uzluga.ru
добавить свой файл
1
Урок 38. **Возвышение Македонии. Походы Александра Македонского

Тип урока:

урок изучения нового материала, проводится в традиционном режиме с компьютерной поддержкой.

Средства обучения:

  1. ПР «Возвышение Македонии. Александр Македонский».

  2. Рабочая книга «Я и история».

  3. Словари: «Исторические личности», Военно-исторический.

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представления:
    а) о причинах возвышения Македонии,
    б) о предпосылках потери Грецией независимости,
    в) о важнейших результатах походов Александра Македонского на Восток;

  • продолжить развитие умений устанавливать причины и последствия исторических событий, описывать ход военных действий, извлекать и элементарно анализировать информацию анимированных объектов компьютерной презентации.

План урока:

  1. Возвышение Македонии.

  2. Поход Александра на Восток.

  3. Держава Александра Македонского и ее распад.

Дифференциация обучения:

Адресные задания (К), (Б), (П) уровня сложности.

Основные понятия:

македонская фаланга.

Особенности урока:

Основные отрабатываемые умения: умение устанавливать причины и последствия исторических событий, умение описывать ход военных действий, умение извлекать информацию из анимированных объектов компьютерной презентации, умение выступать с устным сообщением.

Подготовка к уроку:

Консультации учеников проектной группы «Человек в истории» по подготовке сообщений, возможные темы сообщений: «Филипп Македонский», «Демокрит», «Детство Александра Македонского». Консультации учеников проектной группы «Животные в истории Древнего мира» (возможны сообщения о животных, которых использовали в войске Александра Македонского, о любимом коне Александра Буцефале) и группы «Страницы военной истории» («Войско Александра Македонского», возможны сообщения о различных сражениях, в которых участвовал Александр). Для иллюстрации сообщений учащихся можно использовать соответствующие слайды компьютерной презентации.



Проведение урока. Для просмотра презентации скопируйте в адресную строку браузера и перейдите по ссылке http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f736c409-fc74-4aac-b78e-8723f018951e/view/

Изучение нового материала.

1. Возвышение Македонии.

После объявления темы и плана урока ученики на основе данных презентации выясняют местоположение Македонии (К), устанавливают причины возвышения государства (Б). Далее с помощью заданий компьютерной презентации организуется самостоятельная работа школьников с учебными рисунками для изучения вопросов об организации македонского войска. Ученики устанавливают, что македонское войско, так же как и греческое, состояло из пехоты и конницы. Учитель сообщает, что македоняне строились фалангой, но в ней было уже не 6–9 рядов воинов, как у греков, а 16 рядов, в результате чего войско было более сильным. Кроме того, пехотинцы македонской фаланги имели копья длиной в 6 метров, которые они клали на плечи впереди стоящих воинов, поэтому у македонян одновременно в бой вступали первые шесть рядов фаланги.

Вопрос о подчинении Греции Македонией рассматривается путем изучения учащимися анимированной карты, на этой основе школьники узнают о битве при Херонее и завоевании греческих полисов Македонией. Одна из причин потери Грецией независимости (разобщенность греков) устанавливается учащимися самостоятельно с помощью карты. В сильном классе учитель может расширить знания о причинах покорения Греции, сообщив о 30-летнем соперничестве между Афинами и Спартой, которое не привело к победе ни одной из сторон, о последовавшем разорении земледельцев и ремесленников, об острой борьбе в Греции между богатыми и бедными.

При демонстрации кадра со скульптурным портретом Александра Македонского ученики работают с датами его жизни. С опорой на иллюстрации презентации, в том числе, расположенные в гиперссылках, а также на кадры из художественного фильма учитель или ученик готовит сообщение о детстве и начале правления Александра Македонского.

Справка для учителя: В гиперссылке представлено изображение скульптуры «Бдение Александра» М. И. Козловского, где молодой Александр тренирует свою волю – он борется со сном, держа в руке медный шар. Когда сон берт верх, шар с шумом падает в медный сосуд и будит Александра.

2. Поход Александра на Восток.

Изучение похода Александра Македонского на Восток начинается с актуализации знаний учащихся о способе изучения военно-исторических событий – им предлагается ответить на вопрос: «По какому плану следует изучать поход Александра Македонского на Восток?» (Б). Важно, чтобы школьники вспомнили не только содержание плана изучения войны, но и правильную последовательность этапов изучения подобных событий (причины походов Александра, ход военных действий, итоги похода).

На основе высказываний Плутарха учитель организует работу учащихся по установлению причин походов Александра. Далее рассматривается подготовка Александра к походу на Восток.

С помощью анимированной карты учащиеся извлекают информацию о ходе военных действий. Учителю необходимо обратить внимание на определение этапов Восточного похода Александра. Кадры презентации позволяют учителю (при наличии времени) организовать работу школьников и с материалами гиперссылок, например с фрагментом фильма «Александр в Вавилоне». На этом этапе урока возможно прослушать сообщения учащихся («Войско Александра Македонского», др.).

Дополнительные сведения для учителя: еще до похода на Восток Александр совершил поход на Грецию, чтобы подавить антимакедонские выступления. Будучи в Греции, Александр попал в Дельфы и решил узнать предсказание дельфийского оракула о своей судьбе, но прорицательница отказалась идти в храм Аполлона (в эти дни не разрешалось совершать предсказания). Тогда Александр приказал схватить ее и привести в храм. Пифия, увидев его, воскликнула: «Ты непобедим, сынок!» Именно это и хотел услышать Александр, он сразу же отпустил Пифию.

В начале похода на Восток, когда войска Александра переправились через пролив Геллеспонт, македоняне оказались у реки Граник. Умудренные опытом полководцы советовали молодому Александру не предпринимать немедленной переправы через Граник, что, по их мнению, могло привести к поражению. Но Александр будто бы ответил: «Стыдно нам, преодолевшим Геллеспонт, бояться этого ручейка». Как известно, сражение у Граника было выиграно войсками Александра.

В сражении у Гавгамел можно выделить три этапа. 1-й – атака персидских колесниц, к колесам которых были приспособлены косы. Но македонская пехота вовремя расступилась, и персидские колесницы промчались, не нанося вреда македонянам. 2-й – атака конницы под руководством Александра – конница клином ударила по персам, прорвала их ряды и направила удар по войскам, где находился сам Дарий. Дарий бежал с поля боя. 3-й этап – атака македонской фаланги, после чего персы обратились в бегство.

3. Держава Александра Македонского и ее распад.

С помощью кадров с изображением карт учащиеся по вопросам презентации устанавливают главный итог завоеваний Александра Македонского – образование его державы. Важно акцентировать внимание школьников на том, что огромная держава Александра Македонского существовала только при его жизни и только благодаря силе и авторитету самого Александра. Организуется беседа о характере правления Александра и о факте распада его державы..

Справка для учителя: Греко-македонские государства просуществовали в Восточном Средиземноморье до римских завоеваний II–I вв. до н. э. В новые города, основанные на Востоке, переселялось большое количество греков и македонян, происходило смешение их с местным населением, что в итоге способствовало экономическому и культурному подъему в этих государствах.

Закрепление изученного материала.

Проводится с помощью вопросов компьютерной презентации.

Домашнее задание.

Учитель дает задание на закрепление материала темы по учебнику, а также предлагает учащимся выполнить задания к уроку в рабочей книге «Я и история».