Печник – сапожник

Пианист – фигурист

В каких словах лексическое значение не выводится из значения составляющих слово морфем?

Приведите свой пример такой пары.


9. В одном из своих значений (не первичном) слова именинник и новорождённый используются в повседневной речи как синонимы. Что это за значение? Какое употребление является нормативным?


10. Исправьте речевые ошибки:

1) Правительство решало вопросы по врачам.

2) Мы пригласили артистов по разговорным жанрам.

3) Факты об утрате документов подтвердились.

4) Выборы обернуться в сотни миллионов рублей.

5) Писатели встретились в Переделкино.

6) Аккурат в этот день произошла встреча мэра и его заместителя.

Олимпиада для школьников по русскому языку

Школьный тур 2011-2012


7 КЛАСС


1. Напишите, какие слова исторически родственны слову кудесник.


2. Напишите синонимы к этому слову.


3. Разграничьте формы слова и разные слова среди выделенных словоупотреблений.

Рабочий момент, подойти к рабочему, рабочая ситуация, забастовка рабочих, моя мама рабочая, в рабочем состоянии.

Сколько слов подчёркнуто?


4. Какое самое длинное слово вы знаете? В чём измеряется длина слова? Известный филолог, специалист в области поэтики М.Л. Гаспаров выделяет «длинношеие» слова и «длиннохвостые»? Как вы думаете, что это за слова? Приведите пример того и другого слова.


5. Помощник. Сколько орфограмм в этом слове? Аргументируйте свой ответ.


6. Рассмотрите примеры существительных в парах.

Печник – сапожник

Пианист – фигурист

В каких словах лексическое значение не выводится из значения составляющих слово морфем – корня и суффикса?

Приведите свой пример такой пары.


7. В одном из своих значений (не первичном) слова именинник и новорождённый используются в повседневной речи как синонимы. Что это за значение? Какое употребление является нормативным?


8. Исправьте речевые ошибки:

1) Мы пригласили артистов по разговорным жанрам.

2) Факты об утрате документов подтвердились.

3) Писатели встретились в Переделкино.

4) Аккурат в этот день произошла встреча мэра и его заместителя.


9. Объясните, почему рекламные тексты неудачны.

Наслаждайся модным телефоном.

Наполни свою жизнь приключениями (реклама автомобиля).


Олимпиада для школьников по русскому языку

Школьный тур 2011-2012

5 класс.


I. В каких словах только твердые согласные звуки?

   1) Звонить, 2)поля, 3) солнце, 4) машешь, 5) стена, 6) водит, 7) пашешь,

   8) верит, 9) велит, 10) смех.

II. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

1)    Сеешь, 2) поздно, 3) семь, 4) яма, 5) поют, 6) окрестный, 7) пять,

   8) веют, 9) веешь, 10) яд.

III. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) цемент, 2) портфель, 3) хвоя, 4) дневник, 5) фарфор 

IV. Определить состав слова.

1)    Стульчик, 2) переплётчик, 3) поделка, 4) приморский.

V. Подберите слова с таким составом:    

    1) приставка, корень, окончание   

    2) приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание  

   3) корень, суффикс, окончание    

VI. Подберите антонимы к данным словам:

1)    Далекий, 2) широкий, 3) север, 4) вершина, 5) крутой, 6) расцветать.

VII. Постройте словообразовательный ряд.

Баскетболистка,      баскетбол,          баскетболист,                                                   Зеленый,  позеленеть,  зеленеет.

VIII. Выпишите из ряда слов родственные слова и разные формы одного и того же слова:

1)    Лес, 2) лесник, 3) лесной, 4) лесок, 5) перелесок, 6) лесники, 7) лесничий,

  8) лесником, 9) лесничество.

IX. Какой пример не является словосочетанием?

  1) Вечер пасмурный, 2) получил приказ, 3) в своей школе, 4) на родной земле,  

 5) белый снег  

X. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

1)    Строить дом, 2) в осеннем саду, 3) наш класс, 4) отряд пионеров,          

  5) сбор звена

XI. Какая  пропорция неверна?

1)    к : г = ф : в; 2) д : т = з : с; 3) д : з = т : с; 4) с : з = т : д; 5) д : з = т : х,           

XII. Какое из этих слов является родственным слову ВОДИТЬ ? 

 1) Наводнение, 2) водовоз, 3) подводный, 4) водяной, 5) перевод.

XIII. Какая пара слов не имеет сходства по значению?

1)    Слой - пласт, 2) случай - беда, 3) неясный - смутный,                                   

4)ломать-громить                                                                                                                                                          XIV. В каких предложениях неправильно определена основа предложения? ;

 1)Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника. 2) Белеет парус   одинокий в тумане моря голубом.

3) Хмуро тянется день непогожий.

XV. Произношение какого слова не совпадает с написанием ?                          1)  бак, 2) слон, 3) грустно, 4) пять, 5) весь

 XVI. В каких примерах неправильно названа буква? 1) чашка - ча, а, ша, ка, а. 2) конец - ка, о, эн, е, цэ. 3) стекло - эс, тэ, е, кА, эль, о.  


 

КЛЮЧИ.



следующая страница >>