uzluga.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа №1 г.Ворсма


РЕФЕРАТ


По истории России


«Судьба семьи в истории страны».

«Семейная династия»


Выполнил:

Седов Дмитрий

ученик 9 «А» класса

МОУ СОШ №1 г.Ворсма

Проверил:

Учитель истории

Седова И.А.


г.Ворсма


2012г.

Аннотация.


Тема исследования – Учительская династия Седовых – Рыжовых.

Проблема исследования – Как выбирать профессию, учитывать ли те, которые уже существуют в нашей семье?

Цель исследования – выяснить, почему мои родственники выбрали такую сложную профессию – учитель.

Выяснить положительные и отрицательные стороны этой профессии.

Задачи исследования – рассмотреть все сведения о том, как мои родственники выбирали профессию

Выяснить, как они относятся к профессии учителя на данном жизненном этапе.

Могут ли они порекомендовать выбирать профессию учителя в будущем.

Гипотеза – Продолжать ли мне учительскую династию?

Выводы:

  1. Мои бабушка и дедушка (Седов Борис Васильевич и Нина Александровна) – замечательные люди, они Учителя с большой буквы.

  2. Мои мама и папа Рыжова – Седова Ирина Анатольевна и Седов Александр Борисович – продолжатели династии педагогов.

  3. Моя тетя и двоюродный брат – Рыжова Марина Евгеньевна и Рыжов Михаил Васильевич – тоже связали свою жизнь с прекрасной, трудной и ответственной профессией – педагог.

  4. Мой брат Иван студент Нижегородского педагогического университета, факультет физкультура и спорт, продолжает нашу династию.

  5. Я горжусь, что принадлежу к такому роду, и буду стараться, чтобы быть достойным его представителем.



План работы: стр.

  1. Введение 4-7

  2. Семейная учительская династия 8-30

    1. Рыжова – Седова И.А. 8-10

    2. Седов А.Б. 9-11

    3. Рыжова М.Е. 12

    4. Рыжов М.В. 13

    5. Седова Н.А. 13-20

    6. Седов Б.В. 20-23

  3. Заключение 24-29

  4. Список использованных источников. 30



Введение.

Говорят, что в мире существует более двух тысяч профессий. И это чудесно! Ведь каждый может выбрать себе будущую профессию, исходя из своих способностей и возможностей. Хотя принять такое решение довольно трудно. Все ближе и ближе тот момент, когда за спиной останутся беззаботные школьные годы и жизнь поставит нас всех перед первым серьезным выбором. Каким будет мой дальнейший путь? Как найти свое место в жизни? Какую профессию выбрать? Уже сейчас я начал задумываться над этими вопросами, и сделать выбор действительно не просто.

Каковы главные причины выбора будущей профессии? Во-первых, она должна быть интересной. Захватывающее занятие, которое действительно приносит удовольствие, - это одна из составляющих человеческого счастья. Также нужно учесть необходимость зарабатывать на жизнь: принесет ли будущая профессия вам желаемый доход. Я уже сейчас задумываюсь о том, кем хочу стать в будущем. Пару лет назад я хотел стать врачом. Я считаю, что это очень благородная профессия. Ведь ее представители помогают людям, несут добро и надежду. Но быть врачом - это также и очень большая ответственность. Ведь от профессионализма и чуткости доктора зависят здоровье, а часто и жизнь его пациентов. Мой папа менеджер, и он считает, что его профессия тоже очень важна. Ведь без менеджеров не может функционировать ни одно предприятие. Я согласен с папой.

Но сейчас я все больше задумываюсь о том, чтобы стать учителем. Я знаю, что хорошим учителем быть непросто. Нужно в совершенстве знать свой предмет, быть хорошим психологом и эрудитом, обладать талантом рассказчика, чтобы увлечь учеников. Учитель, педагог, наставник — это настоящее призвание, а не просто профессия. Это и огромная ответственность, и умение увидеть в каждом ученике индивидуальность, найти к нему свой подход. Для меня и для многих профессия учителя ассоциируется с гуманностью и благородством.

Я – Седов Дмитрий Александрович – ученик 9 класса МОУ СОШ №1 г.Ворсма, участник кружка «Исток» по историческому краеведению. Увлекаюсь игрой в баскетбол, принимаю участие в «Зарнице» и «Мальчишнике», увлекаюсь музыкой, в частности рэпом. И, вообще, люблю все, что связано со здоровым образом жизни. Но кроме этого, занимаюсь историей, и в частности историей моей семьи.

