uzluga.ru
добавить свой файл
1

Компетентность\аспект




Уровень 2




Разрешение проблем\

Целеполагание и планирование




Звучит запись колокольного звона.

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

-Можно ли колокол назвать музыкальным инструментом?

-Как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет? (Нет. то придумано давно).

Если придумано давно, то должны остаться доказательства этого.

Подумайте, какие мы должны поставить перед собой цели и задачи исследования, исходя из темы урока.




Информационная\

Обработка информации

Уровень 1










Сегодня на уроке мы с вами познакомились с видами пластических искусств: живопись, скульптура, рисунок, дизайн, декоративно – прикладное искусство, архитектура. Рассмотрели примеры репродукции картин, которые соответствуют этим видам пластических искусств.

Перед вами репродукции картин:

  1. Собор Василия Блаженного в Москве.

  2. И. П. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому.

  3. И. И. Левитан.

  4. Современные предметы быта (посуда, светильники, мебель).

  5. В. А. Ватагин. Рисунки животных.

  6. Изделия декоративно –прикладного искусства (глиняные игрушки, хохломская, гжельская посуда, кружева).

Рассмотрите репродукции картин. Определите, к каким видам пластических искусств они относятся. Запишите рядом с названием вида искусства номер репродукции, относящейся к данному виду.

Живопись___________

№ репродукции

Скульптура_________

№ репродукции

Архитектура_____________

№ репродукции

Рисунок_______________

№ репродукции

Дизайн__________________

№ репродукции

Декоративно – прикладное искусство_______________

№ репродукции








Коммуникативная\

Письменная




Уровень 1






Уровень 3




Класс делится на подгруппы.

Рассмотрите репродукции картин:

  1. А. К. Саврасов «Грачи прилетели».

  2. В. М. «Царевна лягушка».

  3. В. А. Тропинин «Кружевница».

Определите , какие цвета преобладают в картине – теплые или холодные.

Как вы думаете, какое настроение хотел передать художник?


Ответ: в картине преобладают_____________ цвета.

Это, наверное связано с тем, что художник хотел___________.






Составьте план – проект по теме «Восприятие произведений музыкального искусства на уроках музыки».


Приложение 1



Приложение 1

«План – проект по теме «Восприятие произведений музыкального искусства на уроках музыки».


Оглавление

Введение

Глава 1

1.1 Что такое мелодия?

Музыкальные атомы. Учение об интервалах.

Глава 2

2.1 Что означает музыка?

2.2 Что такое классическая музыка?

2.3 Народная музыка в концертном зале

2.4 Что такое импрессионизм?

Глава 3

Что делает музыку симфонической?

Заключение

Список литературы

Приложения

Ход проведения исследовательской работы.

1. Что такое мелодия?

Гипотеза: если мелодия это серия звуков, значит почти невозможно писать музыку, которая не заключала бы в себе мелодии.

Ответить на следующие вопросы:

Если мелодия – это просто ноты, которые следуют одна за другой, то, как может композитор избежать создания мелодии, если он как раз пишет отдельные ноты?

Что имеют в виду, когда говорят «это не мелодично»?

Какая разница между напевом и мелодией?

Что такое развитие в музыке?

Проанализировать четыре ноты из 5 симфонии Л.В.Бетховена, главную тему из 6 симфонию П.И, Чайковского.

Что делает эти темы притягательными?

Что позволяет звучать музыке мелодично?

В чем не мелодичность?

Что такое фраза?

Анализ оперы Вагнера «Тристан и Изольда».

Что такое контрапункт?

В. А. Моцарт. Симфония соль минор 1 часть.

Что такое кульминация?


2. Музыкальные атомы. Учение об интервалах.

Что такое интервал?

Почему его считают сердцем и душой музыки?

Доказать, что слово интервал употребляется в музыке для измерения расстояния между одной нотой и другой.

Что такое инверсия?


3. Что означает музыка?

Почему приятно слушать музыку?

