uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3
МОУ «Орто – Эбэнская основная общеобразовательная школа им.П.П.Пестрякова»

ОУ «Усть-Алданский улус (район)»


Тема:


Этнопедагогические и социокультурные аспекты экологического воспитания.


Работа заместителя директора по УВР

Олесовой Ирины Петровны.


Адрес: 678373

Республика Саха (Якутия)

Усть-Алданский улус,

п/о Бейдинга, с.Орто-Эбэ,

ул.Лесная ,д.2


Орто-Эбэ 2010 г


У народа севера до поселения русского народа в XVI веке существовала своя система воспитания детей. Эта система складывалась в процессе исторического развития. Многовековой опыт семейного воспитания в Якутии, накапливался в жестокой борьбе за выживание. Из литературы известно, что у якутов ребенок играл только до 7 лет. С этого времени не только у якутов, но и у всех без исключения народов Севера, особое внимание уделялось физическому здоровью ребенка. Приоритетным, если взять в крупном плане, были две задачи:

1. Подготовка ребенка к будущей самостоятельной трудовой жизни.

2. Продолжение традиции своего народа.

Главной целью воспитания являлось последовательное включение детей в реальную жизнь родителей, взрослых. Как известно наряду с научной классической педагогикой существует и народная педагогика. Она основывается на лучших традициях, обычаях, обрядах. Эта школа воспитания детей на традициях рода человеческого, эта педагогика матерей и отцов, бабушек и дедушек.

Этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их методологических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации. «Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность. Усваиваются социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей; узнает всю народную мудрость ( религиозные учения, сказки, сказания, былины, притчи, песни, загадки, пословицы, игры, игрушки), в прочем в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности» - так определил сущность этнопедагогики Г.Н.Волков. Г.Н.Волков разработал теорию основ народной педагогики, определил сущность явлений, особенностей и закономерностей народного воспитания, методологию исследования, источниковедения, соотношения народной и классической педагогики. Им разработаны методы, средства, приемы и формы народного воспитания. Г.Н.Волков выделял следующие проблемно - тематические разделы научной этнопедагогики:

  1. Основные педагогические понятия.

  2. Статус ребенка как субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие и посторонние дети, детская среда и т.д.)

  3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви прекрасному).

  4. Факторы воспитания ( природа, труд, быт, обычай, искусство,

религия, родное слово).

5. Методы воспитания.

6. Средства воспитания ( потешки, считалки, загадки, пословицы,

поговорки, песни, сказки, легенды, предания и т.д. ).

  1. Идея совершенствования человеческой личности и её реализация в

системе народного воспитания.

  1. Организация воспитания и педагогическая роль коллективных форм

жизнедеятельности ( трудовые объединения детей и молодежи,

молодежные праздники, общенародные праздники и т.д.).

  1. Народные воспитатели ( родители, старшие дети, уличные и

общинные педагоги, их педагогические мысли и принципы).

Опираясь на народную педагогику Г.Н.Волкова, используя методологию исследования этнопедагогики чувашского народа, якутские исследователи разрабатывают основные положения закономерностей этнической педагогики народов Якутии.

Еще в 1966 году в своей монографии «Школа и развитие педагогической мысли в Якутии» В.Ф.Афанасьев посвятил первую главу основным чертам народной педагогики якутского народа. Затем в 1979 году вышла монография «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока». В.Ф.Афанасьев, как исследователь этнопедагогики, исходит из следующих факторов народного воспитания детей:

    1. Дети как объект народного воспитания. Первая забота родителей о сохранении здоровья и закаливания организма. Приемы и методы народного воспитания воздействуют на рост самосознания, на развитие, закаливание организма ребёнка.

    2. Воспитание бабушек и дедушек, пап, мам направлено на раздельное трудовое воспитание мальчиков и девочек. На первое место в воспитании они ставят труд и игры детей, которые способствуют расширению их представлений об окружающем мире, определяют уважительное отношение детей к другим членам семьи.

