uzluga.ru
добавить свой файл
Учитель: Жабина Е.П. Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тема: Гаршин В.М. «Лягушка путешественница»

Цель: Продолжить знакомство с творчеством русского писателя и его сказкой «Лягушка путешественница».

Задачи:

  • сформировать умения отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие действующих лиц;

  • подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки;

  • развивать речь; образное мышление;

  • познавательную способность учащихся;

  • навык выразительного чтения;

  • воспитывать положительные качества: уважительное отношение друг к другу, чувство собственного достоинства, не зазнаваться и не хвастать.

Формировать УУД:




Познавательные УУД

  1. умение извлекать информацию из текста

  2. умение на основе анализа объектов делать выводы

  3. умение обобщать и классифицировать по признакам

  4. умение делать выводы в результате совместной работы

  5. умение находить ответы на вопросы по иллюстрации




Коммуникативные УУД

  1. умение слушать и понимать других

  2. умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

  3. умение оформлять свои мысли в устной форме




Регулятивные УУД

  1. умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  2. умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

  3. умение определять цель деятельности на уроке

  4. умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

  5. умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль




Личностные УУД

  1. формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

  2. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией



Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Ни за что не расстанусь со сказкой.

Мне без сказки никак не прожить.

Я б хотел на весёлом Савраске

Всем гостинцы с утра развозить.


И покуда дорогою тряской

Мой коняга по жизни бежит

Ни за что не расстанусь со сказкой.

Мне без сказки никак не прожить. (Евгений Зозуля)


Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


2. Введение в тему.

Цель:

- заинтересовать учащихся, удивить, постановка проблем

Урок литературного чтения.

Вспомните, как называется раздел нашего учебника, произведение из которого мы читаем? Как вы думаете, что будем делать в мире сказки?

Проверим свои предположения.

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Р3 умение определять цель деятельности на уроке


3. Актуализация опорных знаний.

Цель:
- выяснить то, что знают дети по теме;
- активизация имеющихся знаний.

С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

Она авторская или народная? Докажите.

Действительно, Всеволод Михайлович написал «Лягушку - путешественницу», когда ему было 32 года. Произведение было последним в его жизни. И вот уже более 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие. (Ирония- тонкая, скрытая насмешка) Сказка авторская, но начинается такими же словами, которые часто встречаются в народной сказке. Кто помнит эти слова? (Жила - была)

-Давайте вернёмся к названию нашего произведения. Кто такие путешественники? Кто МОЖЕТ путешествовать? (У кого есть транспорт)

-Почему же Гаршин назвал сказку «Лягушка – путешественница»?

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

4. Работа с текстом

Цель: Составление сюжетной линии произведения, выявление кульминационных моментов.

На доске: схема сюжетной линии произведения

Жизнь лягу- Встреча Идея Полёт Падение Жизнь в новом

шки в болоте с утками болоте


Посмотрите на диаграмму, составленную по произведению. Вспомните, когда в сказке, по вашему мнению, действие достигало наивысшего напряжения?


Л2 формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

5. Анализ характера и мотивации поведения персонажа с опорой на сюжет.

Цель: Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов.

Вспомните, что узнали о лягушке из первой части?

Учащиеся высказывают свое мнение о жизни лягушки в болоте:

  • лягушка рассуждала о том, как хорошо жить в болоте.

  • ей нравится жить в своем болоте.

  • она нежилась…

  • она сожалела, что не может громко квакать.

Зачитайте. (от слов «Однажды она сидела............до « продолжала нежиться»

Что узнали из сказки о жизни болотной лягушки? (Любят мокрую погоду, это восхитительно приятно)

-Почему ей хотелось квакать, но она этого не сделала? (осенью не квакают, может уронить своё лягушачье достоинство)

- Как автор относится к своей героине? ( Он её любит, восхищается, она ему нравится)

-Как бы вы озаглавили этот отрывок? (Жизнь лягушки в болоте –прикрепить на доску)

-Вот какой видит лягушку автор. Наша задача -составить портрет лягушки, подтверждая словами из текста.

Дети работают в парах

(Жизнерадостная, мечтательная)-карточки прикрепляются на доску рядом с рисунком


П1 умение извлекать информацию из текста

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

П4 умение делать выводы в результате совместной работы

П5 умение находить ответы на вопросы по иллюстрации

К1 умение слушать и понимать других

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Р4 умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности




Работа в парах

Цель:

- выяснить как учащиеся поняли произведение

Но вот что-то произошло.

Расскажите о встрече лягушки с утками. Зачитайте второй отрывок до слов «и утки окружили лягушку»

-Что узнала героиня о юге? (Что там тепло, много мошек)

-Чего же ей захотелось?

-Как озаглавим отрывок? («Встреча с утками» прикрепить на доску)

-Что же придумала лягушка?

-Как озаглавим? (Идея)

-Как отреагировали утки на её предложение? Зачитайте. «Хотя молчать и тащить.........»

-Какие слова и выражения использует автор, чтобы показать своё отношениек лягушке?

  • находчивая

  • изобретательная

  • любопытная

  • смелая

  • любознательная

  • изобретательная

Подведём итог: какие выбрали черты характера? Крепим карточки на доску.


Итак, необыкновенная замечательная лягушка стала путешественницей. Она поднялась в небо и у неё дух захватило от страшной высоты и восторга.

-Что чувствовала она во время полёта? (радовалась и гордилась)

-Как утки хвалили лягушку? (Удивительно умная голова наша лягушка)

-Как реагировала она на похвалы уток?

-Что приводило в ужас лягушку?

-Как озаглавим отрывок? Полёт

-Обьясните, почему она попросила уток лететь пониже? (чтобы похвастаться)

Докажите словами из текста. (Нельзя ли.........бултыхнулась в грязный пруд)

-Как озаглавим? Падение


-Почему лягушка упала?

-А почему она открыла рот?

-Какое качество характера её подвело?

Изменилось ли отношение автора к героине, судя по тому, как он описывает падение ?

  • Полетела вверх тормашками

  • Бедная спутница,

  • Дрыгала всеми лапами,

  • Бултыхнулась в воду

Да отношение изменилось. Дополните характеристики

  • смешная

  • хвастливая


Как она обьяснила лягушкам своё появление в болоте? Зачитайте. «Я заехала к вам посмотреть..........»

-Какие пословицы отражают главную мысль сказки?

На СЛАЙДЕ Как вы узнали, кто есть кто? Как

  • Смелость города берет. относится художник к персонажу?

  • Хвастовство само себя наказывает.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Выслушиваю мнения детей



П1 умение извлекать информацию из текста

К1 умение слушать и понимать других

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме


Итог урока:

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Что же помешало лягушке улететь на юг?

Чему научила нас эта сказка? Дайте совет лягушке.

(лягушка была............. и могла бы долететь до юга, но хвастовство не приводит к добру.) а надо быть скромным и сдержанным.

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Д.З.

Составить рассказ от лица лягушки о том, «как она всю жизнь думала и изобрела новый способ путешествия на утках» стр. 107