Каждый человек хочет быть счастливым. Одной из составляющих счастья является, конечно же, работа. Любимая работа. А если человек получает за любимую работу и приличное вознаграждение, то это уже Большое Счастье! Это, конечно, шутка, а вот выбор будущей профессии дело очень серьезное и ответственное. И браться за него надо как можно раньше, как говорят: «Старого пса новых трюков не научишь»! Родители с детства относились ко мне как к личности. Благодаря этому, я никогда не стыдился своих вкусов, всегда оставался самим собой, не подстраиваясь под чужую мысль. Итак, мой путь к выбору будущей профессии был свободным. Но не легким.

Мои родители, бабушка и дедушка – учителя. Такая вот педагогическая династия: дед – физик, бабушка – математик, папа – технолог, мама – историк, тетя – химик, двоюродный брат – историк, мой родной брат – будущий учитель физкультуры. По неволе заинтересуешься историей своей семейной династии.

В каждой семье есть ценности, которые передаются из поколения в поколение. Ценности нашей семьи, в первую очередь – это воспоминания близких мне людей – бабушек и дедушек.

Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Задача учителя в обществе не изменилась и сейчас. Он так же, как и тысячелетие назад, должен донести своим ученикам полный круг знаний и умений, воспитать их сознательными, благополучными членами общества. Наши первые учителя - это наши родители. Они дают нам первый, важнейший жизненный урок: урок добра, порядочности, честности, мужества, любви к своей земле, своей Родине, поэтому учителя - мои родители, а мои родители – учителя. Вот такой каламбур. Но главное, что я получил от них - это желание учиться дальше, так как сами знания (в широком значении этого слова), по их словам, будут моей опорой в жизни, основой моего профессионального успеха, личного счастья. И я им очень признателен за это. Я принадлежу к тем молодым людям, о которых говорят, что им повезло. Мне повезло с хорошими учителями – хорошими родителями.

Краеведческие темы всегда очень интересны и всегда актуальны. Заниматься историей своего генеалогического древа, узнавать о своих предках, знакомиться с историей своей страны – что может быть увлекательней. С каждым новым листом в истории твоей семьи ты чувствуешь, как прочные нити связывают тебя с историей конкретных людей, чувствуешь, что ты не один в этом сложном мире, что корни твоего рода уходят в глубь веков. Я уже знаю о моих предках, рожденных в начале 19 века. Вот уже 200 лет существует история моего рода. А я надеюсь, может быть, мне повезет работать в архивах, и исторический путь моей семьи вырастет на несколько веков.

Для написания работы я пользовался воспоминаниями моих близких.

Рыжовой Валентины Михайловны – моей бабушки.

Седовой Нины Александровны – моей бабушки

Седова Бориса Васильевича – моего дедушки

Седова Александра Борисовича – моего папы.

Седовой – Рыжовой Ирины Анатольевны – моей мамы

Рыжовой Марины Евгеньевны – моей тети.

Рыжова Михаила Васильевича – моего двоюродного брата.


Какие цели я ставлю в своей работе?

1. Выяснить судьбу моей семейной учительской династии Седовых - Рыжовых.

2. Выяснить интересные истории, связанные с нашими семейными воспоминаниями в школьной жизни моих родственников

3. Сделать выводы.


2. Семейная учительская династия.


Мы (Седовы Иван и Дмитрий) всегда интересовались историей нашей семьи. Очень любили, когда наша бабушка Рыжова Валентина Михайловна рассказывала нам о своем прошлом, о своих родителях, о месте, откуда родом бабушкина семья. Как – то раз нам родители купили карту России. Мы с удовольствием стали искать на ней знакомые города. Но обнаружили, что места, откуда родом наша бабушка, на карте нет. Тогда волей – неволей нам пришлось выяснить, где же это село? Оказывается, судьба бабушкиной семьи настолько интересна, что мы с братом несколько вечеров, затаив дыхание, слушали бабушкины рассказы.

