uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 9 10
ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ

СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ


С.-ПЕТЕРБУРГ, 2001

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭТНОГРАФИИ И АНТРОПОЛОГИИ


МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

им. ПЕТРА ВЕЛИКОГО (КУНСТКАМЕРА) РАН


ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ИНТЕГРАЦИЯ»

«Государственная поддержка интеграции высшего образования и

фундаментальной науки»


РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД

_________________


VI РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ


ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ

СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ


(ИТОГИ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2001 г.

В ЛЕНИНГРАДСКОЙ, ПСКОВСКОЙ И НОВГОРОДСКОЙ

ОБЛАСТЯХ)


Материалы конференции





Издательство Санкт-Петербургского университета

2001


ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY


HISTORICAL FACULTY

DEPARTMENT of ETHNOGRAPHY and ANTHROPOLOGY


MUSEUM of ANTHROPOLOGY and ETHNOGRAPHY (KUNSTKAMERA) RAS


FEDERAL PROGRAMME «INTEGRATSIYA»

«State support of higher education and fundamental science»


RUSSIAN FOUNDATION for the HUMANITIES

____________________


VI REGIONAL CONFERENCE OF YOUNG SCIENTISTS


ETHNOGRAPHICAL RESEARCH OF NORTHWEST RUSSIA


(RESULTS OF FIELD RESEARCHES IN LENINGRAD, PSKOV AND NOVGOROD PROVINCES)


Materials of conference





St. Petersburg University

2001


ББК 63.5

Э91


Редакционная коллегия: проф. А.В. Гадло (отв. ред.),

канд. ист. наук И.И. Верняев,

канд. ист. наук А.Ю. Чистяков.


Рецензенты: канд. ист. наук В.А. Козьмин (С.-Петерб. гос. ун-т),


Э91

канд. ист. наук В.Н. Седых (С.-Петерб. гос. ун-т)


Этнографическое изучение Северо-Запада России: Итоги полевых исследований 2001 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. Материалы VI Региональной научной конференции молодых ученых / Под ред. А.В. Гадло. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. — 90 с.

ISBN 5-288-02773-0


В сборнике представлено краткое содержание докладов ежегодной Региональной конференции молодых ученых Северо-Запада России, посвященных итогам новейших полевых этнографических исследований. Доклады содержат сведения о хозяйстве, материальной и духовной культуре, традиционной обрядности, пережитках архаических верований, народном православии и социальных изменениях, происходивших в регионе в течение ХХ века.

Сборник будет интересен историкам, этнографам, экологам, краеведам и всем, кто интересуется историей и культурой Северо-Запада России.


Без объявл. ББК 63.5


The brief contents of the reports of an annual Regional conference of the young researchers of Northwest of Russia devoted to the results of the field ethnographical researches are submitted in this book. The reports contain the items of information on economy, material culture, rites and traditional customs, survivals of the active beliefs, popular Orthodoxy and social changes in region in the course of the XX century.

The book will be interesting for historians, ethnologists, regional experts, ecologists and everyone who is interested in a history and culture of Northwest of Russia.


ISBN 5-288-02773-0 Коллектив авторов, 2001

Издательство С.-Петербургского

университета, 2001

ПРЕДИСЛОВИЕ


16–17 ноября 2001 г. кафедра этнографии и антропологии Санкт-Петербургского государственного университета в шестой раз проводит конференцию молодых исследователей этнографии Северо-Запада Европейской России.

Цель этой конференции, как и пяти предыдущих — представить возможность аспирантам, студентам, только что начавшим свой самостоятельный путь научным работникам музеев и академических учреждений, школьникам старших классов, участникам краеведческого движения, т.е. практически всем, кого интересуют вопросы этнокультурной истории Северо-Западной части нашей страны, и кто сделал хотя бы первый шаг на пути ее этнографического изучения, встретиться, обменяться своими знаниями, идеями, поделиться опытом экспедиционной работы, обсудить возникшие вопросы, наконец, просто познакомиться друг с другом и установить творческие связи.

Как и на предыдущих конференциях, проводившихся в 1996, 1997, 1998 1999 и 2000 гг. [1], естественно, основную группу участников составляют молодые сотрудники и студенты кафедры этнографии и антропологии. Как и на предыдущих конференциях на ней будут доклады и сообщения студентов других вузов города и примут деятельное участие представители Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН и Российского этнографического музея — традиционных партнеров кафедры в ее научной и учебно-педагогической работе.