    3. Труд считается основным источником народного воспитания. Игра - это первоначальное трудовое воспитание. При организации игры и труда учитываются возрастные особенности детей, их физическое и психологическое развитие. Основным занятием якутской семьи являются животноводство, коневодство, земледелие, частично огородничество, охота и рыболовство. Дети с ранних лет приобщаются к приёмам названных видов труда. Приёмы и правила трудового воспитания были посильными и доступными возрасту детей. Основными методами воспитания родителей являются поручение и непосредственное участие детей в домашнем хозяйстве семьи. Большую воспитательную роль играют советы, наставления, поощрения, порицания в зависимости от характера выполнения этих заданий. Дети участвуют в различных обрядах труда и в семейных праздниках, во время ыЬыах, учатся вникать в суть различных благословений, алгыс. Всё это развивает личность ребенка духовно.

    4. Основное внимание родители уделяют развитию ума, мышления, речи и памяти своих детей. Умственное воспитание детей начинается с развития их речи. Этому способствуют организуемые взрослыми вечера сказок, легенд, загадок, олонхо, тойук, оЬуохай и т.д., в которых дети принимают самое активное участие. Развиваются любознательность, кругозор, знание особенностей окружающего мира, на основе наблюдения за природой, повседневной практики и жизненного опыта. Некоторые понятия о математических действиях получают в игре хабылык, камушки, ловля оленей . Дети знали меры веса, длины, ширины, имели определенные понятия о светилах. Так постепенно развивался ум ребёнка.

    5. Воспитание гуманного человека занимало ведущее место в жизни якутов. Такие качества, как трудолюбие, гуманизм, честность, правдивость, щедрость, приветливость и гостеприимство воспитывались у детей с ранних лет. Духовность и нравственность являлись ядром гуманного человека.

    6. Роль обычаев и традиций в воспитании детей велика и является основным источником развития личности ребенка. Традиции обычаи народа сложились и формировались путем системного их улучшения, отбора и шлифовки, они передаются из поколения в поколение. В них отражаются стремления, чаяния и исторический путь развития народа. Они являются важными факторами нравственного развития детей.

    7. На развитие физических и волевых качеств детей следует обратить внимание с малых лет. Дети воспитываются и закаляются в процессе трудовой деятельности народа. Трудовые навыки и приобщение детей к ним, жизненный опыт родителей тесно связаны с такими видами труда, как охота и рыболовство, животноводство и земледелие, которые развивают у детей выносливость и физическую силу, а также самые высокие волевые качества, нужные в их будущей жизни [16].

Все эти виды народного воспитания пронизаны духом этических, социально - педагогических воззрений народа на воспитание молодого поколения. Они были исследованы в трудах профессора В.Ф.Афанасьева.

Отличительная черта, особенность народной педагогики якутского народа заключается в следующем:

  • Она возникла и развивалась в суровых климатических и природных условиях.

  • Личный опыт ярких личностей, которые проявили себя в борьбе за выживание, из простых людей вышла плеяда народных мудрецов, сказителей, тойуксутов, лучших выразителей идей, чаяний и стремлений народа.

  • Прививаемая детям жизненная мудрость, трудовые навыки связаны с природой и трудовой деятельностью народа и требует специального подхода к проблемам воспитания и образования.

  • Традиции, обычаи, обряды народа имеют по характеру и по форме свои особенности, определяемые характером жизни, деятельности народа. У каждого народа своя духовная культура, свой характер и своя психология.

  • Знания и учёт особенностей и закономерностей народной педагогики необходимы, внимательное изучение народности воспитания требует особенного отношения к нему.

