uzluga.ru
добавить свой файл
Сценарий игры «Что такое лингвоэкология?»


Начало игры– театрализованная зарисовка. В гости к ребятам пришли литературные герои: Татьяна Ларина и Евгений Онегин, которые продемонстрировали образцы русской речи 19 века.


Вдруг распахивается дверь и в класс вбегают ведущие. Разыгрывается сцена диалога двух продвинутых программистов:


– Даров, Квакер!

– Даров, Думер!

– Ну че, дрова на видюху апгрейдил?

– Нет еще. Блины бадовые попались. Бутовый вирь нашелся. Сначала Егора выдал, потом синий экран смерти. Потом и жесть с сидюком сдохли. Пришлось доктора звать.

– А у мя карлсон полетел. Красный глаз сдох! Братан-ламер, мастдай блин дал, с думерами вчера весь вечер сидели. Ламеры гнилые!

– Так ты вчера думал?

– Да. Вдобавок ко всему паутина глючит. В ленягу гамать нереально. Кста, у тебя, вроде, была бутявка с Мелкософтом?

– Был. Но он мне самому нужет. Кста, забыл сказать. Я вчера в контакте был, с сапером познакомился. Дал мне битый сайт.

– Ааа… Я его в аське добавил. Спамер. На таких мы зарабатываем. Забанить бы их всех.

– Ладно. Я с доктором должен встретиться, приговор узнать.

– Ок. Удачи.


Учитель:

Язык – это наша история, наше богатство и культура.

Это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.

Какое впечатление произвели на вас представленные сценки? О чем они свидетельствуют?

Да, действительно, они говорят о том, что у нашего языка были и возникают большие проблемы. Недаром в науке появилось новое направление – эколингвистика. Что это такое, мы попробуем ответить в конце нашего мероприятия.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в её нормированности, то есть в подчинении определённым нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений, в ясности, эмоциональности и доступности – в чистоте, то есть в отсутствии слов – паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».

О том, почему наша речь может быть дурно выражена вы узнаете из

устного мини-журнала.


1. Иностранные заимствования в русском языке

С петровских времен существуют в нашем языке такие иностранные слова, как алгебра, оптика, глобус, апоплексия, ланцет, компас, крейсер, порт, корпус, армия, гвардия, кавалерия, атаковать, штурмовать, комиссия, контора, акт, аренда, проект, рапорт, тариф и мн. др.

Заимствование этих слов было явлением прогрессивным; эти слова обогащали русский литературный язык. Развитие русской жизни требовало обозначения новых понятий, и естественно было взять эти обозначения (слова) из тех языков, где они уже были, у тех народов, у которых, училась отсталая тогда Россия.

Заимствуя то или иное слово, русский язык редко усваивал его в том виде, в каком оно бытовало в языке – источнике. В процессе употребления большая часть слов, пришедших из других языков уподоблялось структуре заимствующего языка. Постепенно многие слова, ассимилированные русским языком, начинали входить в состав общеупотребительной лексики и переставали восприниматься как собственно иноязычные.

Так, в настоящее время, слова броня, князь, мастер, сахар, свекла, артель, богатырь, чулок, ситец и др. воспринимаются как собственно русские, хотя были заимствованы: первые два – из готского языка, третье, четвертое и пятое – из древнегреческого, три следующих – из тюркских языков, последнее – из голландского.

Из немецкого языка к нам пришли: военная и техническая лексика (штаб, фельдфебель, гауптвахта, зуммер,) Итальянский язык: слова искусства (ария, баритон, соната, маэстро, меццо).Английский язык: спортивная лексика и предметы быта: джемпер, джинсы, старт, оффсайт).Французский язык: театр, виды кушаний, предметы быта: (котлета, пюре, десерт, эклер, антрекот, деликатес, партер, балет, дебют,).Голландский язык: морское дело (боцман, лоцман, грот-мачта, крейсер).Тюркские языки: названия экзотических трав, деревьев, плодов (барбарис, инжир, курага, изюм).

