uzluga.ru
добавить свой файл
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ

РЕСПУБЛИКИ КОСТА-РИКА

(7 ноября 1949 года)

ЧАСТЬ I

РЕСПУБЛИКА

Глава единственная

Статья 1. Коста-Рика - демократическая, свободная и независимая Республика.

Статья 2. Суверенитет принадлежит исключительно Нации.

Статья 3. Никто не может присваивать себе суверенитет; тот, кто это сделает, совершит предательство Родины.

Статья 4. Ни одно лицо или собрание лиц не может взять на себя представительство народа, присвоить себе его права или выступать с петициями от его имени. Нарушение этой статьи должно рассматриваться как мятеж.

Статья 5. Национальная территория расположена между Карибским морем, Тихим океаном и Республиками Никарагуа и Панама.

Границами Республики с Никарагуа являются границы, установленные договором Каньяс-Херес от 15 апреля 1858 года, ратифицированным Лаудо Клевеландом 22 марта 1888 года; границами же с Панамой являются границы, установленные договором Эчанди Монтеро-Фернандес Хаен от 1 мая 1941 года.

Остров Коко, расположенный в Тихом океане, составляет часть национальной территории.

Статья 6. Государство осуществляет полный и исключительный суверенитет в воздушном пространстве над своей территорией, в территориальных водах и над континентальным шельфом в соответствии с принципами международного права и действующими договорами.

Статья 7. Никакая власть не может заключать пакты, договоры или конвенции, противоречащие суверенитету и независимости Республики. Тот, кто сделает это, будет судим за предательство Родины.

Любой договор или конвенция, заключенные исполнительной властью и касающиеся территориальной целостности или политической организации страны, требуют утверждения Законодательного собрания, причем за них должно голосовать не менее трех четвертей всех его членов и они должны быть одобрены двумя третями голосов членов Учредительного собрания, специально для этого созванного.

Статья 8. Иностранные Государства могут приобретать на территории Республики, на основе взаимности, лишь недвижимую собственность, необходимую для пребывания их дипломатических представительств, не нарушая при этом соответствующих международных конвенций.

Статья 9. Правительство Республики является народным, представительным, сменяемым и ответственным. Правление осуществляют три раздельные и друг от друга не зависимые власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Ни одна из властей не может делегировать выполнение функций, ей присвоенных.

Статья 10. Распоряжения законодательной или исполнительной власти, противоречащие Конституции, абсолютно недействительны, равно как и акты тех, кто узурпирует государственные функции, а также назначения, сделанные без соблюдения законных требований.

Верховный суд большинством по крайней мере двух третей его членов, объявляет о неконституционности распоряжений законодательной власти и декретов исполнительной власти.

Закон укажет, какие суды призваны рассматривать вопрос о неконституционности других распоряжений исполнительной власти.

Статья 11. Государственные служащие являются простыми представителями власти и не могут присваивать себе прав, которых, закон не предоставляет им. Они обязаны приносить присягу в соблюдении и исполнении настоящей Конституции и законов.

Привлечение их к уголовной ответственности за их действия производится публично.

Статья 12. Запрещается существование армии в качестве постоянной организации.

Для охраны и поддержания общественного порядка создаются необходимые полицейские силы.

Только в силу соглашения со странами континента или для национальной обороны могут создаваться войска; и полиция и войска всегда будут подчинены гражданской власти; они не могут организовывать обсуждения, манифестации или выступать с заявлениями в индивидуальной или коллективной форме.

ЧАСТЬ II

КОСТАРИКАНЦЫ

Глава единственная

Статья 13. Костариканцами по рождению являются:

1) ребенок, родившийся на территории Республики от отца или матери костариканцев;

2) ребенок от отца или матери костариканцев по рождению, родившийся за границей, если он зарегистрирован в таком качестве в органах регистрации актов гражданского состояния по желанию костариканского родителя, пока он несовершеннолетний, или по собственному желанию до исполнения двадцати пяти лет;

3) ребенок от родителей иностранцев, родившийся в Коста-Рике и зарегистрированный как костариканец по желанию кого-либо из его родителей, пока он несовершеннолетний, или по собственному желанию до достижения двадцати пяти лет;

4) ребенок неизвестных родителей, найденный в Коста-Рике.