Народные педагогические труды В.Ф.Афанасьева являются основополагающими трудами народной педагогики якутского народа. Такие вопросы народной педагогики отражены в трудах крупного исследователя народной педагогики и национальной школы профессора Д.А. Данилова. Он разработал научные основы основных положений народно-педагогических идей в учебно-воспитательном процессе. Как утверждает Д.А. Данилов, путь к новому лежит через стабилизацию, защиту системы образования, сохраняя всё лучшее, что создано народом за многие годы, через демократизацию, гуманизацию, которые являются важнейшими принципами прогрессивной педагогики и воспитания детей в семье. «Народная педагогика,- пишет К.С. Чиряев, - в отличие от научной педагогики, занимается воспитанием детей самими родителями, родственниками. Родными братьями и сестрами, бабушками и дедушками, соседями и всей окружающей средой ребенка. Народная педагогика повышает ответственность роли матери и отца в воспитании детей. Это цель народной педагогики. Результатом воспитания матерей и отцов является взаимное доверительное отношение, и, наконец, сами дети должны заботиться о родителях. Благородное отношение к матери и отцу должно стать достоянием семьи. Дети являются опорой семьи и народа, постоянно подчеркивается преемственность поколений. Сын и дочь верны заветам отца и матери, они продолжают дело отцов и матерей, дедушек и бабушек». Язык является основным фактором в развитии и воспитании ребенка, что в свою очередь, определяется социально-экономическими факторами. А.П. Оконешникова исследовала этнопсихологические особенности народа в области воспитания детей. Автор считает, что основным принципом семейного воспитания является воспитание на родном языке, поскольку, ребенок, воспитанный и обучаемый на родном языке, лучше и легче усваивает знания. У таких детей богаче воображение, крепче логическое мышление, он и душевнее, и тоньше, ему легче других развивать творческие возможности, таланты, так как родной язык помогает постоянно находиться в родной сфере, не порвать связи с ней. Значит, в этнопедагогическом осмыслении самореализации личности в процессе современного воспитания мы исходим из непреложной истины: «все народы - великие педагоги, все великие педагоги - народы» [32]. Г.Н. Волков силу народной педагогики рассматривает как:

  • естественный процесс, являющийся неотъемлемой частью жизни народа;

  • процесс, участие в котором народа массовое, всеобщее;

  • перманентный процесс, что обеспечивает длительное и богатое общение старших и младших;

  • целостность народного воспитания, при этом целостность процесса народного воспитания обеспечивается гармонией факторов воздействия (природа, слово, дело, общение, традиции, быт, религия);

  • процесс, который обеспечивает высокий уровень

  • дифференцированного влияния на детей с учетом их индивидуальных, возрастных, половых особенностей.

У якутов существует самобытное представление о трех «сутях» человека, так называемое учение «Кут-сур», которое сохранилось до наших дней и ныне получает всестороннее глубокое изучение с точек зрения различных наук – философии (А.Г.Новиков, А.С. Попова), филологии(Л.А.Афанасьев), культурологи (Б.Н.Попов, К.Д.Уткин, Р.И.Бравина), этнопедагогики (И.С.Портнягин, А.А.Григорьева), психологии и социологии (А.П.Оконешникова, У.А. Винокурова).

И.С.Портнягин считает, что природосообразность, культуросообразность, народность предполагают целостность педагогических подходов к процессу обучения и воспитания молодого поколения. Учение «Айыы», школа «Кут-сур» - это совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, выработанные народом на протяжении всей своей истории и реализованные в устном народном творчестве, традициях, обычаях, играх. Приобретение опыта, знаний о жизни, по воззрениям якутов, считается учением «Айыы». Слово «айыы» означает творчество, творческое начало, добро. «Кут» - дух, душа; «сур»- жизненная сила. «Кут-сур» - означает духовность, нравственность. Дух - это основа жизненной силы, энергии человека . [38] Народная педагогика якутов воссоединила в себе лучшие традиции Запада и Востока. Б.Н. Попов отмечает, что зачатки педагогической мысли, житейский опыт воспитания детей в семье появились у якутов в далеком прошлом, когда их предки жили в V-XI вв. в Забайкалье. Вся система якутской педагогики отражена в богатом устном народном творчестве – фольклоре, олонхо, сказках, рассказах, пословицах и поговорках. Как другие народы, якуты рассматривали своих детей «как счастье и надежду, будущее благополучие человека». Якутская пословица гласит: «Дети – это богатство, только воспитать их трудно».

В домашнем воспитании детей принимали самое живое участие все члены семьи. Воспитание детей в процессе труда – одна из самых лучших традиций якутов. В прошлом весь уклад жизни готовил мальчиков и девочек к труду взрослых. Трудовое воспитание осуществлялось двумя путями: через участие детей в практике жизни, в овладении различными видами трудовой деятельности, ориентированной на воспитании у них чувства ответственности. Это достигалось тем, что детям:

  • поручались те дела, которые не только важны для удовлетворения их личных желаний и потребностей, но и имеют значение близких им людей, связывая личную потребность ребенка с потребностью сделать добро другому человеку;

  • культивировалось положительное отношение к труду, желание и психологическая готовность трудиться;

  • предоставлялось самостоятельность в выполнении порученного дела;

  • прививался культ предков, родителей, любовь к родным местам . [37].

