uzluga.ru
добавить свой файл
1
Упражнения, 
направленные на развитие 
устойчивости к стрессу


Каждое упражнение необходимо повторять пять - десять раз. Перед упражнениями дети должны сделать несколько традиционных упражнений для разминки; им очень трудно сразу настроиться на правильное выполнение упражнений на устойчивость к стрессу. Надо убеждать детей в возникающих у них ощущениях. Если они воспримут это, то подключение их физических ощущений будет свидетельствовать о глубине наступающего расслабления и возникновения «вязи ума и тела». Когда руки и/или голова ребёнка как бы «застревают», воспитатель должен подойти к нему, легонько подтолкнуть его или улыбнуться. Перед упражнениями воспитатель настойчиво убеждает детей, что в процессе занятия и после него они будут лучше чувствовать себя, им будет легче дышать, придёт хорошее настроение, спокойствие, но они и сами должны стремиться к этому, стараясь добросовестно выполнять упражнения и предоставляя эти улучшения.

 

Упражнение 1. Расхождение рук 
Руки встряхнуть, опустить, передохнуть. Вытянуть руки вперёд, развести в стороны, опустить. Для большего эффекта от выполнения упражнения детей надо убедить в том, что руки сами отталкиваются друг от друга.

Упражнение 2. Схождение рук 
Руки в стороны, вперёд, опустить. Стараться смотреть на руки, чтобы не потерять контакт с самим собой.

Упражнение 3. Всплывание рук 
Закрыть глаза. Руки поочерёдно поднимать и опускать (выполняется в произвольной для каждого позе). Когда рука начинает «всплывать», возникает масса новых приятных ощущений. В первый раз ощущение возможности «без труда вынуть рыбку из пруда» настолько неожиданное, что вызывает улыбку (об этом можно сказать детям, чтобы они лучше представляли себе это ощущение). Подчеркните, что настроение поднимается от чувства свободы движений, от воображаемой возможности вынуть рыбку из пруда (элементы игры и воображения). Детям нужно запомнить «ниточку», связывающую «волю и руку». Позже, пользуясь этим контактом, можно научиться снимать головную боль, регулировать артериальное давление.

Упражнение 4. Полёт 
Закрыть глаза. Обе руки плавно поднимать, затем опускать (выполняется в произвольной для каждого позе). Воспитатель предлагает детям представить, что они летят, их руки - крылья и они летят высоко - высоко над землёй навстречу тёплому солнцу, а вокруг чистое небо. Предупреждает, что при этом надо дышать свободно. Это чудесное чувство, которого так часто не хватает нам. Это состояние свободы. Хорошо вспомнить о тех чувствах, которые дети испытывали, когда качались на качелях, или о других приятных ощущениях, связанных с радостью и раскрепощённостью (танец, пение). В упражнении развивается чувство внутренней свободы, гармонии, ощущается прилив свежих сил и здоровья. Это истинный праздник души. Об этом надо говорить детям, поддерживая в них приятные ощущения.

 Упражнение 5. Покачивание 
Глаза можно закрыть или оставить открытыми. Тело покачивать то вправо - влево, то вперёд - назад, делать круговые движения. Руки произвольно. При раскачивании путём круговых движений хорошо руки сложить на груди, если это детям удобно, или держать как обычно. Каждому надо найти свой ритм - тогда покачивание станет гармоничным, красивым. Воспитатель предлагает детям несколько ассоциаций: например, представить, что их тело покачивается на волнах, на качелях, в поезде. Воспитатель сопровождает движения детей такими словами: «Попробуйте так. Закиньте голову назад, раскиньте руки, расслабьтесь. Покачивайтесь. Вы не упадёте». После нескольких попыток покачивание возникает естественное. Человек с хорошей внутренней координацией менее других поддается внешним влияниям, обладает самостоятельностью мышления, быстрее других находит выход из сложных ситуаций. Это упражнение особенно полезно детям: оно позволит уберечь их от чужих влияний.

Упражнение 6. Движения головой 
Сидя или стоя, медленно совершать движения головой вправо - влево, вперёд - назад, вверх вниз, вращение по кругу. При выполнении упражнения необходимо найти приятный для себя ритм. Постепенно темп замедляют, а к концу сводят на нет. Если возникают болевые ощущения, то воспитатель должен массировать шею ребёнка в процессе выполнения упражнения. Дети, выполняя эти упражнения, успокаиваются, отвлекаются от своих проблем. В итоге формируется способность контролировать себя без напряжения, одним собственным желанием и в любое время. Необходимо чередовать аутотренинг и указанные упражнения: 15 дней аутотренинг, 15 дней упражнения, месяц перерыв.