uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6




Министерство просвещения молодежи и спорта

Республики Молдова


Главное управление воспитания, науки,

молодежи и спорта

примэрии муниципия Кишинев


Лицей имени Дмитрия Кантемира


Методическая работа по теме:


Инфрмационные технологии

на уроке истории.


Автор Хоменская В.Ф.

I дидактическая степень,


Кишинев, 2006 год


План.


  1. Введение: актуальность использования компьютера на уроках истории. Стр. 1 – 2.

    1. Цели исследования. Стр. 1

    2. Субъекты исследования. Стр. 1 – 2

  2. Обоснование работы с компьютером, как основной формы работы на уроках истории. Стр. 2 – 25

    1. Характеристика информационного общества. Стр. 2 -5

    2. Использование информационных технологий в западных странах. Стр. 5 – 9

    3. Компьютер как средство конструирования среды учебного процесса. Стр. 9 – 11

    4. Классификация ПОУН. Стр. 11 – 16

    5. Характеристика мультимедийной продукции. Стр. 16 – 18

    6. Проектирование урока. Стр. 18 – 25

  3. Применение компьютера на уроках истории в собственной педагогической деятельности. Стр. 25 – 50

    1. Обоснование работы в Power Point. Типы презентаций. Стр. 25 – 30

    2. Формы и методы работы при использовании компьютера на уроках истории. Стр. 30 – 50

    1. Интерактивные методы обучения. Стр. 30 – 33

    2. Модульно – блочная система. Стр. 33 – 37

    3. Работа с картографическими материалами. Стр. 37 – 47

    4. Использование схем и таблиц на уроках истории с применением компьютера. Стр. 47 – 50

  1. Итоги, анализ исследования. Стр. 50 – 54

  2. Выводы. Закономерности. Стр. 54 – 56

  3. Предложения для практического применения. Стр. 56 – 61.

  4. Литература.




  1. Введение: актуальность использования компьютера на уроках истории.


1. Цели исследования.


На современном этапе один из главных вопросов образования, которые обсуждаются на всем постсоветском пространстве в различных периодических изданиях, средствах массовой информации, Интернете, практически на всех "около технологических" конференциях звучит приблизительно одинаково: "Внедрять или не внедрять? Быть или не быть компьютеризации образования»? У компьютеризации много противников и сторонников. Несколько лет я занимаюсь проблемой внедрения информационных технологий в школе, на уроках и во внеурочной деятельности. В своей работе я попытаюсь ответить на вопросы, которые волнуют общество:

  • Кому и зачем нужна информатизация образования?

  • Изменит ли информатизация качество и содержание образования и воспитания?

  • Внедрение информационных технологий в образование – мода или насущная необходимость?

  • Зачем учителю и ученику компьютер на уроке?

  • Каковы возможности применения компьютера на уроке?

  • Изменит ли компьютер методы и приемы обучения?

  • Заменит ли компьютер «живое слово» учителя?

Именно эти вопросы и есть цели моего исследования.


2. Субъекты исследования.


Термин "информация" в настоящее время исключительно популярен. Если не пытаться дать ему четкое определение, а применять в общепринятом бытовом смысле, мы действительно входим в "информационную эпоху". В советской школе материалистической философии сформировалось представление об информации как некоей третьей (вместе с веществом и энергией) форме проявления материального мира, отражающей изменчивость материи. Не углубляясь во внутри философские проблемы, воспользуемся таким подходом, не очень отличающимся от подходов других школ1.


1 В. Б. Кравченко. Информация - объект или субъекты исследования? Тезисы доклада на заседании Межведомственного междисциплинарного семинара по научным проблемам информационной безопасности 13 декабря 2001 г.// http://galactic.org.ua/Prostranstv/pr_kiber7.htm

Информация по Винеру – это приращение знания, изменение модели окружающего мира, возникающее в процессе взаимодействия самоуправляющейся системы с окружающей средой. Назовем ее "информация воздействия"2. Самоуправляющаяся система – субъект – всегда включает в себя в какой-то форме модель внешнего мира – "знание". Субъектом может быть человек, коллектив, организация, государство, в пределе - все человечество. В моей работе субъектами исследований выступают ученики, индивиды и коллективы, родители и учителя. Объектом является само информационное поле и порожденные им информационные технологии. Таким образом, предметом исследования является влияние объекта на субъекты, воздействие внешней среды на самоуправляющуюся систему, которое приводит к изменению модели – к приращению знания.


II. Обоснование работы с компьютером, как основной формы работы на уроках истории.


1. Характеристика информационного общества.