Природа как макрокосм - великая, огромная Вселенная, природа человека как микрокосм - малая вселенная - и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитию - как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А.Коменским. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоцци, Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания В.А.Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразна, жизнесообразна, и в этом ее сила. «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том, чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, опираясь на нее, предоставил бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания», всей человеческой жизни [17].

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Говоря «на лоне природы», русский народ очень легко определил роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность, неразделимые вещи. В их единстве - высшая гармония жизни на земле.

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в том числе и в приучении детей к духовному общению с природой. Успехи школы Ромульдаса Ленгвинаса в Дотнуве (Литва) во многом объясняются близостью его педагогической системы к природе, народным педагогическим традициям. Без своего - чужого не поймешь. Без собственного фундамента здания цивилизации не построить. Многое из опыта общения человека с природой духовно обогащает народную педагогику. Этот опыт всегда национален, но он никогда не выпадает из русла общечеловеческих тенденций [8].

С природой, животным миром, растительностью якуты связывали свою судьбу. Близкие, добрые отношения человека и природы породили много ценных личностных качеств у человека. Одно из них - народные знания и представления об окружающем мире, способствующие развитию у ребенка наблюдательности, способности ориентироваться в любую погоду в бескрайних просторах Севера. Повадки и поведение животных, движение небесных тел, изменения в растительном мире служили для народа источниками знаний в области биологии, метеорологии и других наук. А еще связывали времена года с возрастом человека. Так они весну связывали с детством, лето с молодостью, осень со зрелостью, зиму связывали со старческим возрастом.

Немало мест занимает работа, выпущенная в Германии в 1923 году «Основы педагогики. Введение в прикладную философию » С.И. Гессена. Ценности мировой педагогической мысли впервые были рассмотрены им с позиции определения методологических основ философии, где целенаправленно рассматривает в качестве педагогической ценности - идею прироодосообразности в воспитательно - образовательных системах многих государств и народов.

Раскрывая значение принципа природосообразности, Гессен развивает идею духовного созревания ребенка. Духовность, по его мнению, является основным стержнем приобщения природного человека к культурным ценностям религии, искусства, науки. Эта работа С.И. Гессену позволило увидеть процесс духовного созревания ребенка в виде совершенствования его культуры. В этом аспекте особенно импонирует его мысль: «Иллюстрировать приведенное различие аномии – гетерномии – автономии может лучше всего, пожалуй, сопоставление трех понятий: природы, права, нравственности. Законы природы нерушимы и вечны. Человек подчиняется им так же, как подчиняются им все живые существа…» [11].

Из последнего следует, что экологическая картина мира строится на осознании человеком себя как части всего живого, понимания себя как стоящего в ряду поколений и позволяет ему определить для себя приоритеты в мире общечеловеческих ценностей.

Экологическое, здоровое, гармоничное мышление периода утвердится через снятие мировоззренческой установки антропоцентризма «биосфера для человека» («все для человека», «человек - царь природы», «покорение и преобразования природы») и становления биоцентризма – «человек в биосфере». Естественно, в конечном счете, биосфера (и Земля, и Космос) – для человека.

Человек с таким мышлением станет правильно понимать свое место в природе и роль, выполняя биосферную функцию поддержания «запаса устойчивости» природных систем. Природная составляющая нравственности этого человека будет относиться к его взаимоотношению с природой: нравственно все то, что способствует выполнению человеком его биосферной функции, безнравственно все, что этому противоречит.

Экологические проблемы жизненны и затрагивают все стороны быта и человеческой деятельности. Их не может решить сама природа. В этом смысле экологическая проблема приобретает педагогическое осознание: речь идет о совершенствовании (экологизации) знаний о природе и обществе, о современной технике, о прогрессе, что в конечном итоге,

обуславливает природоохранительную деятельность человека; о воспитании экологической культуры и ответственности. [26]

В процессе деятельности учащихся с одной стороны, овладевают приемами причинного, целевого и вероятностного мышления в области социальной экологии. С другой приобретают опыт принятия экологических решений.