В данный момент лидером в заимствовании иностранных слов является английский язык

Сегодня иноязычные слова появляются как наименования новой реалии, нового предмета, нового понятия, появившегося в общественной жизни (маркетинг, паблисити, брэнд);

Появление новых слов обусловлено влиянием иностранной культуры, диктуется чаще всего модой на иностранные слова.

Сегодня, выбирая иноязычные имена для новинок, производители четко знают, ради чего отказываются от перевода. Они либо рассчитывают на обеспеченных покупателей, либо избегают сложившегося недоверия к отечественным товарам своей отрасли. Еще одна причина – стремление привлечь молодую аудиторию.

2. Жаргонизмы в нашем языке.

Наверное, каждый из вас, ребята, использует в своей речи какие – нибудь «блатные», «хипповские» или просто молодёжные слова вроде «в натуре», «чмо», «лох» или в худшем случае такие распространённые и общепринятые , как «пацан», «прикол», «тусовка». Однако надо помнить, что этот стиль языка принято называть уголовным, или криминальным, жаргоном(или «феней»), так как основное хождение он имеет прежде всего в криминальной среде. Подобный сленг очень распространён в «крутых» американских детективах и среди «братвы» - представителей уголовного мира. Сложение плотное, взгляд мрачный, голос грубый» татуировки. Словарный запас крайне ограничен, состоит из нецензурных выражений и двух десятков фраз, составляющих профессиональный сленг, при этом речь сопровождается обильной жестикуляцией.

Однако некоторые ребята могут не иметь к такой « братве» никакого отношения, но считают «высшим шиком» подражать бандитам, употребляя нецензурную брань, разговаривать на блатном языке. Это происходит из желания «не быть, как все», у них появляется потребность выделиться, продемонстрировать свою индивидуальность, правда, в худшем её выражении.

Вот некоторые примеры, объясняющие этимологию сленговых слов и выражений (из различных источников):

Обломиться – достаться случайно, по блату.

Фонарь – магнитофон. Мне недавно такой фонарь обломился.

Отстой – плохо, неудачно; отстойный – плохой. Отстойный у тебя прикид, братан!

Клевый – хороший, веселый. Клевая киношка, просто отпад.

(Кстати, слово очень старое, есть еще у Даля: клевый – хороший, пригожий, красивый. Клевая невеста.)

Крутой – очень хороший, замечательный, иногда «сильный». Крутой мужик этот Чак Норрис.

Фиолетово (= по фигу, по фене) – все равно. Ты какое мороженое любишь – шоколадное или сливочное? – Да мне фиолетово.

В лом – лень, неохота что-либо делать. А мне в лом этим заниматься.

Чисто конкретно, реально, в натуре, зуб даю – на самом деле.

3. Слова - паразиты.

Чистота речи – это прежде всего отсутствие в ней лишних слов, слов – паразитов. Конечно, в самом языке нет ни одного слова, которое можно было бы так назвать. Такими слова становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. Это -слова и звуки, засоряющие устную речь.

Мы проанализировали слова-паразиты, часто встречающиеся в речи как подростков, так и взрослых. Приведём некоторые из них.

1.Короче

Резкость, желание быстрее закончить речь

Короче, дело было так...

2 Как бы

Неуверенность в том, что говорит; приблизительность

Я вчера как бы ждал тебя...; Мы уже как бы видели этот фильм...

3. Типа

1. Желание выделиться

2. Заменитель паузы

Ты, типа, кто такой! Типа, ситуация такая...

6.Это

Пауза во время говорения или употребления каких-то слов

Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений...

10.Понимаешь, понимаешь ли

Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова

Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там...

11.Вообще, ваще!

1. Лёгкое возмущение

2. Итог речи

- Идёшь в школу? - Ну ты, ваще!

Вообще, я сначала хотел…

12.В принципе

Желание отбросить лишние слова для объяснений

В принципе, у тебя тут «3», на «4» не хватило...