Щеглова Валентина Михайловна родилась в 10 февраля 1929 года в селе Ягодное Куйбышевской области. На карте теперь этого села нет. Когда строили Куйбышевскую гидроэлектростанцию, село Ягодное и город Ставрополь были затоплены Куйбышевским водохранилищем

Жила наша бабушка в семье, где воспитывалось 12 детей. Она была рождена десятой. После нее в семье родилось еще двое детей, но они умерли в младенчестве. После голода 1932-1934 годов, в 1935 году, они переехали в Ворсму. Закончила 5 классов и работала на заводе складных ножей шлифовщицей, затем на заводе Ленина. В 1952 году поступила в техникум и уехала на комсомольскую стройку в поселок Баранчу Свердловской области. Там и познакомилась с будущим мужем - Рыжовым Анатолием Васильевичем. После переезда в Ворсму работала в РАЙПО в магазине продавцом. На пенсии с 1984 года, трудовой стаж 45 лет. Ветеран труда, медаль « За труд в Вов». (1)

____________________

1 - Воспоминания Рыжовой Валентины Михайловны


1. Седова И.А. В 1969 году 11 апреля году родилась наша мама - Рыжова Ирина Анатольевна.



Рыжова Ирина Анатольевна, родилась в г. Ворсма. В школу она пошла в 6 лет, что раньше не приветствовалось. Но она уже умела читать, писать и считать, была записана с 5 лет в детскую библиотеку. Училась в начальной школе, затем в школе им. Маяковского. После окончания школы, она поступала в Горьковский педагогический институт на исторический факультет, но не поступила. Пошла учиться в СПТУ № 47 на портного мужской верхней одежды. Окончив училище, с красным дипломом, она устраивается работать в школу пионерской вожатой и поступает в Горьковский государственный университет им. Лобачевского на исторический факультет. В1993 году заканчивает его и работает в школе № 1 учителем истории. Наша мама постоянно прививает нам интерес как к истории в целом, так и к истории нашего города, нашей семьи. Мама - учитель высшей категории, ее уважают и любят и ученики и коллеги. (1)


____________________

1 - Воспоминания Рыжовой Валентины Михайловны




Свою профессию мама выбрала, глядя на своего любимого учителя по истории в школе им. Маяковского – Мухина Вениамина Ивановича. Именно он, умный, немного ироничный, сумел привить ей любовь к истории. Мама с удовольствием вспоминает своих учителей. Как Вениамин Иванович оставлял ребят после уроков, если они не выучили домашнее задание. А она -всегда была готова к уроку, но никогда материал не заучивала. Рассуждала логически. И маме очень хотелось остаться после уроков, так как Вениамин Иванович разрешал ребятам пострелять из «воздушки», рассказывал интересные истории из своей жизни. И мама оставалась с своей подружкой, которая имела математический склад ума и никак не могла запомнить текст и его пересказать. Кроме учителя истории мама вспоминает учителя русского языка и литературы – Коскину Ирину Николаевну. Она была маминым классным руководителем. Строга, но справедлива. Знания давала «железные». (1)


____________________

1 - Воспоминания Седовой Ирины Анатольевны


2. Седов А.Б. Мой отец – Седов Александр Борисович родился в Свердловске, затем семья переехала в Ворсму. В 1990 году он закончил Ворсменскую школу №1, и поступил в Горьковский педагогический институт на физический факультет. В 1991 году женился на Ирине Рыжовой. Он перевелся с факультета физики на технологический. В 1996 году папа окончил институт, и стал работать в Ясенецкой средней школе учителем ОБЖ.



Затем, проработав 5 лет, он перешел работать на завод им. Ленина в отдел маркетинга менеджером.. Сейчас работает в АО «Никонт» менеджером по продажам.



3. Рыжова М.Е. Брат мамы – Рыжов Василий Анатольевич (21 сентября 1958 года – 25 февраля 2006года) работал на газокомпрессорной станции слесарем, с 2005 года на инвалидности. Его жена Рыжова (Малова) Марина Евгеньевна ( 15 ноября 1961 года) работает учителем химии в Ясенецкой средней школе. Мне они приходятся дядей и тетей.

Марина Евгеньевна тоже, как и мама училась в школе им. Маяковского. Она не всегда работала учителем. Марина Евгеньевна рассказывает, что любила химию, но не любила ее объяснять. Она окончила Нижегородский университете им. Лобачевского, химический факультет. 10 лет работала на заводе медико – инструментальном им. Ленина, но во время кризиса 1998 года на заводе не платили зарплату, а затем вообще часть работников химической лаборатории сократили. Так она и оказалась в школе.

