uzluga.ru
добавить свой файл
Червонная О.В., зав.сектором

психолого-педагогической литературы.


Всем детям ровесница.

(Литературный час о творчестве Агнии Барто).


Агния Львовна Барто родилась начале ХХ века, 17 февраля 1906 года.

Когда Агния Львовна уже стала известной писательницей, ребята часто спрашивали ее: «В какой школе учат такие веселые стихи писать?».

«Сколько живу, а школы такой не встречала», - смеясь отвечала она. Училась Агния Львовна в самой обычной московской школе. Там и начала писать стихи. Это было еще в младших классах. Серьезные это были стихи, о принцах и принцессах. И лишь позже, когда стала постарше, написала для школьной газеты веселые стихи о своих подружках.

Самым строгим ценителем первых стихов Агнии Барто был ее отец лев Николаевич. Он очень любил читать, знал наизусть много стихов русских поэтов, учил дочь, как надо «правильно» писать стихи.

Но в юности Агнию Барто больше привлекали музыка и балет. Поэтому она поступила учиться в хореографическое училище. Однако стихи продолжала писать. Прошло несколько лет, и она поняла, что стихи для нее важнее. Агнии Барто было всего 19 лет, когда у нее вышла первая книга стихов. Книга понравилась читателям. В каждой библиотеке есть теперь ее книги: «Игрушки», «Вовка – добрая душа», «Мы с Тамарой», «Переводы с детского» и многие другие.

Агния Барто любила встречаться со своими читателями в школах, в библиотеках, выступала на телевидении. Стоило ей только прочитать первую строчку стихов, как ребята хором продолжали. «Зайку бросила хозяйка…», «Наша Таня громко плачет…», «Идет бычок, качается…».


Когда приходят взрослые

В игрушечный отдел,

Они смеются от души,

Они по-детски ахают:

«Игрушки хороши!»


Давайте мы с вами вспомним эти замечательные стихи и разгадаем кроссворд.


КОЗЛЕНОК

ЛОШАДКА

ГРУЗОВИК

САМОЛЕТ

БАРАБАН

СЛОН

МИШКА

ЗАЙКА

  1. «Он заблудится в саду – я в траве его найду». (Козленок)

  2. На ней верхом поедут в гости. (Лошадка)

  3. «Кот кататься не привык – опрокинул…» (Грузовик)

  4. «Мы его построим сами, понесемся над лесами» (Самолет)

  5. С ним на парад идет отряд. (Барабан)

  6. Все уснули, только он не хочет спать. (Слон)

  7. Его уронили на пол, ему оторвали лапу. (Мишка)

  8. Его бросила хозяйка. (Зайка)



Тогда в выделенных клетках мы прочитаем слово «кораблик».

Кто из вас помнит это стихотворение?


Матросская шапка, веревка в руке,

Тяну я кораблик по быстрой реке.

И скачут лягушки за мной по пятам,

И просят меня: «Прокати, капитан!»

А. Барто.


Действительно, стихи А. Барто легко запоминаются, их весело читать. В них можно даже поиграть. Я предлагаю вам игру «Продолжи стихотворение». Я начну, а вы будете продолжать строчку.


Не заснет никак Сережа,

Он разглядывает лежа

Тонконогого оленя

На лужайке вдалеке –

Тонконогого оленя

Высоко на потолке.

Он красивый, величавый,

Он стоит, подняв (рога),

А вокруг темнеют травы,

Расстилаются (луга).

Встал Сережа на (коленки),

Поглядел на потолок,

Видит – трещинки на (стенке).

Удивился он и лег.

Сказал на следующий (день),

Когда открыли шторы:

- Я знаю, это был (олень),

Но он умчался в горы.


Героев своих Агния Барто не придумывала. Они пришли в ее книги из реальной жизни. Пришли такими, какими она их увидела в детском саду, в школе, в семье. Не случайно иные маленькие читатели всерьез

считали, что в стихах про них написано. Однажды какой-то мальчик позвонил писательнице по телефону и с обидой сказал:


- Зачем вы про меня написали? Это все не правда!

