uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3 4


УДК 811.161.1’37 На правах рукописи


МАРЧЕНКО ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА


Темпоральная семантика в древнерусском языке: нравственный аспект


10.02.01 – Русский язык


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Республика Казахстан

Алматы, 2008

Диссертация выполнена на кафедре русского и общего языкознания филологического факультета Казахского национального педагогического университета имени Абая.


Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор Килевая Л.Т.


Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор З.К. Темиргазина

кандидат филологических наук,

доцент Р.Г. Сейдахметова


Ведущая организация: Казахский национальный университет

имени аль-Фараби


Защита состоится «16» января 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.09.04 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора (кандидата) филологических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: 050010, г. Алматы, проспект Достык, 13, малый конф.зал.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального педагогического университета имени Абая.


Автореферат разослан «15 декабря» 2008 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета,

доктор филологических наук,

профессор Г. Косымова

ВВЕДЕНИЕ


Общая характеристика работы. Диссертационная работа посвящена определению нравственного компонента в языковых единицах с темпоральной семантикой в древнерусском языке.

Актуальность исследования. На протяжении почти всего развития человечества время является одной из важных проблем научного и ненаучного знания, что детерминировано неразрывной связью данной категории с деятельностью и мышлением как отдельной личности, так и общества в целом. Причина тому - сложность самой категории: с одной стороны, ее космический, вселенский, а с другой - социальный, ментальный, личностный масштабы. Актуальность исследования обусловлена неизученностью функционально-семантического поля (в дальнейшем ФСП) темпоральности с позиции нравственного начала. Необходимость выявления нравственных истоков, способствующих формирования ФСП темпоральности в древнерусском языке, с одной стороны; и темпоральной семантики с нравственным коннотативным компонентом, с другой стороны, обусловливается отмечаемыми в современном обществе тенденциями к бездуховности, равнодушию, лжи. Между тем, согласно А.А. Гируцкому, слово обладает нравственной природой. Из триады слово→слово Бога→Слово «Бог» вытекает вывод о том, что именно слово положило начало мирозданию, и оно должно лежать в его основе. Недаром Десять Заповедей Господа Бога чаще называют Десятисловием, а не Десятизаконием. Так, в Библии 5 из 10 заповедей непосредственно связаны со словом. Нравственная природа слова предполагает нравственное отношение к совершаемым действиям и поступкам. Нравственность, по мнению А.А. Гируцкого, является непреемлемым атрибутом реальности духовного мира, непреложным законом развития божественного и человеческого духа. В связи с вышеизложенным в лингвистической науке возникает необходимость в классификации слов по их воздействию на нравственный мир человека и в выделении в структуре слова нравственного коннотативного компонента, который выступает в структуре темпоральной семантики в виде суперсегментного элемента.

Исследование языковых единиц с проекцией на нравственное начало связывается с идеей необходимости повышения духовных основ современной личности, которая должна стать не только носителем конкретного языка, но и языковой личностью. А это, в свою очередь, предполагает освоение ментально-нравственных характеристик народа носителя языка (в данном случае ментально-нравственных характеристик древнерусского народа), лучших его свойств, постижение христианской картины мира. В синхроническом аспекте вопросы темпоральной семантики рассматриваются в исследованиях Е.С. Кубряковой, Л.К. Жаналиной, З.К. Темиргазиной и др. В диахронии проблематика данного вопроса нашла отражение в русистике Казахстана в работах Н.И. Гайнуллиной, Н.Ж. Шаймерденовой, Л.Т. Килевой, З.К. Сабитовой и др.

В литературоведении предметом особого рассмотрения является художественное время (В.В. Виноградов, Д.С. Лихачев, Я.О. Зунделович, Б.И. Бурсов, В. Шкловский, М.М. Бахтин, В.В. Савельева, Г.А. Золотова, И.М. Лысухин, Л.О. Чернейко, Е.И. Диброва. Вслед за учением М.М. Бахтина о хронотопе объектом современных исследований Ю.Э. Михеева, М.А. Дмитровской, И.Б. Левонтиной, В.П. Григорьева, Н.Ю. Донченко, Н.А. Николиной, С.Г. Григоренко, И.А. Гуловой, Т. Акаевой, Т.Н. Зотовой и других стало время отдельного художественного произведения.