В целом, экологическое образование и воспитание призвано помочь перейти от модели стадного выживания масс к сознательному разделению индивидами ценностей этноса и на его основе развитию способа выживания. Поэтому современному преподавателю нужно разбираться в этническом, социальном контекстах экологических дисциплин. Поскольку дети идут за «пониманием», развитием самопознания и внутренних представлений, поиском своего предназначения и смысла. Религиозное сознание было первоосновой понимания и в отношении экологических проблем. Оно включает в себя «отношения» между социальной экосредой и характером генетической (природной) адаптивности личности. Поэтому содержание религии составляет мораль, которая несет важную регулятивную функцию в стремлении масс к выживанию.[19]

Итак, природа как фактор народного воспитания имеет гораздо большее значение, чем было считать до сих пор в школьной педагогике. Педагогика могла бы многое заимствовать из народного опыта, причем не, только в преподавании отдельных предметов, но и в воспитании и развитии подрастающего поколения. Это вызвано в связи с тем, что через воспитание и образование идет постоянная адаптация человека к постоянно меняющейся окружающей среде. Поэтому и должна быть экологическое воспитание личности, т.е. экологическая культура.

Экологическая культура, высокий уровень экологической воспитанности становятся условиями выживания человечества. [26] Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований.

С природой как решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви. Вспомним «Декларацию прав человека»: « Человек рождается свободным ». Эта свобода удивительным образом поддерживается и реализуется в системе народного педагога-новатора Бориса Никитина, главная книга которого называется «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней». Настоящий поэт, музыкант, художник, педагог формируется, прежде всего, и более всего под влиянием природы.

Природосообразный подход в воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на чувства, сознание, поведение человека. Принцип природосообразности обязательно должен учитываться при составлении учебных программ, при написании учебников, а также соблюдаться в организации воспитательной работы.

Природа – основа основ воспитания. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность. [9] Я.А.Каменский, обосновал принцип природосообразности обучения и воспитания, исходя из того, что человек является частью природы и его развитие и воспитание определяются законами природы. Однако, у его последователей однозначного понимания данного принципа не было. Ж.Ж. Руссо писал, что человек как творение бога свою чистоту и непосредственность может сохранить развивать лишь в общении с природой. Он предостерегал людей от опасностей цивилизации, призывая: «Назад к природе!». И.Г. Песталоцци был убежден в том, что сущностные силы человека успешно развиваются лишь в условиях, максимально приближенных к природе. А. Дистервег расширяет природосообразность культуросообразностью. К.Д. Ушинский вкладывает в это понятие ряд направлений: первое – необходимость глубокого изучения и познания природы самого ребенка, то есть его анатомии, физиологии, психологии; второе – ориентация воспитания на народнопедагогические традиции (каждый народ имеет свою систему воспитания); третье - приближение содержания и организация педагогического процесса к природе. Много интересного и нового внес Л.Н. Толстой. Его основное кредо совершенность саморазвивающееся природы ребенка. Он всегда призывал бережно относиться к ребенку, его природным данным, считал , что дитя во всех отношениях явление совершенное. В педагогических произведениях Л.Н. Толстого выделяется положение о том, что природа является идеальным условием проявления человеческой натуры и ее формирования. Из всего написанного можно сделать вывод о том, что природа все - таки берет огромную роль в развитии и воспитании ребенка и влияет на развитие личности. [17]

Природа наделила животных способностью воспринимать сигналы окружающей среды и поддерживать свою жизнь в безопасности – это уровень инстинкта, первый уровень. Второй уровень поддержания жизни - импринтинг (запечатление) и третий уровень освоение приемов обучения, то есть обучение. Что касается людей, у человека забота о продолжении рода регулируется культурой. Необходимость передачи опыта, подготовки нового поколения к жизни в данной среде привели к появлению системы образования как важнейшей части социальной среды, культуры этноса из которых и вытекает экологическая культура.

Экология имеет такие понятия, как природная экология, социальная экология, экология личности, экологическая культура.

  • Экология личности – результат единства сознания, эмоционально - психического состояния и деятельного освоения окружающей среды. В настоящее время она является проблемой, решение которой необходимо в первую очередь для развития самой личности. Ядром экологии личности является аналитико- синтезирующая способность человека, на основе которой достигается сохранение равновесия человеческой деятельности, жизни общества и природы. В связи с этим экология личности включает в себя и психические процессы человека: восприятие, воображение, чувствование.