Различные аспекты кризиса образования, который наблюдается в неравной мере во всех странах мира, во многом связаны с рассогласованием в обществе, основанном до сих пор на принципах переработки материальных ресурсов эпохи становления индустриальной среды. Между тем как на смену должны прийти принципы деятельности сегодняшнего цивилизованного общества, базирующегося на новейших информационных технологиях3. Сегодня информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия. Рост количества информации превышает возможности существующих средств обработки, передачи, хранения и интегрирования. Особенно растет объем научных знаний. Общая сумма человеческих знаний к 1800 году удваивалась каждые 50 лет, к 1950 году - каждые 10 лет, к 1970 году - каждые 5 лет, а к 2000 году - каждые 2 - 3 года4.


2 Н.Винер. Кибернетика. Сов. радио, 1958.// В. Б. Кравченко. Информация - объект или субъекты исследования? Тезисы доклада на заседании Межведомственного междисциплинарного семинара по научным проблемам информационной безопасности 13 декабря 2001 г.// http://galactic.org.ua/Prostranstv/pr_kiber7.htm

3Ахметзянов А. Информационные ресурсы и образование // Высшее образование в России. - 1996. - N 2. - С. 34-37

[4]. Свифт Дж. Путешествие Лемюэля Гулливера. - М.: Правда, 1979. – стр. 303.


Под влиянием процесса информатизации складывается новая структура - информационное общество. Оно характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими доступ к информации и производство информационных ресурсов, процессами ускоренной автоматизации и роботизации всех отраслей производства и управления, радикальными изменениями социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности[5]Распространилось потребление новых медиа таких, как видео, спутниковые каналы и телекоммуникационная технология. В целом возросло число медиа-технологий, при этом старые формы медиа соединились с использованием микрокомпьютеров. Изображение, звук и текст объединились, аудиовизуальная культура стала частью повседневной жизни. Активное внедрение технологий информатизации общества не могло не коснуться и системы образования. Использование достижений современных информационных технологий в учебном процессе открывает обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дает совершенно новые возможности для творчества и повышает эффективность самостоятельной работы.

Эти факторы способствуют образованию новой информационной структуры - обучающей среды, которая характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми средствами представления и доставки информации потребителю, специализированными технологиями и средствами организации процесса обучения и контроля знаний учащихся, централизацией учебно-методического и лабораторного оснащения. Обеспечение сферы образования теорией и практикой разработки и использования информационных технологий является одним из важнейших направлений информатизации современного общества [6]

Современный "Психолого-педагогический словарь" определяет медиаобразование как "направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной


[5]. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. - 1998. - N 2. – стр. 5-13.

[6]Тенденции развития образования в современном информационном обществе. Кречетников К.Г.//Пермский виртуальный августовский интернет-педсовет http://pedsovet.perm.ru/sections/doc_view.php?did=288

информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий". Другими словами обучить подрастающее поколение компьютерной грамотности.

Так что же такое компьютерная гра­мотность и как овладеть ею? В учебном пособии по информатике, победившем на конкурсе 1987 г.[7], толкование компьютерной грамотности было дано не столько из тех­нических, сколько из дидактических сообра­жений и определялось как умение читать и писать, считать и рисовать, искать ин­формацию и работать с помощью ЭВМ. Это актуально и сейчас. Следующий уровень компьютерной гра­мотности связан с умениями искать, на­капливать и перерабатывать в ЭВМ инфор­мацию самого различного рода — в форме таблиц, рисунков, чертежей и различных описаний, оформлять их в виде текстов, передавать по сети ЭВМ, находить и по­лучать их из различных источников, систематизировать, вновь перерабатывать и ис­пользовать для решения различных прак­тических задач. Эти умения и образуют то, что было названо инфор­мационной культурой.

  1. Можно выделить три взаимосвязанные между собой области применения информационных технологий в сфере образования: в рамках аудиторных занятий, электронные библиотеки, Интернет[8]. В таком расширенном понимании инфор­мационная культура естественно соеди­няется с обычным пониманием общечело­веческой культуры. И разница только в том, что новая информационная культура связывается с использованием новейшей информационной и ВТ и средств обра­ботки данных на ЭВМ, позволяющих хра­нить большие объемы информации и про­водить логически осмысленную обработ­ку ее.

Современный этап применения компьютерной технологии обучения в учебном процессе заключается в использовании компьютера как средства обучения не эпизодически, а систематически с первого до последнего занятия при любом виде обучения. Поэтому представляется интересным сделать подробный анализ использования информационных технологий для целей образования именно в развитых зарубежных странах.


