uzluga.ru
добавить свой файл
1
АВТОР:

учитель музыки МОУ «Прохоровская гимназия»

ПРОКОПЕНКО ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ

Сценарий

проведения нетрадиционного урока по музыке в третьем классе

по теме «Интонация».

II четверть. Урок № 2.


Тема: Путешествие в страну «Интонация».


Цель: В игровой форме дать общее представление о том, что такое интонация,

какое значение она имеет в музыке. Раскрыть смысл понятий: «Ритм»,

«Темп», «Тембр», «Динамика», «Мелодия», «Выразительность» и

«Изобразительность».

Тип урока: Урок-путешествие.


Задачи: * На основе личностного ориентирования развивать музыкально –

ритмические навыки, умение различать высокие и низкие звуки, правильно

интонировать, а так же слышать в музыке выразительность и видеть

изобразительность.

* Воспитывать чувства дружбы, умение прийти на помощь в трудную

минуту, быть смелыми и не бояться трудностей.


Оборудование: фортепиано, система мультимидийного изображения, плакат с

музыкальными терминами, шесть конвертов с заданиями, три

шкатулки, красные, зелёные и синие нотки (по 20 штук), сборник

«Песенник октябрёнка», большой ковёр, магнитофон, аудиозапись

произведений П. И. Чайковского «Октябрь», «Испанский танец»,

«Марш деревянных солдатиков», портрет П. И. Чайковского.


Содержание урока:

  1. Оргмомент.

  2. Введение в тему урока.

  3. Изучение новой темы.

  4. Итог урока.

  5. Релаксация.

  6. Выход из класса.


Ход урока.


Посреди класса находится ковёр. Вокруг него полукругом расположены стулья.


1. Организационный момент.

Слайд № 1. Дети входят в класс под музыку песни «Чижик – пыжик и Зойка».

Музыкальное приветствие:


Учитель: Здравствуйте ребята!

Дети: Добрый день!


2. Введение в тему.


Учитель: Дорогие ребята! Я принц Гармонии. Я прилетел к вам из страны

Интонация. Нет, нет, не пытайтесь найти эту страну на карте мира – её там

просто нет. Моя страна находится на другой карте – на карте музыкальной

планеты.


Слайд № 2. Карта музыкальной планеты, на которой изображены страны:

Танцевальная, Маршевая, Песенная, Инструментальная.


Учитель: Страна «Интонация» находится в самом центре музыкальной планеты.

Вокруг неё расположено множество других музыкальных стран: танцевальная,

песенная, маршевая, инструментальная. Все эти страны взаимосвязаны между

собой. Они не могут существовать отдельно друг от друга, потому что музыка

– это единое целое. А основой, т. е. фундаментом этого единого целого

является интонация.


Учитель исполняет песню «Страна Интонация» на мелодию песни «Учат в школе».


Вы послушайте, друзья

Есть волшебная страна

«Интонация» название столицы.

Музыкальная страна

И ритмична и нежна

И над нею всюду вьются песни – птицы.


Вместе мы в страну пойдём,

Тихо – громко пропоём

То высоким голосом, то очень низким

И веселье и печаль

Над страной несутся вдаль

В «Интонацию» пойдём путём не близким.


Там деревья и цветы

Необычной красоты

И на каждой ветке нотки вырастают

Реки музыки журчат

И мелодии звучат

И ключом скрипичным двери открывают.


Учитель: Ребята! А что вы знаете об «интонации»?

Дети: Это правильное и выразительное произношение.


Дети дают свои ответы.

Учитель: Итак, ребята мы выяснили, что интонация – это выразительное произношение.

А что значит выразительно?

Дети: Это когда произносишь слово с выражением.

Учитель: А как это с выражением?

Дети: Значит, громко, чётко, соблюдать знаки препинания, а ещё передавать

характер.

Учитель: Сейчас я проверю, умеете ли вы выразительно произносить выражения.

