uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 9 10



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


по дисциплине «КРИМИНОЛОГИЯ»


Для специальности 030501 «Юриспруденция»


Санкт-Петербург

2008


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Криминология» предназначен для систематизации содержания дисциплины с учетом современных достижений юридической науки и правоохранительной практики; улучшения качества методического обеспечения учебного процесса; повышения эффективности и качества аудиторных занятий; внедрения в учебный процесс активных методов обучения; оказания студентам методической помощи в усвоении учебного материала и организации самостоятельной работы.


СОДЕРЖАНИЕ



1.

Рабочая учебная программа дисциплины

4

2.

Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

30

3.

4.

Методические рекомендации к семинарским занятиям

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

46


66

5.

Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов

71


6.

Словарь терминов

93




  1. Целевая установка

и организационно-методические указания


  1. Цели и задачи обучения по дисциплине

Целью изучения учебной дисциплины "Криминология" является обеспечение подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего системой профессиональных знаний и навыков, позволяющих применять нормы действующего законодательства для эффективной борьбы с преступлениями.

Решение данной задачи обеспечивается путём формирования у студентов творческого стиля мышления, развитой правовой культуры, умений самостоятельно анализировать сложные правовые, социальные и экономические явления, находить эффективные методы управления правоохранительной деятельностью и способы решения профессиональных задач, связанных с уголовно-правовыми и криминологическими средствами борьбы с преступностью.

Предметом изучения дисциплины "Криминология" являются: преступность в России и зарубежных странах как исторически возникшее, изменчивое, социально обусловленное, массовое, системное явление, его детерминанты и закономерности развития, личность преступника, система предупредительного воздействия на преступность, уголовное законодательство современной России, устанавливающее ответственность за преступления.

Задачи обучения по дисциплине:

- формирование у студентов высокого уровня правосознания, установки и умения эффективно бороться с преступностью в режиме строгого соблюдения действующего законодательства;

- систематизация знаний о преступности и преступлениях;

- изучение правовых норм, обеспечивающих уголовно-правовую охрану отношений;

- ознакомление с практикой применения уголовного законодательства направленного на борьбу с преступлениями ;

- привитие умений и навыков практического использования криминологических знаний, уголовно-правовых норм в борьбе с преступностью.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление:

  • о преступности как негативном, социально обусловленном, массовом, системном явлении, о количественных и качественных характеристиках данного вида преступности, тенденциях его развития;

  • об особенностях уголовно-правовых и криминологических способов борьбы с преступлениями.

знать:

  • криминологическую характеристику преступности современной России и зарубежных стран;

  • содержание и тенденции развития уголовного законодательства, направленного на борьбу с преступлениями.

уметь:

  • анализировать криминологическую ситуацию;

  • толковать и применять уголовное законодательство.

владеть навыками:

  • применения уголовного законодательства, направленного на борьбу с преступлениями;

  • публичных выступлений на семинарских занятиях, аргументированной защиты собственной правовой позиции.




  1. Организационно-методические указания

Дисциплина "Криминология" входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов «Уголовное право», «Правоохранительные органы» и др. В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов «Предпринимательское право», «Таможенное право», «Менеджмент» и других дисциплин.

Изучение дисциплины "Криминология" в академии осуществляется с использованием основных видов учебных занятий: лекций, семинаров, самостоятельной работы.

Лекция является ведущим видом учебных занятий. Она отличается монологичностью, в ней активная роль принадлежит преподавателю, задача которого сводится к тому, чтобы в отведенное время раскрыть содержание учебных вопросов или дать схему ответа на узловые проблемы темы лекции.

Работа студента на лекции предполагает, в первую очередь, не столько умение записывать все то, о чем говорит преподаватель, а способность обобщать сказанное в краткие тезисы, выделять главное, отыскивать логические и смысловые связи в учебном материале, отмечать непонятные места с тем, чтобы позднее задать вопросы лектору или обсудить проблемы в ходе семинарского занятия. Умение эффективно и плодотворно работать на лекции является признаком высокой учебной культуры студента и во многом определяет успешное освоение учебного курса.

Лекция, несмотря на ее важность, еще не решает задач, которые ставятся в процессе обучения. Эти цели достигаются в ходе групповых занятий, основным видом которых при изучении дисциплины является семинар.