14.Как его, ну как его, как это

Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить

Динозавры... как его... в процессе эволюции

К сожалению, многие постоянно вставляют в свою речь такие слова, как “так сказать”, “значит”, “вот”, “понятно”, “собственно говоря”, “понимаете”. Как вы думаете, почему слова-паразиты появляются в нашей речи? (отвечают)

Это происходит от волнения, неумения мыслить публично, бедности индивидуального словаря говорящего. Исследователи считают, что активный запас современного человека обычно не превышает 7 – 12 тыс. слов (а у Пушкина было 24 тыс. слов).


4. Компьютерный жаргон

Компьютерные технологии, массовое вторжение которых на информационный рынок началось в середине 80-х годов, бурно стали развиваться со второй половины ХХ века. В наше время уже трудно представить себе жизнь без ПК, ноутбука, КПК, в котором есть и телефон, и ИТЕРНЕТ, и фотоаппарат, и телевизор, и навигатор.

Сегодня информационные технологии стали реальностью, оперативным средством массовой информации и культуры. Это огромное пространство для самовыражения, которое проявляется, прежде всего, через язык.

Информатику и русский язык как раз и объединяет язык: язык программирования, язык кодирования, алгоритмический язык. Массовая компьютеризация определила создание абсолютно новой лексики и ее вариантов. Значительное место среди этих вариантов занимает жаргонная лексика.

Новые термины из закрытого лексикона программистов и разработчиков компьютерной техники стали переходить в разряд общеупотребительных. Параллельно этому явлению происходит еще один закономерный процесс- образование специфического компьютерного сленга.

Современное общение в молодежной среде невозможно без чатов, блогов, электронной почты или сетевых дневников. Пользователи сети ИНТЕРНЕТ могут общаться друг с другом в режиме реального времени, читать дневники друг друга, оставлять комментарии, откликаться на любую тему.

Мозги – оперативная память;

Глаз – монитор.

Проги – программы;

Живность, червяк, жук, зверь – компьютерный вирус;

Глюк – ошибка, сбой в программе.

Лить – посылать письмо по электронной почте;

Мейкануть – сделать что-либо (от английского «make» – делать);

Грохнуться – сломаться;

Апгрейдовать – обновлять;

Заворачивать – производить архивацию (сжатие).

Инвалид девице – неверное указание имени устройства (от англ. Invalid device);

Гамовер – окончание игры (от ант. Game over);

Повис – произошел сбой в системе.

Хакер – программист-взломщик;

Аркадник – любитель игр в стиле «аркада».


5. О сквернословии

Ф.М.Достоевский в “Дневнике писателя” отмечал: “Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире, – и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать”.


Что имеет в виду Достоевский, говоря о целомудренности русского народа?

Он отметил тем самым такую особенность разговорной речи: употребляя непристойные слова, говорящий не имеет в виду, в сущности, ничего плохого, непристойного, т.е. не связывает данные слова с конкретным их содержанием

Матерщина считается в принципе недопустимой для произнесения или написания – нецензурная лексика – даже и в том случае, когда она воспроизводится от чужого имени, как чужая речь, за которую говорящий или пишущий, вообще говоря, не может нести ответственности.

В древнерусской письменности – в условиях христианско-языческого двоемирия – матерщина закономерно рассматривается как черта бесовского поведения. Борьба с матерной руганью велась на Руси под знаком борьбы с язычеством. Матерщинник считался не христианином, а язычником.


В древнерусской литературе встречается мнение, что матерная брань – “то есть жидовское слово” – т.е. речь иноверца – человека иной веры: язычника, чужестранца.


В древнерусской литературе говорится о том, что матерная брань поносит не только и не столько мать собеседника, к которому обращено ругательство, но прежде всего – родную мать самого бранящегося. Так как по своему первоначальному смыслу матерная брань является не оскорблением, а скорее заклинанием, заклятием, проклятием. (Обратиться к эпиграфу урока – словам Я. Козловского:


И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.)


Таким образом, слова “проклятие” и “заклинание” – слова однокоренные, говорящие о том, что творить добро или зло на земле можно и с помощью магии слова.


