uzluga.ru
добавить свой файл
1
1.7.2. Информационная логистика

Растущая сложность задач управления, которые приходится решать в производственных системах, обусловливает повышение интереса к логистике и логистическим системам. Традиционно логистику связывали прежде всего с процедурами снабжения, сбыта продукции, управления складским хозяйством. Обычно придержи­ваются определения логистики, подобного приведенному в [49]: «Логистика - наука об организации совместной деятельности ме­неджеров различных подразделений предприятия, а также группы предприятий по эффективному продвижению продукции по цепи «закупки сырья - производство продукции - сбыт - распределе­ние» на основе интеграции и координации операций, процедур и функций, выполненных в рамках данного процесса с целью мини­мизации общих затрат ресурсов». В рамках этого определения по­нятие логистической системы больше всего подходит к подсисте­мам «Логистика» в составе АСУП.

Однако содержание логистики иногда трактуется шире. Так, на Международном конгрессе по логистике в 1974 г. было предложе­но следующее определение: логистика - наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информаци­онных и финансовых ресурсов в различных системах.

Если принять это определение, то можно было бы сохранить прежнюю трактовку аббревиатуры CALS - компьютеризирован­ная логистическая поддержка жизненного цикла изделий. Однако многие придерживаются традиционной трактовки, связывая логи­стику прежде всего с потоками материалов и продуктов (поставка­ми, сбытом, транспортировкой и т.п.), поэтому принято, что CALS - это непрерывное сопровождение и информационная поддержка продукции на всех этапах ее жизненного цикла.

В информационных системах управляют информационными ресурсами и применительно к таким системам часто используют термин «информационная логистика». Под информационной логи­стикой понимают организацию и использование систем информа­ционного обеспечения производственно-хозяйственных процессов на предприятии [50]. То есть объектом информационной логисти­ки являются информационные потоки, сопровождающие матери­альные потоки. Информационная логистика базируется на систем­ном подходе, который охватывает все виды деятельности, связанные с планированием и управлением процессами, нацеленными на обес­печение предприятия релевантной информацией.

Управление данными требуется в процессах проектирования, производства, эксплуатации изделий с целью минимизации издер­жек, имеющих место в первую очередь на этапе эксплуатации. Собственно минимизация может быть обеспечена должным уче­том логистических требований на этапах проектирования и изго­товления изделий.

Стремление максимально повысить эффективность эксплуата­ции сложной техники привело к появлению концепции интегриро­ванной логистической поддержки (ИЛП) изделий. Так, типовой перечень задач ИЛП содержится в военном стандарте Великобри­тании «Интегрированная логистическая поддержка» (DEF-STAN-0060). В настоящее время разработка отечественной полно­функциональной системы ИЛП ведется в авиационной промыш­ленности. В рамках Госстандарта России для решения проблем ин­формационной логистики создан технический комитет № 431 «CALS-технологии».

Главными задачами ИЛП являются:

• определение функций и моделей средств поддержки изделий на этапе их эксплуатации;

• разработка этих средств;

• расчет надежности и длительности безотказной работы изделий;

• определение состава и объема запасных частей;

• упаковка и транспортировка изделий;

• документирование;

• расчет затрат;

• обучение персонала.

Уже на этапе проектирования прогнозируются затраты и опре­деляются ресурсы, требуемые для поддержания изделия в нужном состоянии, создаются базы данных, необходимые для отслежива­ния нужных параметров в ходе жизненного цикла изделия, разра­батывается электронная техническая документация, используемая при закупке, поставке, вводе в действие, при эксплуатации, сер­висном обслуживании и ремонте изделия, планируются потребно­сти в средствах технического обслуживания. В дальнейшем база данных ИЛП становится доступной заказчикам и покупателям, в системах ИЛП контролируются процессы поставки изделий, фор­мирования и исполнения заявок и т.п.

Характерные особенности ИЛП подчеркивает рис. 1 .88. Из него следует, во-первых, параллельность (совмещенность) проектиро­вания основного изделия (например, самолета) и средств его об­служивания, во-вторых, доступность созданной базы данных (БД) ИЛП службам эксплуатации, в-третьих, обязательность процедур обучения персонала, для чего в системе логистической поддержки







Рис. 1.88. Совмещение процедур разработки изделия и средств его

обслуживания


(т.е. в системе CALS) должны быть предусмотрены средства со­здания интерактивных учебных пособий и технических руководств наряду с другой проектной и эксплуатационной документацией.

В последнее время в связи с развитием на базе сети Internet тех­нологий электронного бизнеса (E-Commerce) и концепций вирту­альных предприятий появились автоматизированные системы уп­равления, взявшие на себя обеспечение информационного взаимодействия всех участников электронного бизнеса. Такие си­стемы получили название систем управления данными в интегри­рованном информационном пространстве СРС (Collaborative Product Commerce). Уровень СРС соответствует множеству пред­приятий, взаимодействующих через цепочки заказов и поставок. Системы СРС аккумулируют многие функции других автоматизи­рованных систем управления и проектирования.

Систему СРС можно рассматривать как интегрирующую систе­му, управляющую информацией, разделяемой другими автомати­зированными системами предприятия, а именно системами ERP SCM, CRM, PDM и др.