Классным руководителем Марины Евгеньевны тоже была Коскина Ирина Николаевна, как и у мамы. Любимый предмет у нее был математика. Ее преподавала Алькина Татьяна Ивановна. Честный, принципиальный педагог, которому хочется подражать. А еще с добротой вспоминает Марина Евгеньевна Волкову Ольгу Ивановну - учителя биологии. Она просто замечательный человек, такое отношение к детям надо перенять всем учителям. Никогда не ругалась, всегда тактична и сдержанна. Поддерживала слабых учеников, оставалась с ними после уроков. (1)

Они имеют двоих сыновей. Рыжов Михаил Васильевич (21 ноября 1981 года) окончил Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, исторический факультет и работает директором в Комаровской школе.

Миша – мамин ученик. Именно она и зародила в нем любовь к истории. Его всегда интересовали войны, оружие, полководцы, роль личности в истории.

_______________________________

1 - Воспоминания Рыжовой Марины Евгеньевны


Мама отговаривала Мишу поступать в университет, так как историк не мужская профессия, платят мало, а ведь нужно содержать семью. Но Миша был неумолим. Только туда. И в результате он окончил в 1998 году Нижегородский университет им. Лобачевского исторический факультет. (1)

Миша женат на Бочаровой Ольге и 16 февраля 2006 года у них родилась дочь Арина. Миша родился в день рождения своего прадеда Михаила Васильевича ровно через 100 лет. Бабушка утверждает, что Миша очень похож на своего прадеда – высокий, сильный, светловолосый, с голубыми глазами. (2)


4. Седова Нина Александровна – наша бабушка. На фото она с родителями. Родилась 28 мая 1944 года в Сибири - Красноярский край Северо – Енисейский район, поселок Советский Рудник (Соврудник). Благодаря ее интересным рассказам мы знаем многие эпизоды из жизни наших родственников. Ей было 3 года, когда её перевезли в Шахунью. Именно там она училась в школе. Училась бабушка на «отлично». Была очень прилежной, трудолюбивой, общественницей. Избиралась старостой класса, комсоргом, членом комитета комсомола и в 11 классе была избрана секретарем комсомольской организации школы. Конечно, учителя прочили бабушке дорогу в учителя.

____________________

1 - Воспоминания Рыжовой Валентины Михайловны

2 – Воспоминания Рыжовой Марины Евгеньевны


Во время учебы бабушка легко училась, не думая о будущей профессии. В 11 классе она задумалась: «В какой ВУЗ пойти учиться?» Она закончила 11 классов, поступала в Московский государственный университет на математический факультет, но не поступила (сдавала 6 экзаменов, и ей не хватило балла). Случайно на улице Шахуньи встретила директора школы №14 – Сафонова Александра Михайловича. Это был энергичный, яркий человек. Узнав о моих делах, он сказал: «Пойдем со мной». Привел бабушку в ГОРОНО и сказал: «Вот вам учитель математики». И через день бабушка шла на работу в Акатовскую восьмилетнюю школу работать учителем математики. Акаты – большое село, в 5 км от Шахуньи.



Школа была одноэтажная, деревянная, в ней было 3 кабинета, учительская. Кабинет директора. Начальная школа и мастерские находились в другом месте. В школе работали 15 учителей. Математиков было двое – бабушка и Илья Иванович – опытный педагог. Он и стал первым наставником бабушки как учителя.




Классное руководство дали бабушке в 7-ом классе – 23 ученика. Первые, самые любимые. Ребята были душевные, отзывчивые, на уроках сидели тихо, делать умели все. Самый активный и самый способный был Гена Ларин. Учился хорошо, дома делал все дела и даже доил корову.




____________________

1 – Воспоминания Седовой Нины Александровны


Проработав 2 года в Акатах, бабушка поступила в Горьковский педагогический институт на математический факультет. Учеба походила очень интересно. Ночами сидели, зубрили конспекты, решали, решали, решали. Страшно завидовали спортфаку и литфаку, которые бегали на танцы и, казалось, ничего не учили.



С благодарностью вспоминаю всех преподавателей института, но особенно Геннадия Петровича Сенникова. Он был декан факультета математики, преподавал методику геометрии. Именно он рекомендовал бабушку по спецнаправлению в г.Свердловск – 45. В г. Свердловск отбирали лучших специалистов со всего Советского Союза. С конкурсантами проводились беседы, тестирование. К тому времени бабушка уже была замужем за Седовым Борисом Васильевичем.