  • Социальная экология – закономерности отношений человека с природой и между людьми в обществе, в результате чего должно быть достигнуто развитие сущностных сил человека, его духовности и сохранено его физическое и психическое здоровье. При этом экология природы и экология социума объединяют свои усилия в том, чтобы человеческий разум мобилизовался в деле достижения сбалансированности внутри природных и социальных объектов и между ними. Природная и социальная экология одним из своих направлений признает формирование и развитие экологии личности.

  • Природная экология – наука о функционировании и воспроизводстве природных объектов, организмов, явлений, процессов циклов, закономерных связей: о зависимостях, обеспечивающих ее полноценное существование. Окружающие природные условия чрезвычайно разнообразны. Они сводятся к двум типам:

а) абиотическим, т.е. химическим и физическим условиям (факторы неживой природы)

б) биотическим, т.е. всем окружающим нас организмам: растениям, животным, насекомым и их взаимовлиянию (факторы живой природы).

  • Экологическая культура одна из самых недостаточно изученных тем. Экологическая культура – одно из сложных психических образований. « Природа и дети» является непреходящей педагогической проблемой, т.к. экологическая культура, прежде всего, должна быть сформирована у них.(4, с.10). Обращаясь к трудам классической педагогики, находим, что они в природе видели неиссякаемый источник воспитания ума и чувств каждой личности. Другая ее сторона касается самого процесса формирования экологической культуры школьника, т.е. какую позицию нужно занять для его раскрытия. На поведенческом уровне можно рассматривать как простое содержание – как вести себя в процессе общения с природой. Попытки раскрыть его содержание были предприняты многими исследователями, как в фундаментальных научных трудах, так и в диссертационных исследованиях. У разных специалистов разное видение ее компонентов. Это заключение Л.П. Печко, Б.Т. Лихачева, Л.И. Аманбаевой и др. Работа по формированию экологической культуры Д.А. Данилова исходит из работ Б.Т. Лихачева, Л.И. Аманбаевой. [17]

В нашем видении экологическая культура – это развивающая сила чувствования, принятия, ума, восприятия, т.е. развивающаяся сила кут-сур. Воспитание сознательному отношению к природе, нравственному развитию, духовному общению с природой, правильной и безопасной жизни и отношению в обществе.

Основным фактором, влияющим на формирование личности человека, является народное воззрение на воспитание детей. Представление людей об окружающем мире и о человеческом обществе дается через развитие кут-сур.

Слово кут означает дух, душа, сур – жизненная сила, сочетание кут-сур означает духовность, нравственность. Дух – основа жизненной силы, энергии человека. Кут – душа дает человеку силу. По мифологии якутов, весь растительный и животный мир имеет душу. Человек имеет три души салгын кут(воздух) – душа, буор кут (земля) - душа, ийэ кут(мать) – душа. Она включает в себя генную информацию о человеке. Буор кут свойственно физическое развитие человека. От нее зависит рост, телосложение человека и его нравственные качества. Салгын кут означает стремление, желание, мечты человека, его духовность, через эту душу человек узнает окружающий мир. Ийэ кут - умственные способности человека. Эти три души полностью раскрывают человеческое тело, ум, физическую силу и являются неразгаданной тайной природы. Сур – жизненная сила, она является основой жизни и связано с состоянием трех душ, если они будут целостными, то сильна сур, психическое состояние человека, она передается по наследству с человеком в человек, так и продолжается род человечества.[39]

Каждое время года тоже по-разному влияет на человека. В исследование принимали участие учащиеся младших классов. На первом этапе было наблюдение детей по временам года. В основном были наблюдены общее состояние ребенка в определенное время года, отношение детей между собой, своим близким, физическая активность, учебная активность и развитие речи.

Из наблюдения можно сделать вывод о том, что каждое время года влияет на состояние ребенка. Затем им был дан тест «Света времен года». Каждый участник нарисовал времена года цветными карандашами, в итоге получили определенные, соответствующие для самих ребят, света каждого времени года.

Теперь рассмотрим значение светов у народа саха:

Манан (белый) – мэлдьи баар Айыы терде.Сырдык.ыраас (чистое , светлое. Всегда существующая основа – Айыы).

