uzluga.ru
добавить свой файл
1
Урок математики в 1 классе «Величины. Объём. Литр»

Образовательная цель:

  • Познакомить с новой величиной – ёмкостью и её измерением с помощью литра;

  • Решать задачи с новой величиной.

  • Отрабатывать вычислительный навык

Развивающая цель:

  • Определить одинаковую мерку для всех сосудов;

  • Измерить вместимость сосудов при помощи литра, стакана.

Воспитательная цель:

  • Охарактеризовать связь математики с жизнью: использование новой величины для измерения вместимости сосудов;

  • Воспитывать экономичный подход к использованию природных ресурсов;

  • Прививать любовь к математике.

Оборудование:

  • у учителя – стакан;

  • трёхлитровая банка и трёхлитровая кастрюля;

  • двухлитровая кастрюля или банка;

  • литровая банка и другие сосуды литровой ёмкости;

  • счётный материал (больше 10).

Ход урока

1. Организационный момент и сообщение целей урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой величиной.

2. Устный счёт.

- Наш урок будет необычным, потому что мы отправимся в путешествие. Во время путешествия вы будете решать задачи, и примеры. Попробуйте отгадать, на чём мы поедем. В этом нам пожжет разминка. Тот, кто быстро и правильно будет показывать ответы на веерах, быстрее всех купит билет для путешествия.

Задачи в стихах

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал ещё один

И уселся рядом с ним.

(Ответ: 2 Буква “с”)


У меня четыре книжки

Три машинки и три мишки,

Кто ответит побыстрей,

Сколько у меня вещей?

(4 + 3+3=10- буква “а”)

Два жучка бежали в домик

Им навстречу муравей.

Сколько будет насекомых?

Сосчитай-ка поскорей.

(3 – буква “м”)

К серой цапле на урок

Прилетели 7 сорок.

А из них лишь 3 сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей - сорок

Прилетело на урок?

(7-3=4 – буква “о”)

В деревне у бабушки 2 поросёнка,

Белая козочка и 2 индюшонка.

Если их сосчитать,

Всех их будет ровно…

(5 – буква “л”)

Девять весёлых медвежат

За малиной в лес спешат.

Испугался вдруг один,

Убежал и след простыл.

Сколько смелых медвежат

За малиной в лес спешат?

(8– буква “ё”)

Я, Серёжа, Коля, Ванда-

Волейбольная команда.

Женя с Игорем пока-

Запасных два игрока.

А когда подучатся,

Сколько их получится?

(6 – буква “т”)

2

10

3

4

5

8

6

а

в

т

о

б

у

с

Молодцы, ребята! Хорошо справились с разминкой. Теперь вы догадались, на каком транспортном средстве, мы поедем путешествовать? Правильно, на автобусе. Но, до отправления осталось несколько минут, а мы ещё не купили билеты. Нам нужно их купить. Но как это сделать, если у нас нет специальных математических монет? Какие буду версии?

(Ответы детей)

Но не расстраивайтесь, мы попробуем заработать математические монеты. Для этого нужно решить примеры. Каждый правильный ответ -позволит приобрести нам букву, из зашифрованного слова. Если угадаем слово, значит – путешествие состоится, и мы сможем отправиться в путь!

Вы готовы?

(Б) 6-4=

(т) 3+5=

(и) 8-4=

(Ы) 5+3=

(л) 5-4=

8+2=

(е) 10- 4=

4+4=

- На какие группы можно разделить все примеры?

- Как называются компоненты при сложении и вычитании?

- Молодцы! Все купили себе билеты. Теперь нужно отправиться на посадку. Сели правильно, расправьте плечи. Мы отправляемся в магазин за покупками.

3. Работа над темой урока

Постановка учебной проблемы

- Кому из вас приходилось в магазине покупать: молоко, сок? Как выглядит упаковка, в которых продаются эти жидкости? А в какой упаковке продаётся квас, газированная вода? Как вы думаете, одинаковое ли количество жидкости помещается в пакет и в пластиковую бутылку? Почему? А цена будет за эти упаковки одинаковая? А можно ли определить, что будет стоить дороже, если количество вмещаемой жидкости в разной упаковке - различное? Как это можно узнать?