Вы должны прочитать выражение «Мы хорошие ребята» с интонацией:

- вопросительно

- радостно

- утвердительно

- зло

- мечтательно

- грустно

- гордо


Слайд № 3. Дети произносят выражение с заданной интонацией.

Учитель: Вы очень правильно показали интонацию этого выражения в разговорной

речи и я уверен, что вы на самом деле хорошие ребята. Поскольку у нас с

вами урок музыки, то я вас познакомлю с музыкальной интонацией.

Слайд № 4. На экране появляется карта «Страна Интонация».

Учитель: В этой стране живут мои лучшие друзья: Ритм, Темп, Тембр, Динамика,

Мелодия, Выразительность и Изобразительность.


Слайд № 5. Появляется карта «Страна Интонация» с указанием всех видов интонации:

Ритм, Темп, Тембр, Динамика, Мелодия, Выразительность и Изобразительность.


Учитель: Сейчас мы вместе с вами вспомним, что означают эти термины?

Слайд № 6. Учитель вместе с детьми определяет понятие каждого вида интонации.

Ритм показывает в музыке чередование сильных и слабых долей.

Темп определяет скорость музыки – быстро, умеренно, медленно.

Тембр определяет высоту звучания – высокие, средние, низкие звуки.

Динамика нам покажет силу звука – тихое или громкое.

Мелодия - это правильное и красивое сочетание звуков.

Выразительность – выражает чувства, внутреннее, душевное состояние.

Изобразительность – изображает и показывает музыку.


Что бы познакомиться с моими друзьями поближе, я приглашаю вас

отправиться со мной на бал, который состоится в стране Интонация сегодня.

На это торжество приглашаются все жители музыкальной планеты и все те,

кто любит и понимает музыку.

Я очень надеюсь, что вы все очень любите петь, танцевать и слушать музыку,

поэтому мы прямо сейчас отправляемся на бал в страну Интонация.

Вот только на чём мы можем туда отправиться?

Ответы детей.


Учитель: А я предлагаю отправиться в путешествие на ковре – самолёте!

Слушай мою команду! Прошу всех стать в две колонны на центр ковра!

Руки отвести в стороны и немного присесть, чтобы не потерять равновесие.

Внимание! Начинаю отсчёт. Три! Два! Один! Полетели!

Слайды № 7-16.

На экране появляются изображения природы, желательно вид сверху, соответствующий

тексту песни: облака, грозовое небо, океан, море, горы, реки, равнины, и вид земли.

Учитель сопровождает показ исполнением песенки:


На ковре самолёте мы взлетим в облака

Не страшны нам преграды

Наша дружба крепка.

Пусть под нами мелькают

Океаны, моря

Горы, реки, равнины

Так прекрасна земля.


Учитель: Внимание! Наш ковёр – самолёт выполняет посадку в стране Интонация! Всем

пассажирам присесть на корточки и наклонить голову.


Слайд № 17.

В этот момент на экране высвечивается Страна Интонация в чёрно – белом цвете

без названия видов интонации.


Учитель: Ребята! Я ничего не понимаю! Моя страна Интонация приветливая,

яркая и музыкальная. Где мои друзья, где все гости? Здесь что-то не так!

Слайд № 18. Звучит грозная музыка, на фоне которой звучит страшный голос.

На экране возникает изображение замка колдуна Дисгармона.

Я, злой и самый ненавистный колдун Дисгармон. Я похитил, заколдовал и

спрятал за семью замками всех жителей страны Интонация, чтобы они

никогда не мешали мне делать то, что я люблю.

А люблю я беспорядок и грязь в музыке. Что бы освободить жителей

страны Интонация, вам придется пройти семь испытаний. Если вы

будете правильно выполнить все задания, в чём я очень сомневаюсь, вы

будете получить по одному скрипичному ключу, с помощью которого

сможете открывать замки и по очереди освобождать своих друзей.