Хара (черный) – Быьыылыых-таьаалаах (форма), (уунэр-сутэр,кэхтэр бэлиэ (знак роста и вымирания))

Кыьыл (красный) – тыынар – тыыннаах бэлиэтэ (знак живого существа)

Халлаан куех (голубой) – куйаар,салгын,тыын (галактика, воздух,душа)

От куех (зеленый) – Айыл5а уунэр, уескэтэр кууьун бэлиэтэ (Природная сила рождения и роста).

Борон (коричневый) – сир, кырыс, теретер куус ( земля,сила рождения)

Саьархай (желтый) – кун, сылаас,олох сал5анар терут кууьун бэлиэтэ ( солнце, теплота,сила продолжения жизни).

По народному пониманию каждый свет связан с кут – сур - душой. Как показали участники наблюдения, каждый определенный свет преобладает в определенные времена года. Это - голубой, черный, красный. Они всегда существуют в определенные времена года. Из этого следует, что света могут активно воздействовать на развитие детей и развивающаяся сила кут – сур, как энергия находится в постоянном движении.

Далее каждый свет и кут-сур совпадает с определенным временем года. Так выявили, что «ийэ - кут» - это голубой, красный, «салгын - кут» - это белый, «буор - кут»- это коричневый, «сур» - зеленый. Затем составили план воспитательной работы по проекту «Экотворение личности» и проект «Дьулусхан» для родителей.

Основное направление - воспитание гуманного человека. Из этого следует три основы воспитания:

    1. Основа основ народной педагогики воспитание человечного, свободного в развитии человека. Большую роль играет природа, народные игры, язык, отношение к окружающим, традиции, занятие народа, искусство, верование и хорошие, добрые, с надеждой на будущее думы народа.

    2. Народные традиции воспитания, обычаи, обряды. Развитие как самобытного народа (культура, духовность).

    3. Использовать народные традиции, развивая и соотнося современным взглядам (олонхо, тойук, хомус, народное творчество).

В книге Р.И. Бравина, У.А. Винокурова «Айыыьыт. Иэйэхсит» написано: « О5о от-мас айылгылаах теруур (Ребенок, как растение)». Следуя по этой версии можно сделать такой рисунок. С биологической точки зрения, чтобы растение росло здоровым и добротным, нужна определенная среда:

      1. Ухаживание

      2. Свет. Солнечный свет.

      3. Чистый воздух.

      4. Тепло.

      5. Вода.

      6. Плодородная земля.

      7. Дополнительное кормление и удобрение [Приложение 5].

А если связать этот взгляд с развитием ребенка, то получаем такую картину:

        1. Ребенок нуждается в ухаживании.

        2. Солнечный свет совпадает с истинной любовью родных и близких ему людей.

        3. Воздух – это природа самого ребенка. Нужно воспитать, не подавляя и не ограничивая внутреннюю природу ребенка.

        4. Тепло – это доброе отношение. Вода. Воспитание и обучение. Ребенок, как растение, которое растет с помощью воды, тоже с малых лет, начиная с дошкольного возраста воспитывается и обучается.

        5. Плодородная земля. Это можно понимать как наследственность, гены, генная информация, передающееся из поколения в поколение. В развитии ребенка не только влияет среда. Также влияет наследственность от матери, отца, предков ( национальность, язык, талант, характер, ум).

        6. Дополнительное кормление. Оно имеет большое значение в развитии ребенка. Это различные развивающие, досуговые, радостные, задушевные наслаждения, занятия, деятельность. То есть запрограммирование ребенка к любви, ко всему прекрасному .

Если рассмотреть эту картину с другой точки зрения, то есть с негативной стороны, получим такую картину:

          1. Не существует ухаживание (безнадзорность, бесконтрольность).

          2. Не узнают, не чувствуют телом и духом любовь родных и близких.

          3. Разрушается внутренняя природа ребенка.

          4. В своей начинающей жизни встречают холодное отношение, оскорбления, обиду.

          5. Не берет достаточное воспитание со стороны матери и отца.

          6. Такие дети вырастают со слабым здоровьем и психикой.

          7. В итоге ребенок сам вынужденно себе находит развлечение, используя вынужденное «удобрение», а это значит, использует легкодоступную эйфорию. Здесь входят курение, алкоголь, наркотики и др. [Приложение 7].

Таблица 1 – Модель экологического развития ребенка



следующая страница >>