uzluga.ru
добавить свой файл
Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 1


E

ЭРИК БЕРН


SEX IN HUMAN LIFE

F


Формы человеческих отношений.


а. Человеческая личность

Наиболее плодотворно думать о человеческой личности как

разделенной на три части, или, еще лучше, осознавать, что каж-

дый индивид представляет собой три различные личности, каждая

из которых тянет в свою сторону ... так что удивительно, как

вообще что-либо когда-либо оказывается сделанным. И разумеется

в сексе, если они очень сильно тянут в противоположные стороны,

он не получается, или по крайней мере, не получается как следу-

ет. Мы можем представить это очень просто, нарисовав друг под

другом три круга, как на таблице 1. Они представляют трех чело-

век, которых каждый мужчина или каждая женщина носят в своей

голове.

На вершине находятся его родители, которые в действитель-

ности являются двумя разными людьми, но в этой диаграмме мы по-

казываем их одним кружком, помеченным Родитель или Род. Он

представляет кого-то в голове, говорящего ему, что он должен

делать, и как себя вести, и каким хорошим он является, и какой

он плохой, и насколько лучше или хуже его другие люди. Короче,

Родитель является голосом в голове, сопровождающим редакторски-

ми комментариями, как это часто делают родители, все, что он

делает. Вы можете судить о том, когда говорит ваш Родитель или

Родительское состояние эго по тому, что он употребляет слова

типа "смешной", "незрелый", "ребяческий" или "порочный". Ваш

Родитель может говорить с вами в таком духе в вашей голове и он

может также обращаться вслух к другим людям в то же самое вре-

мя. Он может также быть любящим и полным сочувствия, в точности

как настоящий родитель, и говорить вещи вроде "Ты зеница моего

ока", "Дай я позабочусь об этом" и "Бедная девочка".

Средний кружок, обозначенный Взрослый или В. представляет

голос рассудка. Он работает как компьютер, воспринимающий ин-

формацию из окружающего мира и рашающий на основе разумных ве-

роятностей, какой род действий предпринять и когда предпринять.

Ему нет дела до понятия "зрелы", поскольку даже дети могут при-

нимать такие решения, ни до понятия "искренний", поскольку мно-

гие воры и мошенники очень успешно решают, что делать и когда

делать. Взрослый говорит вам, когда и как быстро переходить

улицу, когда вынимать пирог из духовки. При переходе улицы,

например, он действует как очень точный и очень сложный компь-

ютер, оценивающий скорость всех машин на кварталы в обе сторо-

ны, и затем выбирающий как можно более ранний момент для того,

чтобы двинуться через улицу, не будучи убитым, или вернее, не

будучи вынужденным бежать, тем самым теряя собственное достоин-

ство. Взрослое эго состояние всегда сколько возможно следит за

тем, чтобы сохранить ваше достоинство, за исключением случая,

когда ваша судьба быть клоуном. Все хорошие компьютеры таковы:

они выбирают наиболее элегантное решение и стараются избегать

дилетантских и небрежных где только могут. Вы можете опреде-

лить, когда говорит ваш взрослый, поскольку он употребляет сло-


Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 2


ва типа "Готов?" "Сейчас!" "Слишком много!" "Недостаточно!" и

"Здесь, а не там".

Нижний кружок, обозначенный Ребенок или Р., показывает, что

каждый мужчина имеет маленького мальчика внутри себя, а каждая

женщина носит маленькую девочку в своей голове. Это Детская

часть личности, ребенок, которым он или она когда-то были. Но

каждый ребенок отличается от другого, и Детское его состояние в

каждом человеке разное, потому что это Ребенок, которым он был

в определенное время своей жизни. Когда Ребенок берет верх, че-

ловек ведет себя по-детски, подобно ребенку определенного воз-

раста: в одном человеке он может быть четырех лет и трех меся-

цев, а в другом двух лет и шести месяцев, и сомнительно, может

ли он когда-либо быть старше шести лет. Мы не называем это

Детское эго состояние "незрелым": мы просто говорим, что оно

подобно ребенку или напоминает ребенка. Возраст Детской части

личности в каждом индивиде определяется специальными факторами,

о которых вы можете прочитать в другой книге, если вы пожелаете

взять на себя такой труд.1 Важно осознать, что Ребенок находит-

ся там не для того, чтобы его подавлять или наказывать, потому

что на самом деле он является лучшей частью личности, частью,

которая бывает или может быть, если к ней правильно подойти,

продуктивной, спонтанной, умной и любящей, в точности как быва-

ют настоящие дети. К несчастью, дети также могут быть надутыми,

требовательными, не считающимися ни с кем, и даже жестокими,

так что с этой частью личности не всегда легко иметь дело. Пос-

кольку ваше Детское эго-состояние останется с вами на всю ос-

тавшуюся жизнь, самое лучшее, что можно сделать, это признать

его и постараться ладить с ним, и будет больше вреда, чем поль-

зы претендовать на то, что если вы будете его игнорировать и

обращаться с ним сурово, то оно исчезнет.