На семинарских занятиях обсуждается наиболее актуальные вопросы дисциплины с использованием методик деловых (ролевых) игр, дискуссии, обсуждения подготовленных докладов, научных сообщений, рефератов.

Подготовка к семинарскому занятию предполагает целенаправленную самостоятельную работу студентов.

Студент должен знать основные критерии оценки его учебной работы по дисциплине. Основные из них заключаются в следующем:

  1. Знание учебного материала в соответствии с учебной программой дисциплины (степень освоения имеющейся литературы по теме, учебному вопросу); способность дать оценку существующим точкам зрения по раскрываемой проблеме; владение понятийным аппаратом юридической науки).

  2. Степень проявления творчества и самостоятельности при раскрытии обсуждаемого вопроса (умение выделять главные аспекты проблемы, творчески мыслить; способность отстаивать свою позицию, опираясь на знание правовых актов и достижения юридической науки; умение выявлять противоречия и пробелы правового регулирования в отдельных сферах общественных отношений).

  3. Доказательность и убедительность выступления (положения, приводимые в выступлении, должны содержать определенную систему аргументов, раскрывающую позицию студента по данной проблеме, убеждать в правильности этой позиции).

  4. Наличие конспекта лекций и его отработка во время самостоятельной работы.

  5. Знание рекомендованной литературы.

  6. Активность на занятии (выступления на семинарских занятиях; умение и стремление задавать вопросы, участие в деловых играх, дискуссиях, подготовка образцов правоприменительных актов, научных сообщений и рефератов).

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, проведения деловых игр, обсуждения докладов и сообщений и др.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенной теме (темам) учебной дисциплины. Проводится в форме тестирования.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине, проводится в форме экзамена.

Выполнение контрольных работ предусмотрено для заочной формы обучения.

Выполнение курсовых по дисциплине «Криминология» для студентов всех форм обучения учебным планом не предусмотрено.

II. Содержание тем дисциплины



Тема 1. Введение. Понятие, предмет, метод и система криминологии

Введение в дисциплину. Понятие криминологии как межотраслевой (социолого-правовой) науки о преступности. Предмет криминологии: преступность, ее причины и условия, личность преступника, предупреждение преступности. Цели и задачи криминологии.

Методологические основы криминологии. Соотношение, взаимосвязь предмета и метода криминологии. Общенаучные и частнонаучные методы криминологии. Сочетание социологического и юридического подходов к исследованию преступности и проблем борьбы с ней. Роль криминологии в реализации правовой политики.

Место криминологии в системе наук, взаимосвязь криминологии с другими науками (экономикой, социологией, психологией). Криминология и иные юридические науки, соотношение криминологии с науками уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального и административного права.

Система криминологии как науки и как учебной дисциплины.

Современные отрасли криминологии. Функции криминологической науки. Значение криминологических знаний в борьбе с преступностью.


Тема 2. История криминологии. Современные криминологические теории

Зарождение криминологической мысли. Теологические взгляды на преступность и преступника. Периодизация криминологии. Классическая школа криминологии. Влияние взглядов философов-просветителей на развитие криминологической мысли. Рационально-гуманистическое мировоззрение и зарождение основ криминологического учения. Особенности развития криминологической мысли в России.

Позитивистский период развития криминологии. Антропологическое направление в криминологии. Туринская школа. Социологическое направление в криминологии. Концепция детерминизма. Развитие теории множественности факторов преступности. Структурно-функциональный анализ в криминологии. Неоклассическая школа криминологии. Генетика и преступность. Многофакторный подход. Уголовно-социологические теории преступности: теория обучения, теория дифференциальной ассоциации, теория контроля, социальной связи, теория стигматизации. История развития криминологии в России: основные этапы, хронологические рамки, важнейшие представители.


Тема 3. Преступность и её основные характеристики

Понятие преступности и его генезис. Основные признаки преступности, ее социальная обусловленность и историческая изменчивость. Преступность как социальное и правовое явление. Преступление и преступность, их соотношение.

Количественные и качественные характеристики преступности. Состояние, уровень преступности, коэффициенты преступной интенсивности и активности. Динамика преступности и факторы, влияющие на нее. Структура, «цена» и характер преступности. Территориальные различия в преступности («география» преступности). Социально-демографическая характеристика преступности. Группы наиболее опасных и распространенных преступлений.