Отношение матерной брани к земле соотносится с культом мёртвых. Поскольку земля воспринимается как место обитания предков (родителей), культ земли связывается вообще с культом предков. Очень характерно убеждение, например, что матерщина тревожит покоящихся в земле “родителей”.


В древнерусских текстах подчёркивается, что матерная брань, оскорбляя родителей говорящего, оскорбляет тем самым и его самого как представителя и продолжателя рода.


Девиз нашей игры: “Знай и люби русский язык”.


Да будет же честь и слава нашему языку, который


в самородном богатстве своем,почти без всякого

чуждого примеса, течет как гордая,

величественная река — шумит, гремит — и вдруг,

есть ли надобно, смягчается, журчит нежным

ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все

меры, какие заключаются только в падении и

возвышении человеческого голоса!

Н.М. Карамзин

Ведущие: Итак, а сейчас мы проведем игру между командами 8-9 классов.

Представляем команды.

Капитан 1 команды: Вас приветствует команда…………….

Наш девиз: “Берегите русский язык”.

Мы, умнейшие ребята,

Видеть вас сегодня рады,

Будем спорить и играть,

О русском языке хотим все знать.


Капитан 2 команды: Вас приветствует команда

Наш девиз: “Изучайте русский язык”.

Русский язык!

Ты красив и велик.

Силой могучей ты наделен,

Любим тебя как родную мать

И обещаем добросовестно изучать.



1 конкурс. Конкурс капитанов

Капитаны выразительно читают наизусть высказывание о русском языке одного из русских писателей.

Вопросы болельщикам:

  1. А.С. Пушкин.

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

К чему, кроме океана, обращается герой стихотворения и что обозначает этот архаизм?

(Ответ: Ветрило – парус)

  1. В поэме А. Твардовского “За далью - даль” есть строки:

И все, от корки и до корки,

Что в книгу вписано вчера,

Все с нами – в силу поговорки

Насчет пера и топора.

Какую поговорку имеет в виду автор?

Какой фразеологизм использован в этих строках?

(Ответ:

Что написано пером, не вырубишь топором.

От корки до корки)


  1. Найдите заимствованные слова во фразе “Устами младенца глаголет истина”. Замените их исконно русскими соответствиями.

(Ответ: Все слова в этом предложении заимствованы из старославянского и церковно-славянского языков. Русский вариант: Ртом ребенка говорит правда)


  1. Серый Волк придумал несуществующее слово “рочь” и спросил у трех поросят, к какой части речи оно относится.

Ниф-Ниф сказал: “Это сущ. женск. рода”.

Нуф-Нуф сказал: “Это сущ. мужск. рода”.

Наф-Наф сказал: “Это глагол”.

Кто из поросят неправ?

(Ответ: Нуф-Нуф)


2 конкурс. «Сценка из школьной жизни»

Пока команды готовятся -----------------

Конкурс болельщиков. (НА ЭКРАНЕ)

Попробуйте перевести очень маленький текст с русского языка на русский. Надо прочитать, вникнуть в суть высказывания. А потом сказать то же самое, но уже литературным языком.

  1. «Мне вчера одна простокваша вздумала профильтровать базар, да обломилась»

  2. «К нам тут один фраер прихилял. Клёво потусовались, поугорали»

  3. «Мы такие стоим. Тут этот подваливает, весь на винтах. Ну, я ему в натуре… И он скис»

3 конкурс. Замените русским словом.

Владимир Иванович Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному.

Какими русскими словами вы можете заменить перечисленные заимствования?

1 команда

Пьедестал – (возвышение)

Грот – (пещера)

Пресс – (давление)

Артист – (лицедей)

Оригинальный – (непохожий)

Трасса – (дорога)


2 команда

Дискуссия – (спор)

Атеист – (неверующий)

Триумф – (победа)

Шеф – (начальник, командир)

Атлет – (спортсмен)

Банкротство – (поражение)



Ведущие: Скажите, ребята, как вы понимаете, в чем красота русского языка?