[7] (В. А. Каймин. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре. Педагогика, 4-1990, с70).

[8]. Тенденции развития образования в современном информационном обществе. Кречетников К.Г.// Пермский виртуальный августовский интернет-педсовет http://pedsovet.perm.ru/sections/doc_view.php?did=288


2. Использование информационных технологий в западных странах.


В 60—70-е гг. по инициативе ЮНЕСКО в различных государствах начали созда­ваться национальные центры педагогиче­ской документации и информации. Наряду с информационной деятельностью отдельные центры принимают участие в ор­ганизации и проведении педагогических ис­следований, разработке учебных и аудиови­зуальных средств обучения, подготовке и пе­реподготовке учителей, школьных библиоте­карей и информационных работников, вы­полняют функции библиотек. Еще 10—15 лет назад работа с компью­тером требовала квалификации програм­миста, что и приводило к обязательному включению соответствующего компонента в состав компьютерной культуры. Ныне, когда созданы и широко распространены персональные ЭВМ, рабо­та с которыми не требует основательной программистской подготовки, в содержа­нии компьютерной культуры произошли определенные измене­ния, изъятия, увеличилась доступность ее усвоения. Широкое внедрение персонального компьютера позво­ляет без основательных знаний и умений в области программирования обеспечить лю­бого человека индивидуальными средства­ми для решения сложных задач различ­ного предметного содержания[9].

Начиная с 60-х годов в ведущих странах мира (Великобритания, США, Канада, Австралия, Франция и др.) начали делать особую ставку на медиа образование, призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиа культуры, освоить язык средств массовой информации, научиться анализировать так называемые медиа тексты. Так, в канадской провинции Онтарио с 1987 года медиа образование стало обязательным предметом в 5 тысячах средних школ (7 - 12 классы), в Австралии с 1990 года эта дисциплина изучается с 1 по 12 класс (и даже в детских садах) В отличие от собственно медиакультуры медиаобразование в США поначалу развивалось не столь интенсивно, как, к примеру, во Франции или Канаде, однако к 90-м годам уже можно было говорить о сложившейся системе американского медиаобразования, которая с помощью сайтов сети Интернет, публикаций, конференций оказывает влияние и на другие страны. В США активно действует несколько крупных ассоциаций медиаобразования: Центр медиаобразования (Center for Media Education) в Вашингтоне,


9 Тенденции развития образования в современном информационном обществе. Кречетников К.Г.//Пермский виртуальный августовский интернет-педсовет http://pedsovet.perm.ru/sections/doc_view.php?did=288


Центр медиаграмотности (Center for Media Literacy) в Лос-Анджелесе, движение "Граждане за медиаграмотность" (Citizens for Media Literacy) в Северной Каролине и многие другие.

Рост авторитета медиаобразования привел к тому, что в 90-х годах 12 штатов США включили в свои образовательные стандарты разделы по медиаобразованию и медиаграмотности. В образовательных учреждениях США получили широкое распространение мастер-классы - специальным образом оборудованные учебные классы (аудитории) с широким диапазоном технологических возможностей.

Учитель мастер-класса имеет доступ к текстовой и мультимедийной базе данных в реальном масштабе времени, к программному обеспечению учебного курса, к средствам программного обеспечения всех видов, к обслуживанию в режиме Оn-line, к электронной почте – к любым ресурсам, доступным через подсоединение к местным региональным сетям, к сети Интернет, к национальной научной и образовательной сети (NREN). Таким образом, реальная сила мастер-класса заключается в его возможности обеспечения интерактивной многофункциональной информационной системы.

Если говорить об уровне компьютеризации в образовательных учреждениях США, то в среднем три из четырех общих классных комнат имеют, по крайней мере, один компьютер, предназначенный для группового использования, восемь из десяти образовательных учреждений имеют локальную вычислительную сеть, 54% всех классных комнат соединены с локальной вычислительной сетью.