-Почему ты решил, что про тебя?

- Так в классе все говорят.

- А сколько тебе лет?

- Десять.

- А эти стихи были написаны пятнадцать лет назад, когда тебя на свете не было.

- Что ж, выходит – и тогда были такие, как я…


Хорошо зная детей, Агния Львовна подмечала у них и хорошее, и плохое. Хорошему радовалась, а над плохим смеялась. Смеемся и мы, ее читатели. Смеемся и понимаем, чтобы над нами не смеялись, не будем совершать глупых поступков. Этот смех пробуждает лентяев от спячки, прибавляет храбрости трусливым, заставляет хвастунов прикусить язык, а озорников утихомириться.

Есть у Агнии Барто разные смешинки. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Непослушная кошка.

- Светлана, где шоколад, который я оставила на столе?

- Его кошка съела.

- Зачем же ты ей позволила?

-Да я не позволяла, я ей сказала: «Не трогай», а она говорит: «Не твое дело».


Волшебные очки.

Сережа. Когда я вырасту, я изобрету очки с необыкновенными стеклами. Их наденешь, посмотришь в тетрадку – ни одной ошибки не видно.

Мама. Кому же нужны такие очки?

Сережа. Нашей учительнице. А то она расстраивается, что у нас в тетрадях много ошибок.

Разведчица.

Дочь. Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?

Мама. Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?

Дочь. А меня Вова на разведку прислал.


А вот что рассказывает о себе мальчик Сережа, у которого, как он сам признается, «во рту запрятан аппаратик для вранья»:

«Мы в трамвае ехали, собаку переехали,

От испуга бледная, собака лает, бедная.

И вокруг все бледные, и рыдают, бедные.

Но я рукою твердой беру иголок дюжину,

И пришиваю морду и хвост туда, где нужно.

Собака, оживая, встает из-под трамвая,

Встает из-под трамвая. – Привет, говорит,

Жива я».

Давайте послушаем, как дети читают стихи А. Барто.


Есть у Агнии Барто еще одна необычная книга. Называется она «Переводы с детского». А. Барто побывала во многих странах, и отовсюду она привозила детские стихи, стихи «невеликих поэтов», - так она их в шутку называла. «Переводы с детского» - это стихи Агнии Барто, написанные ею от имени детей, чье творчество она изучала во время поездок по разным странам.

Была в творчестве А. Барто и очень серьезная страница. В годы Великой Отечественной войны она написала много стихов серьезных, героических. А после войны написала о детях, родители которых погибли. Поэма о воспитанниках детского дома «Звенигород» рассказала о непростых судьбах детей – сирот. Агния Барто стала получать письма от читателей. Многие писали о том, как потеряли во время войны своих близких. Многие просили помочь им найти потерянных детей.

Верно начать поиск помогло то, что она отлично изучила особенности детской памяти и детского характера. Она знала, что малыш на всю жизнь запоминает самое яркое и необычное, что происходит с ним, точно и ясно воссоздает детали увиденного и пережитого. Из месяца в месяц несколько лет выступала Агния Барто по радио, зачитывала письма детей военных лет с эпизодами из их прошлого. С помощью детских воспоминаний она находила пропавших. 927 семей соединила писательница. Из полученных писем она составила интереснейшую книгу – «Найти человека!» По этой книге был снят фильм.


Использованная литература:

Барто А. Л. Собрание сочинений в 4-х т. – Т.1.- М.: «Худож.лит.», 1981.-494 с.

Полозова Т. Праздники для детей: К 90-летию со дня рождения А. Л. Барто.// Начальная школа.- 1996 - № 6-с. 64-67.

Сивоконь С. Сердечная гражданственность.// В кн. Сивоконь С. Уроки детских классиков.- М., 1990,-с.240-258.

Соловьев Б. «Я расту»// В кн.: Соловьев Б. От истории к современности.-М.,1976 –с.530-536.