Свердловск – 45 – закрытый, большой город. Несколько средних школ, две восьмилетних, дворец культуры, спортивный комплекс с плавательным бассейном. Снабжение магазинов было московским (в то время это шокировало больше, чем новая работа и школа). Бабушку направили в среднюю школу № 71. (1)


____________________

1 - Воспоминания Седовой Нины Александровны


В формировании учителя принимали участие педагоги школы – бабушкины коллеги. Завуч школы – учитель математики – Кириллова Галина Васильевна. Часто посещала уроки, тщательно разбирала, делала замечания, давала советы. Златина Евгения Давыдовна – москвичка. В отпуск она уезжала домой и добровольно посещала всевозможные курсы, семинары. Приехав из отпуска, она делилась на секциях с учителями всеми новинками методики преподавания математики. 7 лет бабушка отпработала в этом городе. Там родились сыновья - Олег и Саша. В 1976 году семья Седовых переехала на родину Бориса Васильевича – в Ворсму. Бабушка стала работать в школе №1 г.Ворсма учителем математики. Наставницей и коллегой бабушки стала Манцурова Галина Петровна. – прекрасной души человек и замечательный педагог. Любой вопрос она объясняла ясно и просто. Бабушка с благодарностью вспоминала Морозову Людмилу Алексеевну – руководителя секции математиков. Она часто давала открытые уроки, на которых бабушка многому научилась. Тактично и справедливо указывала Людмила Алексеевна на ошибки, которые иногда допускались.

За всю педагогическую жизнь бабушка сделала 7 выпусков классного руководства. Бабушка с теплотой рассказывает о школе. Она любила свою профессию, детей, свой предмет. Любила принимать участие в конкурсах, побеждать. Любила проводить кружки и факультативы. Любила проверять тетради, хотелось поскорее узнать, чему она научила детей.



Настоящих учителей ученики не забывают никогда. Моя бабушка – настоящий учитель. В нашем языке есть особые святые слова: мама, родина, солнце… Среди этих главных есть и нетленное слово учитель. У каждого из людей есть свой, родной учитель, который оказал решающее влияние. Иногда и незаметное.



Бабушка говорила: « Я выбрала себе профессию, которая требует огромной человечности, доброты, душевного тепла, и любви к детям. Дети смотрят на учителя доверчиво, прямо, иногда с восторгом, а учитель в свою очередь не должен это отношение к себе и к миру. Он должен быть примером во всем, должен не только учить, но и развивать личность ребенка, воспитывать нравственно здорового человека, ведь ребенок – это «чистый лист», на котором можно создать все, что угодно. «Первые строки на этом листе принадлежат семье и учителю» Это огромная ответственность». А мне повезло. Моя бабушка и семья и учитель. Вот и пишет на моем «чистом листе» свои замысловатые сюжеты. Я очень люблю свою бабушку. Она – лучший математик и лучшая бабушка.


____________________

1 - Воспоминания Седовой Нины Александровны


Встречаясь с бывшими выпускниками, сейчас бабушка интересуется их достижениями, радуется их успехам. За 7 лет дети становились родными.



Успехи бабушки не оставались незамеченными. Неоднократно вручались грамоты за призовые места в смотре – конкурсе кабинетов математики. Бабушке была присвоена первая квалификационная категория.

Моя мама говорит, что за все годы работы в школе, (а мама работает 20 лет), она ни разу не слышала плохих слов от учеников о нашей бабушке. К ней всегда с удовольствием ходят ученики из всех выпусков. Я горжусь такой бабушкой.

В школе № 1 им Ленина, она работала учителем математики до 2003 года, затем в вечерней школе. Сейчас находится на заслуженном отдыхе. Награждена: медалью Ветеран труда, награждена Почетной грамотой Министерства просвещения, ее портрет находился на городской доске почета.

« Как она умела каждого из нас незаметно влюбить в свой предмет! – вспоминают ее бывшие ученики. – Не было ни одного урока, чтобы кому - то стало скучно или неинтересно. Даже на вечерние факультативы мы неслись всей гурьбой, боясь опоздать даже на минуту. Мы ловили каждое ее слово, объяснение, и словно завороженные слушали, открыв рот».