Вы заметили, что я обращаюсь к этим трем частям личности -

Родитель, Взрослый, Ребенок - как к эго состояниям, и это и

есть научное название для них.* Эти эго состояния обуславливают

то, что случается с людьми, и что они делают друг с другом или

друг для друга. Лучший способ, и до сих пор самый точный и са-

мый научный способ анализировать человеческие социальные и сек-

суальные отношения заключается в том, чтобы понять, какие эго

состояния в них вовлечены. На каждое эго состояние нужно смот-

реть по отдельности, если человек хочет понять свои чувства и

поведение в таких ситуациях. Некоторые люди пытаются стать

"цельной личностью", отрицая, что существуют различные части

личности. Лучший путь заключается в том, чтобы узнать как можно

больше о каждом аспекте, поскольку они все равно никуда не де-

нутся, а затем заставить их совместно работать наилучшим воз-

можным способом.


_______

* "Родитель", "Взрослый" и "Ребенок" с большой буквы использу-

ется в тексте для эго состояний в голове, те же слова с ма-

ленькой буквы относятся к реальным людям.


Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 3


b. Диаграмма отношений

В английском языке и в древнегреческом также имеются сотни

слов, описывающих разные виды любви и дружбы между людьми(2,3).

Интересно отметить, что существует гораздо меньше слов, описы-

вающих ненависть и вражду. Однако, нас не заботит сейчас поиск

как можно большего количества слов, а скорее выделение немно-

гих, относящихся к наиболее распространенным типам отношений

между мужчинами и женщинами, и в особенности тех, которые вклю-

чают различные сочетания эго состояний. Одной из старейших

классификаций личных отношений, пытающейся сгустить их до их

обнаженной сущности, является юридическая. В течение веков за-

кон рассматривал их под четырьмя основными наименованиями: Муж

и Жена, Родители и Дети, Опекуны и Подопечные, и Хозяин и Слуга

(или Мастер и Подмастерье). Однако трудность заключается здесь

в том, что все они являются отношениями сверху вниз, с одним

человеком, который всем заправляет, и другим, борющимся за свои

права, а это никак не может нас устроить.

Лучший путь - начать с диаграммы отношений, которая сообща-

ет нам все возможные способы, которыми двое людей, имеющих каж-

дый три эго состояния, могут относиться друг к другу. Это пока-

зано на таблице 2. Возможны девять простых отношений,

включающих одновременно лишь одно эго состояние в каждой лич-

ности, и кроме того, конечно, различные комбинации их. (6) Нап-

ример, имеется 72 вида отношений, включающих две пересекающихся

стрелки или вектора (ответ, идущий в другом направлении, чем

стимул), 432, включающих три вектора и т.д. Если мы захотим

сделать картину еще более сложной, мы можем нарисовать положи-

тельные векторы для положительных чувств и отрицательные векто-

ры для отрицательных чувств, а затем скомбинировать их всеми

возможными путями. В этом виде эта простая диаграмма может быть

использована для иллюстрации, я полагаю. всех слов, использую-

щихся для описания позитивных, негативных и смешанных отношений

в английском и древнем греческом языке.

Но это не то, чем мы намерены заняться. То, что мы собира-

емся сделать, это выбрать двенадцать обычных слов, знакомых

каждому, которые описывают возрастающие серьезные и длительные

эмоциональные отношения между одним мужчиной и одной женщиной.

Мы будем стараться выбирать слова, имеющие одно и то же или

очень сходное значение во всем мире, независимо от местных за-

конов и любых соображений культурной традиции. Мы посмотрим

тогда, можем ли мы подвести эти отношения под диаграмму отноше-

ний. Как мы увидим, некоторые из них подводятся легко, а другие

создают трудности, но, несмотря на это, я думаю, что это один

из самых лучших путей для выяснения того, как секс входит в че-

ловеческую жизнь повсюду в мире.


Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 4


с. Знакомые

Знакомые полны потенциальных возможностей. Именно среди них

вы выбираете свои более серьезные отношения, те, что будут про-

должаться и дадут вам нечто, о чем вспомнить. Каждый знакомый

представляет собой возможного друга или врага, и вам следует

выбирать и тех и других осторожно. Чем больше у вас знакомых,

тем больше у вас выборов, поэтому я советовал бы говорить

"Hello" каждому. Знакомство является статичным отношением, ко-

торое может оставаться одним и тем же год за годом. Чтобы пойти

дальше, кто-то должен сделать первое движение, а другой человек

должен его принять.

