uzluga.ru
добавить свой файл
Тема: Приставка как часть слова

Цель урока: 

1.Познакомить с приставкой как значимой  частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение над этой частью слова и научить выделять её из состава слова;

совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

отрабатывать умение разбирать слово по составу.

2.Развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, умение анализировать.

3.Воспитывать прилежность, самостоятельность, прививать интерес к изучению русского языка.


Ход урока.

  1. Организация урока.1 кадр-заставка

-Прозвенел звонок,

Начинать пора урок.


- Прочитайте фразу. 2 кадр

Как вы это понимаете?

-Сегодня мы начинаем новую тему. Начинать трудно? А интересно? Почему?

Запись числа в тетради.

  1. Словарная работа. 3 кадр.

(на доске записаны слова)

В…робей, уч…ник, т..традь, с…рока, к…р…ндаш, в…рона, учит..ль.

-Прочитайте слова.

- На какие группы вы можете разбить эти слова?

(школа и птицы, живые предметы, отвечающие на вопрос кто? и неживые, отвечающие на вопрос что?)

- Подумайте, какие гласные вы вставите, приготовьтесь писать.

(письмо с комментированием, на интерактивной доске вставляет один человек)

- Назовите группу родственных слов. Какие слова мы называем родственными? Как по-другому их можно назвать? Докажите, что эти слова родственные, т.е. однокоренные.

-От какого слова образовались эти слова? (учение - учиться)

-Назовите корень слова.

-Что мы называем корнем слова?

-С помощью какой части слова образовались эти слова?

-Что такое суффикс?

-Как называется способ образования слов с помощью суффикса?

- А теперь попробуем от оставшихся слов с помощью суффиксального способа образовать родственные слова.

(воробей – воробышек, тетрадь тетрадка, карандаш – карандашик, сорока -сорочонок, ворона - воронёнок)

  1. Актуализация знаний.

-Молодцы. Давайте обобщим.

- Без какой части слова не может быть слова? Почему? 4 кадр

- Какую роль играет окончание?4 кадр

- А суффикс?4 кадр

- Мы с вами выделяли группу родственных слов. На какую тему они? (школа) 5 кадр

- Образуйте форму этого слова.

-А теперь образуйте родственные слова. 6 кадр

4. Выведение темы урока.

Какое слово образовано не только суффиксальным способом?

- Объясните значение слова школьный.

- Какое значение приобретает слово пришкольный? (Какая часть слова даёт значение слову «находиться влизи школы»?)

- Эту часть слова я могу назвать корнем? Почему?

- Окончанием?

- Суффиксом?

-Что это значит? (мы имеем дело с новой частью слова). С ней мы встречались? Может, кто-то знает, как она называется.

- Назовите тему урока. 7 кадр

- Как вы думаете, зачем нам надо изучать приставку?

- Что вы хотите узнать про приставки?

- Молодцы, вам многое интересно. Начнём изучать приставку.

  1. Работа по закреплению новой темы.

Найдите упр. 1 (с.128). Прочитайте задание.

- Что надо сделать? 8 кадр Надо добавить так, чтобы была завершённость действия.

- Как называется недостающая часть слова? Значит, мы будем добавлять приставки.

- Прочитайте первое сочетание слов.

- Какую приставку вы добавите?

- У меня возникает вопрос, а как написать приставку со словом? Почему вы так думаете? (название приставка)

- Пишем первое словосочетание., обозначаем приставку с слове во таким значком:¬ (аналогично 2)

- Кому не понятна работа? Дальше самостоятельно.

- Сделаем проверку. (один на доске)


  1. Физкультминутка.


6. Обобщение. Правило приставки.

- Прочитайте слова, в которые вы вставляли недостающую часть. Что заметили?

Какую часть слова вы вставляли?

- Что такое приставка? 9 кадр

- Где стоит приставка?

- Как она пишется со словом?

- Какую роль выполняет приставка?

-Каким значком она обозначается?

Повторим хором правило.

- Нам давали готовую приставку, мы её не находили в слове, а только добавляли.

- А как найти приставку в слове? Давайте порассуждаем. 10 кадр


7.Самостоятельная работа.

- Прочитайте задание упр.2

Вместе разберём 1 столбик устно. Будьте внимательны.

- Прочитайте слова. Что заметили? (однокоренные) Докажите.

- Что надо сделать?

- Как найти приставку? С чего начать?

8.Алгоритм выделения приставки.


- Теперь будете работать самостоятельно.

Девочки списывают 2 столбик и выполняют задание, а мальчики 3.

(2 человека на доске пишут)

Взаимопроверка.

-Обменяйтесь тетрадями, возьмите в руки карандаши, будем проверять.

9. Итог урока.

- С какой частью речи мы сегодня познакомились?

- Зачем нам нужно было знакомится с приставкой?

- Расскажите, что такое приставка?

- В русском языке очень много приставок, каждая имеет своё значение, а вот какое – мы будем узнавать на следующих уроках.

Оценивание.

10.Домашнее задание.

упр.4 с.130

11. Рефлексия

-Заканчивая, я хочу вернуться к фразе, которая прозвучала в начале урока.

Трудно узнавать новое?

- Мы с вами трудились (слово на доске) целый урок.

- Используя новые знания, определим степень оценки своей работы и своё настроение.

Трудились (всё понравилось, но было трудно)




-Трудились на славу, с пользой, всё понравилось, как сказать? Добавьте приставку.

Потрудились




- И трудились, но было скучно, трудно, устали. Какую приставку добавить?

Перетрудились




-Определите своё настроение и приготовьтесь его обозначить.

Время отдыхать, поэтому отправляемся на полянку, и первую очередь предоставим тем, кто перетрудился. Есть такие?

-Теперь тем, кто трудился.

- А теперь выйдут те, кто потрудился на славу.