5. Седов Борис Васильевич – родился 4 августа 1940 года в г.Ворсма. Его родители были простыми рабочими – на заводе им. Ленина.

В семье было еще 2 сестры – Нина Васильевна и Валентина Васильевна. Всего в семье проживало с дедушкой и бабушкой 7 человек. Время было тяжелое – военные годы. В 7 лет дед уже помогал по хозяйству: ходил за коровой, косил траву, ездил в лес за дровами.





____________________

1 - Воспоминания Седова Бориса Васильевича

В 1948 году пошел в начальную школу в 1-й класс. Школьные годы – лучшие годы жизни. О них всегда дед вспоминает с теплотой и любовью. Школа научила детей жить и работать. Борис Васильевич вспоминает. « Все мы были дружные, понимали товарищей и учителей, помогали друг другу» Время неутомимо идет вперед, сейчас с нами нет уже многих учителей, которых дед с благодарностью вспоминает. Любимые учителя деда: Заварзина(Федотова) Е.А., Коскина И.Н., Голицына А.П.Коломенцева Н.К., Жукова Р.А., Кислюнина А.И., Гусев В.К.

В 1958 году закончил школу. Год проработал на заводе им. Ленина. Дед был призван в армию. Служил он на Северном флоте. 4 года на береговой телефонной станции, обслуживая подводные лодки.



На последнем году службы окончил подготовительные курсы и в 1963 году поступил в Горьковский педагогический институт на физический фкультет.



В 1967 году Борис Васильевич и Нина Александровна поженились и после окончания института были направлены на работу в г.Свердловск – 45. Там проработали они 7 лет. Борис Васильевич преподавал физику в 61 школе и в вечерней школе.

В 1976 году семья переезжает в Ворсму. До выхода на пенсию (до 2001г) дед работал в школе №2 им. Маяковского учителем физики и технологии.

Увлеченный педагог – физик он много внимания уделял практике: проведению лабораторных работ, решению задач, объяснение материала всегда сопровождал демонстрацией опытов.

Кабинет физики Борис Васильевич всегда оформлял сам, и это было на уровне современных требований. Много наглядных пособий сделал сам.




Кружок технического творчества был любимым у мальчишек школы. Каждый год они принимали участие в выставках технического творчества и их работы отмечались грамотами и дипломами. (1)


____________________

1 - Воспоминания Седова Бориса Васильевича





За многолетний и добросовестный труд Борис Васильевич был награжден значком «Отличник народного Просвещения», медалью «Ветеран труда». Он очень активный и деятельный человек. Принимал участие в общественной жизни школы, в художественной самодеятельности, был членом месткома, потом его председателем. Выйдя на пенсию, он не забывает своих коллег. По возможности навещает их, помогает.

В 2002 году принимал участие в переписи населения. Был награжден медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения»

Борис Васильевич – большой любитель ходить за грибами, на рыбалку, с удовольствием работает в саду.





3.Заключение.

Отношение к учителям всегда является таким же критерием человечности, порядочности, как и отношение к родителям, Родине. Они являются неотъемлемой частицей нашего бытия, они будто объединяют между собой поколение, так как передают свой опыт и знания младшим. Поэтому надо любить учителей, помнить их, помогать им, облегчать их работу, чтобы как можно больше получать от них «умного, доброго, вечного».

Часто говорят, что учителя - это вторые родители. И, что касается меня, это не пустые пафосные слова, так как так и есть на самом деле: формирование нашего мировоззрения - не только знаний! - происходит под влиянием учителей. Мы можем обратиться к ним со своими проблемами, поделиться радостью, пожаловаться на неудачи, попросить помощи… Я часто размышляю о том, каким должен быть идеальный учитель. Откровенно говоря, иногда мне кажется, что я не имею полного права говорить, поскольку я далек от понятия идеального ученика, итак не мне требовать чего-то от наших учителей, тем более, что мои родственники учителя. Но, в любом случае, я имею несколько мыслей по этому поводу и не могу ими не поделиться. Что касается меня, чуть ли не главнейшими чертами учителя является способность к пониманию, терпеливость и, как не удивительно это звучит, творчество. Потому что я думаю, профессия учителя является не менее творческой, чем профессии художников, писателей и т.п.. А еще мне кажется, что быть учителем - одна из сложнейших задач, ведь один человек должен объединять в себе психолога, научного работника, оратора, актера, организатора и еще много много чего. Ответственность невероятная: ошибка учителя не так заметна, как ошибка врача, например, но может привести к не предвиденным последствиям. А еще учитель - чуть ли не единственная профессия, в которой профессиональные качества человека не так важны, в которой  личные качества, можно даже сказать, что характер учителя является одним из главных профессиональных требований.

