uzluga.ru
добавить свой файл
1
Строкова В.И.


ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ LUMEN


Удивительная вещь случай. Порой он доставляет нам радость, удивление, а иногда огорчение и разочарование. Зачастую, он позволяет нам узнать то, чего бы мы сами, без его помощи, не познали бы. Так, благодаря случаю, я открыла для себя творчество неординарной рок-группы LUMEN.

Российская рок-группа начала создаваться в 90-е годы в городе Уфе.Ее инициаторами были Денис Шаханов (барабанщик) и Игорь Мамаев (гитарист). Именно они под впечатлением творчества группы «Кино» решили создать музыкальный коллектив. Сказано – сделано. Первый концерт новоиспеченные рокеры смогли дать в декабрь 1997 г. Свое выступление они посвятили памяти Виктора Цоя. Позднее, на фестивале начинающих команд было придумано и название коллективу. Слегка переделав латинскую пословицу «человек человеку – свет», ребята провозгласили себя LUMEN – «свет». Фестиваль проходил 12 февраля 1998 г. Именно эту дату музыканты считают днем рождения группы.

Однако настоящую популярность коллективу принесла одна из песен сборника «Сид и Нэнси», ставшая радиохитом на волнах «Наше радио». Именно благодаря этой композиции группа получила возможность выступить на фестивале «Чартова Дюжина». Концерт прошел успешно. Это выступление стало переломным в карьере музыкантов.

Начиная с 2002 года, LUMEN выпустили несколько своих альбомов. Самым скандальным получился сборник «Правда?», вышедший в свет в 2007 году. Но, несмотря на все противоречия, которые вызвали песни этого сборника, альбом имел успех. Впрочем, как и остальные работы рок-группы. В чем же секрет успеха молодых рокеров? Чем именно они сумели покорить слушателей и создать свою армию фанатов? Может быть, ключ к успеху кроется в индивидуальном творческом образе группы. Отметим основные особенности композиций.

Во-первых, тексты песен подобны мозаике. Складываясь воедино целое, они создают некий сюжет. Не спорю, что многие (почти все) песни содержат в себе, так сказать, небольшую событийную часть. Но процесс формирования завязки, кульминации и развязки повествования, как правило, происходит на протяжении одной лишь композиции. По-другому обстоит дело с творчествомLUMEN. В данном случае, каждая песня выступает не как самостоятельный, оконченный музыкальный рассказ, а в ролисвязующего звена. Эти звенья, в свою очередь, создают впечатление некого дневника лирического героя.

Наличие в текстах конкретного лица, от которого идет повествование во всех песнях- это вторая особенность текстов. Образ лирического героя также складывается не сразу и обнаружить его невозможно, если прослушана лишь одна или две композиции. Его фигура достаточно яркая, неординарная и многогранная. Лирический герой принадлежит к типу персонажей, которые не будут сидеть молча, если их что-либо не устраивает. Он протестует против безликой, безгласной, все принимающей толпы. Конфликт между лирическим героем и обществом является одной из основных тем песен LUMEN.

К третьей особенности можно причислить то, что композиции музыкального коллектива рассчитаны не на определенную социальную группу – молодежь, как это может показаться в начале, а на абсолютно любого слушателя вне зависимости от возраста. По словам автора песен и вокалиста группы Рустема Булатова, на концертах LUMEN присутствует как подрастающее поколение, так и люди пенсионного возраста. Это говорит о том, что творчество рок-группы актуально и востребовано.

Стоит также отметить, что тексты LUMEN можно отнести к рок - поэзии. А если творчество музыкантов причисляется к поэзии, пускай даже и с интригующей приставкой «рок», то оно заслуживает литературоведческого разбора. Может быть, благодаря глубокому и тщательному анализу песен откроется тайна успеха группы.

Итак, проанализируем два текста, в которых, на мой взгляд, ярче всего отражается основной стиль лирики LUMEN.


