uzluga.ru
добавить свой файл
ТЕСТ: «Лексика. Фразеология» 1 ВАРИАНТ

1. Что изучает лексика?

А) историю слова;

Б) части речи и их формы;

В) правила написания слов;

Г) звуковую сторону слова;

Д) слова и их значения.

2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?

А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;

Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;

В) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;

Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;

Д) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.

3. Укажите ряд многозначных слов:

А) съедобный, утомление;

Б) хохот, шезлонг;

В) съемка, ручка;

Г) компьютер, ландыш;

Д) самолет, дискуссия.

4. В каком ряду все слова – синонимы?

А) время, период, эпоха, эра;

Б) лингвист, историк, литературовед;

В) фрукты, овощи, вишня;

Г) сосна, тополь, ясень;

Д) тарелка, вилка, ложка.

5. Укажите группу слов, которые являются омонимами:

А) метель, пурга;

Б) письменный стол, обеденный стол;

В) капитанская рубка, рубка леса;

Г) ручка чемодана, ручка малыша;

Д) шить иглой, игла ежа.

6. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:

А) бить баклуши,

Б) положа руку на сердце,

В) сложа руки,

Г) не покладая рук,

Д) море по колено.

7. Укажите слова, не являющиеся паронимами:

А) эффектный, эффективный;

Б) представить, предоставить;

В) фарш, фарс;

Г) командировочные, командированные;

Д) подпись, роспись.

8. Определите, в каком варианте профессиональные слова:

А) учитель, наставник, педагог;

Б) отечество, родина, отчизна;

В) метель, пурга, буран;
Г) аккорд, вокализ, мольберт;

Д) овощи, ягоды, фрукты.

9. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?

А) как в воду глядел;

Б) набрать в рот воды;

В) выйти сухим из воды;

Г) как рыба в воде;

Д) не разлить водой.

10. Определите, в каком варианте даны неологизмы:

А) бартер, кастинг, конфессия;

Б) псалтырь, светлица, кафтан;

В) курень, полуночник, шелоник;

Г) опосля, прислухаться, не серчай;

Д) кардиолог, инфаркт, универсам.

11. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:

А) десница, работа, слеза;

Б) акварель, гуашь, палитра;

В) нечто, выкаблучиваться, ступай;

Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно;

Д) кирпич, свекла, идти.

12. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:

А) место, история, тетрадь;

Б) берег, город, молоко;

В) аббат, атака, жюри;

Г) ладонь, корова, дочь, Д) поле, береза, сосед.

13. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм:

А) закадычный друг;

Б) во веки веков;

В) вступить в брак;

Г) сдержать слово;

Д) втирать очки.

14. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом:

А) бродяга-ветер;

Б) звездная ночь;

В) розовая шляпка;

Г) серебряное кольцо;

Д) старик-мудрец.

15. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?

А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.

Б) Желтые листья медленно падали на землю.

В) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.

Г) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.

Д) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок

15б – «5», 14-12Б – «4»; 11 – 8 Б – «3»; мен.8б – «2»

ТЕСТ: "Лексика. Фразеология" 2 ВАРИАНТ

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?

а) совесть

б) долг

в) стыд

г) благородство

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?

а) порядочный

б) гуманный

в) преданный

г) добрый

3. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?

а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе

б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание

в) аналогия — противоположность чему-либо

г) привилегия — преимущественные права, льготы

4. Какое из выделенных слов употреблено в ПРЯМОМ значении?

а) черное платье

б) черная душа

в) черный вторник

г) черные мысли

5. Какое из слов в предложении употреблено в ПЕРЕНОСНОМ значении?

В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа.

а) площадь

б) вокзал

в) собралась

г) густая

6. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?

Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы.

а) летний

б) дремлют

в) бледно-красен

г) блестят

7. Какое из приведенных слов имеет омонимы?

а) идиллия

б) брак

в) линейка

г) давление

8. В каком варианте пары слов не являются синонимами?

а) деликатный — тактичный

б) вульгарный — корыстный

в) чуткий — отзывчивый

г) гуманный — человечный

9. Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?

а) печаль

в) смятение

б) праздник

г) блаженство

10. В каком предложении НЕТ антонимов?

а) Книга учит различать добро и зло.

б) Корень учения горек, да плод его сладок.

в) Недруг поддакивает, а друг спорит.

г) Ученье способно и украшать, и утешать.

11. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

а) бежать

б) четыреста

в) гипотенуза

г) время

12. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?

а) клевый

б) классный

в) крутой

г) отличный

13. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано НЕВЕРНО.

а) считать ворон — бездельничать

б) в час по чайной ложке — медленно

в) тертый калач — опытный (о человеке)

г) седьмая вода на киселе — близкие родственники

14. Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?

а) куры не клюют

б) семь пятниц на неделе

в) тьма тьмущая

г) хоть пруд пруди

15. В каком предложении НЕ используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.

г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

16. Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?

а) раскрыть карты

б) попасть впросак

в) смотреть сквозь пальцы

г) камень преткновения



ИТОГ:

16 б – «5»

15- 13 б -«4»

12 – 9 б– «3»

МЕНЬШЕ 9 - «2»


ТЕСТ: ЛЕКСИКА

1. Что такое неологизмы?