Конференция 2001 г. продолжает традицию тесных научных контактов с Псковским областным институтом повышения квалификации работников образования, Псковским государственным педагогическим институтом и Псковским областным центром развития одаренных школьников. Связи кафедры этнографии и антропологии с научными и образовательными учреждениями Пскова, результатом реализации которых стала коллективная монография “Историко-этнографические очерки Псковского края”, вышедшая в свет в 1999 г., в течение последнего года еще более укреплялись и нашли свое отражение в разработке ряда новых научных проектов, направленных на углубленное изучение исторической этнографии региона и пропаганду научных знаний по истории и этнической культуре Псковского края среди населения области.

Основную группу докладов на конференции составляют доклады студентов-практикантов, участников экспедиции кафедры этнографии и антропологии, которая в 2001 г. организовала три полевых отряда, работавших в трех различных регионах Северо-Запада — в Кингисеппском районе на западе Ленинградской обл., в Лужском р-не на юге Ленинградской обл., в центре Псковской обл. в Опочецком р-не. Все три отряда, руководителями которых были молодые преподаватели кафедры И.И. Верняев, С.Б. Егоров и А.Ю. Чистяков, проводили исследования в рамках начатого в 1998 г. научного проекта “Динамика этнических и этносоциальных процессов и современная этнокультурная ситуация в Северо-Западном регионе Европейской России (Ленинградская, Псковская, Новгородская области)”, который выполняется кафедрой в соответствии с Федеральной целевой программой “Интеграция высшей школы и научных учреждений” в тесном контакте с Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, а также в рамках нового научного проекта “Этническая и этнокультурная ситуация в Северо-Западном регионе Европейской России на рубеже ХХ–ХХI вв.”, поддержанного в 2001 г. Российским гуманитарным научным фондом.

В ходе полевых работ изучались хозяйство, материальная, духовная и социальная культура различных этнических групп Северо-Западного региона —русских, вепсов, ижор, собирались материалы ставших в последние годы этнокультурной и социальной реальностью региона семьях мигрантов из стран Ближнего Зарубежья, исследовались как пережитки этнокультурной традиции, характерной для отдельных этнических и территориальных групп населения, так и его современная этнокультурная специфика. Большинство тем, по которым был получен новый материал, нашли отражение в этой публикации краткого содержания сделанных на конференции докладов.

Настоящий сборник в соответствии с полученной в ходе полевых исследований 2001 г. материалом состоит из трех разделов. В первом представлены сообщения, в которых приводятся некоторые общие итоги полевых исследований 2001 г. и их первичной камеральной обработки. Во втором разделе представлены сообщения, характеризующие хозяйство и материальную культуру населения региона, в третьем — духовную и социальную культуру, включая вопросы общественного и семейного быта, архаических верований и современной народной религиозной культуры.

Эти разделы неодинаковы по количеству и качеству, представленного в них материала, что отражает естественную неравномерность полученной в полевых условиях информации. Информативное поле, в пределах которого работает сегодня этнограф в Северо-Западном регионе России очень своеобразно. Социально-политические, экономические, демографические бури, пронесшиеся по региону в ХХ в., оставили здесь тяжелый след. На многих территориях исчезли не только маркирующие населяющие их искони этнические общности признаки этнической культуры, но и сами эти общности. Большие изменения претерпели основные традиционные виды хозяйственной деятельности, изменилась структура расселения, значительной эволюции и унификации подверглись организация жилого пространства и сами виды жилищ и хозяйственных построек, полностью исчезли традиционные типы одежды, значительно упростился и унифицировался пищевой рацион, во многих отношениях перестроился семейный и общественный бытовой уклад, сгладилась память о традиционной календарной (хозяйственной) и семейной обрядности, изменились отношение к религии и сами народные представления о соотношении рационального и иррационального в окружающем человека мире, наконец, изменилась степень восприятия и познания самой этнической культуры, отношение общества к традиции и современности, методика и технология их исследования.