Ярким примером комплексного использования информационных технологий в образовании является создание Кибершколы в штате Орегон США, использующей технологию интерактивного обучения. Интерактивные технологии способствуют появлению нового типа потребителей образовательных услуг. Интерактивное обучение как модель будущего позволяет людям научиться взаимодействовать на расстоянии независимо от языковых, религиозных, социальных отличий10

Американские исследователи отмечают, что образование, полученное с использованием информационных технологий, гораздо более объемно, оно дает возможность понять принцип или концепцию, почувствовать взаимосвязь различных концепций, учит анализировать ситуации и проблемы. Компьютерные


[10]. Тенденции развития образования в современном информационном обществе. Кречетников К.Г.//Пермский виртуальный августовский интернет-педсовет http://pedsovet.perm.ru/sections/doc_view.php?did=288

учебные материалы требуют гораздо большей гибкости мышления и соответственно усилий для развития. Особого эффекта применение информационных технологий достигает при использовании методов активного обучения, а также тогда, когда учащийся находится во взаимодействии с товарищами по учёбе, в соревновании, в сотрудничестве.

Британская ассоциация поддержки образования (Besa - British Educational Suppliers Association) регулярно проводит ВETT-выставки. ВЕТТ по праву считается крупнейшей в мире выставкой, посвященной образовательным информационным технологиям. Причиной интереса к ВЕТТ является позиция правительства Великобритании по отношению к информационным технологиям в системе образования. в 1995 г. правительство включило использование информационных технологий при изучении различных дисциплин в качестве обязательного компонента в Национальный учебный план. К каждому учителю стали предъявляться требования владения навыками использования информационных технологий в учебном процессе. По данным международной статистики, в настоящее время около 30% учителей Великобритании применяют информационные технологии регулярно и достаточно эффективно для обучения. Число компьютеров в британских школах превысило 1 миллион.

Корпорация Intel в целях изучения потребительского спроса уполномочил организацию Angus Reid исследовать проблему использования компьютера для домашней работы канадскими учениками. Обзор проводился в семьях с детьми в возрасте от 12 до 17 лет. Согласно результатам исследования, эта возрастная группа третью часть домашних заданий и самостоятельной работы выполняет за компьютером. Более 80% канадских респондентов полагает, что компьютеры и современные технологии имеют положительное влияние на канадское образование. Компьютер был выбран как наиболее важное средство для качественного выполнения домашних заданий (52% респондентов выбрали для этой цели компьютер, 26% - выбрали калькулятор, 8% - энциклопедию и 6% - словарь).

Компьютеры всё больше проникают в школу. Доклад департамента торговли США сообщает, что среди детей в возрасте от 3 до 17 лет более 90% используют компьютер дома и/или в школе. Выделяются следующие виды компьютерного программного обеспечения, используемого в школе :

  • текстовые редакторы (95%);

  • обучающие программы (89%);

  • аналитические и информационные средства (87%);

  • системы программирования и операционные системы (84%);

  • игры и моделирование (81%);

  • графические средства и средства оперирования (81%).

Меня заинтересовали эти цифры, и я провела подобные исследования в своем лицее среди 5-х, 11-12 классов. Так я выяснила, что

  • Имеют компьютер дома:

    1. 5-е классы – 89%;

    2. 11-е классы – 72%;

    3. 12-e классы – около 70%;

примечание: все старшеклассники показали, что имеют постоянный доступ к компьютеру у родственников, на работе родителей или в Интернет-кафе.

  • Умеют применять различные программы для работы (в том числе и текстовые редакторы, и обучающие программы):

    1. 5-е классы – 28%

    2. 11-е классы – 92%

    3. 12-e классы – 97%

  • Используют компьютер для подготовки домашних заданий (в том числе системы программирования и операционные системы, графические средства):

    1. 5-е классы – 5%

    2. 11-е классы – 89%

    3. 12-e классы – 95%

  • Используют компьютер для игр – практически все классы показали почти 100%, при чем старшеклассники играют для отдыха и смены деятельности, а пятиклассники играют «потому, что интересно».

Таким образом, исследование показывает, что количество домашних компьютеров у младших школьников преобладает над количеством ПК у старшего звена. Это свидетельствует о том, что и дети, и родители понимают, что умение пользоваться компьютером необходимо для дальнейшей жизни и работы и считают, что учиться работать на ПК нужно с юных лет. Однако, исследования показывают, что умения и навыки работы с компьютером преобладают у 11-12 классов, что вполне естественно, так как в среднем звене в школьную программу включен такой предмет, как информатика. И практически все 100% опрашиваемых школьников в той или иной мере знакомы с компьютером через игры и владеют достаточными навыками работы в on-line[11]


[11]. Тенденции развития образования в современном информационном обществе. Кречетников К.Г.//Пермский виртуальный августовский интернет-педсовет http://pedsovet.perm.ru/sections/doc_view.php?did=288


3. Компьютер как средство конструирования среды учебного процесса.