«6 миллиардов одиноких людей»

Мы постоянно толкаем друг друга на край./ Превращаясь в слепых на узком мосту./Безымянные пешки нелепой игры/Непонятно зачем, но всегда на посту./Она учит детей, он водит автобус,/Мы играем, ты слышишь – нам вместе теплей,/Но никто не знает, что со всем этим делать – Мы шесть миллиардов одиноких людей./ Отпусти меня земля…/Я хочу быть ветром, я хочу быть птицей/И мне нужно дальше, нужно выше…

Отпусти меня земля…/Слышишь?/Мало кто знает, для чего он живет/Мы боимся признаться в этом друг другу/Мы вообще очень много и часто боимся,/Повторяя все те же ошибки по кругу…/В мире интернета и смс-ок/Мы за nick-ами спрятались – у всех всё о.к!/Но никто не скажет, какая жизнь настоящая./Мы шесть миллиардов одиноких людей./Не нужно жалеть, что так получилось/Жизнь прекрасна и все в наших руках!/Давай сначала поверим, а потом и проверим,/Что эта правда на деле, а не на словах…/Посмотри на друзей и на незнакомых,/На звездное небо – вереницы огней./И может среди шести миллиардов/Станет поменьше одиноких людей./Отпусти меня земля…/Я хочу быть ветром, я хочу быть птицей/И мне нужно дальше, нужно выше…/Отпусти меня земля…/Слышишь?


«Гореть»

Зачем кричать, когда никто не слышит, о чем мы говорим?/Мне кажется, что мы давно не живы – зажглись и потихоньку догорим…/Когда нас много начинается пожар/И города похожи на крематорий и базар/И все привыкли ничего не замечать…/Когда тебя не слышат, для чего кричать?/Мы можем помолчать,/Мы можем петь,/Стоять или бежать,/Но все равно гореть./Огромный синий кит/Порвать не может сеть,/Сдаваться или нет,/Но все равно гореть!/И снова небо замыкает на себя слова и провода/И снова с неба проливается на нас ответы и вода

И если ты вдруг начал что-то понимать/И от прозрений захотелось заорать/Давай, кричи! Но тебя могут не понять-Никто из них не хочет ничего менять…/Ты можем помолчать,/Ты можем петь,/Стоять или бежать,/Но все равно гореть./Огромный синий кит/Порвать не может сеть,/Сдаваться или нет,/Но все равно гореть!


Рассмотрим лексику текстов. Несмотря на то, что в стихах редко встречаются замысловатые иносказания и возвышенные фразы, лексику трудно назвать примитивной, «нищей». Автологичность слов помогает создать яркие и четкие образы. Прямое значение фраз обусловлено тем, что музыканты стремятся к организации доверительной беседы между собой и своими слушателями. Им важнее донести смысл поднимаемой в песнях проблематики, нежели поразить аудиторию пышностью книжных аллегорий. Немало важно то, что лишних слов в текстах нет. Каждое имеет свою особенную лексическую нагрузку и его невозможно убрать либо заменить другим.Даже если это слово из разряда просторечных (например, в песне «Иначе» - «жрать», «пофигизм», «лапать») или нецензурных (песни «Иди в отмах!», «Пока ты спал»). Безусловно, употреблять нецензурную лексику не стоит не только в литературных текстах, но и в повседневной речи. Но все же, когда фразы от Канта и цитаты из «Гёте» не помогают донести до собеседника смысл ваших речей, приходится пользоваться всеми запасами нашего великого и могучего. Облечение некоторых текстов в ненормативную лексику помогает музыкантам донести суть песни до тех индивидуумов, для которых употребление «матов» стало нормой.

Если же рассматривать тексты LUMEN с точки зрения онтологической типологии рок-поэзии по эстетическим признакам, то их можно отнести к так называемой второй ветви рока. Именно поэты этого раздела используют в своем творчестве преимущественно лаконичный, точный, упрощенный в художественном плане язык. Фразы в текстах короткие, но достаточно емкие. Образы, создаваемые в стихотворениях, моносемантичны, т.е. однозначны, конкретны.