Слайд № 19. На экране появляется сундук с семью закрытыми замками вокруг.

Слайд № 20. (текст продолжается)


Конверт с первым заданиями спрятан в помещении на самом

большом музыкальном предмете.

Спешите. У вас очень мало времени!


Учитель: Что же делать? Как вы думаете, мы должны вернуться назад или попытаться

освободить моих друзей от злого колдуна Дисгармона?

Дети: Мы должны остаться и освободить друзей от злого колдуна.

Учитель: Но нас ждут очень серьёзные испытания и знания в области музыки.

Вы готовы к таким испытаниям?

Дети: Да.

Учитель: Ребята, вы не запомнили, где должен лежать конверт с первым заданием?

Дети: На самом большом музыкальном предмете.

Учитель: Что же это может быть?

Дети: Это пианино.

Учитель: Как это я сразу не догадаласьдогадался? Какие вы молодцы, что сумели отгадать эту

загадку. Сейчас я открою конверт и прочту первое задание.


Учитель читает текст.


Задание первое.

Вы должны правильно исполнить ритмический рисунок,

который вы видите на экране. После этого вы должны исполнить

его под музыку, ноты которой находятся в этом конверте.


Слайд № 21

На экране высвечивается ритмический рисунок из четырёх коротких и двух длинных долей.


Учитель: Ребята, вспомним, что такое ритм?

Дети: Это чередование сильных и слабых звуков.

Учитель: Короткие палочки – это короткий звук, длинные палочки – это длинный звук.


Дети вместе с учителем исполняют ритмический рисунок сначала руками, затем чередуют:

ногами отбивают короткие звуки, а ладонями длинные.

Затем под мелодию песни «Чижик пыжик и Зойка отбивают заданный ритм.


Учитель: Ребята, я уверен, что мы правильно выполнили первое задание.


Слайд № 22.

На экране вокруг сундука появляется скрипичный ключ и открытый 1 замок.


Дети: Ура! Мы правильно выполнили первое задание.

Учитель: Я думаю, что расслабляться рано, ведь у нас впереди ещё шесть заданий.


Читает текст из первого послания.


Конверт со вторым заданием находится под тем предметом,

на котором вы прилетели в страну «Интонация».


Дети: Под ковром – самолётом!

Учитель: Конечно же, под ковром – самолётом!

Дети достают конверт со вторым заданием и кто – нибудь из детей читает:


Второе задание.

Вы должны правильно определить и показать темпы музыкальных

фрагментов, который я вам высылаю.


Учитель: Ребята, вспоминаем, что такое темп?

Дети: Это скорость в музыке.

Учитель: С какими темпами мы знакомы?

Дети: Быстрый, умеренный и медленный.

Учитель: Я буду играть музыкальные отрывки, а вы будете определять темп. Если

музыка быстрая – вы выполняете подскоки, если музыка умеренная – вы

выполняете приседания, ну а если музыка медленная – тогда вы

покачиваетесь из стороны в сторону.


Учитель играет музыкальные фрагменты с различным темпом: быстрая полька,

медленный вальс и мелодию песни «Чижик – пыжик и Зойка» - в умеренном темпе.

Дети показывают темп музыки в движении.


Учитель: Я внимательно наблюдал за вами, и думаю, что вы правильно определили

виды темпов. Скажите, а какая мелодия вам была знакома?

Дети: Последняя. Мы слышали её при слушании ритма. Темп умеренный.

Учитель: Молодцы ребята! Вы очень наблюдательны и внимательны. Посмотрим,

добыли ли мы ещё один ключ?


Слайд № 23.

На экране высвечивается сундук с двумя скрипичными ключами и 2 открытыми замками.

Дети радуются.

Учитель берёт второе письмо и читает текст:


Конверт с третьим заданием находится рядом с великим русским композитором, который написал балеты: «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Учитель: Ребята, что это за композитор?

Дети: Пётр Ильич Чайковский.


