uzluga.ru
добавить свой файл



Средняя общеобразовательная школа д. Чернолес


(УРОК в 8 классе)


ТИП: изучение нового материала

с использованием мультимедийно-

компьютерных технологий


Учитель биологии

Лаврущева Л.А.


2005 год




Цели: раскрыть материал о защитных свойствах организма; сформировать понятия иммунитет, вакцина, лечебная сыворотка, антитела, антигены, ВИЧ, СПИД; познакомить с видами иммунитета, свойствами и значением Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов со значением анализа крови при установлении диагноза объяснить сущность СПИДа, путями передачи ВИЧ и профилактикой заражения.

Продолжить формирование умений делать записи, вычленять главное, применять знания, составлять схемы, делать выводы, образно мыслить. Продолжить развитие интереса к предмету. Воспитание здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.


Оформление класса: экран.


Оборудование: карточки – задания для игры «На приеме у врача», компьютер, мультимедийный проектор, рисунок ВИЧ


ХОД УРОКА.

I. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа с понятиями записанными на доске.

Работа с понятиями: Слайд № 3

  • Плазма

  • Сыворотка

  • Эритроцит

  • Лейкоцит

  • Тромбоцит

  • Фибриноген

  • Фагоцитоз

  • Свертывание

Игра «На приеме у врача»

В роли врача – учащиеся, к которым на прием приходят больные с анализом крови. На основе анализа которых, врач дает рекомендации больным. Слайд № 4

АНАЛИЗ № 1

Эритроцитов – 3,5 млн

Лейкоцитов – 8 тысяч

Что вы можете рекомендовать больному и почему?

АНАЛИЗ № 2

Эритроцитов – 5 млн

Лейкоцитов – 27 тысяч

Что вы можете рекомендовать больному и почему?

АНАЛИЗ № 3

В крови мало ионов кальция.

Что вы можете рекомендовать больному и почему?

Вывод: зная состав крови и функции форменных элементов можно оказать помощь или спасти жизнь больному.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО

Цель: продолжить изучение защитных свойств крови.

На экране проецируется тема урока, затем цели для учащихся.

1. Защитные свойства организма.

Наш организм хорошо защищен от инфекционных заболеваний, от проникновения чужеродных веществ и тел.


Схема №1. Защитные свойства организма Слайд № 5.


Введение понятий:

Антитела, антигены.

Значение антител: обеззараживание и нейтрализация продуктов жизнедеятельности болезнетворных бактерий, вирусов.

ВЫВОД: иммунную систему организма человека образуют органы и ткани обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток, веществ, вирусов поступающих извне или образующихся в организме.

2. Что же такое иммунитет?

(демонстрация схемы через проектор на экран, поэтапно по ходу объяснения)

а) Схема №2 слайд № 6

ИММУНИТЕТ
невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям

Схема № 3 слайд № 7.

По ходу объяснения выводятся понятия: иммунитет, вакцина, лечебная сыворотка. Определения понятий учащиеся формулируют после объяснения самостоятельно.

3. – Какие же клетки крови отвечают за иммунитет?

(Проецирование схем на экран)

Схема №3 См. слайд №7

ВЫВОД: (формируют учащиеся)

Лимфоциты отвечают за невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.

4. Проблемная ситуация

Наш организм обладает множеством защитных свойств от заражения (Вместе с учащимися ещё раз перечисляем их)

- почему же механизм действия защитных свойств нарушается при проникновении в организм ВИЧ?

а) Введение понятий: СПИД, ВИЧ

б) Обсуждение путей передачи ВИЧ (по ходу обсуждения учащиеся самостоятельно составляют схему).

См. слайд № 8

Не отмечены случаи передачи ВИЧ:

См. слайд № 9

- Почему организм не может защититься?

Схема № 6 Слайд № 10.

ВЫВОД: вирус поражает ту часть иммунной системы человека, которая связана с Т-лимфоцитами крови, обеспечивающими иммунитет. В результате организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями.

- Почему человек не предполагает о заражении?

Схема №7 См. слайд № 11.

- Как убить возбудителя СПИДа? ( сообщает учитель)

См. слайд № 12.

ВЫВОД: если соблюдать личную гигиену, вести здоровый образ жизни, использовать презервативы при половых связях можно защитить себя от заражения.

ВЫВОД ПО УРОКУ: организм человека защищен от генетически чужеродных веществ и микроорганизмов. СПИД разрушает Т-лимфоциты, обеспечивающие иммунитет.

(Вывод формулируется учащимися)

III. Закрепление:

1. Фронтальная работа с понятиями (см. слайд № 13)

2. Новейшие достижения в сфере создания вакцин и лечебных сывороток (сообщение учителя по научно-популярной литературе) см. слайд № 14.

2. Почему СПИД всё ещё не излечимое заболевание?

3. Составление и заполнение таблицы «Иммунитет» (см. слайд № 15)

IV. Итоги урока: см. слайд № 16.