Тематика, поднимаемая поэтами второй ветви рок-поэзии, преимущественно имеет характер городской лирики. Но стихотворцам не чужды и «вечные проблемы» - любовь и смерть, судьба и свобода, поэт и время. Однако решаются эти вопросы на бытовом, более простом уровне.

Рассматривая конкретно творчествоLUMEN, необходимо отметить, что ведущие лейтмотивы рок-поэзии – тема смерти и тема любви - в лирики отсутствуют. Вернее, они не являются ключевыми. Безусловно, тематика любовных отношений отражается в песнях. («Не надо снов», «Сид и Ненси», «Другой мир», «Лабиринт»). Однако Любовь в текстах лишена роковых черт. Лирический герой не стремится лишить себя жизни из-за неразделенных чувств. Бесспорно, он переживает, страдает, мучается душевно(«В голове уже туман/ в сердце снова холода/ измотать себя и рухнуть в темноту до утра» - песня «Не надо снов»). Но,несмотря на все волнения, для лирического героя любовь остается светлым, самым сильным чувством в жизни. «В этом мире есть любовь/ все завязано на ней/ Она самый главный смысл/ она мера всех вещей» - заявляет лирический герой в композиции «Другой мир». Отношение к смерти также довольно нестандартное. Смерть воспринимается как нечто собой разумеющееся. Более точно отображает отношение лирического героя к смерти высказывание Вольтера: «При жизни думать о смерти еще рано, а при смерти уже поздно». Лирический герой предпочитает жить сегодняшним днем и он мало задумывается о загробном мире. Хотя в лирикевозможно встретить отголоски могильной темы(«Среди асфальтовых морей, люминесценции огней я видел смерть/ мечтал о ней» - композиция «Мечта»), все же она не является основной. Лирический герой помышляет о смерти лишь в самые безнадежные моменты, да и то лишь на короткое время. Он понимает, что умереть – проще всего. Значит, отступиться от борьбы, избрать путь слабых.

Но если лейтмотивы рок-поэзии отходят на второй план в лирики LUMEN то, что тогда является ее основной тематикой? Главной идеей всего творчества группы становится отражение взаимоотношений в современном обществе. Взаимоотношения не только между людьми, но также между социумом и государством.

Тема государства определяется как одной из ведущих. Лирический герой довольно недвусмысленно выражает свое отношение к действующему политическому аппарату. «Я так люблю свою страну и ненавижу государство» - прямо заявляет он в песни «Государство». Стоит отметить, что песня LUMEN «Государство» хотя и не прозвучала на официальных радио - теле эфирах, на частном канале «Первый Альтернативный» она пользовалась популярностью. Ее чаще, чем остальные песни, заказывали телезрители.

Тематика общественных взаимоотношений в лирике LUMEN также достойна внимания. Проблема одиночества и равнодушия, которые, к сожалению, царят в современном обществе, нашла отражение в песни «6 миллиардов одиноких людей». Парадоксально звучит, на первый взгляд, название этой композиции. 6 миллиардов людей… так много и большинство из нас, по сути, одиноки! В век информационных технологий человечество все чаще переходит в мир виртуальности, заменяет живое общение электронным. По данным ВЦИК, 87% населения проводит свой досуг за компьютером, путешествуя по страницам различных социальных сетей. «В мире интернета и смс-ок /мы за nick-ами спрятались – у всех всё о.к!/ Но никто не скажет, какая жизнь настоящая/ Мы шесть миллиардов одиноких людей» - гласят строчки песни. И они как нельзя точно отражают проблему современного общения.

Однако не только вопрос одиночества освещается в текстах. Одна из острейших проблем в современном государстве - проблема социального неравенства поднимается в лирике. Особенно ярко она отразилась в песнях «Пора орать», «Пока ты спал». Лирический герой без каких-либо преувеличений, довольноживописнои красочно раскрывает слушателю всю остроту вопроса общественного неравенства. Большинство композиций LUMEN посвящено именно этой проблематике.

