uzluga.ru
добавить свой файл
1
Титова С.В.

Электронная почта в преподавании. Способы интеграции и использования

Значение электронной почты в преподавании.

Интернет-технологии, которые используются в процессе преподавания, значительным образом расширяют возможности обучающихся. Так, например, Всемирная Сеть - богатая сокровищница справочных материалов, словарей, энциклопедий, произведений художественной литературы, исторических документов и т.д.

Электронная почта также играет чрезвычайно важную роль, поскольку обладает интерактивностью, то есть возможностью непосредственного общения (помимо взаимодействия в классе) с преподавателями, носителями языка, сверстниками. Особенно привлекает студентов в электронной почте:

  • Самостоятельность в решении проблем (осуществление совместных проектов);

  • Общение со специалистами в той или иной области;

  • Возможность получения ответа в считанные часы;

  • Расширение словарного запаса;

  • Соприкосновение с культурой изучаемого языка;

  • Освоение правил электронного общения.

Как известно, электронная почта - одна из первых электронных технологий, изобретенных и освоенных человеком, этот вид связи появился задолго до Всемирной Сети и рождения Интернета с его новыми видами электронно-мобильной связи (SMS,chat,ICQ,форумы, телеконференции). Электронная почта в ее классическом виде является асинхронным видом связи, в отличие от новых Веб средств коммуникации.

Насколько интенсивно и серьезно будет использоваться электронная почта в процессе преподавания зависит прежде всего от

  • целей и задач курса,

  • языкового уровня группы,

  • технической подготовки студентов и преподавателя (а также от его готовности проводить значительно больше времени за компьютером),

  • наличия необходимых технических средств и доступа к ним.

Конечно, применение электронной почты не является самоцелью, ее нельзя предлагать как абсолютно новый вид заданий, усложняя и без того перегруженную программу. Но необходимо помнить, что сейчас e-mail стал использоваться студентами чаще, чем телефон, ввиду относительной дешевизны и простоты.

Каковы же основные этапы внедрения этого вида связи в преподавание?

  1. Во-первых, необходимо попросить студентов завести ящик электронной почты на сервере вашего факультета или университета, создать группу обмена электронной почтой, ввести туда адреса студентов вашего класса, так как чрезвычайно удобно посылать одно сообщение (например, с домашним заданием) всей группе сразу, нежели чем делать это поименно. Когда создана группа обмена почтой, ее можно использовать для простейших заданий на развития различных навыков - письма, грамматики, чтения. В этом простейшем случае общение будет происходить на уровне студент - преподаватель, а также студент - студент. Примеры простейших заданий с использованием электронной почты по письму, грамматике.



    1. Послать текст с 9-10 ошибками.
      Задание: исправить ошибки и послать текст преподавателю.


    2. Послать одно предложение какому-либо студенту, который должен придумать свое предложение, и далее - по цепочке. Можно задать предложение на ту тему, которая изучается в данный момент.

    3. Тексты с пропущенными словами или грамматическими формами.
      Задание: вставить слова, послать текст преподавателю.


    4. Упражнение по формату множественный выбор. Такие упражнения хороши тем, что преподаватель тратит минимум количества времени на проверку.



  1. Второй этап (для студентов со средним или продвинутым уровнем) - это обмен электронной почтой между студентами разных групп, изучающих грамматику или письмо, лексику. В этом случае преподаватели должны выбрать тексты для чтения и совместного обсуждения; согласовать учебные планы, выработать общие требования. Подобный проект описан и представлен Кристиной Мелони из Вашингтонского Университета и Ролом Корио из Университета Вирджинии :

    1. E-Mail peer groups: providing students with an audience.
      http://www.gwu.edu/~washweb/ron1.html


    2. The Guidelines Net Project
      http://www.vcu.edu/cspweb/gnp_caell.html



  1. Третий этап использования электронной почты (более сложный) - переписка с ровесниками, носителям языка с целью создания Веб проекта или написания работы. Для этого этапа использования электронной почты обучающиеся должны иметь достаточно продвинутый уровень владения языком, так как им надо будет формулировать задачи, задавать вопросы, самим принимать решения и т.д. Поэтому необходимо познакомить студентов с основными правилами (Netiquette) общения по электронной почте, с эмотиконами или "смайликами", которые также являются неотъемлемой частью электронной переписки:

    1. The Smileys and Acronyms Dictionary
      http://www.seekwellness.com/wellness/smiley_file.htm
      -словарь эмотиконов и акронимов


    2. The Net: User Guidelines and Netiquette - Index
      http://www.fau.edu/netiquette/net/index.html
      - основные правила электронной переписки


    3. A Beginner's Guide to Effective Email
      http://www.webfoot.com/advice/email.top.html
      -как правильно написать и составить электронное письмо


Как организовать обмен электронной почтой.

