uzluga.ru
добавить свой файл
Эмоциональная зрелость учащихся в условиях современного образования.

Кровицкая И.В.

Достаточно хорошо известен тот факт, что в образовательном процессе немаловажную роль играет его эмоциональная составляющая. Учебный материал, преподнесенный сухо, без эмоционально «заряженных» примеров, без выделения информации, на которую стоит особо обратить внимание, усваивается учащимися не в полном объёме. Ведь ученики в рамках учебного процесса учатся не только правильно писать, грамотно говорить, решать арифметические задачи, но и быть воспитанными, дружелюбными, проявлять чувства сострадания и эмпатии; а для этого им необходимо правильно понимать чужие эмоции и выражать свои. В 21 веке перед системой образования встала задача не просто воспитать всесторонне развитую личность, не просто дать определённый объём знаний, умений и навыков, но и помочь ученику стать социально успешным.

Д. В. Ушаков пишет: «Если эмоциональность … представляет собой способность испытывать эмоции, то эмоциональный интеллект – способность понимать эти эмоции у себя и у других. Испытывать чувства и понимать их – не одно и то же. Эмоциональный интеллект заключается фактически в том, чтобы поставить эмоциональность на службу решению тех или иных задач, формируемых в рамках рациональной системы поведения. Таким образом, следует ожидать, что условиями высокого развития эмоционального интеллекта должны выступить достаточные показатели общего интеллекта на фоне развитой эмоциональной сферы».

Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. в своей статье говорят о том, что высокий эмоциональный интеллект предполагает наличие конкретных знаний и навыков, помогающих успешно вести себя в определённых ситуациях. Примером может служить умение утешить близкого человека, когда тот расстроен. Так, учащийся, хорошо понимающий эмоции окружающих и адекватно реагирующий в эмоциональных ситуациях, более успешен в межличностном общении со сверстниками (т.к. нам нравятся те, кто нам понятен, чьи реакции предсказуемы), он более продуктивно выстраивает свои отношения с учителями (т.к. он понимает, что от него ждут учителя). В дальнейшем учащиеся, обладающие высоким уровнем эмоциональной зрелости, успешно выстраивают отношения в студенческом и рабочем коллективе, с руководящим составом, добиваются успехов в продвижении по карьерной лестнице.

И.Н. Андреева говорит о том, что с повышением уровня эмоционального интеллекта увеличивается уровень способности субъекта ценить свои достижения, уважать себя за них. О.В. Белоконь в своём исследовании получила данные, подтверждающие предположения о том, что высокий уровень эмоционального интеллекта обуславливает выдвижение на лидерскую позицию.

Эмоциональная зрелость ребёнка отражается в более высоком уровне его эмоционального интеллекта. В исследовании С. Мэвровели, K. В. Петридеса, И. Сангарея и Э. Фурнхейма эмоциональный интеллект был положительно связан с просоциальным поведением и общей компетентностью школьников. Дети с более высоким уровнем эмоционального интеллекта также показали способность к более точному восприятию эмоций по сравнению с ровесниками. В данном исследовании подтвердилась гипотеза об отсутствии связи между эмоциональным интеллектом и успеваемостью.

П. Куалтер, Х. Э. Вители, Дж. М. Хучинсон и Д. Дж. Поуп в своём исследовании доказали, что более высокий уровень эмоционального интеллекта облегчает переход учащихся из младшей в среднюю школу. Группы детей с высоким и средним уровнем эмоционального интеллекта получили значительно меньше баллов при оценке учителями проблем, чем их сверстники с более низким уровнем. Учащиеся с высоким и средним уровнем эмоционального интеллекта достигли значительно лучших оценок успеваемости, чем их сверстники с низким уровнем.

Мы предполагаем, что основные линии эмоционального взросления учащегося могут быть описаны: а) через развитие концептуализации ситуации вызывающей эмоциональные состояния; б) через способы реагирования в соответствии эмоциональной ситуации. Чем старше ребёнок, тем чаще он использует продуктивные способы реагирования в эмоциональных ситуациях, тем более в своём реагировании он будет учитывать факторы преднамеренности или непреднамеренности поступка.

Если такое представление является правильным в своих основных чертах, то следует также добавить, что наши знания в этой области являются еще весьма неполными и что лишь кропотливые продольные исследования позволят создать точную картину эмоционального взросления ребёнка в условиях образовательного процесса.


Литература:

1) Д.В. Ушаков. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. Москва., 2009.

2) Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4.

3) Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5.

4) Белоконь О. В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством : Автореф. дис. канд. психол. наук. Москва, 2008.

5) Stella Mavroveli, K. V. Petrides, Yolanda Sangareau and Adrian Furnham. Exploring the relationships between trait emotional intelligence and objective socio-emotional outcomes in childhood.// British Journal of Educational Psychology. 2009. 79.

6) P. Qualter*, H. E. Whiteley, J. M. Hutchinson and D. J. Popе. Supporting the Development of Emotional Intelligence Competencies to Ease the Transition from Primary to High School. // Educational Psychology in Practice. 2007. No.1.