Латентная преступность, ее виды, методы оценки.

Социальные последствия преступности.

Сравнительная характеристика состояния преступности в России и зарубежных странах.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Международные криминологические учреждения. Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.


Тема 4. Причины преступности

Понятие криминологической детерминации. Классификация причин и условий преступности. Объективные и субъективные факторы преступности. Причины различных видов преступности. Причины и условия конкретного преступления. Основные концепции причин преступности и борьбы с нею.

Влияние социальных конфликтов на экономической, политической и иной почве на преступность. Национализм и преступления против государства и безопасности личности. Межгрупповые и межличностные отношения (конфликты) как причины насильственных, корыстных бытовых преступлений.

Политическая преступность ее формы. Преступление против общественной безопасности: геноцид, терроризм, захват заложников.

Нравственные принципы развития общества и преступность. Условия, способствующие совершению преступлений.

Преступность и совершенствование законодательной базы борьбы с ней. Недостатки в деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.


Тема 5. Личность преступника

Понятие личности преступника. Задачи ее изучения. Личность преступника, криминогенная личность, субъект преступления: их соотношение. Соотношение биологического и социального в личности преступника. Социализация личности и правонарушающее поведение. Психологические особенности криминальной личности. Роль психологических аномалий личности при совершении преступления.

Криминологическая характеристика личности преступника и ее структура. Социально-демографическая характеристика (пол, возраст, социальное положение, образование, профессия, место проживания и др.). Потребностно - мотивационная сфера личности преступника. Характеристика ценностно-нормативной ориентации.

Типология личности преступника и классификация преступников. Критерии типологии по содержанию мотивации преступного поведения и социальному генезису становления личности на преступный путь. Значение типологии личности преступника и классификации преступников для криминологической профилактики.

Основные направления, объем, пределы и способы изучения личности преступников.


Тема 6. Механизм совершения конкретного преступления

Понятие и классификация причин и условий индивидуального преступного поведения. Их соотношение и взаимосвязь с общими причинами преступности. Психологический механизм совершения конкретного преступления. Роль потребностей, интересов, мотивов и целей, антиобщественных привычек и взглядов в генезисе индивидуального преступного поведения, их связь с условиями нравственного формирования личности и конкретной ситуацией совершения преступления.

Преступление - результат взаимодействия личностных свойств индивида и конкретной жизненной ситуации. Объективное содержание и субъективное значение ситуации. Влияние социальных и психологических особенностей преступника на восприятие ситуации и поведение в ней. Повод к совершению преступления и его криминогенное значение.

Виктимология - учение о потерпевшем и его поведении. Виктимность и виктимизация. Виктимогенные ситуации. Направления и особенности виктимологической профилактики.


Тема 7. Организация и методика криминологических исследований

Задачи, основные направления и виды криминологических исследований. Изучение преступности - необходимое условие эффективного и научного обоснованного ее предупреждения. Теоретические основы изучения преступности, ее причин и личности преступника. Объекты криминологического исследования. Комплексные, целевые программы исследования преступности.

Методика организации исследования. Составление плана - программы. Подготовительный этап исследования. Пилотажное исследование. Сбор и обработка эмпирического материала. Источники и требования, предъявляемые к криминологической информации: полнота, достоверность, своевременность.

Методы криминологических исследований: изучение материалов уголовных дел, статистики и других документов, опрос, интервью, анкетирование, наблюдение, эксперимент и др.

Анализ результатов, их использование в практической деятельности по борьбе с преступностью.

Изучение и предупреждение преступности на отдельном объекте, в районе, области. Особенности методики конкретно-криминологических исследований. Анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений.


Тема 8. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

Понятие криминологического прогнозирования и криминологического прогноза. Задачи и практическая значимость криминологического прогнозирования. Условия научности и достоверности криминологического прогнозирования. Виды криминологических прогнозов.

Прогнозирование преступности и его основные методы. Опыт прогнозирования преступности: проблемы и перспективы.

Прогнозирование индивидуального преступного поведения, его теоретические предпосылки и значение для криминологической профилактики. Методы прогнозирования индивидуального поведения.