Надо отметить, что с середины 80-х годов началось формирование новой среды обучения (информационной среды обучения), где принципиально новым элементом стал персональный компьютер, как индивидуальное средство обучения. Использование термина "информационная среда обучения" стало актуальным в связи с качественными изменениями в характере использования обществом информационной среды. В термин "информационная среда" автор данной работы вкладывает следующий смысл: это система средств общения с человеческим знанием, служащая как для хранения, систематизации и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для ее передачи, переработки и обогащения.

Применение компьютера изменяет отношение к образованию, которое из "стартового толчка" все больше превращается в регулярное занятие человека. Выше уже сказано, что практически все развитые страны активно разрабатывают и поддерживают компьютерную технологию обучения. Это вызвано, во-первых, тем, что обучение без применения информационных технологий не прогрессивно, и, во-вторых, тем, что резко возрос объем информации, необходимой обучаемому.[12] При этом уровень развития высоких технологий увеличивает степень опосредованности общения преподавателя с учащимися через компьютер.

Подобное в истории развития педагогической практики наблюдалось, когда появился учебник. Начиная с Яна Коменского, учебник является одним из средств конструирования среды учебного процесса. В.П. Беспалько пишет: "Ян Коменский еще не решается полностью отделить книгу от учителя и рассматривает ее лишь как мощный инструмент в его руках, а не как автономное средство ведения учебного процесса"[13]. М.Н. Скаткин пишет: "в учебнике в той или иной мере запрограммирована и методика обучения: в этом смысле учебник представляет собой своеобразный сценарий (прообраз, проект) предстоящей деятельности обучения"[14].


[12] Кривошеев А.О. Программное обеспечение учебного назначения и компьютерная технология обучения. http://www.riis.ru/PS/Publ_www/Kriv/PROBUN.htm

[13]. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М., 1988. С. 11.// http://www.aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2001/ovcharov.html#_ftn2

[14] Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). (М., 1986. -30с.) // http://ppf.uni.udm.ru/science/programm.rtf.doc


В.П. Беспалько в указанной выше работе систематизирует эти взгляды: учебник рассматривается как средство, с помощью которого моделируются основные свойства системы, а затем, соответственно модели реализуются как определенный педагогический процесс. Имеются и используются другие способы моделирования педагогических систем: учебная программа, методическое пособие учителю, сборник различных дидактических материалов и т.п..

Учебник доступен не только учителю, но и обучаемому, который самостоятельно пользуется представленной методической концепцией. Роль учителя в реализации этой концепции очень велика, поскольку вербальная форма представления знаний для большей части учебника является вторичной, и учитель нужен для того, чтобы обеспечить их преобразование в форму, соответствующую концепции учебника. В то же время определенная часть материала учебника, при чтении, оказывает прямое воздействие на обучаемого. Например, такими материалами являются исторические справки, интересные факты, вставленные в текст учебника, или иллюстрации.

Появление компьютера породило новое информационное поле - поле программных продуктов. На сегодняшний день обучающие программы поддерживают следующие формы (или их совокупность) организации учебного процесса:

  • предъявление обучаемому учебного материала и вопросов, на которые он должен дать ответы (традиционный дидактический подход);

  • предъявление заданий в учебной среде (возможно игровой), в которой обучаемый должен достичь заданных целей путем планирования и выполнения некоторых действий;

  • предъявление заданий, требующих от обучаемого воспроизведения последовательности рассуждений, или "сборки" правильного результата на основе знаний, предоставленных системой (интеллектуальные системы поддержки рассуждений учащихся);

  • выдачи ответов обучаемому на формируемые им вопросы[15].

В Национальном докладе Российской Федерации, представленном на II Международном конгрессе ЮНЕСКО, под технологией обучения понимается способ реализации содержания обучения. Содержания обучения, которое предусмотрено


[15]А.В. Овчаров «Компьютерная информационная среда обучения», Барнаульский государственный педуниверситет, Барнаул // http://www.aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2001/ovcharov.html#_ftn2


учебными программами, представляет собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение поставленных дидактических целей[16].

"Компьютерная технология обучения представляет собой технологию обучения, основанную на принципах информатики и реализуемую с помощью компьютеров"[17].

Главной отличительной особенностью компьютерной технологии обучения от традиционной системы является то, что компьютер применяется в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения, применение которого кардинально меняет систему форм и методов преподавания. Следовательно, требуется программное обеспечение для развития компьютерной технологии. Кривошеев А.О. так определяет этот термин: «под программным обеспечением учебного назначения (ПОУН) будем понимать компьютерную программу многократного применения, специально разработанную или адаптированную для реализации педагогической функции учения или обучения при взаимодействии с обучаемым»[18].