Дети находят конверт и читают следующее задание.


Третье задание:

Прослушайте музыкальные фрагменты и определите название

ведущих инструментов и их тембр.


Учитель: Ребята! Это задание немного посложнее, но мы обязательно справимся с ним.

Вспомним, что такое тембр?

Дети: Это звуки разной высоты. Они бывают низкими, средними и высокими.


Дети вместе с учителем слушают фрагменты произведений.

Звучат отрывки из произведений П. И. Чайковского: «Испанский танец»,

«Марш деревянных солдатиков»,

Определяют название инструментов и их тембр.

Учитель: Ребята! А какие инструменты звучат низким тембром?

Дети: Барабан, контрабас.

Учитель: А какие инструменты звучат высоким тембром?

Дети: Скрипки, колокольчики, труба.

Учитель: А на каком инструменте можно показать и низкие и средние и высокие ноты?

Дети: На пианино.

Учитель: Я считаю, что мы с отличием справились с этим заданием.

Но посмотрим, понравится ли наш ответ злому колдуну?


Слайд № 24.

На экране высвечивается сундук с тремя ключами и открытыми замками.


Учитель: Мне не терпится приступить к выполнению четвёртого задания.


Учитель читает в третьем письме следующее задание:

Четвёртое задание находится на том месте, где расположен дом с нотами


Дети: На нотоносце


Учитель читает задание № 4.


Четвёртое задание.

Вы должны красиво и правильно исполнить мелодию песни

«Чижик-пыжик и Зойка»


Учитель: Ребята, с этой песней мы познакомились на прошлом уроке. Сейчас мы

немного распоёмся, а затем вспомним и чисто исполним мелодию песни.

Дети делают небольшие упражнения на дыхание, артикуляционные упражнения,

Повторяют и исполняют мелодию песни «Чижик пыжик и Зойка».


Слайд № 25. На экране появляется текст с песней.


Учитель: Я надеюсь, что мы справились с этим сложным заданием.


Слайд № 26.

На экране появляется сундук с четырьмя ключами и четырьмя открытыми замками.

Учитель читает в четвёртом конверте.

Конверт с пятым заданием находится там, где собрано огромное количество

музыкальных произведений.


Дети: Это фонотека.


Дети или учитель читает задание №5.

Задание пятое.

Показать в движении усиление и ослабление музыки.


Учитель: Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, как в музыке

называется усиление или ослабление звука?

Дети: Это - динамика Она бывает тихой, громкой, очень громкой, очень

тихой.

Учитель: А сейчас мы покажем это движениями. Когда звук тихий – руки находятся

внизу, когда громкий звук – руки поднимаются вверх.


Учитель играет мелодию с контрастной динамикой – дети выполняют движения.


Учитель: Теперь мы попробуем показать постепенное усиление и ослабление звука.

Класс делится на равное количество учащихся. Первая половина под тихую

музыку движется навстречу второй, постепенно поднимая руки при усилении

звука, затем отходит назад, естественно постепенно опуская руки с

уменьшением звука. Вторая половина класса выполняет тоже самое.


Учитель: Давайте посмотрим на экран и узнаем, правильно ли мы показали динамику.


Слайд № 27.

На экране высвечивается сундук с пятью ключам и пятью открытыми замками.

Учитель читает, где можно найти конверт с шестым заданием.


Конверт с шестым заданием находится

в самом «зелённом», красивом уголке.

Дети: Это возле цветов.


Учитель просит ученика прочитать шестое задание.


Задание шестое.

Вы должны выразительно исполнить песню «Чижик-пыжик и Зойка».


Учитель: Ребята! Это самое сложное задание из всех заданий. Мы разучили

текст песни и мелодию, а теперь это всё надо собрать в единое целое и

исполнить выразительно, соблюдая все законы интонации.

Слайд № 28.

На экране высвечивается текст песни.