Понятие планирования и программирования борьбы с преступностью. Федеральные целевые программы, имеющие криминологическое значение.


Тема 9. Предупреждение преступности

Теория предупреждения преступности: становление, предмет и структура. Система предупреждения преступлений и ее функции: регулятивная, охранительная, воспитательная. Общесоциальная, специальная и индивидуальная профилактика преступности. Классификация субъектов профилактики преступлений. Меры профилактического воздействия и их виды. Формы профилактики. Предупреждение преступлений, осуществляемое субъектами индивидуальной профилактики (семья, производственные и учебные коллективы).

Организационные, социально-экономические, правовые основы предупреждения преступлений. Содержание законов и нормативных актов Российской Федерации, регулирующих деятельность субъектов профилактики преступлений. Концептуальные положения Основ государственной политики борьбы с преступностью.


Тема 10. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против собственности

Понятие и классификация преступлений против собственности. Их состояние, уровень, структура, динамика. Корыстные преступления без признаков насилия. Корыстно-насильственные преступления против собственности. Особенности криминологической характеристики лиц, совершающих кражи, грабежи, разбойные нападения, вымогательства, угоны транспорта, присвоения и растраты. Влияние уровня латентности на регистрируемые показатели различных преступлений против собственности.

Детерминанты преступлений против собственности. Группы общесоциальных причин и условий; политических, экономических, культурных. Региональные особенности криминогенных факторов данных преступлений: дифференциация населения, роль СМИ, деятельность правоохранительных органов, миграция населения. Влияние различных элементов микросреды на формирование личности корыстного преступника.

Система профилактики преступлений против собственности. Субъекты предупреждения данных преступлений: государственные ведомства, правоохранительные органы, частные институты, общественные формирования.


Тема 11. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности

Особенности социально-правовой оценки преступлений в сфере экономики. Их классификация. Современное состояние и тенденции экономической преступности.

Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности. Уровень латентности отдельных видов преступлений экономической направленности.

«Беловоротничковая» преступность в России и за рубежом. Характеристика лиц, совершающих преступления в сфере экономической деятельности. Данные уголовной статистики о состоянии и структуре преступлений экономической направленности.

Стратегия предупреждения преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности. Соответствующие разделы Федеральных целевых программ по усилению борьбы с преступностью. Защита экономической безопасности государства; частной, муниципальной, государственной и иных видов собственности в кредитно-финансовой сфере. Меры по недопущению легализации преступных доходов. Профилактические обязанности и меры управлений по борьбе с организованной преступностью и подразделений по борьбе с экономическими преступлениями. Основные направления совершенствования профилактики преступлений в сфере экономической деятельности.


Тема 12. Криминологическая характеристика и профилактика насильственных преступлений

Насилие как объединяющий признак преступлений данной группы. Их состояние, уровень, структура и динамика. Насильственные преступления: против личности; совершаемые в сфере экономической деятельности; против общественного порядка и общественной безопасности; посягающие на основы конституционного строя и безопасное государство: направленные против правосудия и порядка управления против мира и безопасности человечества. Тенденции насильственной преступности на рубеже веков.

Особенности характеристики насильственного преступника. Типология и классификация личности насильственного преступника.

Основные направления предупреждения насильственных преступлений: профилактика рецидива; меры правового характера в отношении бытовых правонарушителей; переориентация СМИ; обеспечение неотвратимости ответственности; нейтрализация причин агрессии; развитие службы психологической коррекции. Специфика их осуществления.


Тема 13. Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной и профессиональной преступности

Определения рецидива и профессионализма преступной деятельности в юридической литературе. Рецидив уголовно-правовой криминологический, пенитенциарный. Криминологическая и уголовно-правовая классификация видов рецидива преступлений. Криминологические показатели рецидивной и профессиональной преступности. Значение данных уголовной статистики о судимости. Показатели рецидива в структуре отдельных видов и групп преступлений. Коэффициент судимости. Особенности личности типичного представителя криминального профессионализма: взаимоотношения с окружающими, оценки различных действий, отношение к нормам и предписаниям, ценностные ориентации. Криминальная субкультура. Выбор и приобретение преступной квалификации.

Детерминанты рецидивной и профессиональной преступности.