Статья 14. Натурализованными костариканцами являются:

1) те, кто приобрел этот статус в силу законов, изданных ранее;

2) граждане других стран Центральной Америки отличающиеся хорошим поведением и прожившие не менее одного года в Республике, заявившие в органах регистрации актов гражданского состояния о своем решении стать костариканцами;

3) испанцы или ибероамериканцы по рождению, получившие соответствующие удостоверения в органах регистрации актов гражданского состояния, при условии, что они прожили в стране в течение двух лет, предшествующих их просьбе;

4) граждане стран Центральной Америки, испанцы и ибероамериканцы, не являющиеся костариканцами по рождению, а также прочие иностранцы, домицилированные в Коста-Рике

не менее пяти лет, непосредственно предшествовавших их просьбе о натурализации, в соответствии с требованиями, указанными законами;

5) женщина иностранка, которая, вступив в брак с костариканцем, утратила свое гражданство или заявила о своем желании стать костариканкой;

6) все те, кто получит почетное гражданство от Законодательного собрания.

Статья 15. Лицо, обращающееся с просьбой о натурализации, должно предварительно подтвердить свое хорошее поведение, удостоверить, что имеет специальность или известные средства существования, и обещать, что будет проживать в стране более или менее постоянно.

Необходимый для натурализации "домицилий" означает постоянное проживание и тесную связь с национальным обществом в соответствии с правилами, устанавливаемыми законом.

Статья 16. Костариканское гражданство теряется:

1) в силу принятия другого гражданства;

2) когда натурализованный костариканец добровольно покидает территорию страны более чем на шесть лет подряд, если он не докажет, что в это время он был связан со страной.

Статья 17. Утрата костариканского гражданства не распространяется ни на супруга, ни на детей. Приобретение гражданства распространяется на малолетних детей в соответствии с правилами, установленными законом.

Статья 18. Костариканцы обязаны соблюдать Конституцию и законы, служить Родине, защищать ее и участвовать в государственных расходах.

ЧАСТЬ III

ИНОСТРАНЦЫ

Глава единственная

Статья 19. Иностранцы имеют те же личные и социальные права и обязанности, что и костариканцы, за исключением и с ограничениями, устанавливаемыми настоящей Конституцией и законами.

Они не могут принимать участие в политической жизни страны, подчиняются юрисдикции судов и властям Республики и не могут прибегать к дипломатической защите кроме случаев, предусмотренных международными соглашениями.

ЧАСТЬ IV

ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ГАРАНТИИ

Глава единственная

Статья 20. Все люди свободны в Республике; не может быть рабом человек, находящийся под защитой ее законов.

Статья 21. Жизнь человека неприкосновенна.

Статья 22. Каждый костариканец может переезжать и жить в любом месте Республики, а также за ее пределами, если только он не привлечен к ответственности, и возвращаться на родину, когда он сочтет это желательным.

Нельзя предъявлять костариканцам условия, препятствующие возвращению на родину.

Статья 23. Жилище и все другие частные помещения граждан Республики неприкосновенны. Однако они могут подвергаться обыску с соблюдением условий, предписанных законом, на основании письменного приказа соответствующего судьи или для того, чтобы помешать совершению или безнаказанности преступления, или чтобы избежать серьезного ущерба для людей или для собственности.

Статья 24. Частные документы и право письменного и устного общения жителей Республики неприкосновенны. Однако закон устанавливает случаи, когда суды могут подвергнуть секвестру, регистрации или просмотру частные документы, когда это совершенно необходимо для выяснения вопросов, направленных на их рассмотрение.

Равным образом закон установит случаи, когда компетентные должностные лица вправе проверять бухгалтерские книги и связанные с ними материалы в качестве необходимой меры в целях налогообложения.

Ссылки на изъятую корреспонденцию любого рода не могут иметь юридической силы.

Статья 25. Жители Республики имеют право объединиться с законными целями. Никого нельзя заставить войти в какое-либо объединение.

Статья 26. Все имеют право собираться мирно, без оружия как для личных дел, так и для обсуждения политических вопросов и рассмотрения общественного поведения должностных лиц.

Для собраний в частных помещениях не требуется предварительного разрешения.

Собрания в общественных местах регламентируются законом.

Статья 27. Гарантируется свобода петиций как индивидуальных, так и коллективных на имя любого должностного лица или официального учреждения, а также право получения незамедлительного ответа на петицию.

Статья 28. Никто не может быть обеспокоен или преследуем за изложение взглядов или за действия, не нарушающие закона.

Частные действия, не подрывающие морали или публичного порядка и не наносящие ущерба третьему лицу, свободны от вмешательства закона.

Однако священники или светские лица не могут ни в какой форме вести политическую пропаганду, основывая ее на религиозных мотивах или используя для этого те или иные религиозные верования.

Статья 29. Все имеют право распространять свои взгляды в устной или письменной форме, а также публиковать их без предварительной цензуры, однако несут ответственность в случаях и в порядке, установленных законом, за злоупотребления, которые могут совершить, пользуясь этим правом.

Статья 30. Гарантируется свободный доступ в административные учреждения для информации по вопросам общественного значения.

Исключение составляют государственные тайны.