Идеи профессора А.В. Бондарко составили концептуальную основу многих современных исследований, посвященных изучению категории темпоральности и средств ее выражения: докторских диссертаций Е.В. Тарасовой, Л.Н. Оркиной, кандидатских диссертаций И.В. Резник, М.Я. Дымарского, О.П. Ножниной, С.А. Борисовой, Е.Н. Широковой, Г.П. Джинджолия, В.Н. Капленко, И.Ю. Хандархаевой, В.В. Тихоновой и других.

Время как физическая и социально-психологическая категория описывается в ряде работ Л.Т. Килевой период XI-XIV вв. Однако процесс дальнейшего развития времени как самостоятельной грамматической категории нуждается в дополнительном изучении. До настоящего времени не прослежена эволюция нравственных истоков категории времени в древнерусском языке и не очерчен круг компонентов, входящих в ФСП темпоральности в период с XIV по XVII века.

В связи с многоаспектностью поднятых и решаемых в диссертации вопросов, рассматриваемых с позиций новых научных парадигм, в работе используются следующие термины с проекцией на соответствующие понятия, называемые ими: функционально-семантическое поле, функционально-семантическое поле темпоральности, нравственность, заповедь, картина мира, языковая картина мира, христианская картина мира, концепт, концептуальная картина мира, основные нравственные понятия и др., введённые в научный обиход российскими (Н.Д. Арутюнова, Е.С. Кубрякова, Ю.С. Степанов, Н.Ф. Алефиренко и др.) и казахстанскими учёными (М.М. Копыленко, Э.Д. Сулейменова, Н.И. Гайнуллина, З.К. Сабитова, Л.К. Жаналина, Н.Ж. Шаймерденова, Л.Т. Килевая, В.С. Ли, К.К. Ахмедьяров и др.). Данный понятийный аппарат выступает эпистемологической основой комплексного исследования темпоральной семантики в древнерусском языке в нравственном аспекте.

Грамматическое значение категории темпоральности обстоятельственные слова с временным значением, а также простые и сложноподчинённые предложения с придаточной временной частью в их совокупности и целый ряд иных языковых средств функционально-семантического поля темпоральности сформировались в древнерусском языке на основе христианской картины мира с её нравственным началом. В этом заключается рабочая гипотеза настоящего исследования.

Предлагаемая гипотеза формирования языковых единиц ФСП темпоральности в древнерусском языке с нравственных позиций в современной русистике и в лингвистике в целом пока не обозначена. Таким образом, необходимость исследования темпоральной семантики в древнерусском языке с проекцией на нравственность является очевидной.

Ведущая идея исследования заключается в следующем: формирование темпоральной семантики с позиции нравственного начала происходит в соответствии с формированием концептуальной картины мира древнего русича и обусловливается христианизацией его взглядов на мир в контексте проявления нравственного аспекта.

Объектом данного исследования выступает функционально-семантическое поле темпоральности в древнерусском языке. В лингвистической литературе не обнаруживается единообразия во взглядах учёных относительно понятия «поле». Одними учёными поле рассматривается как языковая реальность и одновременно научный метод, а другими только как научный метод. В нашей работе мы рассматриваем поле как языковую реальность. Поле – это частичка («кусочек» действительности, выделенная в человеческом опыте и теоретически имеющая в данном языке соответствие в виде более или менее автономной лексической микросистемы.

Предметом исследования являются нравственные компоненты темпоральной семантики древнерусского языка периода с XIV-XVII веков.

Цель настоящего исследования – выявить нравственные компоненты в функционально-семантическом поле темпоральности древнерусского языка периода XIV-XVII веков.