В качестве синонимов этого термина используются следующие:

  • программные средства учебного назначения,

  • компьютерные обучающие программы,

  • компьютерные программы учебного назначения,

  • компьютерные программы педагогического назначения и др.

Суть данного термина заключается в том, что программы этого типа четко ориентированы на компьютерную поддержку процесса получения информации и формирования знаний в какой-либо области, закрепления навыков, умений, контроля или тестирования. Это ее основное отличие от программ, облегчающих создание и эксплуатацию самих обучающих программ (инструментальных систем, сред и пакетов).


4. Классификация ПОУН


В литературе по компьютерным средствам обучения используется большое количество терминов, характеризующих типы программ учебного (в некоторых публикациях -

[16]. Политика в области образования и новые информационные технологии: Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика" // Информатика и образование. 1996. © 5. С. 1-20.

[17]. Компьютерная технология обучения: Словарь-справочник. Под ред. В.И. Гриценко, А.М. Довгялло, А.Я. Савельева. Киев, 1992.

[18]. Кривошеев А.О. Проблемы оценки качества программных средств учебного назначения // Сборник докладов первого научно-практического семинара "Оценка качества программных средств учебного назначения". М., 1995. С. 5-12.

педагогического) назначения. При этом часто разные авторы вкладывают в один и тот же термин различный смысл или, наоборот, однотипные программы характеризуются разными терминами. В настоящее время существует много компьютерных программ, разработанных для совершенствования и поддержки учебного процесса.

В соответствии с двумя основными видами познавательной деятельности (учение или обучение), выделяемыми психологами, обучающие средства подразделяют на два больших класса – учебные среды и обучающие программы.

Глобальная педагогическая цель учебных сред – развитие творческих способностей обучаемого путем создания благоприятной среды, исследуя которую обучаемый приобретает нужные знания, а практическая задача - тренинг в решении задач определенного класса. Обучающая программа должна обеспечить реализацию следующих педагогических целей:

  • демонстрацию учебного материала;

  • тренинг в определенной области;

  • тестирование и диагностику для контроля над ходом процесса обучения;

  • собственно обучение.

Четко очерченной границы, с точки зрения выполняемых методических функций, между учебными средами и обучающими программами нет. Единственное различие между обучающими средствами этих классов – отсутствие контроля фискального типа в учебных средах и наличие его в обучающих программах. В перспективе данная компонента все равно будет присутствовать и в тех, и в других.

Поле программных продуктов дает возможность организовать интеллектуальную компьютерную информационную среду, которая позволяет изменить обеспечение учебного процесса. Обучение при любых его формах становится более интерактивным. "Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта"[19].

В традиционном обучении ведущий (преподаватель, учитель) играет роль "фильтра", пропускающего через себя учебную информацию, а в интерактивном - роль помощника в


[19]. Кларин М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. © 7. С.12. // www.aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2001/ovcharov.html#_ftn2


работе, одного из источников информации. В интерактивном обучении меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, а задача учителя – создать условия для их инициативы. В таком обучении учащиеся выступают не пассивными "обучаемыми", но полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт ведущего, который не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску.

В традиционной системе обучения учитель выступает в качестве носителя знаний и, следовательно, средства обучения. Он не только передает свои знания и активизирует все компоненты системы обучения, но и воспроизводит содержание обучения в доступном для восприятия виде, помогает систематизировать получаемую учеником информацию и внедрить ее в его личную систему знаний. Исходная информационная система сначала разлагается им на составляющие элементы и отношения, затем воссоздается в голове ученика.

Компьютерная информационная среда обучения содержит модели изучаемых знаний и является самостоятельным объектом обучения в варианте, возможном без участия учителя, реализуя парадигму: ученик – учебная среда – технологии. Поскольку здесь информационные объекты не могут рассчитывать на их активизацию и воспроизведение учителем, то и требования к ним должны предъявляться другие, чем в системе учитель – учебная среда - ученик:

  • во-первых, они должны быть доступными учащимся и соответствовать их уровню знаний и мышления;

  • во-вторых, они должны быть воспроизводимыми и соответственно представлять все системные связи и отношения;

  • в-третьих, они должны содержать максимально возможное количество средств самоактивизации.

В этом, очевидно, большое преимущество компьютерных средств обучения. Их средства управления и пользовательского интерфейса обязаны соответствовать уровню искусственного интеллекта, возлагая на себя часть функций учителя. Таким образом, печатные и компьютерные средства в системе обучения ученик – учебная среда – технологии должны соответствовать системному подходу.

