uzluga.ru
добавить свой файл
1
 

История России ХХ-ХХI вв.

В политических портретах

 

Элективный курс

 

В.А.Ходаков

МОУ Воротынская средняя школа Перемышльского района

Калужской области

 

 

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов (также может преподаваться в 11 классе как факультативный курс)

Историческое прошлое, как полагают многие ученые, о чем свидетельствует сама историческая практика, невозможно восстановить абсолютно точно, можно лишь наметить ориентиры истины и в какой-то мере приблизиться к ней, но достичь ее полной меры невозможно. Однако, чтобы понять, что происходит сегодня с нами, необходимо зорко всматриваться в прошлое, осмыслить настоящее и попытаться спрогнозировать будущее.

История никогда не была анонимна, она всегда персонифицирована, где выделялись политические и государственные лидеры. И каждый из них вносил свое видение, оценки той или иной общественно-политической проблемы. Поэтому в историографии и в истории в целом наиболее важное место занимает жанр ИСТОРИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА. Что же касается ХХ века с его революционным и военным драматизмом, то этот тезис представляется сегодня наиболее актуальным.

 

 

Цели и задачи курса:

 

  • повышение интереса к отечественной истории;

  • углубление знаний по предмету;

  • формирование умений анализировать различных типов источников;

  • развитие умений аргументировать свое отношение к исторической личности;

  • совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с документами, источниками, материалами СМИ;

  • развитие навыков написания рефератов, исторического эссе, публичного выступления, дискуссии по проблеме;

  • исследований и обработки собранной информации.

 

В процессе изучения курса предусматривается знакомство учащихся с исследованиями разных авторов, документами, написание рефератов, эссе, докладов, проведение дискуссии, «круглых столов», социологических опросов и исследований и т.п. Это позволит не только расширить знания по школьной программе, но и научиться работать с дополнительной информацией, вырабатывать своею позицию к оценке эпохи, общественно-политических процессов, тенденций и их взаимосвязи и взаимообусловленности с деятельностью выдающихся представителей отечественной истории.

 

 

Курс рассчитан на 18-20 часов, включает введение, основную часть и заключительные занятия. Данное планирование можно интерпретировать исходя из общей подготовки учащихся, позиций самого учителя, исключая отдельные персоналии или включая другие.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Тема урока

Кол-во час.

Формы

Введение. Роль личности в истории

1

Лекция с элементами дискуссии

Столыпин П.А.

1

Самостоятельная работа.

Подготовка минисообщений

Керенский А.Ф.

1

Лекция

Ленин В.И

2

Лекция с элементами беседы.

Самостоятельная работа с документами.

Троцкий Л.Д.

1

Самостоятельная работа с источниками

Кизеветтер А.А.

1

Лекция с элементами беседы

Каменев Л.Б., Зиновьев Е.Г.

2

Самостоятельная работа с источниками

Бухарин Н.И.

1

Работа в группах

Сталин И.В.

2

Лекция, работа в группах с историческими документами

Хрущев Н.С.

1

Самостоятельная работа с привлечением дополнительной литературы и документов

Брежнев Л.И.

1

Лекция, работа с документами

Горбачев М.С.

1

Работа с документами, «круглый стол»

Ельцин БН

1

Лекция, работа в группах

Путин В.В.

2

Лекция с элементами дискуссии. Работа с дополнительной литературой и документами. Написание эссе.

Итоговое занятие

2

Защита рефератов, эссе. Общая дискуссия по курсу.

 

 

ПРОГРАММ КУРСА

 

 

 

Введение.

Общая концепция о роли личности в истории. Прогресс и регресс в историческом процессе (связанные с ролью личности)

 

Тема 1. Столыпин Петр Аркадьевич.

Биографический очерк. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале ХХ века. Цели и задачи реформ Столыпина, их содержание. Судьба реформаторов в России. П.А.Столыпин и современность.

 

Тема 2. Керенский Александр Федорович.

Биография. Парадоксы политика: демократ и диктатор. Взлет и падение Керенского.

 

 

Тема 3. Ленин Владимир Ильич.

Страницы биографии. Ленинская революционная теория. Путь к власти. Ленин и его современники. Современные оценки роли Ленина в истории России и Советского государства.

 

Тема 4. Троцкий Лев Давидович.

Романтик революции. Троцкий о движущих силах, перспективах, итогах революции. Л.Д.Троцкий о Сталине. Оппозиция. Троцкий в изгнании.

 

Тема 5. Кизеветтер Александр Александрович.

Биография. Убежденный конституционалист. Кизеветтер и кадеты. Научная деятельность А.А.Кизеветтера. Взгляды на русскую историю.

 

Тема 6. Каменев Лев Борисович, Зиновьев Григорий Евсеевич.

Биографический очерк. Каменев и Зиновьев – политические близнецы. Взгляды на революцию. Каменев и Зиновьев в руководстве большевистской партии и советского государства. Оппозиционная деятельность.

 

Тема 7. Бухарин Николай Иванович.

Политическая биография Н.И. Бухарина. «Любимец партии». «Враг народа». Научно-организационная деятельность Бухарина. Место Н.И.Бухарина в истории нашей страны.

 

Тема 8. Сталин Иосиф Виссарионович.

Историко-биографический очерк. Психология, характер, мотивы поведения, поступков, мышления и действий как политика. Анализ восхождения к власти и узурпации ее. Годы сталинской диктатуры, методы проведения внутренней и внешней политики. Социологический опрос: «Сталин – вождь или тиран?»

 

Тема 9. Хрущев Никита Сергеевич.

Политическая биография. Хрущев в оценке современников. Утопия или реальность Хрущевских начинаний и реформ.

 

Тема 10. Брежнев Леонид Ильич.

Страницы жизни. Переломные вехи в политической карьере. Экономические, политические преобразования Л.И, Брежнева и их результаты. Л.И. Брежнев и партийно-государственные кадры. Геронтократия.

Тема 11. Горбачев Михаил Сергеевич.

Трудовая и политическая карьера. Первый Президент СССР. Экономические и политические реформы: достижения просчеты. Виноват ли Горбачев в распаде СССР?

 

Тема 12. Ельцин Борис Николаевич.

Первый Президент Российской Федерации. Страницы жизни и политической борьбы. Сильные и слабые стороны как политика. Современные оценки Ельцина. Социологический опрос: «Как вы оцениваете роль Б.Н.Ельцина в истории современной России?»

 

 

 

 

 

 

 

Тема 13. Путин Владимир Владимирович.

Биографический очерк. Политические взгляды и убеждения. Эволюция России за годы президентства В.В.Путина. Национальные программы и их реализация. Социологическое исследование: «Политический рейтинг В.В. Путина в социуме»

 

Тема 14. Итоговое занятие.

Защита эссе, докладов, рефератов, социологических исследований. Подведение итогов курса. Оценка значимости полученных и углубленных знаний.

 

 

 

Литература:

 

 

Алферова И.В., Афанасьев И.Л., Гришин В.А. и др. История Отчества в портретах политических и государственных деятелей. Вып. 1-5. Брянск, 1995 г.

 

Артемов В.А., Васецкий Н.А., Генис В.Л. и др. Исторические портреты. М., 1993 г.

 

Озерский В.В. Правители России от Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов-на-Дону. 2004 г.

 

Плимак Е.Т., Пантин И.К., Драма Российских реформ и революций. М., 2000

 

/Кроме этого желательно использовать хрестоматийный материал по истории России, документы партийных съездов, публикации СМИ и др./