Знакомые - это люди, взаимодействующие между собой через

социальные ритуалы. Такие ритуалы имеют собственную ценность.

Они являются одним из способов словесного поглаживания и имеют

такой же эффект, что и телесные поглаживания для ребенка. Когда

кто-то говорит "Hello" или "Как поживаешь?" или "Что нового?"

или "Вам не холодно?", - он повышает тонус ваших мышц, освежает

ваш мозг, успокаивает ваше сердце и улучшает ваше пищеварение.

За это вы должны быть ему благодарны, и в ответ он ждет от вас

того же. Если вы в мрачном настроении и отказываетесь принять

предложенные вам выгоды, то вы оба пострадаете. Вы станете еще

более угрюмым, а его желудок расстроится и даст отрицательное

впечатление его мыслям, которые останутся в мозгу до тех пор,

пока он не встретит кого-нибудь более обходительного и умеющего

оценить его приветствие.

Вещи, которые знакомые говорят друг другу в течение дня,при

этом осторожно избегая вторжения в личную жизнь друг друга, не

исходят ни от Родителя, Взрослого, ни от Ребенка. Они исходят

от маски или Щита, которые каждый человек помещает между собой

и окружающими людьми, и которые некоторые психиатры называют

п е р с о н а. Персона - это способ представлять себя и лучше

всего описывается прилагательными: резкий, общительный, прият-

ный, находчивый, деятельный, высокомерный или вежливый. С каж-

дым из этих слов связан различный способ произносить "Hello"

или проводить время дня. Персона формируется между шестью и

двенадцатью годами, когда большая часть детей впервые самостоя-

тельно стакивается с жизнью и входит во взаимодействие с людьми

из окружающего мира, которых не могут выбрать ни они, ни их ро-

дители. Каждый ребенок вскоре замечает, что он нуждается в спо-

собе избегать нежелательных затруднительных ситуаций и содейс-

твовать желательным в этом мире, который сделал не он, поэтому

он выбирает свой собственный способ представлять себя миру.

Обычно он пытается быть обаятельным и вежливым и выглядеть вни-

мательным и уступчивым. Он может сохранить свою раннюю персону

на всю оставшуюся жизнь, или изменить ее позже, после большого

опыта, на другую. Таким образом, персона представляет собой в

действительности Детское эго состояние, претерпевшее Родитель-

скую тренировку и приспособленное Взрослым благоразумием к Лю-

дям, окружающим его. Главное требование к персоне - это чтобы

она работала. Если она не работает, человек либо длительно низ-

водится в состоянии тревоги, когда он среди людей, из-за стра-

ха, что его персона лопнет, либо он начинает избегать людей и

обходиться одиночеством.

Персона действительно специальное эго состояние: состояние

десятилетнего Ребенка, пытающегося проложить свой путь среди

незнакомцев, поэтому ее можно подогнать под структурную диаг-

рамму, определив, что это специальный аспект Детского эго-сос-


Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 5


тояния. В самом деле, это хороший пример приспособления себя

к обстоятельствам и действования ожидаемым, предсказуемым спо-

собом, (персона-эго-состояние, известное как Приспособившийся

Ребенок).


d. Сослуживцы

Почти таким же невинным и отдаленным, как отношение между

знакомыми, является отношение между сослуживцами. Знакомые дер-

жат один другого в отдалении, хватаясь за хорошо отработанные

формулы приветствия и беседы, говоря в точности одно и то же

время от времени в той же ситуации, осторожно выбирая самые

безвредные и необидные избитые фразы или же самые обворожитель-

ные. Сослуживцы достигают того же, разговаривая друг с другом

не прямо, а под углом. Они говорят о чем-то так, что их слова

направлены на это что-то и лишь рикошетом попадают к слушателю.

Трансакциональный аналитик называет профессиональную работу де-

ятельностью, а то, с чем работает! называется предметом дея-

тельности. Если материал находится прямо перед двумя сотрудни-

ками, они часто будут смотреть на него, пока говорят между

собой, вместо того, чтобы смотреть друг на друга.

Помощник (глядя на конструкцию): Конструкция в самом деле

хорошая.

Механик (глядя на конструкцию): Да, так всегда случается с

этой массовой продукцией. Это просто сделано для увеличения

стоимости.

Помощник (продолжая глядеть на конструкцию): Да, вы никогда

не увидите такого в ..... .

В такой манере механик и его помощник могут работать вместе