Гипотеза: Если есть музыкальный план, то это значит, что он имеет музыкальный смысл, и не имеет ничего общего, с какими бы то ни было историями, картинами или с чем-нибудь подобным.

Что делает музыку такой захватывающей? Какие причины?

Доказать эти причины на примере произведений И. Штрауса.

В чем изобразительность музыки М. П. Мусоргского? Проанализировать «Картинки с выставки».

Предполагаемый вывод: Если музыка говорит нам что-то, то отнюдь не об историях или картинах, а о чувствах; если она нас заставляет внутренне меняться, значит, мы понимаем ее. Музыка не имеет пределов для воплощения разных чувств, которые она может заставить нас испытывать. Некоторые из этих чувств настолько особы, что даже не могут быть выражены словами. Смысл музыки в ее мелодиях гармонии, ритмах, оркестровом колорите и в особенности в способах ее собственного развития.

4. Что такое классическая музыка?

Проблема: почти все знают, что такое классическая музыка, то есть музыка не являющаяся джазом, или популярной песней, или народной музыкой. Однако это не способ объяснения классической музыки. Мы не можем определить ее посредством перечисления того, что ею не является. Люди используют слово «классический» чтобы охарактеризовать музыку, не являющуюся джазом, или поп-зонгом, или фольклором, и поступают так потому, что нет иного слова, которое могло бы охарактеризовать лучше. Все другие используемые для этого слова просто неправильны: например, «хорошая музыка».

Можно ли использовать слово «хороший» для определения какого-то одного рода музыки?

Что можно сказать по поводу того, что музыку называют «художественная»?

Если употребить слово «симфоническая», то тогда будет отброшена вся музыка, написанная для фортепиано, скрипки соло и струнного оркестра?

В чем заключается реальное различие между родами музыки?

Почему слово «классическая» ошибочно?

Что делает «классицизм» в музыке? Проанализировать период с1700 по 1800 годы.

Что такое «Баховский строительный материал»? Проанализировать, составить схему.


5. Народная музыка в концертном зале.

Проследить особенность речи на примерах венгерской, французской, итальянской, испанской, немецкой, английской, австрийской народных песен.

Выявить, как эти особенности (акцент, ударение, одинаковая ударность слогов) проявляется в музыке композиторов этих народов.

Проанализировать и сравнить музыкальные произведения:

Бартока – музыка для струнных, ударных и челесты».

Сати Эрик- «Санта Лючия».

Вивальди – концерт для струнных (ф.11,№ 2)

Вагнера – строки из оперы «Тристан и Изольда».

Гершвина – инструментальные пьесы для концертного зала.

Моцарта – симфония ми минор.

Чарльза Айвза – симфония № 2.


Что такое импрессионизм?

Проанализировать пьесу «Море» К.Дебюсси – французского композитора-импрессиониста.

Проанализировать французскую импрессионистскую живопись (Мане, Моне, Ренуар).

Какую идею исповедовали все импрессионисты?

В чем истинная задача музыки?

Какая музыка называется программной?

Доказать, что музыка полностью отличается от живописи тем, что она действительно не может быть по-настоящему реалистичной. Ноты никак не могут дать нам точные размеры собора, но она может иметь форму, определенные очертания.

Выяснить, каковы изобретения Дебюсси в области создания новых звучаний.


Что делает музыку симфонической?

Доказать, что «развитие» делает музыку симфонической.

Что означает «развитие» в музыке?

Как происходит «развитие» в музыке?

Гипотеза: если вся музыка в той или иной степени зависит от развития, то чем больше она развивается, тем более она симфонична.

Рассмотреть способы, с помощью которых музыка может расти, изменяться, расцветать, развиваться.

Итогом нашей работы стали концерты-беседы. Они помогут юным слушателям слушать музыку «совершенно иначе, не просто как пучок мелодий или возбуждающее звучание большого оркестра, но как целостный процесс роста, а это самое важное, что надо суметь услышать в любом музыкальном произведении.