Данная цель определяет следующие задачи исследования:

1) определить компоненты нравственности в формах времени глагола;

2) обосновать влияние морально-нравственных факторов на формирование делокализованного значения в системе значений древнерусского времени;

3) установить степень значимости нравственных компонентов в становлении темпоральной семантики древнерусского глагола;

4) обозначить семантические и внутриязыковые процессы, способствующие формированию темпоральной семантики в древнерусском языке;

5) прояснить роль личностного авторского начала древнерусских текстов в формировании категории времени в проекции на нравственность.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в дальнейшей разработке и конкретизации научно-понятийного аппарата нравственной парадигмы знания с учётом христианской картины мира. Основные теоретические положения рассмотрены на основе фундаментальных трудов по русистике (российского и казахстанского регионов), исторической грамматике и общему языкознанию.

В работе устранено теоретическое противоречие, отразившееся в научных исследованиях в ходе изучения грамматической категории времени: в текстах древнерусской письменности рецептурно-нравственного характера содержится не три времени как в современном русском литературном языке, а четыре: прошлое, настоящее, будущее, будущее и настоящее-будущее так называемое делокализованное время.

Также в работе обоснована концепция «особости» христианской языковой картины мира, представленная на основе анализа теоретических посылок в её решении с точки зрения новых подходов к анализу языка с позиции антропоцентризма и нравственности.

Введение в лингвистический арсенал понятия нравственность как специфического компонента христианской языковой картины мира будет способствовать дальнейшему исследованию темпоральной семантики в древнерусском языке, более чёткому осмыслению взаимоотношений в научной триаде язык→система→понятия в их функциональном движении.

Определения нравственность, заповедь с использованием положительных и отрицательных концептов нравственного характера, таких как ‛зависть’, ‛грех’, ‛любовь’, ‛дружба’, ‛измена’ и др. дают возможность по-новому интерпретировать семантическую структуру того или иного «темпорального слова» как средства репрезентации христианской языковой картины мира в текстах древнерусской письменности.

В данном исследовании получили дальнейшее развитие основные положения ФСП темпоральности, связанные с выделением признаков ядра, центра, доминанты и периферии поля в СРЯ и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в состоит в том, что в нём разработана система приёмов и методов анализа, которые могут быть использованы при исследовании темпоральной семантики в древнерусском языке с позиции нравственного начала, определении терминов «нравственность», «заповедь» и определении особенностей национальной языковой картины мира древнего русича.

Результаты работы и решение обозначенных в ней проблем приведёт к возможности создания современных грамматик по историко-лингвистическому циклу дисциплин; к использованию его в практике преподавания исторической грамматики русского языка, истории русского литературного языка для бакалавриата и магистратуры филологического профиля, при чтении спецкурсов, спецсеминаров по проблемам определенных аспектов морфологии и синтаксиса в рамках антропоцентрического направления интерпретации языкового/речевого материала с позиции нравственности.

Новизна исследования состоит в том, что в нем впервые:

- исследовано значение категории времени в диахроническом аспекте с позиции нравственного начала;

- определены нравственные факторы, повлиявшие на формирование категории времени в древнерусском языке;

- обосновано значение морально-нравственных факторов, повлиявших на становление категории времени в древнерусском языке;

- обозначены процессы, происходящие внутри языковой системы и способствующие становлению темпоральности глагола;

- доказано коллективное авторское «мы» в значении личностного авторского начала древнерусских текстов с использованием темпоральной семантики нравственного содержания;

- выявлен концепт «чистота» в проекции на темпорально-нравственную семантику.

Фактическим материалом исследования послужили темпоральные конструкции, состоящие из глагола и примыкающих к нему временных компонентов нравственного характера.

Основными источниками материала явились памятники древнерусской письменности, прежде всего произведение нравственного характера: «Домострой», относящееся к XVI веку, и Библия как основной моральный закон каждого христианина. Старый Завет не используется в тексте диссертации, в то время как в ней находят отражение Десять Заповедей из Нового Завета в качестве фактического материала, а также «Десятисловие» Господа Бога, трансформируемое в тексте «Домостроя».

Выбор основного источника обусловлен тем, что «Домострой» основан на актуализации морально-нравственных компонентов посредством реализации темпоральной семантики. В качестве дополнительных источников фактического материала привлекались различные произведения. Среди них элементы творческого наследия А.С. Пушкина (XIX век) и произведения В. Токаревой (XXI век), содержащие ярко выраженную темпоральную семантику и компоненты нравственного характера. В пп. 1.4.2 «Определения нравственных законов человечества учёными и писателями 19-го начала 20-го века» входят высказывания и цитаты лингвистов и философов как XIX, XX, так и XXI вв. с целью осмысления понятий «нравственность» и «мораль» во временном контексте.