На Северо-Западе России этнограф сегодня имеет дело главным образом со значительно трансформированной этнической культурой, с относительно ограниченным кругом информантов, с перестроенными под влиянием городской культуры поселениями, урбанизированным бытом, с выветрившимися из сознания и памяти людей под воздействием атеистической пропаганды традиционными верованиями, обычаями, обрядами. Это обстоятельство в значительной степени и придает особую актуальность тематике конференции и публикуемому сборнику — они посвящены итогам новейших полевых работ и соответственно представляют своеобразный временной срез этнической культуры региона, который неповторим и никогда не будет вновь восстановлен и зафиксирован. Это по существу первая попытка этнокультурного мониторинга, значение которого определяется не столько степенью анализа зафиксированного им состояния общественного развития, сколько самой фиксацией этого состояния. При этом неважно, что какие-то сферы этнической культуры сегодня выступают рельефнее, какие-то менее заметны, в каких-то сферах удается уловить проступающие из-под современной стандартизированной культуры черты этнической специфики, в каких-то нет. Конференция и сборник краткого содержания представленных докладов и сообщений — это оперативная фиксация нового материала о современном этнокультурном облике региона — и в этом их цель и их научная значимость.

Конференция и сборник имеют еще одну цель. Их организатором является не академический центр, а учебное учреждение. Включение в исследовательский процесс как можно более широкого круга молодых людей, получающих этнографическое образование, создание у них стимула к самостоятельному творческому поиску, закрепление приобретенных навыков и умений и просто обучение искусству активного участия в дискуссии, в диспуте, грамотному и доступному изложению своих мыслей и взглядов — все это достигается через приобщение студентов к разработке значимой научной и общественно-политической проблемы, которой конференция и посвящена. Разумеется, как отражение процесса обучения и профессионального роста участников конференции доклады, представленные на ней, и их изложение в сборнике далеко не равноценны. Но, главное, все они — ступень к достижению профессиональной зрелости, этап в формировании этнографа и историка профессионала.

В конференции принимали участие сотрудники следующих учреждений: исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (МАЭ), Государственный Эрмитаж, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. Герцена), Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства (СПбГУКИ), Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб), Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова (СПбГК), Фольклорно-этнографический центр Министерства культуры Российской Федерации (ФЭЦ), Псковский областной институт повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО), Псковский государственный педагогический институт (ПГПИ), Псковский областной Центр развития одаренных школьников (ПОЦРОШ).


1. см: Верняев И.И. Новожилов А.Г. Конференция “Этнографическое изучение Северо-Запада России” // Этнографическое обозрение. 1997. № 6. С. 128-130; Киселев С.Б. Пятая конференция молодых ученых “Этнографическое изучение Северо-Запада России” // Этнографическое обозрение (в печати); Этнографическое изучение Северо-Запада России (Итоги полевых исследований 1996 и 1997 гг. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). I и II Межведомственные научные конференции аспирантов и студентов (Краткое содержание докладов) / Отв. редактор А.В. Гадло. СПб., 1998; Этнографическое изучение Северо-Запада России (Итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). III Межведомственная научная конференция аспирантов и студентов (Краткое содержание докладов) / Отв. редактор А.В. Гадло. СПб., 1998; Этнографическое изучение Северо-Запада России (Итоги полевых исследований 1999 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV Межведомственная научная конференция аспирантов и студентов (Краткое содержание докладов) / Отв. редактор А.В. Гадло. СПб., 1999;. Этнографическое изучение Северо-Запада России (Итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). V Региональная научная конференция аспирантов и студентов (Краткое содержание докладов) / Отв. редактор А.В. Гадло. СПб., 2000.


Заведующий кафедрой этнографии и антропологии Санкт-Петербургского государственного университета, научный руководитель проекта доктор исторических наук, профессор А.В. Гадло.


НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ


И.И. Верняев


ИТОГИ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2001 г.

В ОПОЧЕЦКОМ РАЙОНЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


В 2001 г. Псковский полевой отряд кафедры этнографии и антропологии СПбГУ проводил впервые исследования в Петровской волости Опочецкого р-на. Целью исследования являлся монографический сбор информации по этнографии населения волости: изучались сохранившиеся в памяти информантов и бытующие до сих пор элементы традиционной культуры, социокультурные изменения, происходившие на протяжении ХХ в., современное хозяйство, культура и социальные отношения.

Петровская волость расположена на юго-западе Опочецкого р-на, в бассейнах рр. Исса и Веть. Административный центр волости — дер. Макушино — находится в 15 км к западу от г. Опочка. Волость включает 47 деревень, в которых в настоящее время проживает 734 человека постоянного населения. Большая часть этого населения — коренные жители либо переселенцы из ближайших местностей Опочецкого и соседних районов (Островского, Себежского, Новоржевского) Псковской обл. Около 30% населения волости — переселенцы из других областей России. Несколько русских семей — выходцы из Латвии, есть переселенцы из Украины и Белоруссии.

