uzluga.ru
добавить свой файл
Открытый урок по музыке в 5 классе по теме

« Природа и Родина в музыке»

Цель урока: Закрепление темы «Природа и музыка», «Родина и музыка»


План урока.

Оформление урока:

1.На доске написана тема урока и эпиграф – « Как прекрасен этот мир, посмотри»,

2.Фотовыставка «Моя Мереть» (9 фотоснимков);

3.Музыкальный центр и фортепиано (аккомпониатор – А.В.Кушнир )


1.Звенит звонок, звучит музыка М. Глинки и М.Балакирева «Жаворонок». На фоне музыки приветствую гостей и детей, приглашаю всех прислушаться к музыке… начинаю разговор:

а) Узнали ли вы произведение? (напеваем вместе слова романса, который мы пели в 4 классе: Между небом и землей песня раздается…),

б) Что стало с музыкой этого спокойного нежного романса?

в) Какие появились новые интонации?

г) Что изменилось вместе с ними?..

Да – настроение, да – картинки, да – вместо одного грустного жаворонка мы услышали и увидели целую стаю птиц, весело летающих то вверх, то вниз, восторженно щебечущих птиц, потому что светит солнце, чистое ясное небо, цветущие поля, простор, тепло и красота!..

2. Вот, когда становится ясно, что композиторы тоже пишут картины, как и художники, но только не красками, а звуками. У них много общего: краски бывают яркие и радостные, и музыка звучит ярко и празднично; краски бывают серые и мрачные, и музыка звучит тоскливо и мрачно. Музыку можно нарисовать, но и картину художника можно озвучить. Но что же отличает музыкальную картину от полотна живописца?.. Вы правы. Прежде всего, любая картина художника есть момент, мгновение, запечатленное на полотне. Это застывшее чувство. А картина у композитора живая. Она движется, меняется, то тихая, то грустная, то радостная, то медленная, а то быстрая, стремительная…


3. Давайте послушаем музыку и постараемся увидеть ее ( звучит 1 часть Шестой симфонии П.Чайковского)… Итак, ваши впечатления. ( Дети говорят, что они себе представили). Собираю воедино все высказывания и добавляю: а вы почувствовали, что композитор не только изобразил природу, красоту, но и выразил свои чувства, свой восторг, свою любовь к природе, к родному краю, к России? Точно так писал русский поэт Игорь Северянин: « О России петь – что стремиться в храм По лесным горам, полевым коврам О России петь – что весну встречать, Что невесту ждать, что утешить мать… Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! - Могущественные слова!.. И не от них ли на опушке Нам распускается листва?!»


4. А ведь мы с вами живем в России, в сибирском крае, в самом центре страны. И какие же красоты окружают нас вокруг! Вот вглядитесь в эти снимки. Узнаете? Это наше село, наша Мереть.

Мы любим ее, мы поем о ней:

«Пою тебе, село Мереть,

Родным лесам, родным полям,

Разливам рек хочу я петь,

Люблю тебя, село Мереть!».

Теперь предлагаю вам спеть песню, которую мы выучили на прошлом уроке - «Как прекрасен этот мир, посмотри». Она созвучна с темой нашего урока. Напоминаю правила пения: сидеть прямо, следить за певческим дыханием , слушать музыку и друг друга, петь красиво…

Но сначала выразительно проговорим слова песни:


«Ты проснешься на рассвете,

Мы с тобою вместе встретим День рождения зари,

Как прекрасен этот мир, посмотри!

Ты не можешь не заметить, -

Соловьи живут на свете и простые сизари.

Как прекрасен этот мир, посмотри!

Ты взглянула, и минуты остановлены как - будто,

Как росинки их бери. Как прекрасен этот мир, посмотри!»…


Споем ее дважды, приглашая гостей спеть с нами... Молодцы!

5. Так что же такое музыка?

Читаю стихи:

Музыка – это птиц щебетанье,

Музыка – осенний листопад,

Музыка – это минута молчания,

Музыка – зимний ласковый снегопад;


Природа и край родной едины,

Цветет ли луг иль ручеек журчит.

Они для нас так искренне любимы,

О них поем, в них музыка звучит).

На этом наш урок окончен.

Я благодарю всех ребят и гостей за участие в уроке.

По желанию ребят мы подготовили для гостей сюрприз.

В исполнении хора прозвучит песня З.Бляхера « Об учителе»:


Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

ни Шекспира, ни Коперника

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли б в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам очень дорого

Имя нашего учителя!