(синонимия, антонимия, пословицы, поговорки, фразеологизмы)

Красивая речь – это еще и умение говорить без грамматических ошибок, это и правильное ударение в словах.


3 конкурс. Конкурс знатоков ударения


От каждой команды выходят по одному представителю (правильно расставленное ударение - 1 балл).

1 команда 2 команда

Завидно Кватал (ЗавИдно КвартАл)

Звонит Жалюзи (ЗвонИт ЖалюзИ)

Мельком Черпая (МЕльком ЧЕрпая)

Кухонный(Кухонный)

Щавель Балую (ЩавЕль БалУю)

Августовский Подростковый (Августовский ПодрОсткОвый)

Красивее (КрасИвее)



5. Конкурс “Ты – мне, я – тебе”.


Командам нужно изобразить жестами, мимикой пословицу так, чтобы другая команда угадала ее и объяснила.

Например, Подливать масла в огонь.

Одним выстрелом убить двух зайцев.

6 конкурс. Подбери те синоним

К словам из речи молодежи нужно подобрать как можно больше красивых литературных вариантов.

1 команда

Драпать (убегать),

Дискач (дискотека),

Догнать (догадаться),

Достать (надоесть),

Врубиться (понять),

Зажать (утаить, пожадничать)


2 команда

Закусон (закуска),

Заложить (предать),

Капуста (обозначение денег),

Прикид (одежда),

Пасти (следить),

Сидюк (СД плеер)


Ведущие: Константин Паустовский говорил, что «с русским языком можно творить чудеса».


Убедимся в этом?


7 конкурс. Составьте рассказ по аналогии.

В чем заключается необычность стихотворения В.Я.Брюсова?


Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет.

(Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита)

Составьте рассказ по аналогии.


Игра с болельщиками.

Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет)


О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что человек, который рано встает, много успевает сделать за день? (Кто рано встаёт, тому бог даёт)


Согласно какой поговорке зубы находятся не во рту? (Положить зубы на полку)


Плеваться некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец, придётся воды напиться)

Игра с болельщиками

Найдите ошибки в предложениях и исправьте.

Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте.


Помещик был груб со своими придворными.


Обладая острым обоянием, он сразу уловил запах испеченного пирога.

Дыхание больного стало отрывистым.


Нас познакомили с новым комплектом упражнений

Помещики жестоко угнетали своих крепостников.


У него были невыразимые черты лица.



8 конкурс. Творческий. Написать письмо первой учительнице правильным литературным языком с использованием пословиц, фразеологических оборотов.

Уважаемая Анна Ивановна, здравствуйте!

Хочу рассказать Вам о наших школьных буднях. У нас в классе много чего нового и интересного……………………

Можете использовать следующие пословицы и поговорки:


Бить баклуши

Бабушка надвое сказала

Как об стенку горох

Делу время – потехе час

С три короба

Хоть кол на голове теши

Грамоте учиться всегда пригодится.

Уменье и труд все перетрут

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Гора с плеч

Голову давать на отсечение

Глядит в книгу, а видит фигу.

Заговаривать зубы

По наклонной плоскости

Даром не пройдет

Телячьи нежности

Без муки нет и науки.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.


Ведущие: Пока команды готовятся, послушайте стихи о русском языке.

В. А. Солоухин “Слово о словах”: Михайлова Лера

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.


Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.


Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.


Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.



Словно травы шелестят слова. Десятова Наташа

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим: целебная трава –

Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой, с собою нету слада,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова пьянящие, как розы,

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слёзы, –

Горькие слова, слова – полынь.

Словом можно душу искалечить,

Словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!





Саша Чернецова

О, русской речи ширь и краткость,

Мне близок строй ее и мил,-

Моя опора, гордость, радость,

Окно в необозримый мир.

В ней нежность песни,

Мощь оружья,

Размах – и точность без затей…

Друзья мои, учите русский,

Учите русскому детей. . (Сабир Абдулла)



Саша Логинов

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.(Я. Козловский)



Логинова Маша

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи, выучи русский язык.


Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.




9 конкурс. Кто даст более точное определение, что такое лингвоэкология.