Специфика предупреждения рецидивной и профессиональной преступности. Комплекс мероприятий, направленных на предупреждение рецидивной и профессиональной преступности, в федеральных и региональных программах по усилению борьбы с преступностью.


Тема 14 . Криминологическая характеристика и профилактика групповой и организованной преступности

Понятие групповой и организованной преступности. Их уголовно-правовые и криминологические признаки. Степень общественной опасности преступных групп и сообществ. Виды групп соучастников преступления. Уровни организованной преступности: комбинации основных и дополнительных (факультативных) признаков. Распределение сфер преступного влияния. Организованная преступность и коррупция.

Количественные и качественные показатели групповой и организованной преступности. Уровень латентности преступлений, совершаемых группами лиц, организациями, объединениями, сообществами. Особенности характеристики личности членов и руководителей таких формирований. Тенденции групповой и организованной преступности.

Причины и условия организованной преступности. Особенности предупреждения групповой и организованной преступности.

Целевые и комплексные программы борьбы с преступностью.

Проблемы обеспечения адекватности мер профилактики.

Субъекты, противодействующие организованной преступности. Перспективы совершенствования мер предупреждения групповой и организованной преступности.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью (группой и организованной).


Тема 15. Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних и молодёжи

Понятие преступности несовершеннолетних и молодежи

Состояние, уровень, структура и динамика преступности несовершеннолетних. Особенности преступлений, совершаемых подростками. Неформальные группы молодежи с антиобщественной направленностью поведения.

Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников по признакам пола, возраста, места проживания и рода занятий. Возрастные особенности психики несовершеннолетних и их криминологическое значение. Особенности мотивации преступлений несовершеннолетних.

Классификация несовершеннолетних преступников. Преступность несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями.

Причины и условия преступности несовершеннолетних. Криминогенные факторы бытового окружения и сферы досуга, отрицательное влияние на несовершеннолетних со стороны ранее судимых. Предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи. Виктимологическая профилактика.

Проблемы создания ювенальной юстиции.


Тема 16. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых по неосторожности

Понятие неосторожной преступности, ее социологическая и правовая оценка. Общественная опасность и социальные последствия неосторожной преступности. Проблема криминализации и декриминализации неосторожных деяний.

Виды неосторожной преступности (бытовая, техническая, профессиональная, должностная). Основные показатели неосторожной преступности. Криминологическая характеристика лиц, совершающих неосторожные преступления.

Виды и роль внешней ситуации в совершении неосторожных преступлений. Предупреждение неосторожных преступлений.

Место и роль органов внутренних дел по профилактике неосторожных преступлений. Прогнозирование неосторожной преступности.

Дорожно-транспортные преступления как один из наиболее распространенных видов неосторожных преступлений. Криминологическая характеристика лиц, совершающих дорожно-транспортные преступления. Причины и условия дорожно-транспортных преступлений и основные направления их предупреждения.


Тема 17. Криминологическая характеристика негативных социальных явлений, связанных с преступностью

Общественно-политическая оценка проституции, пьянства, алкоголизма и наркомании, их последствий. Пьянство и неблагоприятное нравственное формирование личности. Провоцирующее и детерминирующее значение алкоголя в преступном поведении личности.

Антиобщественное поведение групп лиц, злоупотребляющих спиртными напитками.

Наркотизм как предвестник национальной катастрофы. Противодействие распространению наркотизма в подростково - молодежной среде. Профилактика как основное направление борьбы с проституцией, с пьянством и алкоголизмом.


Заключение

Основная задача вуза - “научить учиться”. В ходе обучения в вузе студент, занимаясь самовоспитанием, должен прежде всего выработать у себя умение действовать и работать самостоятельно, проявляя при этом упорное и настойчивое желание овладеть знаниями, закаляя свою силу воли, умело организуя свой труд.

Настоящие рекомендации включили в себя некоторые советы, по изучению материала, даны рекомендации по подготовке к экзамену, варианты как организовать работу студента в направлении создания собственной системы самостоятельной, активной самоподготовки, ибо заложенные сегодня навыки - это залог успешной профессиональной деятельности выпускника юридического факультета в будущем. Юрист высокого класса, профессионал немыслим без каждодневного самостоятельного труда.

Авторы видят свою задачу в донесении этой истины до каждого студента юридического факультета.


следующая страница >>