A) Слова, которые служат для обозначения новых понятий.

B) Вышедшие из активного живого употребления.

C) Имеющие единое целостное значение.

D) Слова, противоположные по значению.

E) Слова близкие по значению.

2. В каких словосочетаниях прилагательные употребляются в прямом значении?

A) Глухой старик, жаркий день, пикантная внешность, железная воля, прямая линия.

B) Глухой старик, жаркий день, пикантный соус, железная дорога, прямой человек.

C) Глухой старик, жаркий день, пикантный соус, железная дорога, прямая линия.

D) Глухая улица, жаркий бой, пикантная внешность, железная воля, прямой человек.

E) Глухая деревня, жаркие дебаты, пикантная ситуация, железная логика, прямая дорога.

3. Какой ряд слов является синонимическим?

A) Холод, зной, ветер.

B) Погода, климат, температура.

C) Лебедь, ворона, скворец.

D) Родина, отчизна, отечество.

E) Часы, пояс, гребень.

4. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?

A) Желтые листья медленно падали на землю.

B) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

C) И редкий солнца луч, и первые морозы.

D) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.

E) Тёмная вода и громады утесов на берегу создавали величественную картину.

5. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:

A) Съёмка, ручка.

B) Телеграмма, телезритель.

C) Телевизор, фужер.

D) Съедобный, утомление.

E) Хохот, шезлонг.

6. Укажите ряд, включающий антонимы:

A) Чистый, свежий.

B) Высокий, низкий.

C) Адресат, адресант.

D) Умный, мудрый.

E) Окно, подоконник.

7. В каком ряду все слова- синонимы?

A) Лингвист, историк, литературовед

B) Изучать, упрамиться, штудировать.

C) Фрукты, овощи, вишня

D) исполнитель, конкурент, дебютант.

E) время, период, эпоха, эра

8. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:

A) Велосипед, мотоцикл, трамвай.

B) Автобус, пианино, гитара

C) Гипотенуза, Ом, бином,

D) Дорога, лист, стол.

E) Снегоход, снегирь, снегурочка.

9. Выделите безличные глаголы:

A) Хочет, бежит

B) Знобит, вечереет.

C) Хлещет, поможет.

D) Руководит, поймет.

E) Водит, дышит.

10. Какие фразеологические единицы являются синонимами к слову «убежать»?

A) Задать стрекача, навострить лыжи, смазать пятки.

B) Родиться в рубашке, собраться с духом.

C) Сжечь свои корабли, перейти Рубикон.

D) Заткнуть за пояс, утереть нос.

E) Невелика птица, пустое место.

11. В каком ряду представлены омонимы:

A) Кран, перо, лук.

B) Город, село, поселок.

C) Подозрительно, неспроста, недаром.

D) Листья, яблоня, мята.

E) Юг, байдарка, май.



Тест по теме "ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ"

1. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?

А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной телепрограммы.

В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.

Г) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы

2. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый?

А) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.

Б) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной глыбы.

В) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет.

Г) У этого человека каменное сердце

3. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?

А) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления?

Б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.

В) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.

Г) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны

4. В каком предложении вместо слова БЕЗОБИДНЫЙ нужно использовать НЕОБИДЧИВЫЙ?

А) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидным человеком.

Б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.

В) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.

Г) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.

5. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?

А) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?

Б) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.

В) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.

Г) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.

6. В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить надеть?

А) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.

Б) Хозяин платил батракам мало, зато хорошо кормил и одевал.

В) Наша текстильная фабрика одевала всю область.

Г) Всех танцовщиц одели в одинаковые национальные костюмы

7. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?

А) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.

Б) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более однообразную и скучную.

В) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны..

Г) «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, будничным голосом сказал капитан.

8. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме?

А) дать отпор

Б) оказать впечатление

В) долгосрочный кредит

Г) потерпеть поражение

9. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме?

А) придерживаться точки зрения

Б) вынести приговор

В) оказать покровительство

Г) играть большое значение

10. В каком предложении нарушены стилистические нормы литературного языка?

А) Эта проблема широко обсуждается в средствах массовой информации.

Б) Днями в Кремлевском дворце состоится официальное открытие международного форума «Мировой опыт и экономика России».

В) Законопроект был принят Госдумой уже в первом чтении.

Г) На заседании правительства рассматривались вопросы жилищной реформы.

11. В каком предложении слово употреблено без учета его стилистической окраски?

А) Прошу оплатить мне расходы по командировке.

Б) Банковские платежи стали задерживаться на срок до трех месяцев.

В) Автором рассмотрены 33 нормативных документа по приватизации.

Г) Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели.

12. В каком предложении фразеологизм употреблен без учета его стилистической окраски?

А) Руководители многонационального государства не имеют права закрывать глаза на проблемы языковой политики.

Б) Герой романа был настоящим рыцарем без страха и упрека, борющимся за добро и справедливость.

В) Отказ от высокого искусства может погрузить страну в мрак невежества.

Г) Тактичному и воспитанному человеку, заботящемуся о своем достоинстве, не следует совать нос в чужие дела.

ИТОГ: 12б – «5»; 11-10б – «4»; 9- 8б– «3», МЕНЬШЕ 8б –«2»