Мне очень приятно, что к большинству наших учителей я могу обратиться почти с любым вопросом: если мне что-то непонятно из учебного материала, если меня что-то интересует вне учебной программы, если я имею какие-то личные трудности и просто хочу посоветоваться. Я считаю, учитель должен быть именно таким: и учителем, и старшим другом одновременно, А еще я, и все мои одноклассники, захватываемся уроками, на которых мы выполняем необыкновенные задачи, где  можем проявить себя, сделать что-то творческое.

Когда я начинаю размышлять об учительствовании, я будто воображаю себя на месте наших учителей, и вижу, насколько разными бывают ученики, в сколькой энергии и силах мы нуждаемся, как непросто заинтересовать сразу всех, удержать их внимание, донести новые знания из предмета или «новые знания из жизнь… Так, все учителя иногда нервничают  или имеют плохое расположение духа, но если  подумать, -  часто мы виноваты в этом. Все мы любим подвергать критике учителей, но критику все-таки следует начинать с  себя. Я надеюсь, что раздумья относительно того, каким должен быть учитель, помогут мне сформулировать ответ на не менее важный вопрос - каким должен быть ученик, каким должен быть я сам, ведь пока что обучение - моя профессиональная деятельность. И, как в любой профессиональной деятельности, в обучении я тоже хочу быть профессионалом.

У каждой семьи есть истории, о которых знают только самые близкие люди. У нашей семьи таких историй очень много. Род наш Седовых-Рыжовых-Матвеевых-Щегловых настолько велик и разнообразен, что историй, связанных с семьей, семейными ценностями, традициями не счесть. Вот моя главная гордость на сегодняшний день.

Часть моих близких родственников – педагоги. Отдавая часть души детям, учитель очень много получает взамен. Сколько улыбок, радости, детского задора он видит каждый день, ведь, как говорится, «школьный день равен году». Педагог видит и чувствует за день столько, сколько некоторые люди переживают за год. Мне кажется, что учителя и выглядят моложе своих лет. Ведь дети отдают им столько позитивной энергии.

Учителя не может быть без любви к детям, ласки и терпения. Только человек, искренне любящий детей, сможет работать в школе. Ведь дети очень разные - послушные и не очень, внимательные и рассеянные, с легким характером или сложные, трудные. Но, несмотря на это, учитель их любит одинаково, детей со сложным характером, может быть, даже больше, потому что в работе с ними нужно приложить гораздо больше усилий и поэтому ценнее результат. Учитель должен быть хорошим психологом - без индивидуального подхода к детям не обойтись, и терпеливо и настойчиво не один, а несколько раз, если нужно, объяснять детям новую тему. Поэтому необходимо внимательно изучать педагогику и психологию - это важные предметы в институтах, готовящих учителей начальных классов.

Очень важна и нелегка работа с родителями, ведь для папы и мамы их ребенок - самый лучший, самый умный, чудесный и замечательный. Это так и есть, но нужно помочь детям стать еще лучше, а родителям тактично подсказать, как это сделать, помочь дельным советом найти выход из трудной ситуации.

Конечно, труд учителя - нелегкий. И во время уроков, и на переменах учитель - с детьми, он не может позволить себе отдохнуть, ведь на нем лежит огромнейшая ответственность за детей. Нужно быть готовым к тому, что работа учителя не заканчивается со звонком с последнего урока. Каждый день надо проверить минимум шестьдесят тетрадей — партию по русскому языку и партию по математике, ведь эти предметы в младших классах — каждый день. Нужно написать буквы, цифры и палочки, исправить ошибки, выслушать стихотворение или правило. При подготовке к урокам написать много конспектов, потратив не один час.