Статья 31. Территория Коста-Рики будет служить убежищем для всех преследуемых за политические убеждения. Если на законном основании принимается решение об изгнании преследуемого лица из Коста-Рики, оно никогда не может быть направлено в страну, где подвергалось преследованию.

Выдача преступников регулируется законом или международными договорами и никогда не распространяется на политические или связанные с ними преступления в соответствии с тем, как этот вопрос квалифицируется костариканскими законами.

Статья 32. Костариканцы не могут быть понуждаемы покинуть национальную территорию.

Статья ЗЗ. Все люди равны перед законом.

Статья 34. Ни один закон не имеет обратной силы во вред какому-либо лицу, или его приобретенным имущественным правам, или его сложившемуся юридическому положению.

Статья 35. Никто не может быть судим комиссией, судом или судьей, специально назначенными для данного дела, а лишь исключительно судами, созданными в соответствии с настоящей Конституцией.

Статья 36. При рассмотрении уголовных дел никто не обязан давать показания против самого себя, своей супруги, предков, потомков или родственников по боковой линии до третьего колена включительно по крови или свойству.

Статья 37. Никто не может быть задержан без подтвержденных доказательств совершения им преступления, а также без письменного распоряжения судьи или органов, обеспечивающих публичный порядок, за исключением случаев, когда речь идет о беглецах или преступниках, задержанных на месте преступления. Однако во всех случаях задержанный должен быть передан соответствующему судье в течение строго соблюдаемого срока в двадцать четыре часа.

Статья 38. Никто не может быть заключен в тюрьму за долги.

Статья 39. Никто не может отбывать наказание иначе, как за преступление, правонарушение или проступок, предусмотренные ранее принятым законом, и в силу окончательного приговора, вынесенного компетентными властями, при этом с предоставлением подсудимому возможности защиты и при обязательном условии, что виновность его доказана.

Не представляют собой нарушения данной статьи или двух предыдущих статей меры судебного исполнения в гражданских делах и в вопросах труда, а также арест в случаях неплатежеспособности, банкротства или укрывательства.

Статья 40. Никто не может быть подвергнут жестокому или унизительному обращению, ни пожизненному наказанию, ни конфискации. Любое показание, полученное путем применения насилия, будет считаться недействительным.

Статья 41. Лицо, прибегающее к покровительству законов, должно получить удовлетворение за оскорбление или ущерб, который был нанесен ему лично, его собственности или его моральным интересам. Правосудие должно совершаться быстро, полно, безотказно и в строгом соответствии с законами.

Статья 42. Один и тот же судья не может участвовать в различных инстанциях в рассмотрении одного и того же дела. Никто не может быть судим более одного раза за одно и то же наказуемое деяние.

Запрещается вновь возбуждать уголовные дела по истечении срока давности, а также судебные дела, по которым уже вынесены приговоры, за исключением случаев, когда речь идет о пересмотре приговора.

Статья 43. Всякий имеет право решать свои имущественные споры через посредство арбитров, даже в случаях неоконченного гражданского процесса.

Статья 44. Для того чтобы изоляция какого-либо лица превысила сорок восемь часов, требуется судебный приказ; причем изоляция может длиться не более десяти дней подряд и ни в коем случае не может мешать судебному контролю.

Статья 45. Собственность неприкосновенна; никого нельзя лишить его собственности, кроме как в публичных интересах, официально подтвержденных, и с предварительной компенсацией в соответствии с законом. В случае войны или внутренних беспорядков предварительная выплата компенсации не обязательна. Однако соответствующая выплата должна быть произведена не позднее двух лет после окончания чрезвычайного положения.

По мотивам общественной необходимости Законодательное собрание может, большинством двух третей своих членов налагать на собственность ограничения в общественных интересах.

Статья 46. Запрещаются монополии частного характера и всякий акт, хотя бы и вытекающий из закона, но ставящий под угрозу или нарушающий свободу торговли, сельского хозяйства и промышленности.

Действия Государства, направленные на то, чтобы помешать любой монополистической практике или тенденции, предпринимаются в общественных интересах.

Предприятия, фактически превратившиеся в монополии, должны подчиняться специальному законодательству.

Для установления новых монополий в пользу Государства или муниципалитетов требуется их одобрение двумя третями голосов всех членов Законодательного собрания.

Статья 47. Любой автор, изобретатель, предприниматель или коммерсант в течение определенного времени пользуется исключительным правом собственности на свой труд, изобретение, торговую марку или торговый знак в соответствии с законом.

Статья 48. Любое лицо, считающее, что его незаконно лишили свободы, имеет право прибегать к habeas corpus. Это обращение рассматривается только Верховным судом, и он решает вопрос о вызове пострадавшего, чему не может помешать ссылка на должное подчинение или другие мотивы.