На протяжении всего ХХ в. население волости сокращалось. Уменьшалось также и количество поселений, жители малых деревень переселялись в крупные. Этот процесс особенно усилился в последнее десятилетие. Сейчас в волостном центре дер. Макушино сосредоточено около 45% жителей волости. Правда, процесс вымирания в последние годы малых деревень несколько приостановился, но это связано с наплывом дачников, которые населяют их в летний сезон. Изменения в структуре расселения оказывают существенное влияние на всю систему жизнеобеспечения, хозяйственный и социальный уклад населения волости, что нельзя не принимать во внимание при ее этнографическом изучении.

С динамикой социальной структуры населения и социально-экономическими процессами, проходившими не территории волости, тесно связаны изменения жилищно-хозяйственного комплекса. В доколхозный период здесь преобладали двухуровневые постройки, верхние этажи которых были жилыми, а нижние подсобными хозяйственно-бытовыми. Возможность строительства крупных жилищных комплексов была обусловлена значительными лесными ресурсами и относительной зажиточностью крестьянских хозяйств края, в основном занимавшихся льноводством. Застройка двора здесь была типичной для центральных районов Псковщины — трехрядной. Двор включал три ряда построек: жилой ряд (изба–сени–изба) и по обе стороны от него два хозяйственных ряда, отделенных от жилого ряда придворками. В колхозный период произошло уменьшение жилого пространства усадьбы — распространились дома-пятистенки, сократилось количество хозяйственных построек. В настоящее время преобладают дома-пятистенки. Пространство жилищно-хозяйственного комплекса теперь образуется домом и хозяйственно-бытовыми постройками, расположенными по замкнутому периметру двора. В центре остается открытая прямоугольная площадка. В последнее десятилетие в связи с расширением хозяйственной деятельности некоторых семей, увеличением поголовья скота и появлением лошадей на семейных подворьях количество хозяйственных построек возросло, однако планировка усадьбы в связи с этим утратила былые четкость и единообразие.

Исследование 2001 г. в Опочецком районе подтвердило наблюдения прошлых лет об устойчивости на Псковщине на протяжении всего ХХ в. традиции крестьянского семейного хозяйствования. В доколхозный период (основной объем полученной информации относится к 1920-м гг.) крестьянские хозяйства имели комплексный характер, сочетая товарное ориентированное на рынок льноводство, и нацеленные на удовлетворение нужд семьи и поддержание целостности хозяйственного организма зерновое производство (озимая рожь, яровые овес и ячмень) и животноводство (крупный рогатый скот, свиньи, лошади, птица). Значительная часть хозяйств этого периода основывалась на труде неразделенных семей, включавших несколько брачных пар (по статистическим данным конца ХIХ в., в Опочецком уезде доля неразделенных семей была наибольшей по сравнению с другими уездами Псковской губернии). В колхозный период крестьянские традиции сохранялись в рамках личных подсобных хозяйств колхозников. Однако отраслевой комплекс личных подсобных хозяйств по сравнению с доколхозными крестьянскими хозяйствами существенно изменился. Производство зерна резко сократилось и его целью стало обеспечение кормом только домашнего скота и птицы. Льноводство полностью исчезло. Личные подсобные хозяйства ориентировались на производстве молока и мяса, выращивании огородных культур. Часть произведенного потреблялась внутри хозяйства, часть — отдавалась государству в виде обязательных поставок, сбывалась на рынке и обменивалась. В 70–80-е гг. усилилась связь личных подсобных хозяйств с крупными сельскохозяйственными предприятиями — колхозами. Сформировался устойчивый социально-хозяйственный паритет, скрепленный взаимной заинтересованностью обеих сторон. В последнее десятилетие эти отношения явно изменились: усилилось значение личного подворья в обеспечении потребительских нужд сельской семьи, включая ту ее часть, которая по тем или иным обстоятельствам переселилась в город. Семейные хозяйства сохраняют ориентацию на производство молока и мяса, расширились посевы картофеля и овощей. Но уменьшилась их зависимость от крупного сельскохозяйственного предприятия (на территории Петровской волости — выросший из местного колхоза кооператив “Исса”), что связано с появлением на личных подворьях лошадей, тракторов, иной сельскохозяйственной техники.