Существуют два варианта.

Первый вариант: преподаватель сам находит класс? группу по интересам через специальные сайты и организует переписку, предварительно оговаривая цели и задачи курса, уровень студентов, конечную цель курса и т.д.:



      1. Intercultural Classroom Connections
        http://www.stolaf.edu/network/iecc/index.html


      2. ePALS Classroom Exchange
        http://www.epals.com/classroomconnect/index_en.htm?seesf=6119794


      3. Key Pals and Correspondents Exchange
        http://www.eduplace.com/projects/keypals.html


Второй вариант: указать для студентов ряд сайтов, на которых можно найти друга по переписке. Такой индивидуальный обмен хорош, если конечной целью курса является не разработка международного сайта-проекта, посвященного, например, межкультурной коммуникации, а если есть необходимость обеспечить продвинутых студентов дополнительной практикой письма помимо различных занятий или провести социологический опрос.

Сайты, на которых можно найти друга по переписке:

    1. The exchange
      http://www.iei.uiuc.edu/exchange/toc.html


    2. The Pen Pal Exchange
      http://www.iwaynet.net/~jwolve/pal.html


    3. Dave's ESL Cafe
      http://pacificnet/~sperling/student.html


    4. Thomas Robb's E-Mail Keypals for Language Fluency
      http://www.kyoto-su.ac.jp/~trobb/keypals/html


    5. Global Connection
      http://commtechlab.msu.edu/sites/letsnet/frames/bigideas/b3/index.html


    6. Interpersonal Exchange
      http://ccwf.cc.utexas.edu/~jbharris/Virtual-Architecture/Telecollaboration/more-telecollaboration.html


    7. Web 66 International WWW School Registry
      http://web66.coled.umn.edu/schools.html


Примеры заданий и Веб проектов.

      1. Давать студентам отдельные вопросы, которые они должны задавать сверстникам. Форма контроля: студенты должны создать портфолио со своей перепиской, периодически присылать отчет преподавателю. Существует ряд действующих проектов, где студенты могут задать вопрос, обменяться мнениями:





      1. Создать Веб-проект, посвященный какой-либо теме, например, образование в США и России: преимущества и недостатки, на основе переписки с ровесниками из других университетов. Темы для обсуждения и создания Веб-проектов могут быть разнообразными: личная информация (семья, хобби, обязанности и т.д.); история города; основные праздники; знаменитые люди родного города; традиционная музыка, кухня; домашние животные; медицинское обслуживание; религия и обряды и т.д.

Для успешного создания Веб-проекта преподаватель должен:

        • четко определить тему, поставить проблему;

        • решить, сколько человек будут принимать участие в проекте (обычно группа максимально состоит из 4 человек);

        • определить для кого создается данный сайт;

        • составить список сайтов по данному вопросу;

        • составить список сайтов, которые помогут в создании Веб- проекта, имеются ввиду технические вопросы (HTML, графика, композиция сайта, организация сайта); примеры студенческих сайтов, уже созданных; сайты для справки (словари, энциклопедии и т.д.).

        • подробно описать требования и разработать критерии оценки.



Полезные сайты для разработки Веб проектов:

Модели для создания страниц

Графика и дизайн страниц

Словари и справочники

Веб проекты, созданные студентами

        • German Culture Pages in English: http://www.geocities.com/Athens/Forum/8383

        • Примеры студенческих культурных проектов, созданных в колледже Льюиса и Кларка под руководством профессора М.Краусса, классификация по уровням владения языком. http://www.lclark.edu/~krauss/ortesol98/home.html#master

        • "Exchange"-сайт университета штата Иллинойс, где опубликованы студенческие WEB проекты, даны ссылки на которых можно найти друзей для переписки по определенным темам. http://www.iei.uiuc.edu/exchange/toc.html

        • Wandering the Web: http://www.tesol.org/pubs/articles/2001/tm11-4-02.html - сайт Кристины Мелони из Вашингтонского университета, посвященный критическому обзору студенческих сайтов, у нее также есть страница о методах введения проектов в процесс преподавания.

        • Culture Web Site Project: http://www.esl-lab.com/courses/project.html - сайт Ранделла Дейвиса, предназначен для преподавателей, которые хотят использовать проекты ,даны примеры студенческих страниц.

        • Famous Personages in Japan: http://www.kyoto-su.ac.jp/information/famous - Это великолепный сайт японского университета Кийото с рекомендациями начинающим преподавателями, включены странички, написанные японскими студентами на английском языке о знаменитых людях Японии.