Особые свойства компьютеров можно использовать для подкрепления процессов обучения по целому ряду параметров.

  1. Визуализация. Усиливая механизмы имитации, используя программы с графическим изображением, можно оказать поддержку обучаемым в визуальном представлении исключительно абстрактных процессов и процедур.

  2. Диагностика. Прослеживая работу обучаемых по различным этапам, родственным задачам, можно определить способность понимания ключевых концепций или овладения основными навыками.

  3. Исправление недостатков и восполнение пробелов. Проводя повторение по слабо усвоенным навыкам, можно сконцентрировать работу на тех областях, которые обучаемый, обучающий или программа диагностировали как требующие внимания.

  4. Осмысление. Давая обучаемым доступ к записям их прошлых работ, ответов сверстников, обучающих систем, с которыми они работали, а также предоставляя им средства для аннотации и организованной записи такой работы, можно содействовать систематическому осмыслению того, что они выучили, и своих процессов обучения.

  5. Поддержка памяти. Давая учащимся широкий доступ к их прошлой работе с компьютером и обеспечивая их соответствующими механизмами поиска, можно дать обучаемым веру в собственные силы, чтобы обеспечивать большую концентрацию на том, что они попытаются запомнить в то или иное время, поддерживая таким образом большую познавательную экономию со стороны обучаемого.

  6. Опора. Прослеживая успехи в обучении и поддерживая диалог человека или системы с обучаемым, можно динамически изменять уровень опоры, обеспечиваемой обучаемым.

  7. Создание гипотетических ситуаций. Давая возможность обучаемым создавать нереальные ситуации в имитационном моделировании или нарушать законы в символических системах суждений, обучаемые получают возможность исследовать фундаментальные принципы, на которых базируются формальные научные, математические и другие модели.

  8. Путешествие во времени. Способствуя "Путешествию во времени" можно помочь учащимся лучше понять себя, концентрируясь на основных вопросах хронологии и причинности.

  9. Автономия. Принимая точку зрения обучаемого при разработке учебных программ, можно дать ему больший контроль над степенью воздействия внешних факторов на процесс обучения.

  10. Ритм работы. Обеспечив "часы" на основе запланированной работы контингента обучаемых или соответствующего построения обучения, обучаемые получают возможность усилить мотивацию при последовательностях учебной деятельности на такие более длительные периоды времени, как семестры и годы.

  11. Групповая работа. Учащимся предоставляется возможность работать по группам и перенимать друг у друга навыки обучения более высокого порядка.  

  12. Интеграция знаний. Посредством хронологического подхода к разработке учебных компьютерных программ, преднамеренно включая соответствующие элементы избыточности средств и планируя использование обучаемыми поддержки памяти, обучаемому предоставляется возможность интегрировать различные знания, приобретенные в разное время.

Доступ. Включая различные вспомогательные элементы в процесс обучения, можно расширить доступ для тех, кто не в состоянии пользоваться традиционными способами обучения в классе из-за особых обстоятельств социального или физического характера. [20]

В работе Ю.Г. Коротенкова "Логическое место системы дистанционного обучения в общей системе образования и системах предметного обучения" рассматривается логическое место системы дистанционного обучения в общей системе образования: технологии дистанционного обучения являются составной частью компьютерной информационной среды обучения, которая добавляет к традиционной следующие возможности:

  • быстрый поиск материала (ключевые слова, тема и др.);

  • статистическая обработка, выбор определенной группы, комплекса и т.д.;

  • возможность вставок, замен, добавления графиков;

  • многократное тиражирование отдельных фрагментов;

  • расширение заданий, упражнений к различным разделам;

  • самостоятельная индивидуальная подготовка, проработка курса до лекций, вместо лекций, дополнительно к лекциям, дополнительные расчеты, модифицируемые при замене любого параметра, ситуации, требующие активного участия обучаемого;

  • построение открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся свободу выбора собственного пути самообучения;



[20]А.В. Овчаров «Компьютерная информационная среда обучения», Барнаульский государственный педуниверситет, Барнаул // http://www.aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2001/ovcharov.html#_ftn2

  • изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления;

  • переход от дисциплинарной модели образования к системной[21].


5. Характеристика мультимедийной продукции.