В Петровской волости практически решена одна из основных проблем, стоящая перед огромным количеством семейных хозяйств Псковщины — проблема сбыта основной на сегодняшний день товарной продукции — молока. Частный предприниматель, арендовавший кооперативное производственное помещение, организовал в дер. Макушино производства сыра из местного сырья. Большая часть молока, производимого в семейных хозяйствах, сдается на его сырзавод. Своевременный расчет, относительно высокая цена и фактическое отсутствие транспортных расходов делают это направление сбыта молока крайне привлекательным, что может повлиять на дальнейшую хозяйственную ориентацию населения волости.

Благоприятно сказывается на общем экономическом положении сельских семей Петровской волости также относительная близость г. Опочка. Сравнительно небольшие транспортные расходы позволяют большому количеству хозяйств самостоятельно, без посредников, сбывать свою продукцию в городе и приобретать там по более низким ценам товары, пользующиеся спросом в деревне.

В организационно-административном и хозяйственном отношении в последние годы возросла роль волостной администрации. Главе волости и работникам администрации приходится решать разнообразные вопросы, связанные с землеустройством, благоустройством поселений, общественным порядком, водоснабжением, торговым обслуживанием населения, обеспечением техникой и удобрениями, а также вопросы внутрисемейных и межсемейных отношений.

В общественной жизни волости в последние годы увеличилась роль местной школы. Фактически школа стала центром общественной жизни, взяв на себя многие функции, которые в советский период выполняли иные структуры. Школа организует коллективные праздники и мероприятия для всех жителей, ведет просветительскую деятельность, осуществляет посредничество при обращении в вышестоящие инстанции, берется за решение некоторых личных проблем селян. Усиление социальной роли школы в жизни села — не исключительно локальная, но общая для Псковщины тенденция последних лет.

Исследование духовной культуры населения Петровской волости выявило устойчивость многих элементов традиционной культуры, и их способность сохраняться в новых условиях, принимая иногда новый облик.

Для календарно-праздничного цикла Петровской волости характерны некоторые типичные для центральной части Псковщины обрядовые комплексы, включающие устоявшийся набор элементов: Рождество (колядование со звездой, ряженье, гадания), Крещение (освящение воды, закрещивание помещений), Масленица (катание на лошадях, гостевание), Егорьев день (обход скота, трапеза в поле), Пасха (крашение и катание яиц, обходы домов), Троица (поминки на кладбище, действия с ветками березы), Иван Купала (магические действия против колдунов). Типичным является обрядовый комплекс, связанный с престольными праздниками (крестные ходы, обходы домов с иконой, гостевание, обильная трапеза с большим количеством мяса, гуляния молодежи и др.). Следует отметить весьма развитую обрядность, связанную с окончанием сельскохозяйственных работ — потягушки (после уборки льна), пожинки (после жатвы). Для нее характерны участие исключительно женщин, трапезы на полях, элементы культа родителей (предков). Празднование окончания и начала сельскохозяйственных работ в измененном виде сохранялось и интенсивно развивалось в колхозный период. В настоящее время некоторые традиционные календарно-обрядовые комплексы в новой, фольклоризированной, форме возрождаются клубными работниками, которые стремятся вовлечь в организуемые ими календарные действа все возрастные постоянного населения и даже дачников.

В последние годы предпринимаются попытки возрождения православной религиозности местного населения. В дер. Макушино достраивается церковь, где уже организуются службы, инициатором этого строительства, однако, являются горожане. Местное население в основной своей массе пока относится к этому явлению весьма инертно. Верующие посещают церковь в г. Опочка и две старые часовни, в которых периодически проводятся службы.

Вплоть до настоящего времени среди местного населения широко распространены разнообразные магические практики и верования, связанные с представлением о колдовстве и знахарстве, сглазе людей и скотины и способах защиты от него.

Несмотря на объяснимую фрагментарность информации по многим изученным темам, итогом полевых работ в Опочецком районе в 2001 г. стало формирование общей картины динамики хозяйственной, социальной и духовной жизни населения изученных деревень. Эта картина, с одной стороны, типична для центральных районов Псковщины, с другой стороны, в некоторых отношениях отличается локальным своеобразием.


А.Ю. Чистяков



следующая страница >>