Кто догадался, с какой новой величиной – единицей ёмкости мы сегодня познакомимся? Молодцы, вы правильно догадались. Тема нашего урока: “Единица ёмкости – литр”.

А как вы думаете, сколько в один литр вмещается жидкости, если её

измерять стаканами? Давайте проверим.

Проведение опыта №1: ученик переливает из литровой банки в стаканы воду.

Сколько стаканов для этого потребовалось? (5 стаканов). Какой можно сделать вывод?

Вывод: один литр жидкости помещается в 5 стаканов.

Именно об этом и говорится в задаче из учебника № 4 (с. 36). Прочитайте задачу и догадайтесь, какую жидкость мы с вами купим в магазине.

Решение задачи № 4(с.36)

В пакете 1 л вишнёвого сока. Это 5 стаканов. Ваня выпил утром 2 стакана сока и вечером ещё один стакан. Сколько всего стаканов сока он выпил? Сколько стаканов сока осталось?

Решение задачи.

Проведение опыта №2

Определите, куда больше вместится воды – в кастрюлю или банку? (Ёмкости одинаковой вместимости) Как это сделать? (нужно измерить вместимость кастрюли и банки).

К доске выходят два ученика с литровыми банками и заполняют кастрюлю и банку водой. Какой вывод можно сделать?

Вывод: эти ёмкости вмещают одинаковое количество воды.

Проведение опыта №3

Учитель вызывает двух учеников и просит одного наполнить кастрюлю литровой банкой, а другого наполнить банку водой из стакана.

Возникновение проблемной ситуации:

- Что же получается: кастрюля и банка вмещали одинаковое количество воды, и вдруг стало, что в банку с кастрюлей вмещают разное количество воды.

Вывод: вместимость нужно определять одинаковой меркой, а не разными.

Измеряют вместимость сосудов литрами (показ различных сосудов литровой ёмкости – стеклянную банку, мензурку, кружку).

Вспомните, сколько литровых банок воды вмещалось в кастрюлю и банку (по 3).

- Значит говорят, они вмещают по 3 литра, Слово литр сокращённо пишут так: л.

Возникновение проблемной ситуации:

Как вы думаете одинаковое ли количество мёда и молока может поместиться в трёхлитровую банку? Какие будут версии?

- Нет, неодинаковое количество.

- Почему? Ведь эта ёмкость может вместить только три литра жидкости.

Конечно, всё дело в том, какой по составу будет жидкость. Если она будет густая, то и вместимость будет больше.

Сколько литров мёда может поместиться в трёхлитровую банку?

Правильно, в трёхлитровую банку может поместиться 4,5 кг мёда.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: разные по объёму сосуды могут вмещать разное количество жидкости и одинаковые сосуды по объёму, тоже могут вмещать разное количество жидкости из за состава жидкости (густоты).

Молодцы, все опыты провели отлично. Теперь давайте отдохнём.

4. Физкультминутка

Руки вверх, руки вниз-

Это физ-,

Крутим шею, словно руль,-

Это – куль -,

Ловко прыгай в высоту-

Это – ту-,

Бегай полчаса с утра-

Это – ра.

Ребята, нам пора возвращаться из путешествия назад. Кто хочет попробовать себя в роли водителя автобуса. Для этого нужно выполнить следующие задания. Выполняет водитель без ошибки, значит, автобус едет дальше и все пассажиры довольны, если допускает ошибку, значит, наш автобус попал в аварию, и нам нужно срочно оказать помощь.

5. Устное решение задачи №2 (с.36)

В ведро входит 10 литров воды. Сколько литров воды можно долить в ведро, если в нём 6 л (9 л, 7 л)

img1

Сложите все полученные ответы (4; 1; 3). Сколько получилось? (8).

Работа в тетради

1) Решение задачи № 3 (с.36) (самостоятельно)

2) Решение примеров № 5 по цепочке.

5. Подведение итогов урока:

- С какой единицей ёмкости мы сегодня познакомились?

- Сколько стаканов жидкости может вместить один литр?

- Как можно определить вместимость жидкости в бидон, ведро?

Молодцы ребята. Вы хорошо поработали. Наше путешествие закончилось, и мы благополучно вернулись обратно. Всем спасибо за активную работу. Наш урок окончен.