Тем не менее, проблема эффективного использования ПК в процессе преподавания остается чрезвычайно острой. За редким исключением машины используются для проведения уроков ОИВТ. Случаи регулярного применения ПК в преподавании общеобразовательных дисциплин крайне редки и связаны в основном с математикой и физикой, то есть теми науками, которые легче всего поддаются компьютерному моделированию. Кроме того, программисты имеют, как правило, достаточно хорошую подготовку по математике, что позволяет им создавать большое количество разнообразных обучающих программ.

С предметами гуманитарного цикла ситуация обстоит сложнее. Программного обеспечения (ПО), пригодного для систематического использования в процессе обучения, нет. В начале 90-х годов некоторые компьютерные фирмы, следуя за опытом западных разработчиков, начали выпуск энциклопедий на компакт дисках. При всем уважении к проделанной ими работе, можно с большой долей уверенности утверждать, что этот тип ПО для использования в школе не годится и может в лучшем случае найти применение в качестве источника для домашней подготовки учащихся. Причины этого лежат в следующем:

  • при всей своей простоте навигация по диску, поиск информации, особенно если она не связана между собой гиперссылками, может занять во время урока довольно много времени;

  • сама информация может не отвечать тем задачам, которые учитель ставит на уроке.

  • а также то, что не все школы имеют возможность подключения к Интернету. 

Учитывая эти проблемы, разработчики ПО начали создавать продукты, не имеющие аналогов в мире. К этой категории продуктов я могу отнести «Компьютерный учебник «История России XX век»  (КЛИО-СОФТ), «Компьютерный задачник «История Древнего Мира. Загадки Сфинкса». (МедиаХауз), «История. 5 класс» (Просвещение), «История мировых


[21]. Ю.Г. Коротенков (канд.физ.-мат.наук, с.н.с. ИОСО РАО, отд. Информатики) "Логическое место системы дистанционного обучения в общей системе образования и системах предметного обучения" // http://www.ioso.ru/distant/library/publication/Kor.htm

цивилизаций. Доиндустриальная эпоха» (Лаборатория мультимедиа ТюмГУ)», «Энциклопедия истории России. 862 - 1917 г.» (Просвещение) и другие (более 100 наименований CD-ROM только по истории и мировой культуре). Казалось появление Компьютерного учебника с его мультимедийными возможностями  должно приобщить к применению ПК на уроках десятки и сотни преподавателей истории. Тем не менее, этого не произошло. Если проанализировать некоторые CD-ROM, то можно объяснить такое положение целым рядом причин:

  • Большинство учителей, сталкиваясь с ПК, после первых восторгов, достаточно быстро охладевают к вычислительной технике и начинают рассуждать по принципу: «Зачем мне это надо? 20 лет работаю без компьютера и еще столько же проработаю!» Подобную позицию принято объяснять косностью и консерватизмом учительского корпуса. На самом деле проблема кроется в области психологии. Сталкиваясь с конкретной программой, преподаватель достаточно быстро начинает понимать, что без помощи преподавателя ОИВТ он работать не сможет, так как его знания ПК не позволяют чувствовать себя на уроке уверенно, не позволят моментально решить проблемы которые могут неожиданно возникнуть.

  • Другим недостатком некоторых дисков, таких, например, как «История XX века» и «История мировых цивилизаций. Доиндустриальная эпоха», является невозможность задавать произвольный  порядок подачи имеющегося материала каждым конкретным учителем, в зависимости от его целей и изменения, или дополнения материала учебника  с течением времени.

  • Серьезной проблемой для поурочного использования стала опять таки пресловутая проблема быстрой навигации – некоторые учебники выпущены на нескольких компакт-дисках, и постоянные просьбы сменить один диск в дисководе на другой быстро отбивают охоту ко всяким экспериментам на уроке.

Поэтому, с моей точки зрения, многие CD должны позиционироваться как ПО для домашней подготовки учащихся.

Некоторые программные продукты, например, «Загадки Сфинкса», при всех своих достоинствах и явной направленности на развитие пользователя, не учитывают возрастные особенности пятиклассников.

В силу всего вышесказанного встает вопрос – а для чего ПК может пригодиться гуманитарию на уроке? Ответ оказывается банально простым – если не рассматривать использование ПК как самоцель, а сам компьютер как заменителя преподавателя, то его нишей является сфера оптимизации труда учителя. При таком подходе ПК превращается в универсальное Техническое Средство Обучения (ТСО). Такое ТСО позволит упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Весь вопрос сводится к тому, чтобы найти ПО, которое бы отвечало потребностям учителя.

      Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.


6. Проектирование урока.


Одним из основополагающим моментом в использовании компьютера и ИКТ-технологий на уроке является проектирование самого урока.



следующая страница >>