Образ лирического героя также достоин внимания. Как было выше сказано, он является одной из особенностей всей лирики LUMEN. Лирический герой не согласен с окружающим его миром. Видя недостатки действительности, он пытается их устранить. В характере лирического героя присутствует бунтарство. Он стремится изменить отношение окружающего его социума как к отдельным общепринятым ценностям (к деньгам, к власти), так и ко всей жизни в целом. Богатство для героя не главное. Главное – это любовь («Она самый главный смысл/ она мера всех вещей»), дружба, наконец, сама жизнь! К стремлению быть лучше других у него философское отношение «Я точно знаю, что не буду лучше/ где-то краше, зеленее, чище» (композиция «Гонка»). Если есть те, кто лучше, богаче тебя, то зачем тратить драгоценные и неповторимые годы жизни в стремление достичь недосягаемого?. «Ты хочешь все больше, а жизнь идет мимо/ ты просто забыл, как быть счастливым » повествует лирический герой своему слушателю в песни «В бетонной коробке».Не боясь показаться смешным, осужденным толпой, герой отрыто и даже дерзко заявляет о тех вещах, с чем он не согласен, снимает общепринятые маски с известных предметов. Иронично отзывается он о тех, кто абсолютно со всем согласен «Отпусти и успокойся, не терзай себя напрасно/ если все вокруг согласны, значит жизнь у нас прекрасна». Песня «Марш согласных», откуда процитирована предыдущая строчка, также отражает тему социального равнодушия. Лирический герой не хочет соглашаться с тем, что его не устраивает. Он стремится быть услышанным. Герой протестует против серых молчаливых масс. Из-за этого у него возникает конфликт с обществом. Зачастую его просто не слышат. Тогда герой остается лишь смириться с несовершенством бытия «И если ты вдруг начал что-то понимать/и от прозрений захотелось заорать/Давай, кричи! Но тебя могут не понять - Никто из них не хочет ничего менять…». Но это смирение лишь на время. Снова и снова он пытается изменить окружающий мир в лучшую сторону.

Еще одной отличительной чертой героя является умение мечтать, а не желать чего-то конкретно материального.

Знаменательным является образ неба в лирики LUMEN. Небо – это символ совершенства. Именно к нему стремится лирический герой. Небо идеализируется поэтом. Безупречный небесный мир противопоставляется далекому от идеала земному. Практически в каждой песне герой пытается дотянуться до небес. «Отпусти меня земля…/Я хочу быть ветром, я хочу быть птицей / и мне нужно дальше, нужно выше…/Отпусти меня земля…». «Я подпрыгнул и упал и сдался навсегда, я не могу дотянуться до звезды» (песня «Дотянуться до звезды»)

Образ города является ведущим временным пространством поэта. Стоит отметить, что герой стихотворений в основном живет в конкретном, не выдуманном мире. Это говорит о реалистичности создаваемого лирического окружения.

Главным временным промежутком лирики становится настоящее. Лирический герой предпочитает жить сегодняшним днем, не заглядывая далеко в будущее и практически не вспоминая прошлого.

Ведущим композиционным приемом в построении стихотворений являются мысли лирического героя, его размышления по поводу окружающего его мира. Стихотворения лишены каких–либо портретных, пейзажных зарисовок. Может быть, из-за отсутствия именно описательных моментов в лирике практически не выделяется характерная для творчества LUMEN цветовая гамма.

Несмотря на остроту проблем, поднимаемых в лирике LUMEN, дерзкий характер используемой лексики песни создают довольно позитивный настрой. Пусть окружающий нас мир несовершенен, а люди иногда бывают жестокосердечными, необходимо любить жизнь. Ведь в ней кроме зла, грубости есть и светлые моменты: любовь, дружба, доброта. Песни позволяют в серых буднях увидеть что-то особенное, яркое.


Строкова Вероника Игоревна – студентка 1 курса филологического факультета КубГУ