        • German Culture Pages in English: http://www.geocities.com/Athens/Forum/8383 - очень интересный сайт, созданный немецкими студетами, который называется "Eating habits in the USA" c альбомом фотографий и полезными ссылками на эту тему.

        • Japanese Food Recipe Page: http://www.kyoto-su.ac.jp/information/recipes

        • Kyoto Restaurant Project: http://www.kyoto-su.ac.jp/information/restaurant -эти оба сайта представляют проекты студентов университета Кийото, тема - "Рестораны в Японии","Рецепты японской кухни".

        • WOW! Washington on the Web: http://gwis2.circ.gwu.edu/~gwvcusas/WOWHOME.htm -сайт студентов Кристины Мелони, городской проект.

        • La Classe 802: Rowe Junior High (in French): http://www.k12.nf.ca/gcrowe/french1/index.htm

Веб форумы в преподавании иностранных языков.

Помимо индивидуального обмена почтой существует возможность участия в групповых подписных листах или форумах, где студенты могут обмениваться мнениями с большим количеством своих сверстников. Кроме того, студенческие подписные листы предлагают дискуссии по разным темам и для различных уровней. Например, форум SL-List

http://www.latrobe.edu.au/www/education/sl/sl.html (Университет Латроб) имеет следующие темы: бизнес, кино, музыка, спорт, технические науки, английский как второй язык, чат(для низкого уровня). Второй форум для студентов называется HUT Internet Writing Project http://www.hut.fi/~rvilmi/Project - предназначен для студентов продвинутого уровня.

Существуют основные правила написания посланий, предназначенных для подобных форумов, поэтому, естественно, необходимо познакомить студентов с ними: International Student Discussion Lists. Guidelines for Teachers http://www.latrobe.edu.au/www/education/sl/slhowto.html

Основные правила написания писем для Веб форумов.

Участвуя в форуме, вы должны:

      1. начинать послание с приветствия и представления (Hi/Hello, my name is Maria);

      2. всегда подписываться (имя, университет);

      3. использовать короткие, четкие предложения;

      4. посылая письмо в первый раз, обязательно включите вопрос, поскольку форум предполагает дискуссию;

      5. никогда не печатайте письмо заглавными буквами, так как это означает, что Вы кричите;

      6. правила Netiquette применяются и в форумах.

Пример неправильного представления:
"My name is Peter. I am from Russia. I like movies and playing football. Please send me a message."


Пример хорошего представления:
"Hello! This is my first message to Intro-SL. I am from Moscow, Russia, and I have been in the US for 3 month now.
I like American movies very much. I see that some people have been discussing "Dead poets' society". I thought it was a great story! Do you agree with me? Bye.
- Peter Ivanov. SUNY University."


Почему второе письмо лучше: во-первых, дана более подробная информация; во-вторых, автор предлагает обсудить что-то интересное всем.

Задания, основанные на участии студентов в подписных листах, обычно включают в себя конкретные вопросы: узнать рецепты национальных блюд или выяснить, чем знаменит город или штат, где они проживают, обсудить международную новость недели (скандал на Олимпийских Играх) и т.д.

Список литературы по интеграции электронных видов связи в преподавание иностранных языков.

    1. Saad AlKahtani. Teaching ESL Reading Using Computers
      http://iteslj.org/Techniques/AlKahtani-ComputerReading/

    2. Chao-chih Liao . E-mailing to Improve EFL Learners' Reading and Writing Abilities: Taiwan Experience
      http://iteslj.org/Articles/Liao-Emailing.html

    3. Eui-Kap Lee. Using E-mail in EFL Writing Classes
      http://iteslj.org/Techniques/Lee-EmailWriting.html

    4. Gerald Fox. The Internet: Making it Work in the ESL Classroom
      http://iteslj.org/Articles/Fox-Internet.html

    5. Michael Ivy. Activities for Using Junk Email in the ESL/EFL Classroom
      http://iteslj.org/Techniques/Ivy-JunkMail/

    6. Victoria Muehleise. Projects Using the Internet In College English Classes
      http://iteslj.org/Lessons/Muehleisen-Projects.html

    7. C. Meloni, R. Corio. E-Mail peer groups: providing students with an audience.
      http://www.gwu.edu/~washweb/ron1.html


    8. C. Meloni, R. Corio. The Guidelines Net Project
      http://www.vcu.edu/cspweb/gnp_caell.html

    9. R. Belisle. E-Mail Activities in the ESL Writing Class.
      http://www.aitech.ac.jp/~iteslj/Articles/Belisle-Email.html


    10. J. Lerman. You've got Mail!
      http://electronic-school.com/0398f5.html