Дети делятся на две группы: одна – группа чижики-пыжики, вторая группа – Зойки.

Исполняют выразительно песню.

Учитель: Ребята! А кто мне скажет, какие интонации нам встретились в этой песне?

Дети: Вопросительные, интонации грусти, обиды, возмущение, диалог.

Учитель: Молодцы, ребята! Мы с вами выучили и выразительно исполнили песню,

которая называется «Чижик пыжик и Зойка».

Вам понравилась эта песня? Мне очень понравилось, как вы исполнили

эту песню, и надеюсь, что мы справились с этим сложным заданием.

Давайте посмотрим на экран и узнаем, открылся ли шестой замок.


Слайд № 29. На экране высвечивается слайд с шестью открытыми замками.


Учитель: Нам осталось выполнить самое последние задание, и тогда все жители

страна интонация вернуться в свой город.


Учитель в шестом письме читает последнее задание:


Конверт с последним заданием находится там,

где собраны музыкальные понятия!


Дети: Это музыкальное дерево!


Дети читают задание № 7.

Задание седьмое.


Прослушайте музыкальное произведение и постарайтесь определить, какое

время года « нарисовал» композитор? Почему вы так решили? Подберите к

прослушанному произведению картину.


Учитель: Ребята вы сейчас внимательно прослушайте произведение и постарайтесь

мысленно вообразить, какое время года хотел показать композитор?


Дети слушают «Октябрь» П. И. Чайковского.


Учитель: Какое же время года хотел показать нам композитор?


Ответы детей, все приходят к выводу, что это осень.

Учитель: Почему вы считаете, что осень? Какая музыка по настроению, темпу,

динамике?


Ответы детей.


Учитель: А сейчас посмотрите внимательно на эти фотографии и скажите, какая из них

подходит к нашему произведению?


Слайд № 30.

На экране появляются слайды с изображением осени, лета, зимы и весны.

Дети определяют принадлежность одной из фотографий к прослушанному произведению.


Учитель: Ребята, вы правильно определили время года – это осень. Автор этого

замечательного музыкального произведения П. И. Чайковский – великий

русский композитор.

Слайд № 31. На экране появляется большое изображение осеннего пейзажа,

на фоне которого расположен портрет П. И. Чайковского.


Учитель: Нет сомнений, что вы правильно выполнили это задание.


Слайд № 32-33.

На экране появляется слайд с семью ключами и открытыми замками,

и цветное изображение страны Интонации.


Учитель: Ну, что ж ребята, вы просто молодцы! Вы помогли освободить жителей

страны Интонация от злого колдуна Дисгармона, и тем самым разрушили его

страшное царство.


Слайд № 34.

На экране высвечивается слайд с руинами царства злого колдуна Дисгармона.


Учитель: И наша страна интонация вновь приобрела прежний вид.

Слайд № 35.


А сейчас я приглашаю вас на бал потанцевать танец, который называется

«Буги-вуги».


Дети вместе с учителем исполняют танец «Буги-вуги».

Учитель: Ну что ж ребята, пора возвращаться домой. Займите свои места на ковре –

самолёте, и, полетели.


Слайды № 36-43.

Звучит песенка, на экране на каждую строчку песни появляются виды земли.


Учитель: Вот и подошло к концу наше необычное путешествие в страну Интонацию.

Я надеюсь, что оно вам понравилось, что вы узнали много интересного в

области музыки, и теперь можете применять эти знания на уроках.

В память о нашей с вами встрече, я хочу подарить вам диск с детскими

песнями.

Сегодня вы все получаете оценку «отлично». А вот какую оценку вы

поставите мне, я узнаю по вашему настроению.

Выходя из класса, положите в эти корзинки - отличное настроение, в

эту – хорошее, ну а если плохое, тогда оставьте его в этой шкатулке.


Дети под музыку выходят из класса и наполняют шкатулки нотками:

красные – отличное, зелёные – хорошее, синие – плохое.