Отбор фактического материала осуществлялся методом сплошной выборки, а также избирательным методом. Объем картотеки составляет 2000 языковых единиц. В тексте диссертации проанализировано 1904 языковые единицы.

Методы и приёмы исследования.

Однако для более ясной картины степени изученности данной проблемы необходимо классифицировать научные работы по конкретным вопросам:

1. Работы, относящиеся к изучению вопроса функционально-семантического поля, в частности, темпоральности.

2. Работы, занимающиеся изучением концепта ‛нравственность’ и его составляющих.

3. Работы, непосредственно касающиеся исследования рецептурного характера памятника «Домострой».

Анализ собранного фактического материала осуществлялся с помощью целого ряда методов и приемов.

Так как в работе анализируются языковые средства темпоральной семантики в древнерусском языке в период, ограниченный XIV- XVII вв., то нами широко использовался метод синхронного среза. Сущность метода заключается в том, что для анализа берется тот интервал времени в развитии языка, в рамках которого происходит разрешение противоречия на определенном участке системы языка.

Сравнительно-исторический метод применяется при определении характеристик анализируемых языковых единиц в период ХIV- XVII вв. в сравнении с современным состоянием данных единиц.

В аналитическом разделе исследования нами использовались также исторический метод, методы наблюдения, приём количественного анализа, семантического анализа и сравнительно-сопоставительного анализа в теоретических исследованиях. Метод функционального анализа основан на приёме от набора форм к набору функций, исследуются семантические средства, формирующие ФСП темпоральности нравственного характера.

С целью формального представления в виде определённой модели ФСП темпоральности с позиции нравственного аспекта в древнерусском языке при исследовании нами применялся конструктивный метод, а также метод поля.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Нравственное начало в темпоральной семантике обосновано системой взглядов на мир и представлением о мире древнего русича. Нравственными факторами, обусловливающими моральный компонент в темпоральной семантике, послужили концепты «доброта», «грех», «зависть», «честь», «любовь», «дружба», «чистота».

2. Значимость настоящего-будущего времени (так называемого делокализованного) в разветвлённой системе времён древнерусского языка в период XIV-XVII веков обусловлена христианской картиной мира, основа которой заложена в Десяти библейских заповедях, произнесённых Иисусом Христом на Горе Синай.

3. Формирование ФСП темпоральности в свете морально-нравственных характеристик находится в прямой зависимости как от субъекта совершения действия – человека, постоянно пребывающего во временном континууме, так и от значимости данного деяния с позиции Библейского десятизакония.

4. Значения и формы глагольного времени и сослагательного наклонения, положение компонента -ся- в составе возвратной глагольной конструкции с темпоральной семантикой в древнерусском языке неоднозначно заключают в себе коннотативный компонент.

Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации была обсуждена на заседании кафедры русского и общего языкознания КазНПУ им. Абая и рекомендована к защите. Основные положения и выводы были представлены на четырёх международных научно-теоретических, международных научно-практических и международных конференциях, таких как международная научно-теоретическая конференция «Теоретические и методологические аспекты языкознания» под названием «Уникальность использования значения времени в древнерусских памятниках», (Алматы, 2004); международная конференция, посвящённая Году А.С. Пушкина В Казахстане «Пушкин и Пушкинские традиции» под названием «Ментально-нравственная ориентация категории времени в текстах русской литературы», (Алматы, 2006); международная научно-практическая конференция «Русское и сопоставительное языкознание: тенденции и перспективы развития» под названием «Концепт «чистота» в проекции на темпорально-нравственную семантику», (Алматы, 2007); международная научно-практическая конференция под названием «Трансформация заповедей Господа Бога, реализованных в «Домострое» как основные правила и понятия по устроению жилья и жизни древних русичей», (Киев, 2008).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения. Работа изложена на 184 страницах.


следующая страница >>