Конечно, сложно быть учителем - нужно отлично ориентироваться во многих областях знаний! Это подразумевает постоянную и кропотливую работу над собой по самоусовершенствованию. Всегда следует быть в курсе педагогических новинок, новых развивающих методик работы. Но кроме отличного знания предмета, преподаватель должен обладать определенными чертами характера. Надо быть психологом, чтобы лучше понимать своих учеников, находить к ним правильный подход. Только такого учителя, который может умело сочетать строгость и доброту, заботу о детях и справедливость в оценивании знаний, ученики уважают и любят. И на уроках такого учителя они очень внимательны. Кроме того, хороший учитель никогда не станет сухо излагать материал, просто повторять текст учебника. Он старается заинтересовать учеников, найти новые формы урока, использовать игры, наглядные материалы.
Все это требует большой кропотливой работы и искреннего интереса к своей профессии. Мне кажется, что я смогу стать хорошим учителем. Мне очень нравится искать новые сведения и интересные факты на различные темы. И меня очень интересует психологическая сторона в работе учителя. Как-то мне на глаза попалась вьетнамская пословица, которая гласит: «Только уважая учителя, можешь сам стать учителем». Я задумался над этим высказыванием и стала внимательнее присматриваться к нашим педагогам. Удивительно, но мне открылось много новых сторон в характере этих людей. Я поняла, как много сил — душевных и физических — отдают они нам, своим ученикам. Это действительно достойно глубокого уважения. Именно учитель является самым живым и наглядным примером для ученика. Ведь если учитель вызывает уважение и любовь, мы стараемся во всем быть похожими на него, следуем всем его советам, внимательно слушаем каждое его слово. Только сумев вызвать искренний интерес к себе, преподаватель сможет пробудить интерес к предмету.
Замечательный русский писатель Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Мне очень хотелось бы в будущем стать именно таким учителем. Во всяком случае, я буду делать все возможное и постоянно стремиться к совершенствованию.

Собрав, изучив и систематизировав материал по истории одной из наших династий, я пришел к следующим выводам.

  1. Мои бабушка и дедушка (Седов Борис Васильевич и Нина Александровна) – замечательные люди, они Учителя с большой буквы.

  2. Мои мама и папа Рыжова – Седова Ирина Анатольевна и Седов Александр Борисович – продолжатели династии педагогов.

  3. Мои тетя и двоюродный брат – Рыжова Марина Евгеньевна и Рыжов Михаил Васильевич – тоже связали свою жизнь с прекрасной, трудной и ответственной профессией – педагог.

  4. Мой брат Иван продолжает нашу династию.




  1. Я горжусь, что принадлежу к такому роду, и буду стараться, чтобы быть достойным его представителем.

  2. А вообще в нашей семье есть много удивительных совпадений. У деда, мамы и тети Марины была одна классная руководительница – Коскина Ирина Николаевна.

  3. Мама, тетя Марина учились в одной школе – им. Маяковского, а дед потом в ней работал.

  4. Миша Рыжов – мамин ученик, тоже преподаватель истории, учился тоже в школе им. Ленина

  5. Мама с папой познакомились в школе им. Ленина, где мама работала пионерской вожатой.

  6. В школе им. Ленина работала бабушка и продолжает работать и мама.



Список использованных источников:

Воспоминания моих родственников:

Рыжовой Валентины Михайловны – моей бабушки.

Седовой Нины Александровны – моей бабушки

Седова Бориса Васильевича – моего дедушки

Седова Александра Борисовича – моего папы.

Седовой – Рыжовой Ирины Анатольевны – моей мамы

Рыжовой Марины Евгеньевны – моей тети.

Рыжова Михаила Васильевича – моего двоюродного брата.


Рецензия на работу учащегося


  1. ФИО ученика – Седов Дмитрий Александрович




  1. 15 лет, кружок Историческое краеведение МОУ ДОД ДДТ г.Ворсма




  1. ФИО научного руководителя – Седова И.А.




  1. Тема работы: «Учительская династия»


5. Актуальность и причины выбора темы. Тема актуальна, причины выбора темы обусловлены.


6. Раскрытие темы. - Тема раскрыта, автор сделал свои выводы, рассмотрел всех членов семьи, которые выбрали для себя профессию учителя.


7. Логичность, последовательность, доказательность изложения.

Изложение логично. Автор переходит от вопроса к следующему вопросу, одновременно раскрывая сущность каждого и давая собственную оценку.


8. Правильность оформления. Оформлено верно.


9.Количество баллов- 20 баллов